Методическая разработка программы элективного курса по теме "Проценты в нашей жизини"
элективный курс по алгебре (9 класс) по теме

Попова Лариса Анатольевна

представлена программа элективного курса ,тематическое планирование для 9 классаов на 9 часов и на 34 часа.,  презентация, графики в Excel

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

                  Актуальность курса

             Тема «Проценты в нашей жизни» весьма актуальна, слово «процент»  прочно вошло в  жизнь современного человека. В повседневной жизни нам приходится проводить расчеты, используя понятие процент. Математические знания сами по себе имеют опосредованное  мировоззренческое значение, мировоззренческая направленность обучения математики заметно усиливается, если содержание математических знаний раскрывается в связи с реальной действительностью. Современная школа должна развивать проективное мышление учащихся, их социальные качества,  мобильность в полном соответствие с их потребностью в выборе занятия по душе, которое может в будущем стать любимой профессией.. Элективный курс поможет расширить кругозор учащихся, привить  интерес к математике.

             Программа элективного курса «Проценты в нашей жизни» составлена таким образом, что дает учащимся возможность применения соответствующих знаний по математике для объяснения некоторых процессов в экономике, а так же умение производить  расчеты, которые необходимы каждому человеку. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, экологическую, экономическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Например, проценты и формулы могут быть использованы для планирования личных сбережений и инвестиций. Учащиеся знакомятся с процентной ставкой банка, формулами простого и сложного процентов Умение вычислять процент приобщает школьника к деловому миру, к возможности производить расчет выгоды. Разбор таких задач способствует экономическому образованию обучающихся, развитию логического мышления,  сообразительности и наблюдательности,  алгоритмической культуре и математической интуиции,  замечать главное, сравнивать, анализировать,  видеть общее и делать  соответствующие выводы; ребята учатся рационально и самостоятельно мыслить, что способствует их благоприятной социализации.

          Учащиеся совершенствуют умения  владеть компьютером, производят  соответствующие расчеты, используя электронные таблицы Excel, строят диаграммы, составляют  презентацию своей работы, делая шаг во взрослую деловую жизнь.

Содержание курса

                 Программа предполагает переход от элементарных представлений и понятий темы к расчетной  работе. Программа  составлена для учащихся 9 классов,


Элективный курс разделен на блоки:

 Теоретический материал (Проценты. Три типа простейших задач на проценты).

Практическое применение  (учащиеся  решают задачи социально-экономического характера, из банковской сферы).

Социализирующий (самостоятельное составление и решение задачи, защита презентации).

Рассматриваемые задачи.

              Задача   Если выбрать маршрут автобуса, время отправления, количество остановок, время прибытия, время возможной задержки, цены взрослого и детского билетов по каждому маршруту, то по  таблице можно узнать минимальную и максимальную стоимость билетов, среднюю стоимость взрослого и детского билетов.

              Задача  Таблица предназначена для работников страхования. Может быть использована как самими страховыми агентами,  так и клиентами.

               Задача  (поможет ребятам  представить работу бухгалтера, проследить процесс подсчета выручки управляющим развлекательных центров).

Задача  (проанализировать прибыль от продажи цветов в разное время года, учит рациональному планированию денежных средств).

Задача (ученик 10 класса Сережа решил поработать  во время летних каникул по продаже газет). В один из дней он взял на реализацию в «Союз печати»  газеты и журналы. Часть газет продал, часть продукции в конце дня вернул. Сколько денег получил Сережа за один день работы, необходимо произвести  расчет количества нереализованных газет, выручку от продажи газет для «Союзпечати», выручку  Сережи за один день,  при условии,  что розничная продажа газет осуществлялась с 5 –и процентной надбавкой.

Задача  (начислить заработную плату коллективу с учетом подоходного налога, отчислений в пенсионный фонд, стажа работы, премии).

Задача (рассчитать сколько будет стоить путевка для 2 человек с учетом проживания, питания, разных процедур,  проведения досуга. Сравнить проживание, питание, услуги по путевке и без нее. Что выгоднее: купить путевку или поехать дикарем.

Задача (учащиеся знакомятся с понятиями: депозит, виды вклада, процентная ставка по вкладам  банка, и рассчитывают прибыль от внесенных на депозит средств).

