Урок по теме "Определение числа е"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме

Смирнова Ирина Николаевна

Смирнова И. Н., учитель математики

Информационный проспект открытого урока

 

Цель методического занятия: познакомить учителей с современными методами и приемами использования средств ИКТ в различных видах учебной деятельности.

 

Тема урока: Определение числа е.

 

Имя урока: “Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью”. Л. Н Толстой.

 

Методические новшества, которые будут положены в основу урока.

На уроке будут показаны методы научного исследования с использованием ИКТ (использование математических экспериментов, как одной из форм получения новых знаний; экспериментальная проверка гипотез).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по учебнику “Алгебра и начала анализа 10 - 11 ”
на тему: “Определение числа е”.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

Образовательные: дать определение числу е, функции экспонента и натуральному логарифму; получить навыки работы с программой
“Advanced Grafer”, развитие межпредметных связей.

Развивающие: совершенствование умений осознанно проводить такие приемы мышления как сравнение, обобщение и систематизация.

Воспитательные: воспитание самостоятельности и умения работать в соответствии с намеченным планом.

Оборудование: мультимедийный кабинет, интерактивная доска, карточки с планом практической работы, программа “Advanced Grafer” (программа может быть бесплатно получена на сайте http://www.serpik.com/agrafer/).

Структура урока.

I. Актуализация знаний.

  1. Мобилизующее начало урока.
  2. Фронтальный опрос с целью повторения опорного материала и подготовки изучения нового.
  3. Постановка проблемной задачи с целью мотивации изучения нового материала.
  4. Постановка учебной задачи.

II. Формирование новых знаний и способов действий.

  1. Практическая работа “Определение числа е”.
  2. Ввод новых определений на основании результатов практической работы.

III. Применение знаний, формирование умений и навыков.

  1. Устная работа с целью выявления возможностей применения новых знаний.
  2. Подведение итогов урока.
  3. Постановка домашнего задания.

Ход урока.

I. Актуализация знаний.

1) Мобилизующее начало урока.

После приветствия учащимся сообщается план работы на уроке:

  1. Повторение пройденного материала.
  2. Изучение нового материала.
  3. Итог урока.
  4. Домашнее задание.

2) Фронтальный опрос с целью повторения опорного материала и подготовки изучения нового.

Для фронтального опроса используется презентация “Фронтальный опрос” (см. Приложение). Задания для фронтального опроса взяты из КИМов ЕГЭ.

 

 

Учащиеся не просто отвечают на вопросы слайдов, но и выполняют у интерактивной доски необходимые дополнительные построения, подтверждающие правильность их решения (в презентации записи учащихся на доске представлены в виде появляющейся анимации).

3) Постановка проблемной задачи с целью мотивации изучения нового материала.

Последний слайд презентации ставит перед учащимися задачу для практической работы. Учащиеся сами по слайду определяют, что им надо будет определить в ходе выполнения практической работы: “Надо найти такое значение основания показательной функции, что угловой коэффициент касательной к графику этой функции в точке 0 равен1”.

4) Постановка учебной задачи.

Учитель: Сегодня на уроке мы в ходе практической работы должны найти основание показательной функции такой, что угловой коэффициент касательной к графику этой функции в точке 0 равен1; дополнить наши знания о показательной и логарифмической функциях и их свойствах; приобрести навыки работы с программой “Advanced Grafer”, с помощью которой можно не только выполнять построение графиков функций но и проводить исследование этих графиков.

II. Формирование новых знаний и способов действий.

  1. Практическая работа “Определение числа е”.
    Учащиеся садятся за компьютеры и им раздаются карточки с планом практической работы (см. образец карточки Приложении). Учащиеся выполняют практическую работу одновременно с учителем. Учитель работает с программой “Advanced Grafer” на интерактивной доске, показывая учащимся, что им нужно делать на своих компьютерах.
    Пример последнего снимка экрана, где число
    е уже определено:

  1. Ввод новых определений на основании результатов практической работы.
    Учащиеся возвращаются на свои места за партами и записывают в тетрадях новые определения.
    Учитель: Используя результаты практической работы мы можем дать
    определение числа е: е – такое число, что угловой коэффициент касательной к графику функции  в точке  равен 1;
    мы нашли
    приближенное значение числа е: ;
    мы познакомились с функцией
    экспонента: функция  называется экспонентой.
    Затем учащиеся строят в тетрадях
    график функции , составив таблицу из трех точек, и проводят касательную  в точке  к этому графику.

III. Применение знаний, формирование умений и навыков.

  1. Устная работа с целью выявления возможностей применения новых знаний.

Учитель: Число е играет очень важную роль в математическом анализе. Посмотрим презентацию “Число е”, раскрывающую важное значение числа е не только в математике, но и в других науках, где математика применяется. (см. презентацию “Число е” в Приложении).
В ходе обсуждения презентации учащиеся записывают в тетрадях
определение натуральных логарифмов: логарифмы по основанию е называются натуральными; формулу перехода: .

  1. Подведение итогов урока.

Учитель: с каким новым числом вы сегодня познакомились?
Ученик: число
е.

Учитель: дайте определение числа е?

Ученик: число е – такое число, что угловой коэффициент касательной к графику функции  в точке  равен 1.

Учитель: можно ли найти точное значение числа е?

Ученик: нет.

Учитель: как можно найти приближенное значение числа е?

Ученик: с помощью компьютера.

Учитель: назовите математические функции, в записи которых используется число е?

