Статья "Дифференцированное обучение математики"
статья по алгебре по теме

Смольникова Ирина Вячеславовна

Данная статья-это небольшой очерк из опыта своей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_iz_opyta_rabotydifferencirovannoe_obuchenie_kak.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дифференцированное обучение как        общепедагогическая проблема».

  Способность размышлять, анализировать, строить планы, создавать разные проекты – очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь детям самостоятельно принимать решения  и действовать в сложных условиях современной жизни. Поэтому, начиная с первых лет обучения, нужно приучить учащихся к самостоятельной работе, к поиску  нетрадиционных решений. Математика в этом плане обладает исключительными возможностями.

  Математические знания учащихся слишком часто оказываются формальными, у основной массы учащихся не формируется разумный подход к поиску способа решения незнакомых задач. Поэтому важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации.

          Уже в самом начале обучения дети способны испытывать удовлетворение от напряженной умственной деятельности, радость от поставленных учебных задач. Одним из условий развития таких способностей является дифференцированное обучение.

  Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника.

          Уровневая дифференциация выражается в том, что обучаясь в одном классе, по одной программе и учебникам, школьники могут освоить материал на различных уровнях.

          Как один из способов выявления уровня способностей детей является анкетирование.

                                    Предлагаемая анкета.

1. Любите ли Вы предмет математики?

        а) да;

        б) нет.

2. Часто ли Вы решаете на уроках математики задачи повышенного уровня сложности?

        а) постоянно;

        б) часто;

        в) редко;

        г) нет.

3. Испытываете ли Вы трудности при решении задач, требующих самостоятельной  деятельности?

            а) постоянно;

            б) часто;

            в) в основном да;

            г) в основном нет;  

            д) нет.

4. Выполняете ли Вы нестандартные задачи во внеурочное время?

            а) постоянно;

            б) иногда;

            в) нет.

5. Удается ли использовать Ваши математические знания на других уроках?

            а) постоянно;

            б) часто;

            в) редко;

            г) нет.

6. Уверенно ли Вы чувствуете себя при выполнении контрольных работ?

            а) уверено;

            б) недостаточно;

            в) не уверено.  

7. Ваше отношение к предмету?

            а) учусь с интересом;

            б) без особого интереса;

            в) не интересно;

            г) сомневаюсь ответить.

  Реально в каждом классе выделяются три группы учащихся, названные условно А , В и С. В группе А учащиеся, знающие сверх программы, в В с хорошим уровнем знаний и умений, в С с минимальным уровнем знаний и умений. В соответствии с указанными группами разрабаты-ваются 3 варианта дифференцированных заданий. Дифференцированные формы деятельности могут быть успешно организованы на любом этапе урока.

  Например:     Урок алгебры.  7 класс.

Каждая группа учащихся получает со своим дифференцированным заданием карточку. На доске записаны тема урока, цель, поставленная  перед учащимися, указано время, отводимое на самостоятельную работу в группах - 20 минут.  

Примеры карточек с заданиями при изучении темы «Произведение многочленов».

1. Выполните умножение двух выражений и проанализируйте полученные результаты для каждого примера.

 Вариант  А  

а)(3х+4y)( -4y + 3x)  ;       б)(0,5a-3b)( 0,5a+3b) ;        в) .

Вариант  В        

 а)(5x+2y)( 5x-2y) ;      б)(2a-0,3b)( 2a+0,3b) ;        в).

Вариант  С

 а)(2x-5y)( 2x+5y) ;      б)(3a+4b)( 3a-4b) ;             в).

 

2. Используя результаты задания 1, не выполняя умножения, напишите   сразу ответ.

Вариант А

  а) ;           б) ;            в).

Вариант В

  а) ;           б) ;            в) .

Вариант С

  а) ;           б) ;             в).

3. Подставьте  вместо  пропущенные данные так, чтобы получилось верное тождество.

Вариант  А

  а) ;       б) .

Вариант  В

  а)  ;     б) .

Вариант  С

  а)  ;           б) .

4. Подведите итоги своей работы.

Варианты  А и В

   а) Запишите полученное тождество; б)сформулируйте (устно)правило.

Вариант  С

    а) Запишите полученное тождество:

    б) Чему равно произведение суммы и разности двух одночленов?

    в) Прочитайте полученное правило в учебнике.