         Задача (учащимся необходимо вычислить плату за квартиру, если известна плата за квадратный метр квартиры в руб., метраж квартиры  в кв.м., количество проживающих в квартире,  коэффициент скидки).

          Задача (поможет представить работу агентству по продаже недвижимости)Таблица предназначена для агентств по продаже недвижимости, где можно рассчитать стоимость квартиры, налог за приватизацию, плата агентству по продаже недвижимости, перевод и регистрация недвижимости, общую стоимость квартиры и услуг.

Цели курса:- развивать интерес к предмету, интеллект, логику мышления; наблюдательность, расширить знания учащихся в области экономики и математики; уметь производить процентные расчеты не только в учебно-познавательном процессе, но и в повседневной жизни, показать необходимость математики как учебной дисциплины.

Задачи курса:

- сформировать у учащихся значимость понятия «процента»  для решения задач социального и экономического характера;

- сформировать первоначальные представления о методах экономики, об организации деятельности в сфере экономики и банковского дела;

- познакомить учащихся с новыми терминами, дать им объяснение и учить правильно, использовать в своей речи;

- выработать навык успешного применения математического аппарата при разрешении экономических ситуаций;

- познакомить с профессиями в области экономики и банковского дела.

Организация учебного процесса.

Программа элективного курса рассчитана на 34 ч.

Курс имеет практическую направленность. Формы занятий: теоретические занятия,  практикум. Изучение курса  начинается с повторения понятия процент, затем рассматриваются  задачи  из разных областей жизни,  вырабатывается алгоритм  решения, определяется математический аппарат, расчетные работы производятся в Excel

Отработка и закрепление знаний, умений и навыков достигается путем решения задач, соответствующих возрасту и уровню знаний учащихся.   При решении задач учащиеся  отрабатывают необходимые знания, умения, навыки, логическое мышление, объясняют свои действия; ставят чёткие вопросы, выступают перед публикой.

        Программа направлена также на развитие навыков организации простейшей предпринимательской деятельности.

        Критерием эффективности изучения программы является  обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций и формирование практических навыков принятия экономических решений, аналитически проверенных средствами математики.

         В качестве итоговой формы контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, предлагается самим сформулировать  задачу, решить ее и защитить на конференции.

Требования к уровню усвоения учебного материала.

В результате изучения программы элективного курс «Проценты в нашей жизни» учащиеся получат:

Знания:

- основы экономической теории, задачи и закономерности;

- основные категории экономики:  товар,  деньги, прибыль,  простой  процент,  сложный процент,  капитализация,  депозит  и т.д;

- правила ведения персональной экономики;

- основы бухгалтерского  дела: прибыль, отчисление в пенсионный фонд,  подоходный налог, заработная плата, аванс.

Умения:

- планировать собственный бюджет;

- засчитывать заработную плату, налоги;

- сравнивать прибыльность;

- работать с таблицами, графиками, анализировать полученные данные;

- объяснять, какой математический аппарат является основой для содержания конкретной экономической задачи или ситуации.

Навыки:

- решать основные задачи на вычисление прибыли, величины налога, подоходного налога, простых и сложных процентов;

- принятия экономических решений в повседневной жизни;

- пользования услугами банков.

         Элементы элективного курса можно использовать в бинарных уроках,  для школ экономического профиля.

Ожидаемые результаты

Получение дополнительных представлений о решении задач социально-экономического применения.

Развитие познавательных интересов, творческих способностей учащихся.

Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа при решении  задач.

Получение дополнительного навыка работы в пакете Excel, построение диаграмм.

         В работе  используются  стандартные  программы  из  списка  программ  Microsoft  Office.

 Все  материалы  созданы  в  формате  Power Point и Excel из  стандартного  списка  программ  Microsoft  Office.

Тематическое планирование

Тема занятия

Кол. часов

Теория

Практич. занятия

Форма занятия

Форма контроля

Процент. Три типа простейших задач на проценты

Округление с недостатком, округление с избытком.

1

теория

Мини-лекция

Опрос

2.

