Интегрированный урок "И в час пирушки"
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему

Девяткина Ольга Юрьевна

Конспкт интегрированного урока по математике, литературе и технологии для 6 класса. урок проводился на неделе предметов естественно-математического цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_v_chas_pirushki.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок «И в час пирушки»

(6 класс, математика, литература, технология)

Март 2012 год

Основные дидактические цели и задачи:

  1. углубление и расширение знаний по предметам;
  2. повышение учебной мотивации и познавательного интереса учащихся через нестандартный подход к обучению;
  3. интеллектуальное и творческое развитие учащихся, привитие интереса к литературе, математике и трудовой деятельности;
  4. повышение общей языковой и математической культуры как части общечеловеческой культуры;
  5. развитие коммуникативных и речевых умений, формирование толерантности и благоприятного психологического микроклимата.

Тип урока: интегрированный урок литературы, математики и технологии.

Технология: интегрированного обучения.

Оборудование:

  1. портреты,
  2. оборудование к технологической части урока,
  3. старинная поваренная книга,
  4. необходимые продукты.

Основные этапы урока:

1) Организационный момент:

Приветствие, вступительное слово учителя, сообщение темы и целей урока, психологическая подготовка к восприятию темы.

2) Актуализация, повторение и обобщение ранее изученных знаний:

Эвристическая беседа о А.С. Пушкине, как о знатоке и ценителе русской и зарубежной кухни с элементами изучения его творчества.

3) Рассказ о древнерусских единицах измерения и решение практической задачи перевода этих мер в современные;

4) Практическая работа по кулинарии с использованием рецепта старинной поваренной книги 1859 года.

5) Заключительный этап:

Заключение: после практической части урока организуется дегустация приготовленных блюд.

Подводятся итоги урока, выставляются оценки.

Ход урока

1) Организационный момент

2) Литературная часть урока

Учитель:

У нас с вами, ребята, сегодня очень необычный урок. И тема урока очень необычная. Мы назвали наш урок … “И в час пирушки”… Это слова из произведения нашего великого поэта А.С. Пушкина. У нас с вами сегодня интегрированный урок. Что это значит? Это не просто урок литературы, или урок математики, или урок труда. А все три, казалось бы, такие разные, такие непохожие уроки можно объединить, связав их с именем А.С. Пушкина. Мы с вами достаточно много говорили о Пушкине как о писателе, о поэте, историке. Читали его замечательные стихи, повести, пьесы. Говорили о нем, о его окружении, о его детстве, лицее, о тех людях, которые любили его, и которых любил он. Говорили о нем как о выдающемся явлении, как о гении, о творце. А вот сегодня мы с вами поговорим о Пушкине как о простом человеке. Что такое литература? Это вся наша жизнь. И великий Пушкин прежде всего, конечно же, человек. О чем конкретно будем говорить, подскажет название нашего урока. Так вот, что пили да ели во времена Пушкина? Что любил за столом сам поэт? Какую кухню он предпочитал: богатый, роскошный, затейливый, так называемый, барский стол или более простой, деревенский, крестьянский.

Только ли праздное любопытство вызывает этот вопрос? Ведь еда – важнейшая часть общей культуры человечества, которая к тому же отражает национальные особенности. Поэтому важно знать и эту сторону наших предков. Старые кулинарные книги говорят о том, что в оные времена у нас на Руси понимали толк в этом деле. Вот как писал неизвестный автор “Ручной книги русской опытной хозяйки” почти 200 лет тому назад, в начале 18 века: “Не порицая ни немецкой, ни французской кухни, я думаю, что для всех нас во всех отношениях здоровее и полезнее все наше родное, русское, то, к чему мы привыкли, что извлечено опытом. В каждом доме должна быть кулинария отечества, кулинария родного края, кулинария своего рода и семьи”.

Для предков А.С. Пушкина – Ганнибалов и для семьи поэта ритуал приготовления и приема пищи был одним из главных в жизни. Секреты барской кухни передавали по наследству, а поварами служили специально обученные этому важному делу дворовые. Как правило, пища приготовлялась под неусыпным контролем хозяйки имения, иногда в особых случаях приготовлением отдельных блюд или напитков руководил барин. Чтобы удивить гостей каким-нибудь диковинным блюдом, его готовили по различным печатным или рукописным книгам. В доме предков Пушкина таких книг было несколько. Однако в те времена многие господа самых разных рангов с удовольствием сами сочиняли руководства, как готовить сладкое, вкусное, аппетитное из того, что дает человеку природа. Не избежал этой моды и один из сыновей арапа Петра Великого Петр Абрамович Ганнибал. Двоюродный дед А.С. Пушкина тоже сочинил для своего дома подобное руководство. Александр Сергеевич не раз бывал в гостях у двоюродного деда, с удовольствием вкушал яства его кухни.

