Урок в 5 классе по теме «Уравнения»
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Власова Анна Вячеславовна

Обобщающий урок по теме "Уравнения".  В ходе урока закрепляются 

а) навыки:

- устного счета;

- применения свойств  сложения и вычитания при решении уравнений;

- решения простейших уравнений и тестовых задач;

б) знания теоретического материала.   

Развиваются  навыки поисковой и творческой деятельности учащихся, математический и общий кругозор, мышление, письменную и устную  речь, самопроверки, взаимопроверки.

Воспитывается интерес к предмету, чувство соревновательности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_5_kl._uravneniya.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уравнения  

обобщающий урок  

математика, 5 класс

учитель математики МБОУ г. Астрахани «СОШ №14»

Власова Анна Вячеславовна

Учебник «Математика», 5 класс, автор  Н. Я. Виленкин, 2007-2009 г.

Цель  урока

1. Закрепить

а) навыки: 

- устного счета;

- применения свойств  сложения и вычитания при решении уравнений;

- решения простейших уравнений и тестовых задач;

б) знания теоретического материала.    

2. Развить навыки поисковой и творческой деятельности учащихся, математический и общий кругозор, мышление, письменную и устную  речь, самопроверки, взаимопроверки.

3. Воспитать интерес к предмету, чувство соревновательности.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания. Повторение.

Решение задач.

Домашнее задание.

Итог урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Повторение.

1). На дом было задано: п.10, № 397(а, б, д, е), № 397(а, б) .

 Проверяются только  № 395(а), № 395(е),  № 397 (а) в форме игры «Лабиринт». Один ученик на доске с помощью стрелочек  должен придти к правильному ответу. В результате получится слово (корень).  

Компоненты уравнения

в

у

р

сл

сл

с

у

в

с

сл

сл

р

у

сл

с

у

в

р

правило

сл=с+сл

у=в+р

сл=с-сл

в=у+р

у=р-в

 в=у-р

у=с+в

неизвестное

сумма

уменьшаемое

слагаемое

разность

вычитаемое

ответ

11

нь

1259

урав

5

ние

22

ре

140

не

469

ко

             № задания


395(а)   395 + х = 864

395(е)   59 = 81 – k

397(а)   x  - 3 = 8

Сл – слагаемое, с – сумма, у – уменьшаемое, в – вычитаемое, р- разность.

           

2). Остальные учащиеся в это время  работают письменно.

Сначала все правила проговариваются вслух. По окончании работы учащиеся   самостоятельно проверяют ответы с помощью таблицы и оценивают  каждое верно выполненное  задание в один балл, подводят общий балл (I  этап- 8 баллов).

Задание: вычислить, используя свойства сложения и вычитания.

           

СВОЙСТВА

Сложения                                                                     Вычитания

1.  a+b=b+a                                                                          1. a-(b+c)=a-b-c=a-c-b

2.  (a+b)+c=a+(b+c)                                                             2. (a+b)-c=a-c+b=b-c+a

3. a+0=a                                                                                3. a-a=0

                                                                                              4. a-0=a

ПРИМЕРЫ


1) 86-(19+56)

      2) 27-27

3) (47+91)-71

      4) 53-(Х+23)

      5) (94+а)-54

      6) 72-38-32

      7) 69-а-49

      8) 83-14-56



№ задания

ответ

1

11

2

0

3

67

4

30-х

5

40+а

6

2

7

20-а

8

13

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

3).  Устная работа после проверки домашнего задания (вопросы задаются ученику, выполнявшему домашнее задание на доске, остальные – проверяют ответы).

Разгадать кроссворд, ответив на вопросы:

Что называется корнем уравнения?

Как называется равенство, содержащее букву, значение которой надо найти?

Как называется число, из которого вычитают?

Как называются числа при сложении?

Как называется результат при вычитании чисел?

Как называется число, которое вычитают?

Как называется результат при сложении чисел?

р

с

в

у

к

о

р

е

н

ь

с

у

е

ь

м

е

е

а

е

е

3. Решение задач.

1).  Письменная работа.

Учитель читает задачи вслух.  Учащиеся записывают в тетрадях только уравнения, не решая их.  По окончании работы учащиеся друг у друга проверяют ответы с помощью таблицы и оценивают  каждое верно выполненное  задание в один балл, подводят общий балл (II этап - 5 баллов).

Задание: составить уравнение к решению задачи

На двух машинах вместе 32 т груза. На одной машине 18т. Сколько тонн на второй машине?  

Петя задумал число. Если вычесть его из 390, то получится 185. Какое число задумал Петя?  