Решение задач

    2

Занятие

 закрепления

Самостоятельная работа

3

 Разбор задачи № 1:. Поездка в отпуск. Расчет денежных средств семьи.

1

теория

Урок сообщения

Новых знаний

  4        

Расчетная работа в  Excel.

 Рассчитывают минимальную и максимальную стоимость билетов, среднюю стоимость взрослого и детского билетов.

2

Практическое занятие

Занятие  практикум.

5

Разбор задачи № 2.  Работа предназначена для работников страхования

1

теория

Занятие обсуждение  

 6

Расчетная работа  в  Excel.

Рассчитывают общую сумму прибыли фирмы, сумму выплат страховым агентам, наибольшую и наименьшую сумму вклада, среднюю выплату денег струговым агентам.

2

Практическое занятие

Занятие  практикум.

7

Понятия: налог, прибыль, чистая прибыль.

Разбор задачи № 3.

Финансовые операции  развлекательного центра, каналы  распределения денежных ресурсов,  подсчет выручки, издержек и прибыли в процессе функционирования развлекательно центра

1

теория

Мини-лекция

Занятие обсуждение

8.

Расчетная работа в  Excel.

Рассчитывают выручку, издержки и прибыль в процессе функционирования развлекательно центра.

2

Практическое занятие

Занятие  практикум.

9

 Понятие: рентабельность.

Разбор задачи № 4

Финансовые операции  в процессе функционирования цветочного магазина.

1

теория

Занятие обсуждение  

10

Расчетная работа в  Excel.

Рассчитывают рентабельность, налог  на прибыль, издержки в разное время года. Проследить прибыль от продажи цветов в разное время года.

2

Практическое занятие

Занятие  практикум.

11

Понятие: розничная продажа, реализованные и нереализованные газеты.

 Разбор задачи № 5

 Финансовые операции  в процессе функционирования киоска «Союзпечати».

1

теория

Мини – лекция

12

 Расчетная работа в  Excel.

Производят расчет количества нереализованных газет, выручку от продажи газет для «Союзпечати», выручку  один день,  при условии,  что розничная продажа газет осуществлялась с 5 –и процентной надбавкой.

2

Практическое занятие

Занятие  практикум.

13

Понятие: пенсионный фонд, стаж, премия, заработная плата.

Разбор задачи № 6

Начисление заработной платы сотрудникам  предприятия.

1

теория

Мини-лекция

Занятие обсуждение

14

Расчетная работа в  Excel

Расчет  заработной платы коллективу с учетом подоходного налога, отчислений в пенсионный фонд, стажа работы, премии.

2

Практическое занятие

Занятие  практикум.

15

Разбор задачи № 7

Расчет стоимости путевки в санаторий.

1

теория

Занятие обсуждение

16

Расчетная работа  в  Excel

Расчет стоимости путевки в санаторий. С учетом разных процедур, проживания, количества мест, развлечений.

2

Практическое занятие

Занятие  практикум.

17

Расчетная работа в Excel

Таблица предназначена для агентств по продаже недвижимости, где можно рассчитать стоимость квартиры, налог за приватизацию, плата агентству по продаже недвижимости, перевод и регистрация недвижимости, общую стоимость квартиры и услуг.

2

Практическое занятие

Занятие  практикум.

18.

 Понятия: проценты в банковском деле, депозит, кредит, простой процент, сложный процент, капитализация, вклад.

1

теория

Урок сообщения новых знаний

19.

Расчетная работа в  Excel

Рассчитать прибыль на внесенную сумму вкладчика. Начальный вклад, годовая ставка, срок хранения. Окончательная величина. Изменение количества денег на счёте вкладчика.

2

Практическое занятие

Занятие  практикум.

20

Индивидуальный  проект.

2

Практическое занятие

Занятие консультация

21.