Ученик: функция экспонента и функция натуральный логарифм.

Учитель: назовите те науки, где число е нашло применение.

Ученик: математика, физика, астрономия, биология.

  1. Постановка домашнего задания.
  1. Постройте графики функций , взяв значение
    е
     2,7.
  2. Вычислите:
  3. Найдите значение логарифмов, пользуясь таблицами В. М. Брадиса  и формулой перехода :
  4. Решите уравнение: .


Предварительный просмотр:

Практическая работа “Определение числа е”

Цель:        1)   Найти приближенное значение числа е.

  1. Получить навыки работы с программой “Advanced Grafer”.

Оборудование: компьютер, программа “Advanced Grafer”.

План.

  1. Постройте график показательной функции  и проведите к нему касательную в точке с абсциссой . Найдите угловой коэффициент касательной k.
  2. Постройте график показательной функции  и проведите к нему касательную в точке с абсциссой . Найдите угловой коэффициент касательной k.
  3. Постройте график функции  (экспонента) и проведите к нему касательную в точке с абсциссой . Найдите угловой коэффициент касательной k.
  4. Сделайте вывод о возможном значении основания показательной функции .
  5. С помощью инструмента трассировка определите более точно значение основания показательной функции . Для этого найдите значение этой функции при .
  6. Найденное значение основания показательной функции  обозначают числом е, то есть .



Предварительный просмотр:

Практическая работа “Определение числа е”

Цель:        1)   Найти приближенное значение числа е.

  1. Получить навыки работы с программой “Advanced Grafer”.

Оборудование: компьютер, программа “Advanced Grafer”.

План.

  1. Постройте график показательной функции  и проведите к нему касательную в точке с абсциссой . Найдите угловой коэффициент касательной k.


  1. Постройте график показательной функции  и проведите к нему касательную в точке с абсциссой . Найдите угловой коэффициент касательной k.


  1. Постройте график функции  (экспонента) и проведите к нему касательную в точке с абсциссой . Найдите угловой коэффициент касательной k.

  1. Сделайте вывод о возможном значении основания показательной функции .

  1. С помощью инструмента трассировка определите более точно значение основания показательной функции . Для этого найдите значение этой функции при .

  1. Найденное значение основания показательной функции  обозначают числом е, то есть .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На одном из рисунков изображен график функции

Слайд 2

На одном из рисунков изображен график функции

Слайд 3

На рисунке изображен график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x 0 . Найдите значение производной в точке x 0 . 1) -2; 2) 2; 3) 8; 4) 4. Геометрический смысл производной

Слайд 4

Найдите тангенс угла наклона касательной , проведенной к графику функции в его точке с абсциссой 1) -3; 2) -4,5; 3) 3; 4) 0.

Слайд 5

Найдите угловой коэффициент касательной к графику функции в его точке с абсциссой 1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 0.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Число е. 2,7 182818284…

Слайд 2

2,7 18281828459045235… Число е - одна из важнейших постоянных математического анализа. Играет в высшей математике огромную роль, - не меньшую, чем знаменитое число  .

Слайд 3

Число е – иррациональное . Число е – иррациональное . Более того, как показал французский математик Э р м и т (1822 – 1901), это число не может быть корнем алгебраического уравнения с целыми коэффициентами. Такие иррациональные числа называются трансцендентными .

Слайд 4

Число е и логарифмы. Число е целесообразно принять за основание системы логарифмов. Логарифмы по основанию е называют натуральными логарифмами .

Слайд 5

Формула перехода:

Слайд 6

Роль числа е в математике . Число е играет огромную роль в математике, физике, астрономии и других науках . Вот некоторые вопросы, при математическом рассмотрении которых приходится пользоваться этим числом (список можно увеличивать неограниченно):

Слайд 7

Барометрическая формула (уменьшение давления с высотой).

Слайд 8

Закон охлаждения тел. Радиоактивный распад и возраст Земли. Колебания маятника в воздухе. Колебательные явления в радио контуре.

Слайд 9

Формула Циолковского для скорости ракеты.

Слайд 10

Рост клеток и популяций животных.

Слайд 11

Число е и Лев Толстой. Как запомнить значение числа е с 10-ю знаками: е = 2,7 1828 1828… ? Очень просто. 2,7 это легко. 1828 – год рождения Л. Н. Толстого , который мы, понимая о ком идет речь, пишем дважды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме "Число. Имя числительное".

Сейчас все понимают, что важно дать ребёнку не разрозненные знания по отдельным предметам, а, знакомя с отдельными науками, показать их взаимосвязь, дать представление об окружающем мире, где чи...

Методическая разработка интегрированного урока "Стандартный вид числа"

Методическая разработка интегрированного урока (математика + физика)  Урок обобщения - повторения при подготовке к ГИА....

Презентация. Коsmo - star. Урок обобщение "Натуральные числа"

Повторение и систематизация изученного материала по теме. Закрепление и обобщение знаний при действиях с натуральными числами. Развитие интереса учащихся к математике и расширению кругозора....

Урок по теме "Числа и величины"

Урок в 5 классе. Цель: научить различать числа и величины, изображать отрезки, лучи, прямые и уметь их изображать и читать...

Урок-презентация "Степень числа"

Урок-презентация в 5 классе " Степень числа"...

Открытый урок "Взаимно-обратные числа"

Открытый урок по теме "Взаимно-обратные числа" составлен в соответствии  с методическими  требованиями  к уроку. К конспекту урока есть презентация ,содержащая эссе учащихся по высказыв...