Развитие познавательного интереса учащихся к математике через внеурочную деятельность.
статья по алгебре по теме

Комбарова Мария Анатольевна

Опыт работы представлен в виде системы работы во внеурочное времяс учащимися, которые проявляют повышенный интерес к математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobobshchenie_opyta.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самообобщение опыта работы по теме: «Развитие познавательного интереса учащихся к математике через внеурочную деятельность»

Автор: Комбарова Мария Анатольевна, учитель математики

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Новоярковская средняя общеобразовательная школа» Каменского района  Алтайского края

Адрес электронной почты: kombarova-marija@rambler.ru

Аннотация: Опыт работы «Развитие познавательного интереса учащихся к математике через внеурочную деятельность» представлен в виде системы работы с учащимися, которые проявляют повышенный интерес к математике во внеурочное время. В работе указаны основные направления внеурочной деятельности: занятия математического кружка, элективного курса и факультатива; организация проектной и исследовательской деятельностью; подготовка и участие учащихся во Всероссийской олимпиаде на различных уровнях; предметные недели и декады; участие в конкурсах муниципального, краевого, всероссийского и международного уровней, объявляемых различными организациями в течение учебного года. Опыт работы может использоваться другими учителями общеобразовательных школ.

Перечень модулей:

     I. Условия возникновения и становления опыта

     II.Актуальность опыта

III.Теоретическая интерпретация опыта

IV.Основные направления работы

V.Результативность

  1. Условия возникновения и становления опыта

   Предпосылкой возникновения данного опыта является противоречивая ситуация, сложившаяся в настоящий момент в обществе. С одной стороны, популяризируются развивающие программы, в которых увеличен объём содержания обучения, обучение идёт на высоком уровне сложности, быстрыми темпами. С другой стороны, обостряющийся экологический кризис и массовое ухудшение состояния здоровья населения, снижение духовно-нравственной культуры, экономические трудности, приоритет материальных ценностей привели к тому, что сейчас в школы приходят ослабленные, педагогически запущенные дети; дети, у которых недостаточно развиты те или иные познавательные процессы. Как следствие - у детей снижается интерес к учению. Это создает большие трудности в обучении. Очевидно, что сложившееся положение заставляет искать пути решения данной проблемы.

   Большое влияние на формирование опыта оказал собственный интерес к обозначенной проблеме, стремление придать своей деятельности направленный характер. Широкие возможности для реализации данного опыта даёт системная организация внеурочной деятельности.      Я верю, что каждый ребенок талантлив по своему, способен к самосовершенствованию и активному участие во внеурочной деятельности, которая в большей степени раскрывает способности каждого школьника. Предлагаемый опыт решает проблему повышения мотивации, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся через развитие познавательного интереса.

II. Актуальность

  «Есть перспективное эффективное образование – будет и эффективное государство». (Из выступления Президента Российской Федерации В. В. Путина на VII съезде Российского союза ректоров. Декабрь 2002г.)

  Человечество вступило в XXI век. Новое время требует человека, способного решать проблемы, способного к   самостоятельному   приобретению   знаний, к   постоянному   стремлению углубляться в область познания, формировать  стойкие  познавательные  мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, человека-творца, исследователя, а не исполнителя.

  Каждый учитель должен помогать ребенку, постигать жизнь, раскрывая перед ним её содержание и восходя со своими учениками на новый уровень развития, социализации.

  Необходимость совершенствования образования находит свое отражение в российских нормативно-правовых документах (Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в РФ и др.).

  Образование должно быть направлено на развитие личности и способностей ребенка, на его подготовку к сознательной взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран.

И, наконец, в Концепции структуры и содержания общего среднего образования зафиксировано:

«В намечающихся контурах будущего общества образованность и интеллект все больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращается в важнейший фактор прогресса страны. Школа, работающая на будущее, должна быть ориентирована на развитие личности. Все остальные задачи лишь средства, помогающие достижению этой цели. Следовательно, приоритет свободного развития личности как основной принцип общества в области образования – это и есть основа дифференциации и интеграции образовательного процесса. Следует исходить из посылки: можно и нужно учить всех детей без исключения, вне зависимости от их способностей и индивидуальных различий, ведь именно в этом заключается гуманизм и демократизм школьного образования».