Защита проекта

2

Конференция

22

Итоговое занятие

1

Занятие открытых мыслей

Литература

Основная литература

Симонов А.С. Экономика на уроках математики. – М. Школа=пресс, 2010

 

Дополнительная литература

Вигдорчук Е.В., Нежданова Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе. М. Вита-Пресс, 2010

Липсиц И.В. Экономика без тайн. М. Дело-Вита-Пресс, 2010

Симонов А.С. О математических моделях экономики в школьном курсе математики. Математика в школе, 2010, №  5

Современный экономический словарь. М. Инфра- М, 2011

Хейне П. Экономический образ мышления М .Дело, 2011

Шевкин А.В. Текстовые задачи. М. Просвещение. 2011


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа элективного курса «Проценты в нашей жизни» Учитель математики ГОУ ЦО № 173 Попова Лариса Анатольевна

Слайд 2

Проценты творят чудеса. Зная их, бедный может стать богатым. Обманутый вчера в торговой сделке покупатель сегодня обоснованно требует процент торговой скидки. Вкладчик сбережений учится жить на проценты, грамотно размещая деньги в прибыльное дело. Любой человек может самостоятельно рассчитать свой рацион питания. В своей работе я показала применение понятия процента при решении реальных задач только из некоторых сфер жизнедеятельности человека (торговля, финансовые операции, социальная сфера, быт…) В ходе своего исследования я пришла к выводу, что проценты помогают нам: Грамотно разбираться в большом потоке информации Правильно вкладывать деньги Грамотно брать кредиты, выбирая более выгодный вариант. Совершать выгодные покупки, экономя на скидках Решать математические задачи. Трудно назвать область, где бы не применялись проценты. Как известно, выводы опираются на анализ. Люди не знают более удобного способа анализировать, чем процентный. Наиболее точен и прост в применении. Его суть понятна даже ребёнку. Применение в жизни процентных расчетов полностью рассмотреть очень сложно, так как проценты применяются во всех сферах жизнедеятельности человека. Данная тема оставляет широкое поле для дальнейших исследований.

Слайд 3

План Разделиться на команды Получить задание Сбор информации, получение знаний Зашита проекта Изучать то, что интересно Преумножить математическую грамотность Возможность проявить свои способности и талант Увидеть результаты своего труда и группы Что такое процент Совершить увлекательное путешествие в мир процентов Узнаете что значит процент в жизни человека Попробуете себя в роли бухгалтера, директора кафе, владельца цветочного магазина, узнаете можно ли получить прибыль от продажи газет. Как делать презентацию Вы узнаете

Слайд 4

Что такое элективный курс ? Э то модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Этот процесс завершается в реальном материале - продукте курса . Курс базируются на таких вопросах, ответы на которые не могут быть получены зубрежкой. Курс ставит ученика в активную позицию - человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, изучает, документирует свою деятельность. Курс служит отдельным значимым целям обучения, он является не просто добавками и дополнением к "настоящему" учебному курсу.

Слайд 5

Слово «процент» происходит от латинского pro centum , что буквально означает «на сотню», «со ста» или «за сотню». По-видимому, процент возник в Европе вместе с ростовщичеством. Есть мнение, что понятие процент ввел бельгийский ученый Симон Стевин . В 1584г. он опубликовал таблицы процентов. Употребление термина «процент» в России начинается в конце XVIII в. Долгое время под процентами понималось исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике. Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Из истории

Слайд 6

Что такое «процент»? Процент – одно из математических понятий, которое часто встречается в повседневной жизни. Это слово часто произносят по радио и в телевизионных передачах. Часто можно услышать или прочитать, что, например , 80 процентов населения страны приняло участие в субботнике, молоко содержит 3,2 процента жира, банк начисляет 15 процентов годовых и так далее. Процентом от любой величины называется одна сотая её часть. Процент обозначается знаком %. ; ; Любое число процентов можно выразить десятичной дробью или натуральным числом. Чтобы выразить проценты десятичной дробью или натуральным числом, нужно число, стоящее перед знаком %, разделить на 100. Чтобы выразить число в процентах, надо его умножить на 100.

