Урок в 5 классе ""Действия с обыкновенными дробями"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Иванова Татьяна Александровна

    Урок математики проводится в 5 специальном (коррекционном) классе по теме: «Действия с обыкновенными дробями». Урок рассчитан на 40 минут. На первом этапе, на уроке систематизируем изученный материал, выполняя устные упражнения. На втором этапе выполняем индивидуальную самостоятельную работа. На третьем этапе (заключительном) ребята могут проверить результаты своей работы. На протяжении всего урока используется компьютерная поддержка. Она позволяет обогатить содержание и обеспечить новые активные формы и способы овладения этим содержанием.      
       Предлагаемый урок создает условия, способствующие активизации деятельности школьников с задержкой психического развития.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_deystviya_s_obyknovennymi_drobyami.doc460.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku.ppt1001.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике в 5 классе

Тема урока: Действия с обыкновенными дробями (слайд 1)

Цель урока:         повторить, обобщить, систематизировать изученный по главе материал; контроль приобретенных знаний.

Задачи урока:        

  1. образовательные -  обобщить и проконтролировать уровень полученных знаний; развивать умения использовать знания других предметов;
  2. развивающие - развитие логического и пространственного мышления учащихся,  познавательного интереса.
  3. воспитательные - экологическое воспитание; умения работать в коллективе; самостоятельности; развитие умения рефлексировать свою деятельность.

Тип урока:         урок обобщения полученных знаний.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, программированный.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки).

Ход урока:

1.Организационный момент.

Создадим хорошее и дружелюбное настроение! Улыбнитесь друг другу, садитесь.

                 Руки?

           Д: На месте!

                 Ноги?

           Д: На месте!

                 Локти?

           Д: У края!

                  Спина?

           Д: Прямая!

Сообщение темы, цели, задач урока.

2. Систематизация изученных знаний

Устные упражнения.

1)Решение анаграмм. (слайд 2)

Переставьте в словах буквы так, чтобы получилось слово - математический термин:

                ДВАКАТР;                БРЬОД.

2)Прочитайте дроби: (слайд 3)

3)Какие из данных дробей являются правильными? (слайд 3)

4) Какие из данных дробей являются неправильными? (слайд 3)

5)Сравните эти дроби с единицей.

6)Какие значения может принимать числитель, чтобы дробь  была правильной? (слайд 4)

7)Какие значения может принимать знаменатель, чтобы дробь  была неправильной? (слайд 4)

8)Вычислите устно (слайд 5):                

9)Какая часть квадрата закрашена?

                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                 

3.Физкультминутка для глаз(слайд 6)

        Рисуй глазами треугольник

Теперь его переверни

Вершиной вниз

И вновь глазами

Ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линии води

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись,

Глаза открываем мы наконец

Зарядку окончили. Ты молодец!

4. Практическая отработка навыков сложения и вычитания дробей

1.Объяснение технологии выполнения задания.

2. Индивидуальная работа. (отгадывание животных, занесенных в Красную книгу.)

        3.Рефлексия своей деятельности (с опорой на слайды)

        

        В результате самостоятельной работы ребята отгадывают названия зверей  и птиц.

Образцы карточек

Карточка 1

Номер задания

Б

У

А

К

Р

С

1

1

2

3

32

10

20

28

24

2

4

7

5

6

5

6

10

7

6

10

Задание к карточке 1

1.Среди дробей  найдите неправильную дробь.

2.Сраврите числа  и 1, выберите меньше.

3.В классе 32 ученика,  из них занимается в кружках. Сколько учеников занимается в кружках?

4.Вычислите:

5.В одной коробке кг конфет. Во второй коробке на кг больше. Сколько конфет во второй коробке?

6.Вычислите:

Карточка 2

Номер задания

Е

К

Б

У

Р

Т

1

2

8

18

12

9

10

28

3

4

4

4

5

6

6

1

Задание к карточке 2

1.Среди дробей  выберите правильную дробь.

2.Длина маршрута 12 км. Пройдя  пути, ребята сделали привал. сколько километров они прошли до привала?

3.Решите уравнение .

4.Отрезок АВ равен  см. Отрезок MN на см длиннее. Чему равен отрезок MN?

5. Вычислите:

6.Вычислите:

Карточка 3

Номер задания

Я

К

Л

О

С

У

1

2

3

240

180

300

100

320

80

4

11

10

5

3

4

6

Задание к карточке 3

        1.Среди дробей  выберите правильную дробь.

2.Сравните числа  и , выберите наибольшее.

3.Маша прочитала  всей книги. Сколько страниц во всей книге, если она прочитала 240 страниц?

4.Вычислите:

5.Длина прямоугольника равна см. Ширина его на  см меньше длины. Вычислите ширину прямоугольника.

