Адаптивная технология обучения математике
статья по алгебре по теме

Смирнова Валентина Ивановна

Наиболее часто применяемая на уроках математики технология обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptivnaya_tehnologiya_obuch.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «средняя общеобразовательная школа №6»

г. Сосновый Бор Ленинградской области

АДАПТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

(статья)

                                      Разработана

                                                       учителем математики

                                          Смирновой В.И

Адаптивная технология обучения

Одной из современных технологий, предполагающих обеспечение условий индивидуального усвоения содержания образования, развития общеучебных умений и навыков у учащихся и познавательного интереса, является адаптивная система обучения.

 Цель технологии заключается в обучении приемам самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, приемам исследовательской деятельности, в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания и на этой основе  в формировании интеллекта школьника, в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся.

Основная сущность технологии заключается в одновременной работе учителя по:

  1. управлению самостоятельной работой всех учащихся;
  2. работе с отдельными школьниками – индивидуально;
  3. осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;
  4. максимальному включению всех в индивидуальную и самостоятельную работу.

Адаптивные системы - это системы, которые приспосабливаются к человеку, возрасту, полу, к психологическому и физическому состоянию учащихся.   Иными словами адаптивная система предполагает приспособление всех элементов педагогической системы:

  1. целей,
  2. содержание,
  3. методов, способов, средств обучения,
  4. форм организации познавательной деятельности учащихся,
  5. диагностики результатов –

В современных условиях образования объяснение нового материала во многом зависит от мастерства учителя. Он объясняет - учащиеся слушают, думают, усваивают. Все работают. Но вот начинается закрепление. Учитель ставит вопросы, вызывает ученика к доске или спрашивает с места. Что делают остальные? Они должны слушать одноклассников, но если к доске вызывут одного  или двух учеников, зачем слушать? Урок, как не старается учитель, остается низкоэффективным. Низкая контролируемость результатов очевидна, так как контроль осуществляет один  учитель. Трудность за трудностью наваливаются на учителя. Тетради проверяются, но ученика интересует только оценка. Как учить так, чтобы программу по предмету усвоил каждый ученик?

                                                       1

В адаптивной системе обучения учитель минимум времени работает со всеми учащимися класса, обучает их. На начало каждого урока на доске записан перечень номеров заданий. Какие-то задания решаются вместе, разбирая их решение на доске, при этом всегда более сильные ученики следят за решением и делают поправки, в процессе решения задаются теоретические вопросы по текущей теме. Но основное время в учебном процессе используется для самостоятельной работы учащихся. Учитель же в это время не просто наблюдает за самостоятельной работой учащихся, а работает с отдельными учащимися индивидуально. Для более успешного освоения данного материала можно использовать работу в статистических группах (вместе работают сидящие за одной партой).

В конце урока оцениваются достижения каждого ученика и  в процессе работы создается благоприятный психологический микроклимат : ошибки учащихся не выносятся на всеобщее рассмотрение, обсуждаются вполголоса, чтобы не слышали другие. Оценка успехов, достижений сообщается всему классу.

Всем этим обеспечивается разнообразие видов работ, возможности реализовать свои силы, утвердить себя, проявить инициативу, находчивость, гибкость мысли. При организации такой работы учитывается желание учащихся. Учитель выступает организатором, готовит соответствующие задания, привлекает к этой работе детей, а также активно включается сам в работу групп в разных качествах: участника, помощника, консультанта, арбитра и т.п.

В адаптивной технологии самостоятельная работа учащихся протекает одновременно с индивидуальной. Индивидуализация обучения направлена на развитие умений и навыков самостоятельной работы, умения добывать знания, решать проблемные ситуации, проявлять свое творчество при выполнении исследовательской работы, обобщать и делать выводы. Умение самостоятельно работать – это то, чему ученик должен научиться в школе. Контроль учителя, включенный в самостоятельную работу учащихся, ориентирован на помощь им в формировании умения работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, помогать товарищу при возникновении трудностей. Во время индивидуального контроля учитель оценивает творческую деятельность учащихся в момент ее проявления или по ее результатам.

В условиях адаптивной системы обучения можно сделать следующие выводы:

а) для традиционного урока характерно отсутствие активной деятельности учащихся, в основном идет фронтальная работа с классом. Опрос по очереди. Наблюдая уроки, мы видим лес рук, создается видимость активной работы всех. Но всех ли? В каждый момент отвечает один.

                                                                 2

б) Сравним с моделью урока в системе адаптивного обучения:.

главная задача - организовать самостоятельную работу учеников.

  1. Особое внимание следует уделить объяснению нового материала, максимально оптимизировав этот этап  работы:

        а) необходимый теоретический материал дается укрупненными блоками,

        б) используются средства наглядности,

        в) обучение учащихся грамотной фиксации новой информации,

        г) разбор учащихся типичных заданий.

  1. Закрепление и отработка материала. Этот этап работы строится как активная

самостоятельная деятельность учащихся. Происходит резкое увеличение времени на самостоятельную работу (до 30 минут).

  1. Используются такие приемы устной самостоятельной работы, как работа в парах .

Таким образом, каждый ученик, работая индивидуально, имеет возможность оценить свои возможности и работать над своими ошибками, тем самым не только достигает обязательного уровня обученности, но и в зависимости от познавательных интересов, саморазвиваясь может двигаться дальше. 

Литература:

  1. Гуцанович С.А., Радьков А.М. Тестирование в обучении математике: диагностико – дидактические основы. – М: Школа, 2002.
  2. Границкая А.С. Научить думать и действовать. – М: Просещение, 1991.
  3. Методическая работа в школе. – Волгоград: Учитель, 2005.

                                                                                         3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии обучения математике

 Игровые технологии обучения математике в старших классах Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Й. Хейзинга. Урок – одна из основных форм обучения. Суметь сделать его инт...

Технологии обучения математики. Кейс – метод.

Технологии обучения математики. Кейс – метод....

Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики.

Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики....

Статья "Технология обучения математики на основе деятельностного подхода"

В современной школе важнейшей задачей обучения становится уже не передача знаний, а приобретение умений, позволяющих самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследователь...

«Адаптивная технология обучения на уроках химии»

«Адаптивная технология обучения на  уроках химии»      Климова Полина Михайловна,Методист, учитель химии ГОУ ЦЛПДО...

Методическая разработка. Технология обучения математике учащихся 5-6 классов в рамках УМК "Математика. Сферы"

В данной методической разработке рассматривается технология использования всех средств УМК "Математика. Сферы". Особое внимание уделяется конструированию урока и контрольно-оценочной системе. Данная р...