Слайд 7

Три типа простейших задач на проценты В простейших задачах на проценты некоторая величина a принимается за 100 % (целое), a ее часть в (правильная или неправильная) выражается числом р % В зависимости от того, что неизвестно a , в или р , выделяются три типа задач на проценты. Нахождение процента от числа. Чтобы найти р% от числа a , надо a умножить на ; Например: а) 20% от 45 кг равны: б) 118% от х равны (кг)

Слайд 8

II Нахождение числа по его проценту. Чтобы найти число по его части в, выраженной р% , надо в разделить на ; Итак, чтобы найти число по его проценту, надо часть, соответствующую этому проценту, разделить на дробь. Например, 8% длины всего отрезка составляет 2,4 см, то длина всего отрезка равна 2,4: = 2,4:0,08 = 240:8 = 30 (см)

Слайд 9

III Нахождение процентного отношения двух чисел. Чтобы найти, сколько процентов число в составляет от a , надо сначала узнать , какую часть в составляет от a , a затем эту часть умножить на 100 %. Таким образом, чтобы узнать, сколько процентов одно число составляет от второго, надо первое число разделить на второе и результат умножить на 10 0 . Например, 2 г. соли в растворе массой 50 г. составляет Частное двух чисел, выраженное в процентах, называется процентным отношением этих чисел. Поэтому последнее правило называют правилом нахождения процентного отношения двух чисел. Нетрудно заметить, что формулы : ; ; ; ; взаимосвязаны. Две последние формулы получаются из первой, если выразить из нее значение a и р. Поэтому первую формулу считают основной и называют формулой процентов .

Слайд 10

Задача 1 . Найти указанный процент от заданного числа. Заданное число умножается на указанное число процентов, а затем произведение делится на 100. П р и м е р . Вклад в банке имеет годовой прирост 6%. Начальная сумма вклада равнялась 10000 руб. На сколько возрастёт сумма вклада в конце года? Р е ш е н и е : 10000 · 6 : 100 = 600 руб. Задача 2. Найти число по заданному другому числу и его величине в процентах от искомого числа. Заданное число делится на его процентное выражение и результат умножается на 100. П р и м е р . Зарплата в январе равнялась 1500 руб., что составило 7.5% от годовой зарплаты. Какова была годовая зарплата? Р е ш е н и е : 1500 : 7.5 · 100 = 20000 руб. Задача 3. Найти процентное выражение одного числа от другого. Первое число делится на второе и результат умножается на 100. П р и м е р . Завод произвёл за год 40000 автомобилей, а в следующем году – только 36000 автомобилей. Сколько процентов это составило по отношению к выпуску предыдущего года? Р е ш е н и е : 36000 : 40000 · 100 = 90% .

Слайд 11

Решение: Утверждать, что цена выросла на 30% нельзя, поскольку «первые» 20% подсчитываются от цены в конце сентября, a «вторые» 10% - от другой величины, цены на конец октября. Поэтому будем рассуждать последовательно, обозначив для удобства первоначальную цену на молочные продукты за х , х >0. В октябре она стала равна 1,2х, a в ноябре 1,1(1,2х)=1,32х. Следовательно, она выросла на 32%. Решение запишем следующим образом: Пусть х – первоначальная цена; 20%=0,2 х+0,2х=(1+0,2)х=1,2х – цена в октябре (120% от х ); 10%=0,1 1,2х+0,1(1,2х)=1,2х(1+0,1)=1,1 1,2х=1,32х – цена в ноябре 1,32 = 132%; 132% -100% = 32% Ответ: цена выросла на 32% Первого октября цена на молочные продукты выросла на 20%, a первого ноября – на 10%. На сколько процентов поднялась цена на молочные продукты? Задачи

Слайд 12

Решение: Пусть х моллюсков было в озере, х Согласно условию задачи в первый год их число составило х = 0,3х = (1-0,3) х = 0,7х. Затем 3 года подряд число моллюсков возрастало соответственно на 25%, 35%, 40%, то есть получим а) 0,7х + 0,25(0,7х) = 1,25 0,7 х = 0,875 х = х ; 2) Число моллюсков в озере первый год сократилось на 30%, a затем 3 года подряд возрастало соответственно на 25%, 35%, 40%. В итоге число моллюсков достигло 132300. Сколько моллюсков в озере было первоначально? б) х + 0,35* ( х ) = 1,35* х в) 1,35* х+0,4(1,35* х ) = 1,4 *1,35* х = х. х = 132300 : ; х = 80000. N . В итоге количество моллюсков достигло х . Получим уравнение : х = 132300; Ответ: 80 000 моллюсков было в озере первоначально.

