Использование компьютерных технологий при изучении темы: «Графический способ решения систем уравнений» - алгебра 9 класс Конспект комбинированного урока с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов).
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме

Данное пособие составлено как методическая разработка для проведения уроков по алгебре в 9 классе по теме «Графический способ решения систем уравнений» (в тематическом планировании - 2 часа).

Пособие состоит из двух частей, предназначенных для проведения двух уроков, и включает в себя следующее:

конспект комбинированного урока № 1 по теме «Графический способ решения систем уравнений»;

презентация к уроку № 1 с использованием ЦОР и гиперссылок;

презентация «Функции, их свойства и графики»;

Презентация к уроку № 1 авторская, разработанная и оформленная самим учителем в программе Microsoft Power Point с применением программы «НК-график». В настоящее время существуют различные формы использования ИКТ, но наиболее простой из них является презентация, когда компьютер играет роль и доски, и учебника, и дидактического пособия, т. е. является ЦОР (цифровым образовательным ресурсом). Это тем более актуально при рассмотрении тем, связанных с построением графиков и проверкой графических заданий, т. к. на подготовку доски к началу урока учителем тратится большое количество времени. Использование же данной технологии делает уроки яркими увлекательными, эмоционально и информационно насыщенными, позволяет значительно сэкономить время на уроке, увеличить объем материала, повысить уровень наглядности в ходе обучения и, наконец, просто внести элементы занимательности и оживить учебный процесс.

Кроме этого используется презентация, выполненная ученицами 11 класса под руководством учителя на уроках информационных технологий. Авторы рассмотрели функции из курсов 7-11 классов, выделили их основные свойства и графики. Данная презентация поможет более подробно и наглядно провести повторение материала по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК № 1

Использование компьютерных технологий при изучении темы:

«Графический способ решения систем уравнений» - алгебра 9 класс

Конспект комбинированного урока с использованием ЦОР

(цифровых образовательных ресурсов).

                                                МОУ СОШ № 20

учитель математики Суворова Л.В.

Цели урока:

Образовательные: 

- обобщить и систематизировать знания о свойствах функций;

- научить анализировать свойства функций в зависимости от заданной формулы;

- обеспечить усвоение учащимися графического способа решения систем уравнений;

- закрепить знания учащихся о свойствах функций при построении графиков и решении систем графическим способом.

Развивающие:

- развивать умение логически мыслить и анализировать;

- развивать умение применять полученные знания на практике;

- развивать инициативу, самостоятельность, уверенность в своих силах.

Воспитательные:

- повышение активности учащихся;

- обучение умению слышать, видеть;

- воспитание познавательного интереса к математике;

- воспитание мотивов учения.

- воспитание наблюдательности, самостоятельности, способности к коллективной и индивидуальной работе.

Цели интеграции математики и информатики:

- Повышение эффективности процесса обучения;

- Совершенствование методов и форм организации учебного процесса;

    - Внедрение и использование информационных технологий.

     Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок теоретических и практических работ исследовательского типа.

    Форма работы: классно-урочная.

Технология: личностно-ориентированная; проблемно-исследовательская, информационно коммуникационная.

  Время проведения:  2007 год.

    Оборудование: компьютерный класс, компьютерная программа «НК –   график», доска, диск, мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и постановка цели урока.

3. Повторение: проверка теоретического материала по свойствам функций, их формулам и графикам.

4. Изучение нового материала: составление алгоритма решения систем уравнений графическим способом.

5. Обсуждение результатов работы с учащимися.

6. Закрепление: применение алгоритма решения на практике.

7. Самостоятельная работа.

8. Анализ работы, обсуждение результатов.

9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

10. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Сообщение темы и постановка цели урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы рассмотрим тему «Графический способ решения систем уравнений».

  1. Слайд 1 – Название.

- Прежде чем нам преступить к данной теме, как вы думаете, что нам необходимо повторить?

(Функции, их основные свойства и формулы, определение и

построение графиков функций).

- Верно. А что бы вы хотели узнать в результате изучения этой темы?

(Что такое графический способ и как графически решать системы уравнений).

3. Повторение: проверка теоретического материала.

- Итак, задачи урока определены верно, и мы познакомимся с его ходом.

  1. Слайд 3 – Содержание.  (комментарии учителя)

- Сегодня на уроке нам предстоит систематизировать знания о функциях, проанализировать их основные свойства и графики (в этом нам поможет данная презентация и компьютерная программа НК–График), а также научиться решать системы уравнений графическим способом и закрепить полученные знания на практике.

- Внимание, начинаем наше путешествие в повторение.

  1. Слайд 4 – Свойства графиков функций.

(учащиеся по виду графика определяют функцию, ее основные свойства и формулу).