 Данные цели достижимы только при смене приоритетов в образовании – с усвоения установленного объема знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого учащегося.

  Как известно понятие «школа» происходит от латинского «скале» - лестница. Школа (скале) есть скалистые, трудные, требующие силы воли, усердия, преданности ступеньки лестницы восхождения души, она «учит ковать порядок из Хаоса…» А носителем скале является учитель, то есть учитель и есть школа, школа в нем, а не вне него».

  Считаю, что опыт является актуальным, так как отвечает требованиям современности: подготавливая школьников к выполнению требуемых жизнью видов деятельности, создаёт условия для их психического   и   физического   благополучия,   развивает   познавательную   и самостоятельную умственную активность в процессе обучения.

     Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, быть готовым как к индивидуальному, так и коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализации в школе технологий развивающего обучения, стержневой идеей которых является идея об опережающем развитии мышления, способном повести за собой умственное развитие ребенка в целом, обеспечить развитие его творческого потенциала.  От того, как мы будем обучать детей, зависит их судьба, а значит, и наше общее будущее.

  Сегодня, говоря о модернизации российского образования, считаю, что современное качество образования — не только знания, но и развитие созидательных, познавательных способностей, самостоятельности и инициативности — это как раз то, что система ставит во главу угла. Эта система провозглашает технологию личностно-ориентированного обучения, полностью отвечает таким задачам: учить детей без принуждения, развить устойчивый интерес к знаниям и потребность их в самостоятельном поиске.

  Предлагаемый опыт работы также обеспечивает решение задач, стоящих перед школой, в которой формируется опыт и создаёт широкие возможности для самореализации учащихся с различным уровнем интеллектуальных и творческих способностей.

III.Теоретическая интерпретация опыта

 Работа опирается на знание психолого-педагогических теорий К.Д. Ушинского, Л.С. Выгодского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Ю.К. Бабанского, Г.И. Щукиной.

Я согласна   с  К.Д.  Ушинским  в  том,  что  познавательный  интерес составляет важнейший мотив учения, который лежит в основе положительного отношения учащихся к школе, к знаниям, которые побуждают учиться с охотой.

Г.И. Щукина, специально занимающаяся исследованием познавательных интересов в педагогике, рассматривает познавательный интерес, как один из видов интересов, обладающий особыми свойствами. Она определяет этот интерес следующим образом: «…познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращённая к области  познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями».

 Познавательный  интерес  содействует  проникновению личности в  существенные  связи,  отношения,  закономерности  познания.  Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной  деятельности школьника, поиском  интересующей  его  информации.

   Познавательный интерес – избирательная направленность личности на объекты, явления или процессы окружающей действительности. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможно. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Познавательный интерес на пути своего развития  обычно  характеризуется познавательной  активностью,  явной  избирательной  направленностью  учебных предметов,   ценной   мотивацией,   в   которой   главное   место   занимают познавательные  мотивы.

  Педагогическая практика исследует разные пути активизации познавательной деятельности, основой среди них является: разнообразие форм, методов и средств обучения. 

Основными характеристиками познавательной активности являются:

  1. естественное стремление школьника к познанию;
  2. положительное отношение к учёбе;
  3. активная познавательная  деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение  значимого для ребёнка результата.

 В  настоящее время школам даны широкие возможности выбора форм и методов работы с ними. В первую очередь это проявляется в праве самими школьниками определять приоритеты своей деятельности не только с учётом потребностей общества, но и особенностей уровня компетентности педагогического коллектива, имеющейся в его распоряжении материальной базы, интересов родителей.       Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность.  Познавательная активность школьника рассматривается как постоянно изменяющееся  глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема развития познавательной активности учащихся является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребёнка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти  своё место в жизни.   Под формой организации познавательной деятельности следует понимать «… целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом – временным и пространственным».  

Для развития познавательно интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная работа создает условия для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений, для действенности знаний. Правильно организованная в школе внеклассная работа по математике является существенным условием повышения эффективности обучения математике: позволяет заинтересовать учащихся к предмету, понимать происхождение, важность и полезность изучения того или иного математического понятия; владения определёнными навыками учебного труда. Внеурочная деятельность в силу особенностей содержания и специфики организации имеет преимущественные возможности для привития любви к учению, интереса к знаниям.

