Методическое пособие "Работа в парах сменного состава на уроках математики"
методическая разработка по алгебре по теме

Шобоева Ольга Петровна

 

Знаменитые три правила Яна Амоса Коменского «Многое спрашивать, усваивать, учить других — тайна великой учености» выражены в следующем латинском стихе: «Как можно больше спрашивать, спрошенное — усваивать, тому, что усвоил, обучать других — эти три правила дают возможность побеждать учителя».

Каждое из этих приведенных правил Я.А.Коменский объясняет, подчеркивая особое значение третьего правила: «Обучать — это значит все усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам или всякому желающему слушать. Два первых приема (спрашивать и усваивать) известны школам; третий — еще недостаточно, однако ввести его было бы весьма полезно. Ведь чрезвычайно правильно известное положение: «Кто учит других, учится сам» - не только потому, что, повторяя он укрепляет в себе свои знания, но также и потому, что получает возможность глубже проникать в вещи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_kso.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическое пособие

Работа в парах сменного состава на уроках математики

Шобоева О.П. учитель математики

 Введение

Знаменитые три правила Яна Амоса Коменского «Многое спрашивать, усваивать, учить других — тайна великой учености» выражены в следующем латинском стихе: «Как можно больше спрашивать, спрошенное — усваивать, тому, что усвоил, обучать других — эти три правила дают возможность побеждать учителя».

Каждое из этих приведенных правил Я.А.Коменский объясняет, подчеркивая особое значение третьего правила: «Обучать — это значит все усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам или всякому желающему слушать. Два первых приема (спрашивать и усваивать) известны школам; третий — еще недостаточно, однако ввести его было бы весьма полезно. Ведь чрезвычайно правильно известное положение: «Кто учит других, учится сам» - не только потому, что, повторяя он укрепляет в себе свои знания, но также и потому, что получает возможность глубже проникать в вещи».

Смело можно утверждать, что проблемы обучения и воспитания нового поколения во все времена остаются главными. Рано или поздно общественно-историческая практика обучения и воспитания должна была выделиться как предмет научно-исследовательской деятельности. Педагогическая деятельность великих педагогов (Я.А.Коменский и др.) проявилась как особое ремесло и искусство, а в 19-20-м веках педагогические теории имели претензию на научность. В середине 20 века активно разрабатывал основы современной дидактики Виталий Кузьмич Дьяченко.

Методологические основы дидактики по В.К.Дьяченко

Ключевым в подходе В.К.Дьяченко является вопрос о материальности обучения: обучение есть взаимодействие между людьми, именно в этом и заключается его материальность.

Следующий важный момент — предположение о наличии объективных закономерностей и общественно-исторических этапов развития сферы образования. Собственно говоря, развитие в общем смысле и заключается в переходе от одного этапа к следующему.

Далее — постановка вопроса о создании науки об обучении (дидактики). По убеждениям В.К.Дьяченко, эта наука должна строиться на основе выяснения и определения сущности обучения. При этом приходится выяснять объективные противоречия ныне существующего способа обучения и определить принципы следующего способа.

Общественно-исторические способы обучения

Общественно-исторические способы обучения в дидактике по В.К.Дьяченко являются одним из главных понятий; именно оно помогает проследить ход исторического развития обучения и предвидеть его будущее:

1) Индивидуальный способ обучения (ИСО). Организационная структура учебного процесса в этом способе складывается из индивидуальной и парной форм обучения, при этом парная форма является ведущей. Исторически этот способ господствовал до средних веков (учитель-ученик, мастер-подмастерье).

2) Групповой способ обучения (ГСО). В организационной структуре этого способа наряду с индивидуальной и парной присутствует уже групповая форма организации обучения. Более того, групповая форма в структурной целостности группового способа обучения является ведущей, системообразующей. Этот способ становился в средние века и закрепился как господствующий до наших дней. Основные разновидности конкретного проявления группового способа обучения — это классно-урочная и лекционно-семинарская системы обучения.