  1. Если класс слабый, то повторение можно провести подробнее по гиперссылке              Слайды 8-13, но необходимо помнить о времени, отведенном на повторение или рассмотреть материал на три урока.
  1. Слайд 5-6  – Задайте формулой функцию по ее графику.

( учащиеся по графику составляют формулу заданной функции).

- Тема нашего урока связана с графиком, а что называется графиком функции? Что такое аргумент, функция? Что является областью определения и областью значения функции?

(Опрос: учащиеся отвечают на поставленные вопросы)

  1. Слайд 7 – Определение графика функции. (комментарии учителя)

4. Изучение нового материала.

- Итак, мы приступаем к рассмотрению систем уравнений с двумя переменными первой и второй степени. Степень целого уравнения с двумя переменными определяется так же, как и степень целого уравнения с одной переменной. Для того чтобы выяснить, какова степень какого-либо уравнения, его заменяют равносильным уравнением, левая часть которого – многочлен стандартного вид, а правая – нуль.

  1. Слайд 14 – Степень целого уравнения.

(учащимся предложен ряд уравнений, в которых необходимо определить степень)

- Рассмотрим систему, составленную из двух уравнений второй степени. Подумайте, как узнать, сколько решений имеет  данная система и как решить ее графически?

(обсуждение предложений учащихся по данной проблеме)

- Значит, нам необходимо построить графики уравнений в одной системе координат и найти координаты точек пересечения.

  1. Слайд 15 – № 234. (комментарии учителя)

- Проанализировав решение данной системы, составьте алгоритм решения систем уравнений графическим способом, и ответьте на вопрос, что является графиком уравнения с двумя переменными?

(обсуждение предложений учащихся по данной проблеме)

  1. Слайд 16 – Алгоритм решения систем уравнений.

5. Закрепление.

- Проверим и закрепим полученные знания на практике.

  1. Слайд 17 – Работа устно. (решения учащихся и комментарии учителя).
  2. Слайд 18 – № 233. (один учащийся решает на доске с объяснением).
  3. Слайд 19 – № 238 по вариантам: 1 в. – а),б); 2 в. – в),г)

(изобразить схематически графики уравнений, выяснить, имеет ли система

решения, и если имеет, то сколько - обсуждение результатов работы).

6. Контролирующая самостоятельная работа.

  1. Слайд 20 – Самостоятельная работа по вариантам:

     1 в. - № 236(б), № 237 (а)                  2 в. - № 239 (а), № 237(б)

7. Анализ работы, обсуждение результатов с учащимися.

8. Домашнее задание.

  1. Слайд 21 – Домашнее задание: п. 12, № 235, № 239 (б)

              Составить и записать на листке 3 системы уравнений с

             графическим способом решения (индивидуально: решить

                             эти системы в рабочей тетради)

9.Подведение итогов работы. Выставление оценок. Рефлексия.

- Чему  вы научились  сегодня на уроке?

Дети:

☺ Сегодня мы с помощью презентации проанализировали свойства функций и составили алгоритм решения систем уравнений графическим способом.

☺  Научились выяснять, сколько система имеет решений, и решать системы уравнений графическим способом.

☺ Систематизировали знания по свойствам функций, их формулам и графикам.

Спасибо вам за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Графический способ решения систем уравнений"

Урок  по теме "Графический способ решения систем уравнений"  можно провести в классах, где достаточно знают и умеют работать по программе EXSEL.  С целью этого урока является расширить ...

Интегрированный урок алгебры и информатики в 9-м классе по теме: "Графический способ решения систем уравнений"

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний по темам: Графический  способ решения систем уравнений в системе ЭТ (Microsoft Excel). Оборудование и материалы: 12 ПК (установлена операцио...

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе "Различные способы решения систем линейных уравнений" способы решения систем уравнений

Урок алгебры в 7 классе направлен на обобщение и систематизацию различных способов решения систем уравнений: метода сравнения, сложения, подстановки, графического метода, метода Крамера, выбора рацион...

"Графический способ решения систем уравнений" - алгебра 10 класс

Данная разработка может быть использована при изучении нового материала, подготовке к ЕГЭ. К разработке урока прилагаются: презентация, компьютерное тестирование, задания для индивидуальной работы, пр...

Урок алгебры в 9 классе по теме "Графический способ решения систем уравнений"

Урок закрепления изученного материала по данной теме....

Интегрированный урок алгебры и информатики в 9-м классе по теме: "Графический способ решения систем уравнений"

Интегрированный урок алгебры и информатики в 9-м классе по теме: "Графический способ решения систем уравнений"учитель: Колосовская Елена Викторовна...

Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений"

1. Разработка технологической карты урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений.2. Технологическая ...