 Я считаю, что внеурочная деятельность по математике способствует выполнению цели: развитие познавательного интереса к обучению математики и решению основных задач:

1. углубить теоретические знания и практические навыки учащихся;

2.  научить навыкам проектной и исследовательской работе;

3. вовлечь учащихся в работу по выполнению творческих заданий;

4. привить вкус и навыки самостоятельного чтения математической литературы;

 5. организовать досуг учащихся в свободное от учёбы время.

  Систематически проводимая внеклассная работа укрепляет знания ребят, приобретённые на уроках, расширяет математический кругозор детей. Учитель имеет возможность познакомить их с жизнью и деятельностью отечественных и зарубежных учёных математиков, привлечь учащихся к самостоятельной творческой работе, приучить к чтению научно-популярной литературы и к самостоятельной работе с учебником.

Система внеклассной работы по математике предполагает:

  1. Использование различных видов работы (кружки, олимпиады, викторины, конкурсы, вечера, выпуск математических газет и журналов, математические недели или декады, внеклассное чтение математической литературы и т.д.);
  2. Перспективное планирование внеклассной работы на весь период обучения;
  3. Взаимосвязь классных и внеклассных занятий, предусматривающую целенаправленное влияние их друг на друга.

  Формы проведения внеклассных занятий и приёмы, используемые на этих занятиях, должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть разнообразными, выбираться с учётом возрастных особенностей учащихся, должны быть рассчитаны на различные категории учащихся: интересующихся математикой и одарённых учащихся и на учащихся, ещё не проявивших интереса к предмету.   Внеклассная работа строится на добровольных началах. К формам, широкое использование которых является целесообразным во внеклассной работе по математике (особенно в 5– 6 классах), относятся игровые формы занятий – занятия пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации.

  Внеклассная работа по математике должна быть массовой по охвату и познавательной, активной, творческой относительно деятельности учащихся. Игры и игровые формы должны включаться не для того, чтобы развлечь учащихся, а чтобы возбудить у них стремление к преодолению трудностей. Цель введения их состоит в том, чтобы удачно, соединить игровые и учебные мотивы и в такой деятельности постепенно сделать переход от игровых мотивов к учебным, познавательным.

   Разнообразная  внеклассная  работа  способствует  повышению  эффективности  учебно–воспитательного  процесса.

Предлагаемый опыт работы обеспечивает решению задач, стоящих перед МКОУ «Новоярковская СОШ», поскольку она работает над темой: «Повышение качества обучения и воспитания учащихся через реализацию ключевых компетенций».

IV. Основные направления работы.

Формы внеурочной деятельности учащихся, проводимые мной с учащимися:

  1. математический кружок, элективный курс и факультативы;
  2. проектная и исследовательская деятельность;
  3. участие учащихся во Всероссийской олимпиаде на различных уровнях;
  4. предметные недели и декады;
  5. участие в конкурсах муниципального, краевого, всероссийского и международного уровней, объявляемых различными организациями в течение учебного года.

 Математический кружок является наиболее распространённой формой внеклассной работы. Цель кружка: углубить знания по предмету и подготовить к олимпиадам. Членом кружка может быть любой ученик, изъявивший желание работать в кружке. За год проводится 17 занятий, в это число входит подготовка к олимпиадам. Формы проведения кружковой работы могут быть самыми разнообразными. В каждое занятие кружка, кроме основной темы,  включаю отдельные вопросы занимательной математики, упражнения по оригами, рассказы о знаменитых математиках, обсуждение материалов математических журналов,  изготовление наглядных пособий по математике, привитие навыков к чтению дополнительной литературы. Полезным и интересным для учащихся является выполнение творческих заданий: выпуск математической газеты, создание рукописного математического журнала, написание математических сочинений и сказок, подготовка проектов и исследовательских работ.