3) Коллективный способ обучения (КСО). Организационная структура этого способа складывается из всех четырех форм организации обучения: индивидуальной, парной, групповой и коллективной — причем ведущей, системообразующей является коллективная форма. Именно этому способу и предстоит проявиться в конкретных разновидностях как господствующему и приоритетному.

Дальнейшее развитие процесса обучения в целом заключается в переходе от группового способа организации обучения (ГСО) к коллективному (КСО). Можно выделить следующие фазы переходного периода:

1 фаза. Период использования приемов работы в парах.

На этой фазе учебные занятия являются групповыми, т.е. используются на основе групповой оргформы. Учитель рассказывает новый изучаемый материал, организует общегрупповые обсуждения и т.д. А для закрепления, повторения изученного использует другие формы, в том числе и работу в парах сменного состава; таким образом, коллективная форма используется как дополнительная, вспомогательная.

2 фаза. Период организации коллективных занятий по отдельным предметам.

На этой фазе изучение некоторых предметов в классе организуется через коллективные занятия. При таких занятиях коллективная оргформа, т.е. работа в парах сменного состава, становится основным средством, ведущим приемом освоения изучаемого материала. Для таких занятий  характерно отсутствие «общего фронта». Разные ученики в классе могут изучать различные темы или разделы предмета.

Обучение — это общение между теми, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает. Поэтому оно может происходить так и только и так, как происходит общение. Все случаи общения между людьми сводятся к 4 основным или изначальным структурам:

общение опосредованное, без личного контакта: человек читает газету, книгу; пишет письмо и т.д.

общение в паре, когда пара замкнутая, и в каждый момент общения одного говорящего слушает только один человек.

общение групповое, когда одного говорящего в каждый момент общения слушает не менее двух человек.

общение с разными людьми по очереди.

Таковы 4 базовые, вечные структуры общения между людьми, а в учебном процессе они дают 4 формы организации процесса обучения:

индивидуальную;

парную;

групповую;

коллективную.

Первые три формы (индивидуальная, парная, групповая) в школах и других учебных заведениях используется давно и их можно назвать традиционными. Принципиально новая только четвертая — коллективная, т.е. работа учеников в парах сменного состава.

Чем отличаются групповые и коллективные формы обучения?

Неудивительно, что чаще всего путают групповые и коллективные учебные занятия. При групповых занятиях работают не два, а больше учеников, при коллективных тоже. Но между ними есть разница: при групповых учебных занятиях один (учитель, консультант) возвышается над группой, он обучает одновременно многих. При коллективной форме организации один не возвышается над остальными, все работают в парах и по очереди друг с другом. Такую работу нельзя назвать групповой, так как при этом нет группового общения. При групповом общении один говорит, обращаясь к группе. При коллективных занятиях все время идет работа в парах, но пары имеют не постоянный, а сменный состав. Если взять большой промежуток времени, то получается, что все (коллектив) учат каждого и каждый учит всех. При групповой форме организации обучения этого нет. Группу (даже 2-3 человека) гораздо труднее учить, чем одного человека. Кроме того, собеседника, если он единственный, нельзя не слушать — обучение ведется в форме диалога. Иное дело — группа. Группа слушает далеко не всякого.

Каков характер деятельности ученика на уроках при групповом способе обучения? Возьмем начало урока. Кто-то из учеников отвечает, а что должны делать остальные? Сидеть и слушать, т.е. созерцать. И так все время, пока отвечают у доски. Примерно то же самое происходит и когда объясняют новый материал, т.е. большую часть времени деятельность ученика имеет характер созерцания.

