Самостоятельная работа учащихся.Организация и значение.
статья по алгебре по теме

Жеребцова Елена Николаевна

Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирование у них таких основных приёмов умственной деятельности...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon so_skanera.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа учащихся. Организация и значение

Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирование у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез. Школьников необходимо учить делать самостоятельные наблюдения, умение делать обобщения изучаемых факторов и творчески применять свои знания в новых, изменяющихся ситуациях.

Важным элементом математического воспитания следует признать воспитание творческой активности учащихся.

1. Деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового, она включает создание нового. Работа будет творческой, когда в ней появляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи полученных и вновь добываемых знаний.

Учащиеся легче усваивают знания, если им понятна цель их изучения, связь нового с известным материалом и если новое свойство, новая закономерность подмечены самими учащимися. Тогда появляется стремление сформировать новое положение, самостоятельно найти способы его доказательства и применения. Помочь учащимся в этом можно различными путями. Одним из таких путей является самостоятельная работа учащихся.

Большие возможности, заложенные в самостоятельных работах, могут быть использованы на разных этапах: текущее повторение, подготовка к усвоению новых знаний.

Для того чтобы вовлечь ученика в работу, в поиск в математике необходимо в какой-то мере воспроизвести ранее полученный материал, т.к. в ранее изученных знаниях всегда имеется родственное, связывающее пройденное с новым материалом.

По учению И.П. Павлова, никакой опыт не может осуществляться без опоры на прежний опыт. В зависимости от того, как долго не было в опыте учащихся тех или иных знаний, текущее повторение строится по-разному. Иногда достаточным бывает напоминание учителя, а в других случаях необходима более углубленная работа учащихся.

Проведение самостоятельной работы при повторении надо организовать так, чтобы она не только обеспечивала восприятие программного материала, но и способствовала развитию учащихся.

Это могут быть самостоятельные работы следующих видов:

A)        практические работы;

Б) самостоятельные работы с логическими заданиями;

B)        математический диктант;

Г) устные самостоятельные работы;

Д) домашние самостоятельные работы.

Применение таких видов самостоятельных работ помогает не только углублять имеющиеся навыки, но и развивать творческую активность учащихся.

При изучении нового материала целесообразно применять специально составленные опережающие самостоятельные работы, которые являются своеобразным связующим звеном, настраивающим учащихся на активную работоспособность по воспроизведению пройденного и восприятию нового. При выполнении этих работ учитель должен постоянно следить за работой учащихся, руководить ими, направлять их мыслительную деятельность по желаемому пути.

Пример к теме «Центральная симметрия» (VIII класс)

Учитель диктует: 1) Построить точки:

  1. А и В, симметричные относительно начала координат;
    Б)
    С и Е, симметричные относительно оси ох;
  2. М и Р., симметричные относительно оси оу;

2)        Провести прямую р. Построить два треугольника,  симметричные
относительно прямой
р.

  1. Начертить   треугольник   ЛВС   и   отметить   точку   М.   Построить треугольник, симметричный треугольник ЛВС относительно точки М.
  2. Вне  данного  отрезка отметьте  точку О  и   проведите прямую

с, пересекающую его. Постройте отрезки симметричные данному: а) относительно прямой с; б) относительно точки О.

Так перед объяснением нового материала по геометрии в VII классе (теорема о сумме углов треугольника) можно дать домашнее задание.

  1. Начертите в тетрадях треугольник произвольных размеров, измерить
    транспортиром все его углы, найти их сумму.
  2. Вырезать из плотной бумаги треугольник, обрезать два угла у него и
    приложить их к оставшемуся третьему углу слева, справа, сделать выводы

(учащиеся убеждаются практически, что сумма углов треугольника в первом случае равна 180°). В начале урока учитель опрашивает учащихся о результатах произведенного дома эксперимента, убеждается в правильности практического вывода, напоминает, что вывода «на глаз» бывают в ряде случае неверны, и ведет подготовительную работу к доказательству теоремы. При таком подходе к теме учитель преподносит изучаемый новый материал как развертывание, продолжение известного учащимся материала; в то же время закладывается основа для изучения последующего.

       2. Одним  из условий успешной  подготовки  учащихся к овладению новым материалом является самостоятельные работы,  организуемые  при создании проблемной   ситуации. Основное значение подобных работ - открыть или усвоить некоторые новые, ранее неизвестные знания или способы действия, являющиеся предметом поиска, без открытия которых выполнение задания становится невозможным. Для создания перед учащимися проблемной ситуации необходимо поставить такое практическое или теоретическое задание, при котором усваиваемые знания занимают место неизвестного, необходимо для правильного выполнения задания.

