Дифференцированное обучение на уроках математики (из опыта работы)
статья по алгебре по теме

Мельникова Ирина Михайловна

В статье "Дифференцированное обучение на уроках математики" я делюсь опытом своей работы. Математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников.Дифференцированное обучение помогает выделить уровни подготовки учащихся и формировать навыки учащихся овладения материалом на каждом уровне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированное обучение учащихся

на уроках математики.

Из опыта работы учителя математики МБОУ СОШ 5

г. Белореченска Краснодарского края Мельниковой Ирины Михайловны

         Математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих школьников. В преподавании математики накоплен определенный опыт дифференцированного обучения. Он относится в основном к обучению сильных школьников. Однако ориентация на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всех школьников – не только сильных, но и тех, кому этот предмет дается с трудом или чьи интересы лежат в других областях.

        В своей работе я использую уровневую дифференциацию, которая основывается на планировании результатов обучения: выделении уровня обязательной подготовки и формировании на этой основе повышенных уровней овладения материалом.

Учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает право и возможность выбирать объём и глубину освоения учебного материала,  варьировать свою учебную нагрузку.

        Достижение обязательных результатов  обучения становится при таком подходе тем объективным критерием, на основе которого может видоизменяться ближайшая цель в обучении каждого ученика и перестраиваться в соответствии с этим содержание его работы : или его усилия направляются на овладение материалом на более высоком уровне, или продолжается работа по формированию важнейших опорных знаний и умений. Именно такой подход приводит к тому, что дифференцированная работа получает прочный фундамент, приобретает реальный, осязаемый  и для учителя, и для ученика смысл.

        Уровневая дифференциация осуществляется не за счет того, что, предлагая ученикам одинаковый  объем материала, мы устанавливаем различные уровни требований к его усвоению. Важное условие состоит в том, что в обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням. Это означает, что в ходе обучения не следует предъявлять  более высоких требований тем учащимся, которые не достигли уровня обязательной подготовки. Надо, чтобы трудности в учебной работе были для таких учеников посильными, соответствующими индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения.  В то же время если для одних учащихся необходимо продлить этап обработки основных, опорных знаний и умений, то других не следует необоснованно задерживать на этом этапе.

        Еще одно условие, которое усиливает  эффективность дифференцированного обучения, - добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности. В соответствии с ним каждый ученик  имеет право добровольно и сознательно решать для себя, на каком уровне ему усваивать материал. Именно такой подход позволяет формировать у школьников подсознательную потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей деятельности.

        Особую заботу вызывают учащиеся с пробелами в знаниях, с пониженным общим развитием, с отсутствием интереса к учению. Чтобы заинтересовать таких  учащихся, надо использовать различные приемы и методы обучения. Целесообразно создавать и поддерживать психологический настрой на изучение предмета. Следует учитывать и то, что слабые, запущенные ученики очень часто склонны преувеличивать свое незнание, превращая его в своего рода моральное оправдание бездеятельности. Нужно помочь учащимся избавиться от таких настроений, стараться не «ловить» их на незнании, а, наоборот, поощрять всякое, даже незначительное продвижение вперед.

        На своих уроках я постоянно использую разноуровневые индивидуальные задания и веду контроль за выполнением таких заданий по темам. Карточки даются по желанию учащихся. У учащихся, в том числе и у слабых, появляется уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми задачами, рискуют пробовать силы, берутся за решение заданий более высокого уровня.

        Отставание слабых учащихся по математике часто связано с низким уровнем их развития. Поэтому слабым учащимся я предлагаю задания, требующие нестандартных решений (конечно, более простые, чем для сильных учеников).

Задания творческого характера:

  1. В числе 41* замените знак * цифрой так, чтобы получилось четное число, кратное 3.
  2. Известно, что при некоторых значениях a и b значение выражения  

(a – b) равно 3. Чему равно при тех же a и b значение выражения:

 а) 5а -5b, б) (а - b)2, в) 12b-12а.?