Конечно, такое обучение не формирует активного представителя общества, скорее наоборот: идет не формирование личности, а ее распад, деградация, что кстати, мы и наблюдаем по мере того, как ребята переходят из младших классов в старшие. Принято считать, что преступность молодежи порождается семьей, «улицей», социальными условиями жизни. Но есть и еще одна причина, почти всегда не замеченная, непонятая. Это — сам учебно-воспитательный процесс в школе, его организация, обрекающая подавляющее большинство учеников на бездеятельность, лень. А при коллективной работе каждый ученик включается в систематическую преподавательскую работу. Все, что он узнает от учителей, из учебников, от одноклассников, он тут же излагает другим, он обучает. Ведь ученик лишь то усваивает быстро и качественно, что тут же применяется на деле или передается другим. «Узнал что-нибудь, тут же перескажи, объясни другим — пока не овладеешь новым знанием или умением в совершенстве». Это должно стать законом для учеников. Эффективность применения этого закона или правила подтверждается практикой.

Как организована работа всего класса на коллективных занятиях при изучении теоретического материала? Она заключается в по абзацной проработке статьи, текста, параграфа. Каждый ученик, проработав свой абзац, составляет вопрос или название абзаца. Если первый абзац (примерно 5-12 строк) он проработает с одним учеником, то второй абзац штудирует с другим, третий — с третьим и т.д. В чем заключается работа с первым партнером? Один читает первый абзац текста, а затем оба его анализируют: о чем говорится в этом абзаце? Какое заглавие предлагаешь? Почему ты считаешь, что это заглавие выражает содержание абзаца? Нельзя ли дать более точное название?

При обсуждении заглавия иногда по несколько раз перечитывают текст, спорят. При первой «встрече» прорабатывают только один первый абзац, записывают согласованное во время обсуждения заглавие, и затем пара распадается, каждый находит себе нового партнера.

Как происходит работа с другим партнером? Спрашивают: «Слушать или рассказывать?» Если партнер отвечает: «Слушать», то ученик должен рассказать то, что проработал с первым партнером. Если что-то забыто, можно воспроизвести тут же по книге. Затем ученик спрашивает у партнера: «Вопросов нет?» Если вопросов нет, то кто-то из учащихся читает вслух следующий абзац. Обсуждают, подбирают заглавие, записывают его в тетрадь. Закончив работу над очередным (вторым) абзацем, расходятся и вступают в работу с третьим партнером. Выясняют, кто рассказывает, а кто слушает, затем подыскивают и обсуждают заглавие, записывают в тетрадях, переходят к работе с новым партнером.

Какова методика сотрудничества в каждой паре?

а) изложение того, что было проработано с предыдущими партнерами (исключая первого);

б) чтение и обсуждение следующего абзаца (части текста, представляющей нечто логическое целое, законченное и не превышающее 11-12 строчек);

в) выработка формулировки вопроса, заголовка (плана или тезиса);

г) запись вопроса (заголовка или тезиса) в тетрадь. Лучше составлять план текста в виде названых предложений. Если составляется план в виде вопросов, формулировать легче, чем названные предложения-заголовки. Формулировки в виде развернутых предложений (тезисов) мало себя оправдывают, т.к. их запись отнимает много времени.

Как организована работа всего класса на коллективных занятиях при выполнении практических заданий, например, при решении задач по математике?

Сначала заготавливаются карточки с примерами или задачами. Карточки состоят из двух частей. В первой части дано задание, его решение я обычно записываю во второй части на обороте карточки так, чтобы решение не было на виду. Ученик, выполняющий решение задания, должен найти правильный ответ и объяснить партнеру как нужно решать. Если ученик не может выполнить задание, то разрешено посмотреть решение в своей карточке, затем объяснить его соседу. После решения и обсуждения заданий второй ученик становится учителем, а первый — учеником. Пары могут свободно перемещаться внутри каждого ряда и по классу. На карточках, лежащих в конвертах, я записываю решения заданий для того, чтобы учащиеся могли проверить правильность своего решения.

