Федотова Е.Ю., Комлева И.С., Федорчук О.Ф. Система районных диагностических работ с использованием программного комплекса «Знак» при подготовке учащихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации
статья по алгебре (11 класс) по теме

Федорчук Оксана Федоровна

 

Вот уже несколько лет в Кировском районе Санкт-Петербурга в рамках проекта «Управление качеством образования» реализуется разработанная в районе технология управления предметными образовательными результатами, одним из этапов которой является  диагностика уровня предметных образовательных результатов учащихся. Диагностика уровня результатов учащихся осуществляется в форме тестирования с использованием программного комплекса «Знак». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федотова Е.Ю., Комлева И.С., Федорчук О.Ф.

Система районных диагностических работ с использованием программного комплекса «Знак» при подготовке учащихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации

В последние годы в связи с введением в 9 и 11 классах ГИА и ЕГЭ по основным школьным предметам оценка качества предметных образовательных результатов учащихся приобрела характер внешней оценки. Это требует особых подходов к подготовке выпускников к итоговой аттестации. В системе мероприятий, направленных на эффективную подготовку учащихся к сдаче выпускных экзаменов, важное место занимает проведение диагностических работ по предмету.    

Вот уже несколько лет в Кировском районе Санкт-Петербурга в рамках проекта «Управление качеством образования» реализуется разработанная в районе технология управления предметными образовательными результатами, одним из этапов которой является  диагностика уровня предметных образовательных результатов учащихся. Диагностика уровня результатов учащихся осуществляется в форме тестирования с использованием программного комплекса «Знак».

Тестирование включает обязательное проведение в течение учебного года трех диагностических работ по русскому языку и математике для всех учащихся и проведение двух диагностических работ по другим учебным предметам, в которых школьники участвуют по выбору. Алгоритм подготовки и проведения диагностических работ не зависит от учебного предмета.

Расписание тестирования формируется каждым образовательным учреждением самостоятельно, в зависимости от занятости компьютерного класса и количества учащихся, принимающих участие в тестировании. На проведение одной работы отводится 1 неделя, а длительность ее составляет 45 минут, поэтому расписание тестирования можно составить так, чтобы, в целом, не нарушить учебный процесс. Наличие нескольких вариантов тестов (4-6) и возможности ПК «Знак» перемешивать не только варианты, но и порядок заданий, в определенной степени обеспечивают объективность результатов тестирования.

Подготовка и проведение районных диагностических работ включает целую систему мероприятий:

1) разработку и экспертизу контрольно-измерительных материалов для тестирования специалистами информационно-методического Центра;

2) перевод содержания контрольно-измерительных материалов в формат ПК «Знак»;

3) размещение тестов на специально выделенном районном сервере;

4) импортирование диагностических материалов каждым образовательным учреждением и проведение компьютерного тестирования учащихся;

5) отправку каждым образовательным учреждением результатов тестирования на специально выделенный адрес электронной почты Центра информационной культуры района;

6) обработку результатов тестирования специалистами Центра информационной культуры, составление и отправку аналитического отчета о результатах тестирования в образовательные учреждения, Информационно-методический Центр, отдел образования.

Диагностические работы в ПК «Знак» позволяют каждому учащемуся получить внешнюю, достаточно объективную и оперативную оценку собственных предметных образовательных результатов. По окончании тестирования учащийся может сразу увидеть оценку результативности (по 100-балльной и 5-балльной шкалам), а также правильные ответы и допущенные им ошибки. Тест становится для школьника инструментом не только диагностики, но и обучения.

В результате систематического проведения в 9 и 11 классах районных диагностических работ повышается степень освоения учащимися содержания учебных программ, в том числе за счет  рефлексии по поводу полученных результатов и внесения изменений в организацию собственной учебной деятельности; повышается ответственность учащихся и их родителей при выборе образовательного маршрута и экзаменов итоговой аттестации. У учащихся развиваются навыки самодиагностики и самоанализа, планирования собственной деятельности; повышается стрессоустойчивость. Происходит психологическая адаптация  учащихся к участию в тестировании в форматах ЕГЭ и ГИА.

Автоматическая обработка результатов тестирования позволяет учителю сразу по окончании тестирования получить результаты как отдельного учащегося, так и всего класса в целом. Получив автоматически сформированный отчет о результатах выполнения учащимися тестов, учитель может оперативно провести корректировку занятий по учебному предмету, изменить количество времени на освоение тех или иных тем, используемые методы, дидактические средства и т.д.

За счет своевременного и объективного выявления проблем в освоении учащимися учебного материала и проведения корректировки учебного процесса в целом повышается эффективность подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Включение в систему районных диагностических работ с использованием ПК «Знак» позволяет образовательному учреждению получать достаточно полную, оперативную и достоверную информацию об образовательных результатах учащихся.