          Знания уровня сформированности умений позволит заранее спланировать все виды дифференцированной помощи, подобрать соответствующие задачи, продумать методику работы с каждой группой учащихся. Но это не значит, что учащиеся группы С (слабые ученики) должны решать только простые задачи, т.к. привычные способы решения у слабых учащихся мешают вести поиск в разных направлениях, сковывают мышление, в итоге тормозят их развитие. Поэтому и с учащимися этой группы, как и при работе с группами А и В , следует наряду с простыми задачами решать сложные. Учащимися всех трех групп может быть решена одна и та же задача, но мера помощи учителя может быть разной.

  Из опыта работы видны результаты. Слабоуспевающие дети подтягиваются. С помощью карточек, инструкций и устной помощи дети чувствуют уверенность в своих силах и знаниях. Учатся их систематизировать и применять. У них пропадает чувство страха перед поставленной задачей. Учащиеся, которые раньше нуждались в некоторой помощи , теперь стремятся работать больше самостоятельно, оказывают помощь другим, становятся активными на уроке. Учащиеся сильной группы с удовольствием отвечают на вопросы своих одноклассников. Стремятся более совершенствовать свои знания. Сами объясняют путь решения, создают проблемные ситуации и успешно решают их.

Для решения проблемы по дифференцированному обучению в современной педагогической литературе очень много различных пособий, методичек.

Например:

  1) Поурочные разработки по геометрии. Н.Ф. Гаврилова.

В этом пособии подробные планы уроков, тестовые, самостоятельные, контрольные работы. Эти разработки в своей основе ориентированны на организацию работы класса по технологии дифференцированного обучения. Практически в каждом сценарии урока присутствуют задачи на готовых чертежах, решаемые устно за один два шага. А также достаточно дополнительных задач для организации работы с одаренными учащимися.

 

  2) Б.Г. Зив и В.М. Мейлер. «Дидактические материалы по геометрии»  7 класс.

В пособии самостоятельные, контрольные работы, математические диктанты, примерные задачи к экзамену. Основная цель предлагаемых работ – помочь учителю организовать деятельность учащихся по решению задач с учетом их индивидуальных особенностей и уровня подготовки.

  3) Алгебра. Б.Г. Зив, В.А. Гольдич. «Дидактические материалы»7класс.

Данное пособие рассчитано на всех желающих улучшить свои знания по алгебре и составлена в полном соответствии со школьной программой. Сборник несколько отличается от обычных дидактических материалов тем, что самостоятельные работы в нем приведены в восьми вариантах, четырех уровней сложности.

 4) Алгебра. 7 класс. «Дидактические материалы».Е.Г.Васютина, Е.А.Рисс. Издательство «Институт педагогического обучения».  

  В этот сборник входят тренажеры, тесты, контрольные и самостоятельные работы. Материалы приведены для трех уровней глубины изучения темы: А – минимальный уровень, Б – базовый уровень, В – углубленный уровень.

          В своей работе, используя приемы дифференцированного обучения  прихожу к выводу, что эта работа творческая и требующая постоянного поиска. Способствует повышению интереса детей к математике, к логическому мышлению. И в заключении хочу отметить, что проблема дифференцированного обучения учащихся всегда волновала и продолжает волновать всю педагогическую общественность. Что будет способствовать развитию способностей детей.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение математике в рамках предпрофильного, профильного и углубленного обучения

Курсовая работа на  аттестационную категорию. Представлены основные задачи, характеристики, особенности форм организации образовательного процесса в рамках предпрофильного, профильного и углублен...

ПРименение технологии "Эвристическое обучение" в процессе обучения математике

Данная статья содержит краткое описание технологии ЭО, а также примеры ее практического применения...

Личностно ориентированный подход в обучении математике как форма повышения качества обучения и познавательной активности обучающихся

С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной д...

ПРименение технологии "Лекционно-семинарская система обучения" в процессе обучения математике

В данной статье приведен опыт работы учителя математики старших классов. Рассматриваются особенности лекционно-семинарской системы обучения в школе, показываются некоторые приемы ее применения для опт...

Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики.

Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики....

Интерактивное обучение как один из инновационных методов обучения математике в школе

Каких бы концепций курса математики не придерживался учитель, по каким бы программам и учебникам не работал, одна из его задач состоит в том, чтобы научить детей самостоятельности мышления...

Из опыта работы по развивающему обучению математике, с опережающим обучением геометрии для учащихся 5-х классов

“По-видимому, одной из главнейших функций, которая играет основную роль в умственном развитии ребенка в школьном возрасте, является мышление.  Есть все основания полагать,  что роль обучения...