В бидоне было несколько литров молока. После того, как в него налили ещё 23 л, а потом вылили 32 л, то в бидоне стало 24 л молока. Сколько литров молока было в бидоне первоначально?  

Андрей поймал 51 рыбку. Несколько рыбок он подарил другу, после чего у него осталось 37 рыбок. Сколько рыбок Андрей подарил другу?  

После того, как скорость поезда увеличилась на 17 км/ч, она стала равна 85 км/ч. Какой была скорость поезда до увеличения?

№ задачи

Уравнение

1

Х+18=32

2

390-х=185

3

(х+23)-32=24

4

51-х=37

5

Х+17=85

2). Письменная работа.

Даны уравнения:    1) (х+78)+22=250

                                 2) 65-(45+х)=13

                                 3)  х-13-57=24

                                 4) (61+х)-41=57  

Решить уравнение двумя способами (используя компоненты уравнения и используя свойства сложения или вычитания) и придумать задачу (устно), решением которой было бы данное уравнение.  Учащиеся вызываются по одному к доске.

Номер 4) выполняется учениками самостоятельно одним из способов, записывается текст  придуманной задачи (Ш этап - 4  балла: 2 балла за решение уравнения и 2 балла за текст задачи). Тетради сдаются на проверку.

Способы решения уравнения



Пример текста  задачи, придуманной учеником.

Используя компоненты

Используя свойства сложения или вычитания

(х+78)+22=250,

х+78=250-22,

х+78=228,

х=228-78,

х=150

Ответ: 150.

(х+78)+22=250,

х+(78+22)=250,

х+100=250,

х=250-100,

х=150

Ответ: 150.

В 1-й день в лагерь приехало несколько ребят. Во 2-ой день приехали ещё 78 человек, а в 3-й день – ещё 22 человека. Сколько человек приехало в          1-ый день, если всего в лагере оказалось 250 человек?

65-(45+х)=13,

45+х=65-13,

45+х=52,

х=52-45,

х=7

Ответ: 7.

65-(45+х)=13,

65-45-х=13,

20-х=13,

х=20-13,

х=7

Ответ: 7.

Слава в библиотеке взял книгу,  в которой было 65 страниц.  За первые  два дня он прочитал 45 страниц и ещё несколько. Сколько он прочитал страниц за 2-й день, если на 3-й день ему осталось прочитать 13 страниц?

х-13-57=24

данное уравнение нельзя решить этим способом

х-13-57=24,

х-(13+57)=24,

х-70=24,

х=24+70,

х=94

Ответ: 94.

Для новогоднего праздника в детском саду купили несколько шоколадок. Младшей группе отдали 13 штук, средней – 57 штук. Сколько шоколадок купили, если для старшей группе осталось             24 штуки?

(61+х)-41=57,

61+х=57+41,

61+х=98,

х=98-61,

х=37

Ответ: 37.

(61+х)-41=57,

61-41+х=57,

20+х=57,

х=57-20,

х=37

Ответ: 37.

4. Домашнее задание.

1. Придумать задачи, решениями  которых были бы уравнения из № 395 (в) и  № 396 (б) учебника, и  решить их.

2. № 400   из учебника.

5. Итог урока.

Оценки за урок выставляются всем ученикам с учетом  I,  II,  III этапов (17 баллов – «5»,  15-16 баллов – «4», 10-14 баллов – «3»), а также ученику, выполнявшему  домашнюю работу у доски.

Подводится итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока математики в 5-м классе по теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

в данной работе изложен материал,который может быть полезен при проведении открытого урока....

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

конспект урока математики для 5 класса по теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

Разработка урока по учебнику Виленкина с использованием разноуровневых карточек с заданиями...

Урок математики в 5 классе по теме "Уравнение и его корни. Решение уравнений"

Методическая разработа  к уроку математики в 5 классе....

Урок по математике в 5 классе по теме " Уравнение" (1 урок)

Актуализировать знания учащихся об уравнениях, полученные в начальной школе....

Конспект урока по математике в 5 классе по теме «Уравнения. Решение задач с помощью уравнений.»

Цели урока: создание условий для систематизации знаний по теме «Решение уравнений»:образовательная - закрепить практические умения учащихся составлять уравнения к задачам и решать их с помощью правил ...

конспект урока по алгебре 8 класс по теме: "Уравнения, сводящиеся к квадратным. Биквадратные уравнения"

Конспект содержит историческую справку, материал для актуализации темы, разнообразные задания для работы в группах и индивидуально...