Общий отчет по диагностической работе, направляемый в образовательное учреждение, содержит:

  1. средние значения показателей (средний балл учащихся; средний 100-балльный показатель степени обученности учащихся, средний процент от общего количества учащихся, выполнивших диагностическую работу на «4-5»; общее количество и средний процент от общего количества обучающихся, показавших соответственно низкий, удовлетворительный, достаточный и высокий уровень достижений и др.) по различным видам образовательных учреждений (гимназиям, лицеям, школам-интернатам, центрам образования, общеобразовательным школам) в форме таблиц и диаграмм.
  2. статистику по отдельным учебным элементам диагностической работы (средний процент выполнения заданий по учебным элементам; распределение элементов работы по уровням усвоения).

Проведение диагностики позволяет отслеживать изменения уровня общеобразовательной подготовки учащихся в течение года, вносить своевременные изменения в образовательный процесс и прогнозировать степень успешности прохождения школьниками аттестационных процедур.

Образовательное учреждение, используя результаты диагностических работ, которые появляются сразу же после их выполнения, и проанализировав общий отчет по итогам работ с указанием средних показателей соответствующего вида ОУ, может эффективно выстраивать дальнейшую работу, направленную на подготовку учащихся к успешной сдаче экзаменов.

В рамках реализации системы районных диагностических работ при подготовке учащихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации, безусловно, возникают и определенные сложности.

Проведение диагностических работ встречает непонимание со стороны учителей и администрации некоторых учреждений. Это связано с тем, что проведение компьютерного тестирования в ПК «Знак» меняет подходы к осуществлению контроля над качеством результатов учащихся. Контроль становится внешним, результаты прозрачными, выходят на районный уровень. Желание «сохранить свое лицо», показать более высокие баллы, может вызвать соблазн необъективного проведения тестирования.

Тестирование может встретить недовольство со стороны родителей и учеников, поскольку его проведение требует дополнительных временных затрат, строго ограничено по времени, требует определенных умений работать в ПК «Знак», что вызывает у учащихся психологическое напряжение. В связи с этим перед первым тестированием необходимо обучить учащихся работе с тестом в ПК «Знак», объяснить правила выполнения и завершения диагностической работы. Для учащихся должны быть разработаны инструкции по выполнению теста в ПК «Знак», позволяющие избегать технических проблем при выполнении работы.

Возникают и другие организационные, технические и методические сложности.

Однако, несмотря на все сложности, в систему мероприятий  по подготовке учащихся к итоговой аттестации необходимо включать проведение диагностических работ районного уровня. Это могут быть, например, тестовые работы с использованием ПК «Знак» или других программных средств для диагностики, обеспечивающих возможность автоматизированного самоконтроля и внешнего контроля знаний по различным учебным дисциплинам.

Планомерное, систематическое проведение подобных работ целесообразно, прежде всего, потому, что позволяет и учителям, и учащимся получить необходимый для них опыт внешнего, независимого и достаточно объективного оценивания предметных образовательных результатов, который способствует повышению эффективности подготовки учащихся к итоговой аттестации и качества предметных образовательных результатов в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочная работа для подготовки учащихся 4 класса к итоговой аттестации

Цель работы:  помочь подготовиться  к  успешной сдаче итоговой аттестации по английскому языку за курс начальной школы. Работа рассчитана для учащихся всех видов школ. В работе даны зад...

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ГИА»

Спецкурс для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА по русскому языку....

Система подготовки учащихся 9 классов к итоговой аттестации

Презентация рассказывает о системе подготовки учащихся 9 классов к ГИА по математике...

План подготовки учащихся 9 класса к итоговой аттестации по математике

План составлен на целый учебный год для работы с учащимися по подготовке в ГИА по математике. В работе рассмотрена работа с родителями и темы этой работы, с учителями предметниками, с выпускниками, ин...

Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по физике в новой форме с использованием компьютерного тестирования в рамках школьной системы управления качеством образования.

Основные требования, предъявляемые к оценке обучающихся, заключаются в объективности, достоверности, конкретности и обоснованности. Для этого актуально использование технологии компьютерного тестирова...

Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа по подготовке учащихся 10 класса к итоговой аттестации по математике.

Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа по подготовке учащихся 10 класса к итоговой аттестации по математике.Тематическое планирование учебного материала при 1 занятии в неделю....

"Система подготовки учащихся 9 классов к итоговой аттестации по английскому языку в формате ОГЭ"

Данная статья посвящена актуальному вопросу  современного образования, а именно  подготовке учащихся к экзамену по иностранному языку. В статье представлены  практические рекомендации...