В 9 классе ведётся элективный курс по теме: «Технология работы с контрольно-измерительными материалами». Элективный курс стал оптимальной формой подготовки к экзаменам, именно он позволяет расширить и углубить изучаемый материал. Цель курса: Подготовить учащихся к успешной сдачи ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

Основной формой внеурочной деятельности в старших классах школы всё большее значение приобретает работа по математике, способствующая глубокому и прочному овладению изученным материалом, повышению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы. Эту роль в 10 – 11 классах выполняют факультативы. Факультативы предназначены для тех учащихся, которые собираются после окончания школы поступать в высшие учебные заведения, в которых предъявляются высокие требования к математической подготовке абитуриентов. С его помощью решается конкретно практическая задача – подготовка к конкурсному экзамену по математике.

На кружке, элективном курсе и факультативе важно уделить место - чтению математической литературы. Привитие навыков к самостоятельному чтению математической литературы является одной из важных и вместе с тем одной из трудных задач внеклассной работы по математике. Это очень важно, так как многим учащимся в будущем будет необходимо уметь пользоваться современной технической литературой. Язык же технической литературы близок языку математических книг. Изложение материала в математических книгах отличается особенностями: своеобразие языка, краткостью изложения, широким применением символики, преобладанием дедуктивного методов обосновании предложений. Поэтому чтение математической литературы требует сосредоточенности, внимания, интенсивности мышления, значительного напряжения воли. В настоящие время книги заменились умением пользоваться компьютером и интернетом, однако правильно научиться читать остаётся, как и для книг. Умение пользоваться текстом необходимо учащимся для подготовки проектов и исследовательских работ.  

 В основу метода проектов положена идея, составляющая сущность проекта, его направленность на результат, который может быть получен путем решения практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Работа над проектом строится следующим образом:

Этапы работы

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Погружение в проект(подготовительный)

Мотивация, постановка проблемы, выбор темы, определение его цели и задач

Коллективное обсуждение предложений для изучения информации, целепологание, выбор вида и способа деятельности для достижения цели, создание проектных групп, например «Историки», «Теоретики», «Конструкторы», «Практики», «Искусствоведы», «Архимеды»

Постановка проблемы, мотивация и объяснение цели проекта, оказание помощи в создании групп. Объяснение учащимся состава консультативной группы учителей – предметников: информатики, истории, МХК, обществознания, физики, химии, экологии

Планирование работы

Отбор источников информации и выбор способа представления конечного результата деятельности

Планирование деятельности, определение сроков, выбор формы представления результатов и распределение обязанностей в каждой группе (в зависимости от выбранной индивидуальной темы исследования)

Необходимая консультация и организационная помощь

Поисково – информационная деятельность

Работа с источниками информации: поиск, отбор, анализ и обобщение полученных сведений

Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети интернет. Проведение исследования

Помощь в текущей поисковой, аналитической и практической работе. Организация консультаций с учителями других предметов. Наблюдение за работой

Результаты и выводы

Анализ полученных результатов с позиции выдвигаемой гипотезы, формирование выводов

Анализ и синтез найденной информации, формулирование выводов. Консультация с учителем – предметником. Оформление результатов, подготовка материалов для защиты проекта, создание презентаций, изготовление моделей

Консультативная и методическая помощь в подготовке презентации. Организация консультаций с учителями – предметниками

Презентация (защита) проекта

Открытый отчёт участников проекта о проделанной работе

Демонстрация результатов проделанной работы каждой проектной группой

Участие в обсуждении

Оценка процесса и результатов работы

Оценка конечного результата коллективной деятельности. Анализ и обобщение результатов работы в целом

Оценка участниками групп индивидуального вклада каждог8о члена в реализацию проекта, а также всей группы. Самооценка реализации поставленных целей

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта

Результаты поэтапной работы проектантов можно оценить (в баллах) на основе открытых критериев оценки по индивидуальной карте проектанта на ученической конференции.