Известно, что в семье родителей Пушкина были повара и поварихи из дворовых людей. Их отдавали в обучение к опытным мастерам своего дела, принадлежавшим другим помещикам. Родительский дом Пушкина был неважной школой гастрономии и поварского искусства. В лицее стол Пушкина был очень прост. Ежедневные супы да каши да компоты вызвали к жизни вот такие строки, очень ироничные:

Блажен муж, иже
Сидит к каше ближе.

Лицейскими блюдами Пушкин скорее развивал свой аппетит, чем его удовлетворял. Школьный режим позволял ему больше мечтать, чем пировать. В это время он воспевает “Чашу пунша круговую”. Но эта чаша не так часто пилась, как воспевалась. В мечтах юного поэта рисовались роскошные обеды и пиры. Он мечтал, что

… в светлой зале
Веселый круглый стол накрыт,
Дымятся щи, вино в бокале,
И щука в скатерти лежит

По окончании лицея юный поэт втянулся в светский круговорот. В этой суетной, но заманчивой для молодого человека жизни он узнал толк во многом, ранее ему не доступном, в том числе и в изысках богатого пиршественного стола. Об этом очень ярко он скажет в своем стихотворном романе “Евгений Онегин”. Евгений Онегин – молодой человек, литературный герой Пушкина, который принадлежал к тому же классу, что и сам поэт, поэтому пировать они могли за одним и тем же столом. Итак, Онегин

….в санки он садится.
“Пади, пади!” – раздался крик,
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Талон помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним ростбиф окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым и ананасом золотым.

После возвращения из ссылки из Одессы в село Михайловское Пушкин остается в доме с няней Ариной Родионовной. Она взяла на себя обязанности хозяйки и поварихи  – мастерица на все руки. Ее брашна и пития, ее настойки, пастила и варенье поразили друга Пушкина, Николая Языкова. Он даже воспел в стихах ее кулинарное искусство.

Свет Родионовна, забуду ли тебя?
Когда приветами сердечной доброты
Встречала ты меня, мне здравствовала ты,
Когда чрез длинный ряд полей под зноем лета,
Ходил я навещать изгнанника поэта.
Как сладостно твое святое хлебосольство
Наш баловало вкус и жажды своевольство.
С каким радушием – красою древних лет
Ты набирала нам затейливый обед:
Сама и водку нам, и брашна подавала,
И соты, и плоды, и вина уставляла
На милой тесноте старинного стола.

Чем же угощала нянюшка друзей в этот январский вечер?

В романе писателя Ивана Наживина так описывается этот обед: “Обняв своего друга, Пушкин повел его в столовую. Там все было так же скудно, просто и бедно, как и в остальных покоях. Но в то же время все было обжитое. С шутками и смехом приятели уселись за обильно уставленный деревенскими снедями стол, выпили по рюмке водки, закусили маринованными грибками и студнем и с аппетитом взялись за горячие душистые щи с жирной говядиной. После щей лакей подал румяного поросенка с ароматной кашей. Пущин достал запотевшую бутылку золотого вина. Это был подарок Пущина другу. Веселый выстрел – пробка летит в потолок, и золотое, холодное, как лед, вино заиграло в узеньких бокалах

Продуктовые запасы Михайловского были неисчерпаемы. Здесь было все, что требовалось хорошей кухне: куры, утки, гуси, индюшки, овцы, телята, коровы и пчелы. Молока, масла, сметаны, сливок, творогу было преизрядно. Река, озера изобиловали карасями, лещами, раками. О лесных грибах и ягодах: морошке, малине, чернике, смородине и говорить нечего. В памяти людей сохранилось, что поэт с большим удовольствием любил бродить по ближним лесам и собирать грибы. А сколько фруктов каждый год давал большой дедовский сад с его яблонями, сливами, вишнями, грушами!

Другой друг А.С. Пушкина Петр Вяземский рассказывает: “Он вовсе не был лакомка. Он даже, думаю, не ценил и не постигал тайн поваренного искусства, но под иные вещи он был ужасный прожора. Помню, как в дороге съел он почти одним духом двадцать персиков, купленных в Торжке. Моченым яблокам тоже доставалось от него нередко”.