Задания, содержащие инструктивный материал:

  1. Замените знак * одночленом так, чтобы данное равенство было тождеством:

а) (*+b)2 =4с2 + * + b2

б)(5а - *)2 = 25а2 - * + b2

в) (у - *)2 = * - * + с2

г) (* -*)2 = 4х2 - * + 9у2

2)Решите уравнения   (карточки 1-4)

        В задании 1 получают развернутое алгоритмическое предписание, в следующих упражнениях для облегчения самоконтроля показаны два шага решения, потом – один шаг и, наконец, дается только ответ.

         Такие задания стимулируют познавательную активность слабых учащихся. Ребята, потратив определенные усилия на творческие задания, охотно принимают участие в обсуждении этих заданий, с интересом выслушивают объяснения приёмов их решений даже в тех случаях, когда этих приёмов сами найти не смогли.

         В своей работе я использую обучающие карточки, которые помогают учащимся усвоить ранее не понятый материал и хорошо воспринять новые темы.

Обучающая карточка состоит из чередования трех блоков:

  1. Опорная формула, написанная красным цветом.
  2. Решенные примеры (зеленым цветом).
  3. Реши сам (примеры на эти формулы)

     На своих уроках я постоянно провожу устный счет на разные темы (которые изучаю сейчас и которые ранее изучались), чтобы закрепить пройденный материал. Стараюсь привлекать именно слабых учащихся. Сильные в это время часто работают индивидуально. В устный счет я включаю такие задания:

  1. с «окошками»:  а3 ·  = а10
  2. с ошибками   (учащиеся должны доказать,  что в данном примере допущена ошибка);
  3. 22 ·25 = 47 , (33)4 = 37      (сформулировать правило)

        Правила стараюсь учить на уроке с учащимися. Отвечая у доски, ученик проговаривает действия, обосновывая правилами. На каждое свойство, правило, определения учащиеся приводят свои примеры. Это как раз говорит о том, что ученик не просто вызубрил правило, а понимает его смысл.

        При изучении новой темы при решении новых задач и примеров я часто даю учащимся алгоритм решения. Пользуясь им, ученики и правильно оформляют и правильно выполняют задание.

      В старших классах я с учениками веду тетради-справочники, в которые  записываем основные формулы, алгоритмы и образцы решений. Это хорошая «шпаргалка» для учащихся, а так же помощник при подготовке к проверочным работам, к экзаменам.

     Текстовые задачи – традиционно трудный материал для значительной части школьников. Во многом это связано с необходимостью четкого осознания различных соотношение между описываемыми в тексте задачи объектами. На начальном этапе обучения решения текстовых задач, для организации самостоятельной работы всего класса, а также для индивидуальной работы со слабыми учащимися в классе и дома я использую материал, в котором к задаче даются вспомогательные вопросы, которые помогают школьникам правильно описывать задачу и составить к ней уравнение или систему уравнений. Так же к задаче даются дополнительные вопросы.  

     Для того, чтобы учащимся легче и быстрее усваивали материал, я подбираю различные методы и приемы, облегчающие запоминание. Например, чтобы научиться находить дробь от числа или число по его дроби, я с учащимися разучиваю стихи-правила. Они запоминаются легко и надолго и помогают не путать эти правила.

Дробь от числа хотим найти.

Не надо всех тревожить.

Нам надо данное число

На эту дробь умножить.

        Или, например, для запоминания значений синусов и косинусов основных углов выписываем таблицу:

0

sin

cos

      В геометрии важно заинтересовать учащихся. Не заинтересуешь – не будут слушать и ничего не усвоят.

        Хорошо известная история. Учитель на виду у всего класса строит два треугольника, обводя мелом угольник, а потом весь урок доказывает, что они равны. Получается анекдот.        Прежде всего, нужно убедиться, что ученики владеют понятием равенства треугольников, иначе они не увидят смысла в доказательстве, и, конечно, ничего не поймут. Но учитель должен подготовить их к восприятию признака. Нужно нацелить учащихся на то, что о равенстве треугольников можно узнать, не имея всех шести равенств, достаточно лишь часть из них.

