Рабочая программа по алгебре для 7 класса (А.Г. Мордкович)
рабочая программа (алгебра, 7 класс) по теме

Герасина Наталья Александровна

<p>Пояснительная записка + тематическое планирование к учебнику А.Г. Мордковича "Алгебра. 7 класс" (7 класс)</p><p>Рабочая программа расчитана на 105 часов в год, 3 часа в неделю.</p>

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algebra7.doc306.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрен                        Согласовано                                Утверждаю

на заседании                        зам. директора                        директор МОУГ №1

кафедры (МО)                по УВР __________                        ________________

учителей                                                                А.В. Пономарёв

Протокол №____                «__» ____________ 20__ г.                «__» ____________ 20__ г.

от «__» ______ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по _______________________________________________________

составлена на основе примерной программы и

программы _______________________________________________

в соответствии с федеральным компонентом государственного

стандарта общего образования в контексте модернизации

российского образования

Наименование ОУ: ________________________________________________

Предмет: _________________________________________________________

Учебный год: _____________________________________________________

Классы: __________________________________________________________

Учитель: _________________________________________________________

Количество часов: всего за год _____ час.; в неделю ______час.

Практических работ: _______________________________________________

Лабораторных работ: _______________________________________________

Экскурсий: _______________________________________________________

Контрольных работ: _______________________________________________

Пояснительная записка

Данная учебная программа ориентирована на учащихся 7 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Программы. Математика. 5-11 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М. Мнемозина, 2007. – 64 с.
  2. Государственный стандарт основного общего образования по математике.

Программа соответствует учебнику «Алгебра (в 2-х частях). Ч. 1: Учебник. 7 класс» / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2010 г. и задачнику «Алгебра (в 2-х частях). Ч. 2: Задачник. 7 класс» А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2010 г.

Преподавание ведется по первому варианту – 3 часа в неделю, всего 105 часов.

На итоговое повторение в 7 классе по алгебре в конце года 6 часов, остальные часы распределены по всем темам.

В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

  1. сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  2. овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  3. изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  4. развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  5. сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  2. интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  3. формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  4. воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Требования к математической подготовке учащихся 7 класса

В результате изучения алгебры ученик должен

  1. знать/понимать
  1. существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  2. существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  3. как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  4. как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  5. смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
  6. формулы сокращенного умножения;
  1. уметь
  1. составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  2. выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с одночленами и многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; сокращать алгебраические дроби;
  3. решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
  4. решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  5. определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; строить графики линейных функций и функции y=x2;
  6. находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  7. определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений и систем;
  8. описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  2. моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  3. описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  4. интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Содержание тем учебного курса

Повторение за 6 класс (4 ч)

Математический язык. Математическая модель (12 ч)

Числовые и алгебраические выражения. Переменная. Допустимое значение переменной. Недопустимое значение переменной. Первые представления о математическом языке и о математической модели. Линейные уравнения с одной переменной. Линейные уравнения  как  математические модели реальных ситуаций. Координатная прямая, виды промежутков на ней.

Линейная функция (12 ч)

Координатная плоскость. Алгоритм отыскания координат точки. Алгоритм построения точки М (а; b) в прямоугольной системе координат.

Линейное уравнение с двумя переменными. Решение уравнения ах + by + с = 0. График уравнения. Алгоритм построения графика уравнения ах + by + с = 0.

Линейная функция. Независимая переменная (аргумент). Зависимая переменная. График линейной функции. Наибольшее и наименьшее значения линейной функции на заданном промежутке. Возрастание и убывание линейной функции.

Линейная функция у = kx и ее график.

Взаимное расположение графиков линейных функций.

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными (11 ч)

Система уравнений. Решение системы уравнений. Графический метод решения системы уравнений. Метод подстановки. Метод алгебраического сложения.

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи).

Степень с натуральным показателем (7 ч)

Степень. Основание степени. Показатель степени. Свойства степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями. Степень с нулевым показателем.

Одночлены. Операции над одночленами (5ч)

Одночлен. Коэффициент одночлена. Стандартный вид одночлена. Подобные одночлены.

Сложение одночленов. Умножение одночленов. Возведение одночлена в  натуральную степень. Деление одночлена на одночлен.

Многочлены. Арифметические операции над многочленами (18 ч)

Многочлен. Члены многочлена. Двучлен. Трехчлен. Приведение подобных членов многочлена. Стандартный вид многочлена.

Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен. Умножение многочлена на многочлен.

Квадрат суммы и квадрат разности. Разность квадратов. Разность кубов и сумма кубов.

Деление многочлена на одночлен.

Разложение многочленов на множители (22 ч)

Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения, комбинации различных приемов. Метод выделения полного квадрата.

Понятие алгебраической дроби. Сокращение алгебраической дроби.