Индивидуальная карта проектанта

Класс___Руководитель__________________________________

Тема проекта_____________________________________________

Дата начала работы________________________________________

Дата защиты проекта_______________________________________

Этапы проекта

Критерии оценки

Оценки

максимальная

фактически

Погружение в проект

Актуальность выбранной темы

5

Практическая значимость работы

5

Аргументированность целей работы

5

Планирование работы

Умение отбирать информацию

5

Умение организовать работу в команде

5

Наличие разделения обязанностей

5

Информативность группы в результатах работы

5

Определение вклада каждого члена группы

5

Поисково-информационная деятельность

Соответствие содержания теме

5

Логичность и последовательность изложения

5

Чёткость формулировок и выводов

5

Доступность для понимания

5

Результаты и выводы

Эстетика оформления результатов

5

Соответствие оформления стандартным требованиям

5

Презентация

Качество докладов

5

Объём и глубина знаний по теме

5

Культура речи

5

Чувство времени

5

Умение удерживать внимание аудитории

5

Умение вести дискуссию

5

Оценка процесса и результатов работы

Полученные результаты и их оценка

5

Уровень самостоятельности при проектировании всех этапов

5

Критерии выставления оценки

Итого баллов

Оценка

110-90

89-65

64 и менее

110

отлично

хорошо

удовлетворительно

Итоговая оценка

   По геометрии в 10 классе изучается тема «Многогранники». Учащимися подготовлены проекты по теме: «Многогранники вокруг нас». Групповые проекты осуществлялись по следующим темам: «Правильные многогранники», «Многогранники в архитектуре», «Удивительный мир многогранников», «Моделирование многогранников», «Многогранники вокруг нас или мы внутри многогранников», «Всё о многогранниках».

        Формированию естественнонаучной картины мира, развитию познавательных способностей, повышению уровня интеллекта, созданию информационно-насыщенной среды для учащихся способствует научно-исследовательская деятельность.

«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе»

А.Н.Колмогоров

   Под исследовательская деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличии от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

  Главная цель исследовательской деятельности – приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, самостоятельно получаемых, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.

 Умелая постановка проблемы и определение конкретных задач исследования есть необходимое условие и первый этап правильной организации и проведения исследовательской работы. Любая научная проблема – это, прежде всего знание о незнании. Правильная постановка проблемы невозможна без формулировки гипотезы (или системы гипотез) - это и есть второй этап исследования. Следующим этапом является непосредственное исследование, которое включает в себя ряд этапов: теоретическая разработка проблемы, составление плана исследования, проведение исследования через систему специально подобранных методов, построение выводов и заключение, внедрение результатов исследования в практику.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Исследовательская работа представляет собой следующую структуру тезисов:

  1. Информационная характеристика
  1. Тема
  2. Научный руководитель
  3. Руководитель творческой группы
  1. Общая характеристика
  1. Исследование работы, в какой области и чему посвящено
  2. Актуальность исследования
  3. Цель исследования
  4. Объект исследования
  5. Предмет исследования
  6. Гипотеза
  7. Задачи
  1. База исследования
  2. Методологическая основа
  3. Теоретическая основа
  4. Методы исследования
  5. Аргументизация, доказательства и факты, подтверждающие выдвинутый тезис
  6. Основные выводы

Математические олимпиады.

  В системе  внеклассных занятий особое место занимают математические олимпиады. В них обычно принимают участие учащиеся, обладающие математическими способностями и интересующиеся математикой.      Олимпиады воспитывают у ребят веру в свои силы и зажигают в них интерес к математической науке. Олимпиады проводятся в несколько этапов. Первый этап – школьный. Содержание задач данного тура должно выявлять степень математического развития ученика, его способность к логическим рассуждениям и умению излагать свои мысли в сжатой и ясной форме. Обычно предлагается 5 – 7 заданий. Победители направляются на районную олимпиаду, а победители районных олимпиад с учётом отборочного тура  приглашаются на III  тур - краевой.

В 2008 – 2009 году мои учащиеся занимались в Алтайской краевой детско–юношеской школе: 8 класс – 2 человека, 7 класс – 1 человек, 6 класс – 1 человек, а также в  V Межрегиональной физико – математической олимпиаде г Москвы: 7 класс – 1 человек и 6 класс – 1 человек.

 Предметные недели или декады.