Например, предлагается рассмотреть два треугольника АВС  и  ADC (рис.1)

Они равны? Нет? Почему? АВ ≠ AD.Но у них АС - общая сторона. Этого не достаточно. Должны быть равны все соответствующие стороны и углы.

Затем рассмотрим другой рисунок (рис.2)

Рассмотрим ∆АВС и ∆ACD. Какие стороны и углы равны?

<А - общий, АС - общая сторона, но АВ ≠ AD

Значит, треугольники не равны. Делается вывод. Нельзя говорить, что треугольники равны, пока не докажем, что и другие равенства выполняются. При таком подходе теорема «не сваливается с потолка», а возникает естественно, как бы сама собой.

        Иногда в своей работе я использую контр-примеры  - «провоцирующие» упражнения. Такие задания провоцируют учащихся на ошибку, помогая выявить и устранить, имеющиеся у них ошибочные ассоциации.  Контр-примеры   помогают усиливать интерес учащихся, их внимание, активизировать мыслительную деятельность.

        Например, при введении понятия смежных углов полезно рассмотреть следующие рисунки:

а)                                                          б)                                       в)

Если ученик наблюдал и  строил смежные углы в одном и том же положении, то у него формируется ошибочная ассоциация. Он не узнает углов, расположенных в непривычном для него положении. <АВС и <СВК не смежные для него.

         В теме «Подобные треугольники» решаем однотипные задачи «Указать подобные треугольники». Когда появляется контр - примеры, в классе возникает оживление, усиливается интерес. Те, кто догадался, что на последнем рисунке дан  контр - пример, ждут, как отреагируют другие. Когда слышишь ответ «Треугольники подобны», число догадавшихся учеников возрастает. Каждый спешит объяснить ошибку. В данном случае  треугольники могут быть подобны, а может быть, и нет.    

      В своей практике для закрепления темы провожу урок-зачет. К зачету готовятся все учащиеся. Зачет проходит и в устной, и в письменной форме. Иногда учащиеся тянут билеты, иногда конкретно даю вопросы. Также учащиеся получают разноуровневые задания. Бывает, что 1-2 человека в классе не готовы к зачету. Я не спешу ставить «2», а спрашиваю через урок – другой. К следующему зачету они уже готовятся. Иногда зачет помогают проводить старшеклассники.

        Так же практикую задавать на дом индивидуальные разноуровневые задания. Сильным даю  потруднее задания, а слабым - посильные, подобные тем, что делали в классе.

        Веду с учениками тетради для дополнительных заданий. Некоторые учащиеся просят давать побольше заданий, потруднее. Слабым помогаю, объясняю, вместе исправляем ошибки. И они снова получают такие же задания, пока не научатся делать без ошибок. Затем приступаем к другим заданиям.

     Таким образом, практически каждый ученик выполняет посильную работу по организации учебного процесса, это ставит каждого в положение «равного среди равных».

     Итак, применение дифференцированного обучения значительно улучшает четкость в организации работы класса; ученик, работая на посильном для него уровне трудности, лучше сознает свои ближайшие цели и задачи, его самооценка становится более реальной. Четкость в работе дает возможность постоянно контролировать знания, умения и навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение на уроках математики, как личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.

Разработка системы дифференцированных заданий по математике для повышения уровня развития личности учащихся. Функции 7 класс....

доклад на тему: "Индивидуальная работа при дифференцированном обучении на уроках математики"

Индивидуальная работа при дифференцированном обучении на уроках математики.                                  ...

Круглый стол на тему "Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики"

Данная тема представляется мне актуальной на сегодняшний день, так как она способствует решению задач, поставленных перед современной школой: повышению уровня обученности и воспитанности, развитию инд...

Тема самообразования: «Дифференцированное обучение на уроках математики, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»

«К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой» Как только возникает чувство недовольств...

Дифференцированный подход к обучению на уроках географии. (из опыта работы)

делюсь опытом работы по дефференцированному обучению...