Тождество. Тождественно равные выражения. Тождественные преобразования.

Функция у = х2 (8 ч)

Функция у = х2, ее свойства и график. Функция у = - х2, ее свойства и график.

Графическое решение уравнений. Кусочная функция. Чтение графика функции. Область определения функции. Первое представление о непрерывных функциях. Точка разрыва. Разъяснение смысла записи у = f(x). Функциональная символика.

Обобщающее повторение (6 ч)

Сокращения, используемые в рабочей программе:

Типы уроков:

УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.

УЗИМ — урок закрепления изученного материала.

УПЗУ — урок применения знаний и умений.

УОСЗ урок обобщения и систематизации знаний.

УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.

КУ комбинированный урок.

Виды контроля:

ФО — фронтальный опрос.

ИРД — индивидуальная работа у доски.

ИРК — индивидуальная работа по карточкам.

СР самостоятельная работа.

ПР проверочная работа.

МД математический диктант.

Т – тестовая работа.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по алгебре в 7 классе  

№ урока

Тема

Кол-во уроков

Тип урока

Изучаемые вопросы (содержание)

Контроль знаний

Домашнее задание

Дата проведения

Повторение – 4 часа

1

Повторение. Действия с рациональными числами

1

2

Повторение. Отношения и пропорции

1

3

Повторение. Решение уравнений и задач

1

4

Повторение. Координатная плоскость

1

Глава I. Математический язык. Математическая модель – 12 часов

5

Числовые и буквенные выражения. Выражения с переменными

1

УОНМ

1) Числовое выражение

2) Алгебраическое выражение

3) Значение числового выражения

4) Переменные

5) Допустимые значения переменных

ИРД

§ 1

6

Числовое выражение буквенного выражения

1

КУ

ФО

7

Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения

1

КУ

ИРК

8

Подстановка выражений вместо переменных

1

УПЗУ

СР

9

Что такое математический язык

1

УОНМ

1) Понятие математического языка

2) Перевод утверждения на математический язык

ИРД

§ 2

10

Что такое математический язык

1

КУ

ФО

11

Что такое математическая модель. Этапы решения задач

1

УОНМ

1) Математическая модель

2) Этапы решения задач

ИРД

§ 3

12

Виды математических моделей и переход от одного из них к другому

1

КУ

ФО

13

Линейное уравнение с одной переменной

1

УОНМ

1) Корень уравнения

2) Линейное уравнение с одной переменной

3) Алгоритм решения линейного уравнения

ФО

§ 4

14

Координатная прямая. Изображение чисел точками координатной прямой

1

УОНМ

1) Координатная прямая, координатная ось

2) Понятие координат

3) Числовые промежутки: интервал, отрезов, открытый луч, полуинтервал

4) Сводная таблица числовых промежутков

ИРД

§ 5

15

Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой

1

КУ

ИРК

16

Контрольная работа № 1 по теме «Математический язык. Математическая модель»

1

УПКЗУ

КР

Глава II. Линейная функция – 12 часов

17

Координатная плоскость.

1

УОНМ

1) Прямоугольная система координат

2) Координатная плоскость (начало координат, оси координат, координатные углы)

3) Абсцисса и ордината, ось абсцисс и ось ординат

4) Алгоритм отыскания координат точки

5) Алгоритм построения точки в системе координат

ФО

§ 6

18

Декартовы координаты на плоскости, координаты точки

1

КУ

ФО

19

Линейное уравнение с двумя переменными и его график

1

УОНМ

1) Линейное уравнение с двумя переменными

2) Решение уравнения ax+by+c=0

3) График линейной функции, алгоритм построения

ИРД

§ 7

20

Решение уравнений с двумя переменными

1

КУ

СР

21

Линейная функция и ее график

1

УОНМ

1) Понятие линейной функции

2) График линейной функции y=kx+m

3) Свойство убывания и возрастания линейной функции

ФО

§ 8

22

Линейная функция и ее график

1

КУ

ИРК

23

Геометрический смысл линейной функции, коэффициенты

1

УЗИМ

Т

24

Функция, описывающая прямую пропорциональную зависимость

1

УПЗУ

СР

25

Линейная функция у = kx и ее график

1

УОНМ

1) График линейной функции y=kx

2) Угловой коэффициент

ФО

§ 9

26

Взаимное расположение графиков линейных функций. Угловой коэффициент прямой

1

УОНМ

Теорема о взаимном расположении графиков линейных функций

ИРД

§ 10

27

Условие параллельности прямых  

1

КУ

ИРК

28

Контрольная работа №2 по теме «Линейная функция»