 В нашей школе ежегодно проводятся предметные недели или декады по математике. Во время  проведения «недели математики» на внеклассных  мероприятий  учащиеся  чувствуют  себя  увлечённо,  путешествуют  по  стране «математика». Во  время  этих  мероприятий  «сухая» математика    дружит  с  музыкой,  историей.     При  подведении  итогов  «недели»  отмечаются   победители всех состязаний, а так же отдельные  учащиеся, которые приняли активное участие в подготовке и проведении всех мероприятий «недели математики».  Очень интересно прошла Игра «Что? Где? Когда?» Учащиеся всех классов подготовили вопросы для игры. Были отобраны самые интересные вопросы. Победа была за зрителями, они выиграли со счётом 6:5. Знатоков и участников ждали призы, они разыгрывались сразу после ответа на вопрос, приз получал либо – задающий вопрос, либо верно ответивший член команды знатоков.

 Участие   в конкурсах муниципального, краевого, международного уровня, объявленных в течение года.

 В последнее время проводятся многочисленные конкурсы по математике различных уровней. Среди них выделяется международная математическая игра – конкурс «Кенгуру». Конкурс проводится в школе. Участникам конкурса вручаются заранее полученные от оргкомитета задания, содержащие 30 задач, где каждая задача сопровождается пятью вариантами ответов. Конкурс – игра «Кенгуру» проводится ежегодно весной. Оргкомитет конкурса находится в Барнауле в АКИПКРО на кафедре ЕНД.

Количество участие в конкурсе - игре «Кенгуру» за 2009-2011 годы

Год

        Кол – во участников

Призёры в школе

Призёры в районе

Призёры в крае

2009

12

5

1

-

2010

22

12

2

1

2011

17

7

4

1

Третий год учащиеся принимают участие в молодёжном математическом чемпионате проводит который  НП «Центр развития одарённости» г. Пермь.

Количество участников молодёжного математического чемпионата за 2010-2012 годы

Учебный год

Количество участников

Призёры в районе

Призёры в регионе

2009 - 2010

12

5

1

2010 - 2011

19

4

2

2011 - 2012

17

ожидается

ожидается

 В этом году впервые принимаем участие в общероссийских предметных неделях по математике,  организованный  ООО «ИРШО» г. Калининград. А также впервые приняли участие в конкурсе  «Альбус 2012», организованный так же ООО «ИРШО» для учащихся 5-9 классов. 

Количество участников в общероссийских предметных неделях

Сессия

Осенняя

Зимняя

Весенняя

Количество участников

5

8

11

Участие в конкурсе  «Альбус 2012»

Класс

6

9

Количество участников

5

5

V. Результативность.

 Учащиеся всех классов, в которых я работаю, охвачены внеурочной деятельностью. Учащиеся 6 класса посещают математический кружок, 9 класса — элективный курс, 10-11 класса — факультатив.

Успеваемость за два года

Уч.год

% успевамости

% качества знаний

СОУ

Всего уч-ся

«5»

«4»

«3»

2009-2010

100

48,48

55,85

66

11

20

35

2010-2011

100

56,25

58,5

64

12

24

28

  Результаты сдачи ГИА в 2009-2010 учебном году: всего 21 учащийся, средний  % выполнения – 56,43%; «5» - 7 человек, «4» - 4 человека, «3» - 10 человек.

Результаты сдачи ЕГЭ в 2009-2010 учебном году: всего 13 учащихся, средний  бал выполнения – 45,59; наивысший бал – 52 – 5 человек, наименьший – 25 – 1 человек.

Результаты сдачи ГИА в 2010-2011 учебном году: всего 16 учащихся, средний  % выполнения –76%; «5» - 8 человек, «4» - 7 человека, «3» - 1человек.

Многие мои ученики поступают в различные учебные заведения с математическим профилем и успешно их заканчивают.

2. Участие в олимпиадах

Всероссийская олимпиада школьников 2009 -2010 учебного года.

 

№ п/п

Класс

Кол-во

участников школьного тура

Кол-во

победителей и призеров

Кол-во участников муниципального  тура

Кол-во

победителей 

и призеров муниципального тура

7

10

3

1

-

8

6

3

1

-

9

8

3

2

-

11

4

1

1

-

итого

28

10

5

Всероссийская олимпиада школьников 2010 -2011 учебного года.

          

№ п/п

Класс

Кол-во

участников школьного тура

Кол-во

победителей и призеров

Кол-во участников муниципального  тура

Кол-во

победителей 

и призеров муниципаль

ного тура

1.

