Элективный курс по математике "Абитуриент" для 10 класса.
элективный курс по алгебре (10 класс) по теме

Казак Вадим Михайлович

Предлагается рабочая программа и КТП элективного курса по математике  "Абитуриент" для 10 класса.Элективный курс расширяет и углубляет знания учащихся по математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 147 г. Челябинска

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                        УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР                                                                                                                Директор МАОУ № 147

__________/С.Г. Мазепова                                                                                                                        ___________/Е.А.Рожков

«___»___________2012 г.                                                                                                                          «___»__________2012г.

Рабочая программа по элективному курсу по математике  для 10 классов

Тема: «Абитуриент»

на 2012-2013 учебный год

Составитель рабочей программы: учитель математики высшей категории Казак Вадим Михайлович

Рассмотрена  на заседании МО учителей естественно-математических дисциплин

Протокол № ___ от «___»______________2012г.

Руководитель МО: _____________/ Т.Н. Токарева

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  элективного курса «Абитуриент» адресована учащимся 10 классов.

 Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Сборник нормативных документов. Математика. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007.
  2. Примерная программа основного общего и среднего (полного) общего образования по математике. /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007.
  3. Приказ МО и Н РФ №2080 от 24.10.2010 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных)  к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год».
  4. Приказ МО и Н Челябинской области «О формировании учебных планов в 2012-2013 учебном году».
  5. Областной базисный план Челябинской области (приказ МО и Н Челябинской области № 04-997 от 16.06.2011 г).
  6. Методическое письмо МО и Н Челябинской области №103/3404 от 31.07.2009 г. «О разработке рабочих программ  курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».
  7. Приложение к письму МО и Н Челябинской области №103/4275 от 18.07.2011 г. «О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011/2012 учебном году».
  8. Школьный учебный план на 2012-2013 учебный год.

Данная программа ориентирована на учащихся 10 классов любой профильной направленности. Программа рас читана обучающихся в  учащихся, которые в 5-6 классах занимались по учебнику И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович «Математика. 5,6 классы», а в 7-9 классах – по учебнику Ю.Н. Макарычева и др. «Алгебра.7,8,9 классы».  

Курс строится на повышенном уровне  изучения  математики и помогает учащимся в подготовке к единому государственному экзамену, где предъявляются высокие требования к математической подготовке школьников. В него вошли вопросы, не входящие в базовый курс по учебнику Ю.М. Колягина и др. «Алгебра и начала математического анализа».

Большинство тем элективного курса изучается на основе обучения методам и приёмам математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Особое внимание занимают задачи, требующие применения учащимися знаний в незнакомых (нестандартных) ситуациях.

Цели изучения  элективного курса:

  1. Помочь повысить уровень понимания в таких вопросах, как
  1. Модуль действительного числа и его геометрическая интерпретация;
  2. Решение  уравнений и неравенств с модулем;
  3. Построение графиков функций с модулем;
  4. Многочленов от одного переменного;
  5. Действия с многочленами;
  6. Теорема Безу;
  7. Схема Горнера;
  8. Корни многочлена.
  9. Уравнения высших степеней;
  10. Рациональные неравенства;
  11. Метод интервалов;
  12. Системы уравнений;
  13. Системы тригонометрических уравнений;
  14. Тригонометрические неравенства.

2.Создать базу для развития  творческих способностей учащихся;

3. Помочь учащимся оценить возможности овладения курсом с точки зрения дальнейшей перспективы  образования в высшем учебном заведении.

Задачи  изучения  элективного курса:

  1. Научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль;
  2. Научить решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;
  3. Научить строить графики, содержащие модуль;
  4. Делить многочлены, используя разные способы;
  5. Находить корни многочлена;
  6. Решать уравнения высших степеней;
  7. Решать возвратные, однородные и симметрические уравнения;
  8. Решать неравенства методом интервалов;
  9. Научиться решать системы уравнений разными методами;
  10.  Научиться решать текстовые задачи на составление систем уравнений;
  11.  Научиться решать несложные системы тригонометрических уравнений;
  12.  Научиться решать несложные тригонометрические неравенства.
  13.  Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Элективный курс содержит следующие разделы:

Главы

Содержание программы

Модуль действительного числа.

Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация модуля числа. Решение уравнений с модулем. Решение неравенств с модулем. Графики функций с модулем.

Основы алгебры многочленов.

Многочлены от одного переменного. Действия над многочленами. Деление многочлена с остатком. Метод деления многочленов «уголком». Теорема Безу и ее следствия. Схема Горнера. Корни многочлена. Кратные корни. Теорема о целом корне приведенного многочлена с целыми коэффициентами. Теорема о рациональном корне многочлена с целыми коэффициентами. Теорема Виета. Уравнения высших степеней. Методы решения уравнений: Замена переменной и разложение на множители. Возвратные уравнения. Уравнения, однородные относительно входящих в них выражений. Симметрические уравнения 3 и 4 степеней. Рациональные неравенства. Метод интервалов. Системы неравенств. Системы уравнений. Методы решения систем уравнений. Решение задач с помощью систем уравнений.

Системы тригонометрических уравнений. Тригонометрические неравенства

Системы тригонометрических уравнений. Методы решения систем тригонометрических уравнений. Тригонометрические неравенства. Методы решения тригонометрических неравенств.

Требования  к уровню  изучения элективного курса:

1.Научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль;

2.Научить решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;

3.Научить строить графики, содержащие модуль;

4.Делить многочлены, используя разные способы;

5.Находить корни многочлена;

6.Решать уравнения высших степеней;

7.Решать возвратные, однородные и симметрические уравнения;

8.Решать неравенства методом интервалов;

9.Научиться решать системы уравнений разными методами;

10. Научиться решать текстовые задачи на составление систем уравнений;

11. Научиться решать несложные системы тригонометрических уравнений;

12. Научиться решать несложные тригонометрические неравенства.

  1. По школьному учебному плану  – 1час  в неделю, 35 часов в год (учтено 35 учебных недели);
  2. Количество часов по авторской программе – 1час в неделю, 35 часов в год(учтено 35 учебных недели);
  3. Количество часов по рабочей программе – 1 час  в неделю, 35 часов в год (учтено 35 учебных недели).

Рабочая программа элективного курса составлена сборника "Факультативные курсы. Сборник № 2. Часть 1. Математика, биология, химия. – М.: Просвещение, 1990."

Содержание учебного материала

Распределение учебных часов

(35 недель)

1

Модуль действительного числа.

11

2

Основы алгебры многочленов.

19

3

Системы тригонометрических уравнений. Тригонометрические неравенства.

5

Формой контроля на элективном курсе являются контрольные работы.

Учащиеся должны выполнить  три контрольных работы. Время выполнения каждой работы- 1 урок.

Возможные критерии оценивания  учащихся

Отметка «5» выставляется, если:

  1. ученик демонстрирует ответственное и сознательное отношение к учению;
  2. усвоил теоретический материал  темы  элективного курса;
  3.  получил навыки в применении его при решении конкретных заданий;
  4.  в работе над зачетом продемонстрировал умение работать самостоятельно, творчески.

Отметка «4»  выставляется, если:

1.ученик освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными   заданиями;

2.выполняет задания прилежно, что свидетельствует о возрастании общих умений и о положительной динамике его интеллектуального роста.

Отметка «3» выставляется ученику, который освоил наиболее простые идеи и методы   темы элективного курса, что позволяет ему успешно выполнить простые задания.

Отметка «2» выставляется ученику, который не проявил ни прилежания, ни заинтересованности в освоении  темы элективного курса, не справляется с решением простых задач.