1

УПКЗУ

КР

Глава III. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными – 11 часов

29

Система уравнений, решение системы

1

УОНМ

1) Понятие системы уравнений

2) Решение системы уравнений

3) Графический метод решения системы линейных уравнений

ФО

§11

30

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными

1

КУ

ИРД

31

Метод подстановки

1

УОНМ

Алгоритм решения системы двух линейных уравнений методом подстановки

ФО

§12

32

Решение систем подстановкой

1

КУ

ИРД

33

Решение систем подстановкой

1

УЗИМ

ИРК

34

Метод алгебраического сложения

1

УОНМ

Алгоритм решения системы двух линейных уравнений методом алгебраического сложения

ФО

§13

35

Решение систем алгебраическим сложением

1

КУ

ФО

36

Решение систем алгебраическим сложением

1

УЗИМ

СР

37

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций

1

УОНМ

Алгоритм решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций

ФО

§14

38

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций

1

УСОЗ

ИРК

39

Контрольная работа №3 по теме «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными»

1

УПКЗУ

КР

Глава IV. Степень с натуральным показателем и ее свойства – 7 часов

40

Что такое степень с натуральным показателем

1

УОНМ

1) Понятие определения

2) Понятие степени, основания и показателя степени

3) Возведение в степень с натуральным показателем

ФО

§15

41

Таблица основных степеней

1

УОНМ

Таблица основных степеней

ФО

§16

42

Свойства степени с натуральным показателем

1

УОНМ

Свойства степени с натуральным показателем

ФО

§17

43

Свойства степени с натуральным показателем

1

УЗИМ

ИРК

44

Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями

1

УОНМ

1) Умножение  степеней с одинаковыми показателями

2) Деление  степеней с одинаковыми показателями

ФО

§18

45

Степень с нулевым показателем

1

УОНМ

Определение степени с нулевым показателем

ИРК

§19

46

Контрольная работа № 4 по теме «Степень с натуральным показателем»

1

УПКЗУ

КР

Глава V. Одночлены. Операции над одночленами – 5 часов

47

Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена

1

УОНМ

1) Понятие одночлена

2) Стандартный вид одночлена

3) Коэффициент одночлена

ИРК

§20

48

Сложение и вычитание одночленов

1

УОНМ

1) Понятие подобных одночленов

2) Алгоритм сложения одночленов

ИРД

§21

49

Умножение одночленов.

Возведение одночлена в натуральную степень

1

УОНМ

1) Умножение одночленов.

2) Возведение одночлена в натуральную степень

3) Понятие корректной и некорректной задачи

СР

§22

50

Деление одночлена на одночлен

1

УОНМ

1) Деление одночлена на одночлен

2) Алгебраическая дробь

ФО

§23

51

Контрольная работа № 5 по теме «Одночлены. Степень с натуральным показателем»

1

УПКЗУ

КР

Глава VI. Многочлены. Арифметические операции над многочленами – 18 часов

52

Многочлены. Многочлены с одной переменной

1

УОНМ

1) Понятие многочлена

2) Член многочлена, двучлен, трехчлен

3) Приведение подобных членов

ФО

§24

53

Корень многочлена. Степень многочлена

1

УОНМ

1) Корень многочлена.

2) Степень многочлена

ФО

54

Сложение и вычитание многочленов

1

УОНМ

1) Сложение многочленов

2) Вычитание многочленов

3) Составление алгебраической суммы многочленов

ФО

§25

55

Сложение и вычитание многочленов

1

УЗИМ

ИРК

56

Умножение многочлена на одночлен

1

УОНМ

Правило умножения  многочлена на одночлен

ФО

§26

57

Умножение многочлена на одночлен

1

КУ

ИРК

58

Умножение многочлена на многочлен

1

УОНМ

1) Правило умножения  многочлена на многочлен

2) Преобразование выражений

ИРД

§27

59

Умножение многочлена на многочлен

1

УЗИМ

ФО

60

Преобразование выражения

1

УПЗУ

ФО

61

Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности

1

УОНМ

1) Формула квадрата суммы

2)  Формула квадрата разности

ФО

§28

62

Формулы сокращенного умножения: куб суммы и куб разности

1

УЗИМ

ИРК

63

Формула разности квадратов

1

УОНМ

Формула разности квадратов

ИРК

§28 (с. 115)

64

Формула сумма и разности куба

1

УОНМ

1) Формула суммы кубов

2) Формула разности кубов

СР

§28 (с. 117)

65

Формула сокращенного умножения

1

УОНМ

Применение формул сокращенного умножения

ИРД

66

Формула сокращенного умножения

1

УЗИМ

ИРД

67

Деление многочлена на одночлен

1

УОНМ

Правило деления  многочлена на одночлен

ФО

§29

68

Деление многочлена на одночлен

1

УЗИМ

ФО

69

Контрольная работа № 6 по теме «Многочлены и арифметические операции над ними»