6.Вычислите:

Карточка 4

Номер задания

Х

В

Ь

У

Ы

О

Л

1

2

1

3

80

200

40

160

100

300

50

4

5

5

6

4

7

1

0

5

8

11

Задание к карточке 4

1.Среди дробей  назовите правильную дробь.

2.Сравните числа 1 и . Выберите большее.

3.В книге 240 страниц. Вася прочитал  книги. сколько страниц ему осталось прочитать?

4.Вычислите:

5.Отрезок АВ равен см. Отрезок КМ длиннее отрезка АВ на см. Вычислите длину отрезка КМ.

6.Вычислите:

7.Вычислите:

8.Вычислите:

Карточка 5

Номер задания

С

А

О

М

Х

Р

1

2

1

3

36

35

25

20

30

5

4

9

5

5

6

5

7

1

8

4

Задание к карточке 5

1.Среди дробей  выберите неправильную дробь.

2.Сравните числа  и , выберите наименьшее.

3.Турист прошел  намеченного пути. Определите длину всего пути, если он прошел 30км.

4.Вычислите:

5.Одна сторона треугольника равна см. Вторая его сторона на см меньше. Вычислите длину второй стороны треугольника.

6.Решите уравнение .

7.Витя расчистил от снега  дорожки, а Сережа на  меньше. Какую часть дорожки расчислил Сережа?

8.Вычислите:

В результате самостоятельной работы по карточкам обучающиеся должны найти следующиеся слова: барсук, беркут, косуля, выхухоль, росомаха.

        А знаете ли вы, что…

        Барсук имеет интересный окрас, тело клинообразно суживается к голове. Хороший землекоп. В зимнее время погружается в спячку. Охота на барсука в определенных областях запрещена. (слайд 7)

        Беркут – крупная птица. Строит огромное, до 3 метров в диаметре, гнезда из толстых сучьев на вершине высокого дерева. Занесен в Красную книгу. (слайд 8)

        Косуля – маленький олень легкого и изящного телосложения. Питается травяной и кустарниковой растительностью, осенью охотно поедает грибы и ягоды. (слайд 9)

        Выхухоль – одно из самых древних сохранившихся на земле видов млекопитающих; она считается современником мамонта и шерстистого носорога. Этот небольшой зверек обитает в водоемах со стоячей или слабо проточной водой. Ведет активный образ жизни круглый год. Занесена в Красную книгу. (слайд 10)

        Росомаха – своеобразный хищник. Питается в основном падалью, но иногда охотится на животных. (слайд 11)

        Поэт А.Яшин сказал:

                                Высокомерие не к лицу

                                Ни великому,

                                Ни мудрецу.

                                В сосновом бору,

                                В березовой роще,

                                Где так многогранно желанье жить,

                                Мне, сильному, только добрей и проще,

                                И человечней хочется быть.

                                Мы видим не все со своей горы,

                                Чудес неоткрытых еще не мало.

                                Боюсь, чтоб кичливость не помешала

                                Нам постигать иные миры. (слайд 12)

ДАВАЙТЕ И МЫ БУДЕМ ЛЮБИТЬ ОКРУЖАЮЩУЮ НАС

ПРИРОДУ, БЕРЕЧЬ И ОХРАНЯТЬ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ! (слайд 13)

Кореккционно-развивающие упражнения.

       1)        К двум зайчатам в час обеда

Прискакали три соседа,

        В огороде зайцы сели

        И по семь морковок съели .

        Кто считать, ребята, ловок

        Сколько съедено морковок?   (35 морковок) (слайд 14)

       2) Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Еж, барсук, енот, «косой»,

Волк с плутовкою-лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел

Он считать ведь не умел!

Помоги ему скорей,

Посчитай-ка всех зверей.    (7 зверей) (слайд 15)

5.Заключительный этап урока

        1.Подведение итогов  урока

Ребятам предлагается продолжить следующие предложения:

  1. На данном уроке говорилось о …
  2. Урок мне понравился (не понравился), потому что…
  3. Сегодня я понял(а), что…(слайд 16)

2.Домашнее задание        

Поскольку урок является итоговым и последним по теме домашнее задание не является обязательным, по усмотрению учителя может быть выдана карточка, целью выполнения которой является дополнительное закрепление навыков в сложении и вычитании обыкновенных дробей, определения вида дроби, сравнения дробей. (слайд 17)         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор - учитель математики Иванова Т.А. г.Анжеро-Судженск Действия с обыкновенными дробями

Слайд 2

Д В А К А Т Р Б Р Ь О Д К В А Д Р А Т Д Р О Б Ь Решение анаграмм

Слайд 3

правильные: неправильные: Прочитайте дроби: Какие из данных дробей являются

Слайд 4

Какие значения может принимать числитель, чтобы дробь была правильной? Какие значения может принимать знаменатель, чтобы дробь была неправильной? a = 1; 2; 3; 4. b = 1; 2; 3.