Учебно-дидактическое сопровождение:

Методические пособия для учителя:

  1. Арлазаров А.В. и др. Лекции по математике для   физико-математических школ. Часть I. Учебное пособие. М.: Издательство ЛКИ, 2007.
  2. Битнер В.А. Краткий курс школьной математики. – СПб.: Питер, 2007.
  3. Домогацких Л.А. Алгебра – это просто!: Пособие для школьников и абитуриентов: В 2 ч. – М.: ООО "Т И Д" Русское слово – РС, 2008.
  4. Дидактические материалы по алгебре для 10-11 классов.- СПб.: «Петроглиф», «Виктория плюс», 2010.
  5.  Звавич Л.И. и др. Алгебра и начала анализа. 8-11 класс.: Пособие для школы и класса с углублённым изучением математики. – М.: Дрофа, 1999-2007.
  6. Уравнения, содержащие знак модуля. Элективный курс для 10-11 классов. Поурочные планы. /авт.-сост. Е.Е. Калугина.- М.: Илекса, 2010.
  7. Виленкин Н.Я. и др. Алгебра и математический анализ для10 класса: Учебное пособие для учащихся школы и класса с углублённым изучением математики. – М.: Мнемозина, 2007

   

Дидактические материалы:

1.  Алгебра и начала математического анализа: дидакт. материалы для 10 кл. общеобразоват. учреждений:  базов. уровень /[М.И. Шабунин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, О.Н. Доброва]. –М.: Просвещение,2008.

2. Алгебра и начала математического анализа. Тематические тесты. 10 класс: базовый и профил. уровни /М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова.- М.: Просвещение, 2009.

3.Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов. / А.П.Ершова, В.В. Голобородько. – М.: Илекса, 2011.

4.  Дидактические материалы по алгебре для 10-11 классов./ Б.Г. Зив, В.А. Гольдич. – СПб.: «Петроглиф», «Виктория плюс», 2010.

5.Алгебра и начала анализа. 8-11 кл.: Пособие для школ и классов с углубл. изучением математики./ Л.И. Звавич, Л.Я. Шляпочник, М.В. Чинкина.- М.: Дрофа, 1999-2010.

Инструментарий по отслеживанию результатов:

1.  Алгебра и начала математического анализа: дидакт. материалы для 10 кл. общеобразоват. учреждений:  базов. уровень /[М.И. Шабунин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, О.Н. Доброва]. –М.: Просвещение,2008.

2. Алгебра и начала математического анализа. Тематические тесты. 10 класс: базовый и профил. уровни /М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова.- М.: Просвещение, 2009.

3.  Дидактические материалы по алгебре для 10-11 классов./ Б.Г. Зив, В.А. Гольдич. – СПб.: «Петроглиф», «Виктория плюс», 2010.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Уроки алгебры.10-11 классы. - М.: ООО «Кирилл и  Мефодий», 2009.
  2. Алгебра и начала анализа. – М.: Просвещение-МЕДИА, 2009.
  3. Открытая математика. Функции и графики. – М.: Физикон, 2008.
  4. Открытая математика. Алгебра. – М.: Физикон, 2008.
  5. Образовательная коллекция. Алгебра. 7-11 классы.- М: Фирма «1С», 2010.

Интернет-ресурсы представлены в таблице:

№  п/п

Название

Электронный адрес

1.

МО и Н РФ

www.mon.gov.ru

2.

Российский образовательный портал

www.school.edu.ru

3.

Федеральный институт педагогических измерений

www.fipi.ru

4.

Московский институт открытого образования

www.mioo.ru

5.

Интернет-поддержка учителей математики

www.math.ru

6.

Сеть творческих учителей

www.it-n.ru

7.

Сайт журнала «Математика в школе»

matematika@schoolpress.ru

8.

Единая коллекция образовательных ресурсов

http: / school.collection.informatika.ru

9.

Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

www.ipk74.ru

10.

Челябинский городской методический центр

www.chel-edu.ru

11.

Журнал «Математика»                  (приложение к газете «Первое сентября»)

www.mat.1september.ru

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Алгебра в таблицах. 7-11 классы. Справочное пособие. / авт.-сост. Л.И. Звавич, А.Р.Рязановский. – М.: Дрофа, 2011.

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Абитуриент».

(1  час в неделю.35 часов в учебном году)

№  п/п урока

Дата

Содержание учебного материала

Требования к результатам обучения

Примечание

Глава 1. Модуль действительного числа. (11 часов)

1.

Модуль действительного числа и  его геометрический смысл.

Знать:

Определение модуля числа и его геометрическую интерпретацию.