1

УПКЗУ

КР

Глава VII. Разложение многочленов на множители – 22 часов

70

Что такое разложение многочленов на множители и зачем оно нужно

1

УОНМ

1) Понятие разложения на множители

2) Правило разложения на множители

ФО

§30

71

Что такое разложение многочленов на множители и зачем оно нужно

1

УЗИМ

ИРК

72

Вынесение общего множителя за скобки

1

УОНМ

1) Вынесение общего множителя за скобки

2) Алгоритм отыскания общего множителя нескольких одночленов

ФО

§31

73

Вынесение общего множителя за скобки

1

УЗИМ

ИРК

74

Способ группировки

1

УОНМ

Разложение многочленов на множители способом группировки

ФО

§32

75

Способ группировки

1

УЗИМ

ИРК

76

Способ группировки

1

УЗИМ

СР

77

Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного  умножения

1

УОНМ

Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного  умножения

ФО

§33

78

Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного  умножения

1

КУ

ФО

79

Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного  умножения

1

УЗИМ

ИРД

80

Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного  умножения

1

УЗИМ

ИРК

81

Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного  умножения

1

УЗИМ

ИРК

82

Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного  умножения

1

УЗИМ

СР

83

Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов

1

УОНМ

Разложение многочленов на множители:

1) с помощью вынесения общего множителя

2) методом группировки

3) методом выделения полного квадрата

ФО

§34

84

Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов

1

УЗИМ

Т

85

Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов

1

УПЗУ

СР

86

Алгебраическая дробь

1

УОНМ

1) Понятие алгебраической дроби

2) Сокращение алгебраических дробей

ФО

§35

87

Сокращение алгебраических дробей

1

УЗИМ

ФО

88

Сокращение алгебраических дробей

1

УПЗУ

ИРК

89

Равенство буквенных выражений

1

УОНМ

1) Тождества

2) Тождественное преобразование

ФО

§36

90

Тождество. Доказательство

1

УСОЗ

ИРК

91

Контрольная работа № 7 по теме «Разложение многочленов на множители»

1

УПКЗУ

КР

Глава VIII. Функция y=x2 – 8 часов

92

Функция y=x2 и ее график

1

УОНМ

1)  Функция y=x2 и ее график – парабола

2) Ось симметрии параболы, ветви параболы, вершина параболы

ФО

§37

93

Функция y=x2 и ее график – парабола. Вершина параболы, ветви параболы

1

УЗИМ

ИРД

94

Ось симметрии. Графическое решение уравнений

1

УПЗУ

ИРК

95

Графическое решение уравнений

1

УОНМ

Графическое решение уравнений

СР

§38

96

Что в математике значит запись y=f(x)

1

УОНМ

1) Свойства графика

2) Чтение графика

3) Область определения функции

4) Непрерывность и прерывность функции

ФО

97

Функция. Область определения функции.

1

УЗИМ

ИРК

98

Непрерывная функция, разрыв функции. Кусочная функция. Чтение графика

1

УСОЗ

ИРД

99

Итоговая контрольная работа

1

УПКЗУ

КР

Итоговое повторение – 6 часов

100

Повторение. Числовые и буквенные выражения

1

УСОЗ

ФО

101

Повторение. Решение линейных уравнений и их систем

1

УСОЗ

ФО

102

Повторение. Решение задач алгебраическим способом

1

УСОЗ

ФО

103

Повторение. Линейная функция

1

УСОЗ

ФО

104

Повторение. Многочлены. Преобразование выражений

1

УСОЗ

ФО

105

Повторение. Сокращение алгебраических выражений

1

УСОЗ

ФО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по алгебре 8 класс А.Г.Мордкович

рабочая программа по алгебре (автор учебника А.Г.Мордкович) содержит пояснительную записку, региональный компонент, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирова...

Рабочая программа по алгебре 7 класс А.Г. Мордкович

Рабочая программа по алгебре 7 класс А.Г. Мордкович...

рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику Мордкович А.Г.

Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику Мордкович А.Г. содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, критерии оценивания....

Пояснительная записка к рабочей программе по алгебре 10 класс (А.Г. Мордкович и др.)

Пояснительная записка к рабочей программе по алгебре 10 класса по учебнику А.Г. Мордковича составлена в соответствии с требованиями ФГОС и рассчитана на 82 часа (3ч/н в 1 полугодии и 2ч/н- во 2 полуго...

Рабочая программа по алгебре 8 класса по учебнику Мордковича

Рабочая программа по алгебре по алгебре составлена в соответствии с Базисным учебным планом 2004 года на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы. Ал...

Рабочая программа по алгебре 9 класса по учебнику Мордковича

Рабочая программа по алгебре по алгебре составлена в соответствии с Базисным учебным планом 2004 года на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы. Ал...

Рабочая программа по алгебре 7 класс, А.Г.Мордкович

Рабочая программа по алгебре для 7 класса, А.Г.Мордкович...