Получив конверт, каждый решает свою задачу. Затем ученики в парах меняются  конвертами и решают задачу соседа. После этого проверяют друг у друга поочередно решения обеих задач. Затем сверяют свои решения с решением учителя. При этом  ученики разрабатывают разные способы решения, если таковые есть, и виды записи  решения. Если задачи решены по-разному, каждый старается доказать правильность своего решения. После проверки решения заданий пара распадается. Образовав новую пару, ученики сразу меняются конвертами и решают задачу соседа. Продолжается   аналогичная работа. Если в контрольной карточке дается только одно решение задания, учащиеся получают возможность найти другое решение и записать его наравне с решением учителя.

Такая форма работы показывает учащимся, что они могут решать задачу различными способами, учит детей рассуждать, отстаивать свое мнение, правильность своего решения; обучение становится осознанным. Слабые ученики не боятся идти в пары к сильным ученикам, потому что они защищены тем, что в карточке уже есть решение задания , и это решение они уже обсуждали в предыдущих парах. Выслушав несколько раз, как решается трудная задача, ученик сам объясняет ход решения одноклассникам в следующих парах. И при многократном осмысленном повторении слабый ученик хорошо усваивает приемы решения заданий; у этих ребят постепенно вырабатывается математическое мышление.

После того как дети приобретут навык работы в парах с карточками, составленными учителем, можно научить детей самим придумывать задания, аналогичные изучаемым; задания, обратные данным, и с ними работать в парах сменного состава. Дети хорошо справляются с такими заданиями, но перед работой в парах до урока следует все задания, составленные детьми, проверить, нет ли ошибок в решении, нет ли ошибок в записи условия. Если они есть, устранить их, или дать возможность учащимся самим исправить свои ошибки. Таким образом, дети учатся грамотно оформлять свои задания.

При изучении геометрии в 10-11 классах я распределяла пункты какого-либо параграфа между учащимися. На следующих двух-трех уроках каждый ученик сдавал зачет по всем пунктам параграфа своим одноклассникам и принимал зачет по своему пункту. (Разбиение теоретического материала по геометрии на пункты удобно потому, что в пункте часто содержится одна теорема или доказательство).

Как происходит работа в парах при изучении теории по пунктам? Учащиеся садятся парами, если кто-то остался без пары, он может примкнуть к любой паре и участвовать в обсуждении, или составить пару с учителем. Спрашивают: «Слушать или объяснять?» Если у ученика есть вопросы по пункту, тот кто является учителем по данному пункту, объясняет ему материал, сверяясь по учебнику. Тем самым устраняются возможные ошибки в формулировках определений, аксиом, теорем. После объяснения учитель становится учеником, а ученик — учителем, и тот кто слушал, теперь объясняет, и так до тех пор, пока не будут выяснены все вопросы по параграфу. При изучении теории блоками учащиеся учатся классифицировать теоретический материал, находить взаимосвязь между темами, выделять главное в пункте, в параграфе. Основная ценность коллективной формы обучения в том, что учащиеся могут самостоятельно изучить любую тему. Именно любую, т.е. они готовы к непрерывному образованию, самостоятельному труду.

Как можно использовать коллективную форму обучения при подготовке к экзаменам? В начале учебного года сообщаю список тем, которые будут повторяться или изучаться на факультативных занятиях или консультациях; по желанию учащихся список дополняется или изменяется. На консультациях учащиеся в парах сменного состава обсуждают трудные вопросы по теме; выделяют ключевые задачи и решают их. При изучении способов решения экзаменационных заданий можно использовать сборники с готовыми решениями. Ученики рассказывают друг другу в парах решения выбранных заданий, пока не усвоят основные типы решений. При этом каждый ученик выбирает то задание, которое он решил усвоить или устранить пробел по какой-то теме, т. е. ученик имеет возможность идти в нужном для него темпе, не ждать отстающих. И, с другой стороны, рассказывая в парах решения задач, с которыми он обогнал одноклассников, он подтягивает остальных до своего уровня. Дома они продолжают работу по изучению теории, решению задач, подбирают новые задания для работы в парах. Для успешной работы учащиеся должны быть обеспечены необходимыми  учебными  пособиями,  дидактическими  материалами.