Слайд 13

3) На вступительном экзамене п о физике 15% поступающих не решили ни одной задачи. 144 человека решили задачи с ошибками, a число решивших все задачи верно относится к числу не решивших вовсе, как 5:3. Сколько человек участвовало на экзамене по физике в этот день? Решение : Пусть х – число пос тупающих, 15%=0,15 0,15х человек не решили ни одной задачи. Пусть у человек решили все задачи. Х N , у N Всего участвовало на экзамене (0,15х+144+у) человек. Получим п ервое уравнение системы 0,15х+144+у=х; 144+у=0,85х. Учитывая, что число решивших все задачи относится к числу не решивших вовсе, как 5:3, получим второе уравнение системы: 3 у =0,75 х ; у =0,25 х Имеем: Ответ: 240 человек участвовало на экзамене по физике в этот день.

Слайд 14

Возраст брата составляет 40% от возраста сестры. Сколько процентов составляет возраст сестры от возраста брата? Примем возраст сестры за 100%. Возраст брата составит 40 % . Процентное отношение возраста сестры к возрасту брата равно: (100/40) · 100% = 250%. Задача Решение Например , говорят: «Из каждых 100 участников лотереи 9 участников получили призы». Точный смысл этого высказывания состоит в том, что призы получили 9% участников лотереи, и именно такое понимание соответствует происхождению слова «процент». 9% - это 9 из 100.

Слайд 15

В начале года число мужчин, работавших на заводе, составляло 40% от общей численности работников завода. После того, как были приняты на работу еще 6 мужчин, а 5 женщин уволилось, число мужчин и женщин на заводе сравнялось. Сколько человек работало на заводе в начале года? Число мужчин, работавших на заводе в начале года, было на 11 меньше числа работавших там женщин. Процентная разность между числом женщин и числом мужчин составляла в начале года 20%. Общая численность работавших на заводе в это время - 11:0,2 = 55 человек. Задача Решение

Слайд 16

Столкнувшись с процентами в первый раз мы вдруг замечаем, что они сопровождают нас повсюду - не только в школе , но и в повседневной жизни: в магазине (особенно во время предпраздничных скидок), на работе (повышение и понижение зарплаты), в банке, интернете и многом другом. Ориентироваться в мире процентов на хорошем уровне не так уж и просто! Предлагаю вашему вниманию подборку задач на проценты. В настоящее время понимание процентов и умение производить процентные расчеты, необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, экономическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Данная тема сейчас весьма актуальна, слово процент прочно вошло в жизнь современного человека. Применение процентных расчетов в различных видах жизнедеятельности человека

Слайд 17

Диетология Семья, бюджет Распродажа , магазины Мобильная связь % автомобиля Спорт Кредит на покупку жилья Зарплата, пенсии Растет цена на бензин Коммунальные услуги ЖКЭ Жизнь и проценты

Слайд 18

Краткое содержание задач З адача 1 (поможет ребятам представить работу бухгалтера, проследить процесс подсчета выручки управляющим развлекательных центров). Задача 2 (проанализировать прибыль от продажи цветов в разное время года, учит рациональному планированию денежных средств). Задача 3 (ученик 10 класса Сережа решил поработать во время летних каникул по продаже газет. В один из дней он взял на реализацию в «Союз печати» газеты и журналы. Часть газет продал, часть продукции в конце дня вернул. Сколько денег получил Сережа за один день работы, необходимо произвести расчет количества нереализованных газет, выручку от продажи газет для «Союзпечати», выручку Сережи за один день, при условии, что розничная продажа газет осуществлялась с 5 –и процентной надбавкой). З адача4 ( начислить заработную плату коллективу с учетом подоходного налога, отчислений в пенсионный фонд, стажа работы, премии). Задача 5 ( р ассчитать сколько будет стоить путевка для 2 человек с учетом проживания, питания, разных процедур, проведения досуга. Сравнить проживание, питание, услуги по путевке и без нее. Что выгоднее: купить путевку или поехать дикарем). Задача 6 (учащиеся знакомятся с понятиями: депозит, виды вклада, процентная ставка по вкладам банка, и рассчитывают прибыль от внесенных на депозит средств).