Итак, ребята, мы вспомнили, чем был богат традиционный русский стол, а теперь остается что-нибудь отведать с этого стола. А попробуем мы сегодня любимое блюдо А.С. Пушкина – “блинцы молочные” с “брусничной водой”. Помните, когда Евгений Онегин первый раз приехал в гости к помещикам Лариным, там ему “несли на блюдечках варенье” и ставили “на столик вощаной кувшин с брусничной водой”. А после визита он насмешливо говорил:

“Боюсь брусничная вода
Мне не наделала б вреда”.

Итак, приступаем! “А где же взять рецепт?” – спросите вы.

Как приготовить блины подскажет сохранившаяся до наших дней “Книга русской опытной хозяйки К. Авдеевой, составленная из многолетних опытов и наблюдений 1859 года”.

Зачитать рецепт: “Взять 5 яиц и штоф молока, яйца смешать с молоком, положить туда три четверти фунта муки, немного соли, и из этого теста печь блины в русской печке, на угольях, но по нужде, можно печь на плите или очаге. Когда перепечешь все блины, обрезать края, и намазать каждый блин маслом, сложить вчетверо, скласть все вместе в форму и поставить пред обедом в печь. Такие блины можно приготовлять разными манерами”.

Трудность в том, что рецепт записан с использованием старых русских мер и нам придется их вспомнить, чтобы рассчитать необходимое количество продуктов.

Начнем с мер длины:

Древнейшими из русских мер являются локоть и сажень. Длина локтя считалась “от локтя до переднего сустава среднего перста”(ткань). 3 Локотя = 2 аршина. Первое упоминание о “сажени” встречается в 1017 г. В летописи киевского монаха Нестора. Сажень = 3 локтям.

Маховой саженью называлось расстояние между концами пальцев распростертых рук (удобно измерять обхват ствола дерева)

Косой саженью – расстояние от каблука левой ноги до конца пальцев поднятой вверх правой руки.

Аршин = 1,5 локтя

Пядь- расстояние от конца большого пальца до конца малого.

Для измерения небольших величин употреблялась длина сустава большого пальца – дюйм (такого размера была сказочная Дюймовочка).

Фут – (по-английски foot – ступня ноги) – средняя длина ступни человека.

Перейдем к  мерам веса:

Древнейшей русской весовой единицей считается пуд = 16 кг

(пудовые гири).

В одном из рассказов М.Горького в описании амбара кулака читаем: “На одном засове два замка – один другого пудовей (тяжелее)”

Фунт – (немецкое происхождение) 409 г.

Золотник – 4, 27 г (“мал золотник да дорог”)

О древних мерах емкости сведения до нас не дошли и судить о их величине трудно, известно, что основными мерами были бочка, ведро, штоф, шкалик.

Ведро = 10 штофам = 12 литров

Бочка = 40 ведрам

Мы решили несколько усложнить вам задачу. Для того, чтобы расшифровать рецепт и выяснить, какое же количество продуктов необходимо взять в пересчете на современную систему мер, вы должны применить некоторые математические знания.

Яиц – 5 штук

Молока – 1 штоф (1,2 литра) Ведро = 10 штофам=12 литров

Муки – 3/4 фунта (фунт 2 стакана)

Соли – 1 золотник (4,3 гр.)

Примеры для вычисления количества:

Молоко (л): -0,2*3,8+1,96

Мука (количество стаканов): (-23+249)*118

Соль (г): 12,915:(-6,3)+6,35

Мы с вами должны рассчитать количество ягод для “брусничной воды”:

1 фунт брусники истолочь в деревянной ступке, развести 1 штофом воды, процедить, выжать; взять сока 5 стаканов, всыпать сахар 1/2 фунта и вскипятить, при этом нужно добавить то, что придает особый вкус брусничной воде.

Отгадка в ответах данных примеров:

68, 35- 6,28*(7,4+1,6)

Ответ: 11,83

2) 0,05 * 20 + 0,125 * 0,16 + 4*1,8

Ответ: 8,22

Технологическая часть урока проходит под руководством учителя технологии. В этой части урока учитель обучает детей технологии приготовления теста и выпечки блинов, используя старинный рецепт, учит пользоваться электрическими приборами, соблюдая технику безопасности.

5) Заключительная часть урока. После практической части урока организуется дегустация приготовленных блюд.

Подводятся итоги урока, выставляются оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам".

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (конспект и презентация)....

Фрагмент интегрированного урока «Мотивирующий импульс технологии интегрированного обучения на уроках английского языка и физической культуры»

Фрагмент бинарного внеурочного мероприятия, был подготовленн для регионального семина учителей инностранного языка...