Элективный курс по математике
элективный курс по алгебре (9 класс) на тему

Бондаренко Ольга Валентиновна

по теме "Комбинаторика. Основы теории вероятности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс:

 "Комбинаторика. Основы теории вероятностей"

Элективный курс “Комбинаторика. Основы теории вероятностей” выполняет одну из главных функций современного образования: показывает связь теоретической математики с жизнью. Учащиеся узнают об очевидной универсальности вероятностно-статистических законов, которые широко применяются в современной химии, физике, биологии, социально-экономических науках, военном деле и т. д.

Курс ориентирован на развитие у школьника умений решать жизненные задачи: выбор наилучшего из возможных вариантов, оценка степени риска, шансов на успех и др. Кроме того, он рассчитан на развитие самостоятельности, умения работать в команде, толерантности, реализации межпредметных компетенций, умения работать с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, производить интерпретацию результатов, полученных при исследованиях и опросах общественного мнения.

Данный элективный курс предназначен для широкого круга учащихся вне зависимости от выбранного профиля обучения, так как способствует повышению навыков соотнесения вероятного и достоверного, справедливости и несправедливости в играх и других реальных жизненных ситуациях. На стадии предпрофильной подготовки он повышает вероятность того, что выпускник после 9-го класса сделает осознанный и успешный выбор профиля, связанного с математикой.

Общий объем курса составляет 17 часов.

Логическим продолжением данного курса является элективный курс “Математическая статистика”.

Цели и задачи курса

Основной целью курса является формирование у учащихся первоначальных вероятностно-статистических представлений.

В задачи курса входит:

  1. получение знаний о комбинаторике и основных элементах теории вероятностей;
  2. овладение умениями решать задачи, связанные с конкретной жизненной ситуацией;
  3. умение определять связь теории вероятностей с практическими потребностями.

Содержание курса

Комбинаторика

  1. Исторические комбинаторные задачи.
  2. Комбинации трех элементов.
  3. Правило умножения.
  4. Перестановки и размещения.

Случайные события

  1. События и их классификация.
  2. Вероятность событий.
  3. Решение вероятностных задач.
  4. Геометрическая вероятность.
  5. Тактика игр.
  6. Относительная частота и закон больших чисел.

Чтение и составления таблиц и диаграмм.

Методы преподавания

Основные методы преподавания – это использование метода проектов, технологии проблемного обучения , информационных технологий, технологии развития критического мышления, витагенного обучения.

Формы организации учебных занятий

На занятиях предполагается использование всех форм активного обучения: игры, учебные исследования, опрос общественного мнения, проведение опытов, интерактивные занятия.

Формы контроля

Предполагается использование текущего, тематического и итогового контроля.

Текущий контроль проводится в форме собеседования с учащимися по решению практических задач, рецензированию творческих работ.

Тематический контроль предполагает проверку выполнения тестовых заданий.

Итоговый контроль происходит в форме защиты проекта и презентации личных достижения (портфолио) учащихся, полученных в результате образовательной деятельности.

Целесообразность использования портфолио в качестве альтернативной системы оценки связана с тем, что данный курс является элективным, т. е. выбирается учащимися по их желанию и с учетом собственных интересов.

Обязательные работы, входящие в портфолио учащегося:

  1. самостоятельно решенные задачи;
  2. тестовые работы;
  3. творческая работа либо реферат по данной теме;
  4. практическая работа;
  5. проект;
  6. сочинение-отзыв о данном курсе.

Литература

  1. В. Е. Гмурман Теория вероятностей и математическая статистика. М. , Высшая школа, 1977г.
  2. Б. В. Гнеденко Курс теории вероятностей. М. , Наука, 1988г.
  3. Е. А. Бунимович, В. А. Булычев Вероятность и статистика 5-9. М. , Дрофа, 2002г.
  4. М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова Элементы статистики и вероятность. М. , Просвещение, 2005г.
  5. Г. В. Дорофеев Математика 5. М. , Просвещение, 2005г.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Комбинаторика (6 часов)

1

Исторические комбинаторные задачи. Задача Дирихле. Для чего нужна комбинаторика.

1

8. 09        

(7. 09)

2

Комбинации трех элементов. Перебор возможных вариантов. Таблица вариантов. Дерево возможностей.

2

15,22. 09

(14,21)

3

Правило умножения. Многоэтажные эксперименты.

1

29. 09

(28. 09)

4

Перестановки. Задачи с перестановками. Размещения. Тест.

2

6,13. 10

(5,12. 09)

Случайные события (8 часов)

5

События. Возможные, невозможные и равновозможные события. Совместные и несовместные события.

1

20. 10

(19. 01)

6

Вероятность событий. Вероятностная шкала.

1

27. 10

(26. 10)

7

Решение вероятностных задач.

1

10. 11

(9. 11)

8

Геометрическая вероятность. Тест.

1

17. 11

(16. 11)

9

Тактика игр. Справедливые и несправедливые игры.

1

24. 11

(23. 11)

10

Относительная частота и закон больших чисел.

2

1,8. 12

(30. 11, 7. 12)

11

Исследовательская работа.

1

15. 12

(14. 12)

11

Чтение и составление таблиц и диаграмм. Опрос общественного мнения.

1

22. 12

(21. 12)

12

Проект “Опрос общественного мнения”.Защита проекта.

1

12. 01

(11. 01)

13

Итоговое занятие.

1

19. 01

(18. 01)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 6 класс, 2 курс

Данная программа элективного курса объемом 35 часов адресована учащимся 6 класса.Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и про...

Элективный курс по математике 9 класс «Решение задач основных тем курса математики»

Курс предназначен для повторения знаний, умений  и   подготовки кГИА   по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемо...

Программа элективного курса по математике для учащихся 2-3 курсов НПО «Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии »

Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа и систематизации полученных знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.Рассчитанная на 40 часов, программа...

Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах

Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 7 класс, 3 курс

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕМИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»  УТВЕРЖДАЮНачальник Казанского суворо...

Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории

Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная  алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентин...

Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории

Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей кате...