Слайд 19

Наша жизнь тесно связана с обработкой информации на компьютере. Вы можете попробовать себя в роли управляющего развлекательного центра. Финансовые операции развлекательного центра, каналы распределения денежных ресурсов, подсчет выручки, издержек и прибыли в процессе функционирования развлекательно центра. Эта таблица очень удобна в работе, так как позволяет хранить и эффективно обрабатывать занесенную в нее информацию. При изменении некоторого параметра данной таблицы параметры, зависящие от него меняются автоматически. Задача №1 Таблица для предоставления работникам налоговой инспекции (смотри приложение 1 - таблица в Excel )

Слайд 20

Задача № 2 Цветочный магазин Эта таблица позволяет проследить прибыль от продажи цветов в разное время года (смотри приложение 2 - таблица в Excel) Какая выручка от продажи цветов зимой и летом, если издержки от продажи цветов зимой – 4%, а летом 2%

Слайд 21

Задача № 3 Один день работы Сережи по продажи газет и журналов «Союзпечати» Эта таблица осуществляет расчет количества нереализованных газет, выручку от продажи газет для «Союзпечати», выручку Сережи за один день, при условии, что розничная продажа газет осуществлялась с 5 –и процентной надбавкой. (смотри приложение 3 - таблица в Excel) Ученик 11 класса Сережа решил поработать во время летних каникул на продаже газет. В один из дней он взял на реализацию в «Союз печати» газеты и журналы. Часть газет продал, часть продукции в конце дня вернул. Сколько денег получил Сережа за один день работы.

Слайд 22

Задача № 4 Данная таблица предназначена для вычисления заработной платы с учетом подоходного налог, отчисления в пенсионный фонд, стажа работы Необходимо начислить заработную плату коллективу с учетом подоходного налога, отчислений в пенсионный фонд, стажа работы, премии. ( смотри приложение 4 - таблица в Excel)

Слайд 23

Задача № 5 Таблица позволяющая посмотреть что выгоднее купить путевку а санаторий или поехать в санаторий без путевки (смотри приложение 5 - таблица в Excel) Рассчитать сколько будет стоить путевка для 2 человек с учетом проживания, питания, разных процедур, проведения досуга . Сравнить проживание, питание, услуги по путевке и без нее .Что выгоднее купить путевку или поехать дикарем.

Слайд 24

Депози́т (банковский вклад) — сумма денег , помещённая вкладчиком в банк на определённый или неопределённый срок. Банк пускает эти деньги в оборот, а в обмен выплачивает вкладчику проценты . Депозит является долгом банка перед вкладчиком , то есть подлежит возврату. Виды Вклад до востребования — депозит без указания срока хранения, который возвращается по первому требованию вкладчика. Обычно по сберегательным вкладам начисляются проценты по ставкам ниже соответствующих для срочных депозитов. Депозитом до востребования могут по соглашению с банком или по законам отдельных государств являться средства на чековом счёте в банке. Срочный вклад — депозит под проценты, внесённый на определённый срок и изымаемый полностью по истечении обусловленного срока. Срочные депозиты менее ликвидны , чем сберегательные вклады до востребования, но приносят более высокий процент дохода . Словарь терминов

Слайд 25

Рентабельность ( нем. rentabel [1] - доходный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности . Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам , ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Проценты на сумму банковского вклада начисляются со дня, следующего за днем ее поступления в банк, до дня ее возврата вкладчику включительно или до дня досрочного закрытия вклада вкладчиком. Как правило вкладчик имеет возможность распоряжаться начисленными процентами: либо изымать их по истечению периодов выплаты процентов, указанного в договоре, либо присоединять их к общей сумме вклада ( Капитализация процентов ), увеличивая сумму вклада, на которую начисляются проценты Словарь терминов