5

7

3

2

-

2.

8

6

3

1

-

3.

9

5

2

1

1

4.

10

6

3

1

-

итого

24

11

5

1

Всероссийская олимпиада школьников 2011 -2012 учебного года.

 

№ п/п

Класс

Кол-во

участников школьного тура

Кол-во

победителей и призеров

Кол-во участников муниципального  тура

Кол-во

победителей 

и призеров  муниципаль

ного тура

1.

6

8

3

2

-

2.

9

6

3

2

-

3.

10

4

2

1

-

4.

11

6

3

1

-

итого

24

11

6

-

3.Участие в конкурсах исследовательских работ

1) Районная образовательные выставки «Шаг в будущее»:

2008г – 1 победитель

2010г – 1 лауреат и 2 участника

2011г – 1 лауреат и 2 участника

2) международный конкурс: «Интернет и образование»  - 2011г. организатор г.Барнаул при АлтГПА – 3 участника

3) Краевой конкурс   «ИКТО -2012» -1 участник

4)  2011г - VI Международная Интеллектуальная Ассамблея школьников -  конкурс исследовательских работ – 1 работа по теме: «О буквах клавиатуры»  

4.Участие в других конкурсах:

1) Конкурс - игра «Кенгуру»

Все учащиеся имеют сертификаты участников. В «Кенгуру 2010» и «Кенгуру 2011» по одному участнику награждены дипломами и ценными подарками за хорошие результаты в крае.

2) Пермский чемпионат – Молодёжный математический чемпионат

По результатам данного конкурса учащиеся имеют сертификаты и дипломы участников. Двое учащихся были приглашены в Межрегиональный профильный лагерь школьников «Дерзание 2011», персональное приглашение получают учащиеся, показавшие высокие результаты во Всероссийских «Молодёжных предметных чемпионатах» в 2010-2011 учебном году.

3) В 2011-2012 году впервые приняли  участие в общероссийских предметных неделях по математике,  организованные  ООО «ИРШО» г. Калининграда. А также впервые приняли участие в конкурсе  «Альбус 2012», организованный так же ООО «ИРШО». В этих конкурсах участвуют только учащиеся 5-9 класса.

Результаты осенней сессии в 6 классе 168,170,206 баллов; в 9 классе 170 и 188 из 240 возможных.

V. Литература

1. Гайдукова Н.Ю. Методика организации внеклассной работы в разновозрастных группах. – АКИПКРО, 2001

2. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений. Том 1. – М., 1979. – с.333-361.

3. Молчанов Н.Т. Методические материалы в помощь студенту – исследователю, Барнаул,1977

4. Как оформить и доложить исследовательскую работу. Методическое пособие для педагогов и учащихся, Барнаул, 2006

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации – 1756-р от 29 декабря 2001 года.

6. Статья «Проектная деятельность в старших классах по геометрии», журнал «Математика в школе» №4, 2007

7. Шейнина О.С., Соловьёва Г.М. Математика. Занятия математического кружка 5- 6 классы. – М: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002

8. Щукина Г.И. Педагогические проблемы      формирования  познавательных  интересов  учащихся. М.: Педагогика, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие познавательных интересов учащихся через деятельностный подход в обучении математике».

Познавательный интерес - интерес к учебно-познавательнойдеятельности является мощным двигателем в обучении. Это один из самых значимых мотивов учения. Развитие познавательного интереса способствует ро...

Повышение качества знаний учащихся через развитие познавательного интереса на уроках математики.

в данной презентации я рассматриваю два основных вопроса:- что такое познавательный интерес- и приемы с помощью которых можно развивать позновательный интерес на уроках математики...

Развитие познавательного интереса учащихся через групповые формы обучения на уроках математики

Опыт работы по теме:"Групповая форма обучения на уроках математики"...

Развитие познавательного интереса к предмету математика, через внеклассную деятельность студентов математического клуба «Пи» (Путь исследования)

«Сделать учебную работу наскольковозможно интересной для ребенка ине превратить ее в забаву-это одна из труднейших и важнейших задачдидактики»К.Д.Ушинский...