Слайд 5

Вычислите устно:

Слайд 6

физпауза Рисуй глазами треугольник Теперь его переверни Вершиной вниз И вновь глазами Ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линии води И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись, Глаза открываем мы наконец Зарядку окончили. Ты молодец! 8

Слайд 7

Барсук имеет интересный окрас, тело клинообразно суживается к голове. Хороший землекоп. В зимнее время погружается в спячку. Охота на барсука в определенных областях запрещена. БАРСУК

Слайд 8

Беркут – крупная птица. Строит огромное, до 3 метров в диаметре, гнезда из толстых сучьев на вершине высокого дерева. Занесен в Красную книгу. БЕРКУТ

Слайд 9

Косуля – маленький олень легкого и изящного телосложения. Питается травяной и кустарниковой растительностью, осенью охотно поедает грибы и ягоды. КОСУЛЯ

Слайд 10

Выхухоль – одно из самых древних сохранившихся на земле видов млекопитающих; она считается современником мамонта и шерстистого носорога. Этот небольшой зверек обитает в водоемах со стоячей или слабо проточной водой. Ведет активный образ жизни круглый год. Занесена в Красную книгу ВЫХУХОЛЬ

Слайд 11

РОСОМАХА Росомаха – своеобразный хищник. Питается в основном падалью, но иногда охотится на животных.

Слайд 12

Высокомерие не к лицу Ни великому, Ни мудрецу. В сосновом бору, В березовой роще, Где так многогранно желанье жить, Мне, сильному, только добрей и проще, И человечней хочется быть. Мы видим не все со своей горы, Чудес неоткрытых еще не мало. Боюсь, чтоб кичливость не помешала Нам постигать иные миры. А.Яшин

Слайд 13

ДАВАЙТЕ И МЫ БУДЕМ ЛЮБИТЬ ОКРУЖАЮЩУЮ НАС ПРИРОДУ, БЕРЕЧЬ И ОХРАНЯТЬ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ!

Слайд 14

Занимательные задания . (35 морковок) К двум зайчатам в час обеда Прискакали три соседа, В огороде зайцы сели И по семь морковок съели . Кто считать, ребята, ловок Сколько съедено морковок?

Слайд 15

Как-то вечером к медведю На пирог пришли соседи: Еж, барсук, енот, «косой», Волк с плутовкою-лисой. А медведь никак не мог Разделить на всех пирог. От труда медведь вспотел Он считать ведь не умел! Помоги ему скорей, Посчитай-ка всех зверей. ( 7 зверей)

Слайд 16

Тремя предложениями выразить содержание урока: На данном уроке говорилось о … Урок мне понравился (не понравился), потому что… Сегодня я понял(а), что… Три предложения

Слайд 17

Домашнее задание выполнить карточку.

Слайд 18

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -путешествие по математике 6 класс : "Действия с обыкновенными дробями"

Урок по теме: "Действия с обыкновенными дробями", урок повторения с презентацией и самоанализом урока по учебнику Н.Я. Виленкина 6 класс...

Урок математики в 5 классе "Действия с обыкновенными дробями" УМК Мордкович А.Г.

Цель: Закрепление изученных действий с дробями при решении примеров и задач;  развитие познавательной активности учащихся.Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний....

План-конспект урока математики в 5 классе "Действия с обыкновенными дробями"

Данный урок содействует закреплению понятия "обыкновенные дроби", поможет отработать навыки основных действий с дробями и закрепить умение решать задачи на части. Это урок-путешествие в Древнюю Грецию...

Урок по теме"Действия с обыкновенными дробями" 5 класс

Урок по теме "Действия с обыкновенными дробями" 5 класс...

Урок математики в 6 классе "Действия с обыкновенными дробями" (с использованием регионального компонента)

   На уроке сочетаются разнообразные виды деятельности (устный счет, фронтальная работа, игра в парах, решение задач по заранее выстроенному плану и самостоятельно, тест) с познавател...

Методическая разработка урока по математике "Действия с обыкновенными дробями". 6 класс

Представлена методическая разработка обобщающего урока по математике в 6 классе "Действия с обыкновенными дробями".В игровой форме проводится устный счёт "Покорение горы" (соревнование), тест с исполь...

Презентация к уроку математики "Арифметические действия с обыкновенными дробями", 6 класс

Презентация  к уроку математики "Арифметические действия с обыкновенными дробями", 6 класс...