Слайд 26

Простые, сложные и непрерывно начисляемые проценты При многократном начислении простых процентов начисление делается по отношению к исходной сумме и представляет собой каждый раз одну и ту же величину. Иначе говоря, , где P — исходная сумма S — наращенная сумма (исходная сумма вместе с начисленными процентами) i — процентная ставка, выраженная в долях за период n — число периодов начисления В этом случае говорят о простой процентной ставке . При многократном начислении сложных процентов начисление каждый раз делается по отношению к сумме с уже начисленными ранее процентами. Иначе говоря, S = (1 + i ) n P (при тех же обозначениях). В этом случае говорят о сложной процентной ставке . Часто рассматривается следующая ситуация. Годовая процентная ставка составляет j , а проценты начисляются m раз в году по сложной процентной ставке равной j / m (например, поквартально, тогда m = 4 или ежемесячно, тогда m = 12). Тогда формула для наращенной суммы через k лет:

Слайд 27

Валюта вклада Минимальная сумма первоначального взноса Минимальная сумма дополнительного взноса Срок вклада, дней / ставка, процентов годовых Ставка, досрочного востребования вкладов 31 91 181 367 547 Рубли РФ 10 000 5 000 5 6 8,5 10 10,25 0,1 Доллары США 300 150 3,5 4,5 5,5 8 8,25 0,1 Евро 300 150 3 4 4,5 6 6,25 0,1 Финансовая математика — это система расчетов доходности финансовых, инвестиционных и торговых операций во времени с учетом инфляции, валютных курсов, процента и прочих факторов. Она служит основой для расчетов в инвестиционном анализе, финансовом менеджменте, банковском деле, страховании и т.п. Финансовая математика дает инструментарий для анализа и сравнения доходности коммерческих операций. Она позволяет объективно (количественно) оценить какая из возможных финансовых сделок выгоднее. Задача 6 Рассчитайте количество получных денег, если ваш вклад в банк положен сроком на месяц, два, полгода, год. Рассчитайте доход с ежемесячной капитализацией 12%.

Слайд 28

Мероприятия Ответственные Срок выполнения Обсудите, какие социальные группы будут принимать участие в вашем исследовании Разработайте вопросы анкеты Проведите опрос людей различных специальностей Обработайте результаты анкеты Сделайте выводы Заполните лист планирования самостоятельной деятельности Подготовьте презентацию, используя программу Microsoft Office PowerPoint Подготовьте устную защиту проекта Оцените деятельность группы и вашу личную деятельность в подготовке и представлении проекта Задания группам:

Слайд 29

Мероприятия Ответственные Срок выполнения Выясните, что такое простой процентный рост, сложный процентный рост Выясните преимущества сложных процентов Сформулируйте выводы Заполните лист планирования самостоятельной деятельности Подготовьте презентацию, используя программу Microsoft Office PowerPoint Подготовьте устную защиту проекта Оцените деятельность группы и вашу личную деятельность в подготовке и представлении проекта Задания группе Вам предстоит исследовать проблему: «Что значит жить на проценты?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Светозвуковой газеты по теме Цветы нашей Родины

Методическая разработка Светозвуковой газеты по теме Цветы нашей Родины...

Методическая разработка урока по теме "Телевидение в нашей жизни" для учащихся XI класса.

Урок-зачет в системе уроков по теме "Средства массовой информации" с использованием современных педагогических технологий: интерактивной технологии диалогового общения, критического мышления, проблемн...

Методическая разработка урока "Кровь - самая удивительная ткань нашего организма"

Урок входит в состав раздела «Внутренняя среда организма». Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», Федеральных государственных образовательных станда...

Методическая разработка программы курса по выбору "Яды в нашей жизни"

     Курс является межпредметным, так как интегрируются знания по химии, экологии, биологии, истории, медицине и т.д. В ходе изучения содержания курса познакомятся не только с ра...

Методическая разработка устного журнала "Цветы России на наших плечах"

Разработка внеклассного материала знакомит с историей народного искусства, формирует интерес учащихся к творчеству своего народа. Показывает на примере использования одного национального элемента одеж...

Методическая разработка классного часа по теме «Герои нашего времени: кто они?»

Методическая разработка классного часа по теме «Герои нашего времени: кто они?»...

методическая разработка Эколого-краеведческая игра путешествие"Природа нашего края"

В методической разработки  представлен  материал по блоку программы «Природа нашего края». Форма подачи материала - игра-путешествие, позволяющая  вовлечь учащихся в эколого...