2.

Решение уравнений  = g(x), f()= g(x).

Уметь:

Решать несложные уравнения с модулем.

3.

Решение уравнения   

Уметь:

Решать несложные уравнения с модулем.

4.

Решение уравнений, содержащих несколько модулей.

Уметь:

Решать несложные неравенства с несколькими модулями.

5.

Решение неравенств  ≤ g(x), ≥g(x), f()≥ g(x),        f() ≤ g(x).

Уметь:

Решать несложные неравенства с модулем.

6.

Решение неравенств   ,   ≥ .

Уметь:

Решать несложные неравенства с модулем.

7.

Решение неравенств, содержащих несколько модулей.

Уметь:

Решать несложные неравенства с  несколькими модулем.

8.

Построение графиков функций  y= и y=f().

Уметь:

Уметь строить графики с модулем.

9.

Построение графика функции y= и =.

Уметь:

Уметь строить графики с модулем.

10.

Построение графика функции, содержащих несколько модулей.

Уметь:

Уметь строить графики с модулем

11.

Контрольная работа №1 по теме «Модуль действительного числа».

Глава 2. Основы алгебры многочленов.(19 часов)

12.

Многочлены от одного переменного. Метод неопределенных коэффициентов.

Знать:

Определение многочлена.

Уметь:

Решать несложные задачи с использованием метода неопределенных коэффициентов.

13.

Действия над многочленами. Деление  многочлена с остатком

Знать:

Теорему о делении многочлена с остатком.

14.

Метод деления многочленов «уголком».

Уметь:

Делить многочлены методом «угла».

15.

Теорема Безу и следствия из нее. Схема Горнера.

Знать:

Теорему Безу и схему Горнера.

Уметь:

Решать несложные задачи с использованием схемы Горнера и теорему Безу.

16.

Корни многочлена. Кратные корни.

Знать:

Определение кратных корней.

17.

Теорема о целом корне приведенного многочлена с целыми коэффициентами. Теорема о рациональном корне многочлена с целыми коэффициентами.

Уметь:

Решать уравнения высших степеней.

18.

Теорема Виета.

Знать:

Теорему Виета.

19.

Уравнения высших степеней.

Уметь:

Решать уравнения высших степеней

20.

Методы решения уравнений высших степеней: замена переменной и разложение на множители.

Уметь:

Решать уравнения высших степеней

21.

Возвратные уравнения. Уравнения, однородные относительно входящих в них переменных.

Уметь:

Решать уравнения высших степеней

22.

Симметрические уравнения 3 и 4 степеней.

Уметь:

Решать уравнения высших степеней

23.

Рациональные неравенства. Метод интервалов.

Уметь:

Решать неравенства , используя метод интервалов.

24.

Решение неравенств с помощью метод интервалов.

Уметь:

Решать неравенства , используя метод интервалов

25.

Решение систем неравенств.

Уметь:

Решать  системы неравенств.

26.

Системы уравнений с двумя переменными.

Уметь:

Решать системы уравнений с двумя переменными.

27.

Методы решения систем уравнений.

Уметь:

Решать системы уравнений с двумя переменными

28.

Решение задач с помощью систем уравнений.

Уметь:

Решать текстовые задачи с использованием систем уравнений.

29.

Решение текстовых задач с помощью  уравнений или их систем.          

Уметь:

Решать текстовые задачи с использованием уравнений или систем уравнений.

30.

Контрольная работа №2 по теме  №Основы алгебры многочленов».

Глава 3. Системы тригонометрических уравнений. Тригонометрические неравенства. (5 часов)

31.

Системы тригонометрических уравнений.

Уметь:

Решать несложные системы тригонометрических уравнений.

32.

Методы решения тригонометрических уравнений.

Познакомиться с методами решения систем тригонометрических уравнений.

33.

Тригонометрические неравенства.

Уметь:

Решать несложные системы тригонометрических неравенств

34.

Методы решения тригонометрических неравенств.

Познакомиться с методами решения тригонометрических неравенств.

35.

Контрольная работа №3 по теме «Системы тригонометрических неравенств. Тригонометрические неравенства».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....