Известно, что интеллектуальное развитие непосредственным образом связано с развитием речи. Работая в парах сменного состава каждый ученик должен объяснять свои действия, вслух разъяснять свои мысли, ссылаться на правила, предлагать способы решения, задавать вопросы, что, несомненно, способствует развитию речи учащихся.

Опыт показывает, что при коллективной форме занятий среди детей устанавливаются дружеские отношения. Отличники не вызывают зависти и вражды со стороны более слабых, сильные ребята в процессе обучения постоянно помогают слабым, строго с них спрашивают, добиваются правильного ответа.

Таким образом, доступная интересная деятельность, ощущение успеха, доброжелательные отношения между учащимися способствуют успешному изучению учебного материала.

Содержание:

Введение  ……………………………………………………………................ с.3

О современной дидактике по В.К.Дьяченко  …………………………….…. с.4

Обучение — это общение ………………………………………………….… с.5

Деятельность ученика при групповом способе обучения …………………. с.7

Работа класса на коллективных занятиях при изучении теоретического

материала …………………………………………………………….……………с.8

Работа класса на коллективных занятиях при решении задач ……………... с.9

.Изучение геометрии в 10-11 классах ……………………………………….. с.12

Подготовка к экзаменам в парах сменного состава ………………………... с.13

Литература:

В.К. Дьяченко «Работа в парах сменного состава». М.: «Народное образование» № 5-8, 1989 г.

В.К. Дьяченко «Организация коллективных учебных занятий». М.: «Начальная школа» № 1, 1990 г.

В.К. Дьяченко «Еще раз о коллективных учебных занятиях». М.:«Народное образование» № 1-2, 1992 г.

А.В. Окунев «Так удобнее, так лучше». М:«Народное образование» № 1-2, 1993 г.

В.К. Дьяченко «Коллективный способ обучения: Дидактика в диалогах». М.: «Народное образование», 2004 г.

В.К. Дьяченко «Основное направление развития образования в современном мире». М.: «Школьные технологии», 2005 г.

В.К. Дьяченко «Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы». М.: «Просвещение», 1991 г.

М.А. Мкртчян  «Основы современной дидактики по В.К. Дьяченко//Методологические и теоретические подходы к решению проблем практики образования: сборник статей. - Красноярск, 2004. - С. 7-16.

9..М.А. Мкртчян «Фазы переходного периода от группового способа обучения к коллективному»// Коллективный способ обучения: научно-методический журнал. - 1995. - № 2. - С.8-11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная педагогическая технология "ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ Пары сменного состава "

Normal style=\'text-align:justify\'>Целевые установки рассматриваемой технологии: Организация усвоения материала (обычно это усвоение правил и алгоритмов деятельности в ЧС)Развитие коммуникативн...

Учебно-методическое пособие "Создание адаптивного развивающего образовательного пространства на уроках математики"

Данное пособие направлено на помощь подросткам и старшеклассникам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха, найти дело, которое интересно, заглянуть в будущее… Наиболее эффекти...

Методика работы на уроках математики в парах сменного состава

Согласно ФГОС основной целью воспитательно-образовательного процесса в школе является развитие личностных качеств учащихся. Поэтому для полноценного проявления и развития личности ребенка необходимо с...

Формы и методы работы в парах сменного состава. Как организовать работу детей в парах?

Многие слышали о том, что работа в парах имеет высокую эффективность при обучении различным предметам: такие методы можно использовать как в работе с детьми начальных классов, так и со взрослыми....

Доклад "Обучение в парах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП (из опыта работы учителя истории)."

Рассказывается о технологии КСО («Коллективный способ обучения»). Рассматриваются  источники эффективности работы в парах.Предлагаются различные формы организации парной работы....

Работа в парах сменного состава на уроках русского языка

В статье рассматриваются различные методики работы в парах сменного состава на уроках русского языка...

Обучение в парах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП (из опыта работы учителя английского языка)

Технология РКМЧП стала известна в 1997 году, изначально она пришла в Россию под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления». Авторами технологии были американские ученые...