Достигается это в том случае, если учащиеся на собственном опыте, в процессе самостоятельной работы, убеждаются в необходимости овладения тем или иным материалом. В процессе выполнения практического задания, основанного на воспроизведении ранее усвоенных знаний, у учащихся вдруг возникает противоречие между уже имеющимся опытом и новыми фактами. Столкнувшись с трудностью и убедившись, что только на основе имеющихся у него знаний возникшую проблему разрешить он не в состоянии, ученик стремиться к поиску ответа, появляется внутренняя потребность объяснить непонятное, а отсюда и интерес к овладению новым материалом. В результате самостоятельных размышлений учащиеся прибегают к разного рода логическим операциям, у них развивается способность к анализу, синтезу, их умственный труд протекает с максимальным напряжением.

Существенную роль в системе проблемного обучения играет математический диктант, т.к. он является одним из способов установления обратной связи в процессе обучения.

  1. Важное значение в процессе подготовки учащихся к усвоению нового

учебного материала приобретает организация самостоятельной работы в ходе

формирования у учащихся умения переносить приобретенные приемы познавательной деятельности на овладение новыми знаниями. Особенность

данного вида самостоятельной работы состоит в том, что учащиеся, выполняя  умственные и практические действия, переносят приемы деятельности с ранее изученного на новый материал. Роль учителя при этом сводится в основном к обеспечению условий, способствующих посильному решению задач.

Необходимость такой работы объясняется тем, что зачастую учащиеся, владея определенным кругом познавательной деятельности, связанной с усвоенными знаниями, не могут применять их к новым условиям. Создавшееся противоречие объясняется недостаточной осознанностью изученного, частым непониманием его смысла. Умение самостоятельно переносить приемы познавательной деятельности с ранее изученного материала на вновь узнаваемое является важным показателем умственной работы учащихся.

Кроме всего этого при проведении самостоятельных работ на этапе повторения имеет применение разнообразных технических средств. Это могут быть различные схемы, чертежи, таблицы.

Применение различных технических средств акцентирует внимание учащихся на главном, способствует хорошей тренировке, с их помощью удается в сравнительно короткое время проверить уровень знаний учащихся всего класса и организовать обучение учащихся.

Обобщая изложенное, следует сказать, что организация самостоятельной работы стимулирует процесс обучения, содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников, помогает мобилизовать деятельность учащихся, способствует развитию мышления учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по алгебра для 11-го класса по теме "Наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке"

Самостоятельная работа составлена в шести вариантах одинаковой сложности по материалам для экзаменов, 2-е и 3-е задание из материалов Открытого банка заданий ЕГЭ по математике....

Технология уровневая дифференциация. Карточки- помощники для самостоятельной работы с учебником с учётом способностей учащихся. Тема: " Строение и значение систем внутренних органов рыб"

Данные карточки применяются как раздаточный материал при работе с учебником, при индивидуальном изучении данной темы и при изучении данной темы, используя групповые технологии. По образцу можно сделат...

Самостоятельная работа по теме: "Наибольшее и наименьшее значение функции"

Самостоятельная работа составлена для 11 класса по теме "Наименьшее  и наибольшее значение функции" . Материал  составлен  из открытого банка заданий для ЕГЭ по математике....

Самостоятельная работа на тему "Корень. Его строение и значение" (6 класс, биология)

Самостоятельная работа включает в себя 2 варианта, каждый из которого состоит из трех частей. Часть I - 7 тестовых заданий, каждое из которых подразумевает один правильный ответ, часть II - рисунок, н...

11 класс. Алгебра. Самостоятельная работа. Область определения и множество значений функции

Самостоятельная работа по теме "Область определения и множество значений функции" составлена в 2 вариантах...

Самостоятельная работа по основам невропатологии Значение трудов И.М.Сеченова в развитии нейрофизиологии.

Самостоятельная  работа по основам невропатологии Значение трудов И.М.Сеченова в развитии нейрофизиологии.  ...

Самостоятельная работа «Среднее арифметическое. Среднее значение величины» 5 класс 2020-2021 учебный год

Самостоятельная работа «Среднее арифметическое. Среднее значение величины»5 класс2020-2021 учебный год...