Статья "Формирование у детей мотивации к успешному изучению математики"
статья по алгебре по теме

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у детей мотивации к успешному изучению математики.

                                                                              Нет детей-есть люди,  

                но с иным масштабом понятий,

                                                                                       иными источниками опыта,

                                                                              иными стремлениями,

                                                                        иной игрой чувств.

Януш Корчак.

В Федеральных государственных образовательных стандартах отмечается, что важнейшей целью современного образования является воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься как процесс развития личности, её интеллектуальных, познавательных и созидательных способностей. В школе должна формироваться целостная система универсальных знаний, умений и навыков учащихся, приобретаться опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

В условиях массового обучения математическое образование – это испытанное столетиями средство интеллектуального развития учащихся. Учебный предмет «Математика» воспитывает интеллектуальную корректность, критичность мышления, способность различать обоснованные и необоснованные суждения, приучает к продолжительной умственной работе.

Однако, анализ деятельности учащихся на уроках математики, итоговых контрольных работ показывает, что с годами снижается познавательный интерес, теряются вычислительные навыки у половины школьников. Изучаемый материал зачастую зазубривается без осмысления и навыков самостоятельного применения, вызывая затруднения при использовании полученных знаний в практической деятельности. Исследования, проведенные в классах, показали, что интерес к изучаемому материалу проходит по истечении времени и трудно поддается восстановлению.

Причинами, которые негативно влияют на успешность обучения, на мой взгляд, можно считать следующие:

- пассивная позиция ученика на уроке, т.е. ожидание объяснения  материала учителем;

- нежелание или неумение понять текст учебника;

- слабое развитие внимания и самоконтроля;

- низкая мотивация учебной деятельности.

Для появления интереса к математике необходимо, чтобы учащиеся ее понимали. И, если вовремя, в пятом классе не поддержать интерес учащихся, не создать атмосферу творческого подъема, то к девятому классу понимание материала на высоком и среднем уровне будет только у 50-60% учащихся.

С учетом этих факторов я пришла к выводу, что учебный процесс нужно строить так, чтобы каждый школьник включился в активную познавательную деятельность. Для этого я систематически использую личностно-ориентированный подход к каждому ребенку: рейтинговую накопительную систему (РНС) оценки достижений учащихся, которая позволяет школьникам учиться планировать свой учебный процесс, осмысленно подходить к процессу собственного развития, развивать самооценку и социальную активность.

Основным этапом РНС является формулирование цели и осмысление ее актуальности в развитии учащегося. Приоритетными являются развивающие надпредметные цели. Например, «развитие умения анализировать научный текст», «развитие умения анализировать задачу и осмысленно применять алгоритм ее решения», «развитие умения выступать перед аудиторией», «развитие умения формулировать разноуровневые вопросы», «развитие понятийного мышления». Могут быть и более узкие варианты целеполагания: «подготовка к ГИА по теме», «отработка умения решать задачи по теме» и могут быть сформулированы и воспитательные цели: «развитие умения выслушивать другую точку зрения», «умение взаимодействовать в группе».

Мною разработана технологическая карта урока для учащегося, алгоритм составления которой следующий:

  1. На основе анализа календарно-тематического планирования, содержания учебника и конспекта урока формулируются цели, указываются виды работ по каждому уровню познавательной деятельности.
  2. В соответствии с целеполаганием создается технологическая карта урока для каждого учащегося:
  1. я знаю…(означает запоминание и воспроизведение учебного материала)
  2. я понимаю…(показателем понимания значения изученного может служить преобразование из одной формы выражения в другую, например, из словесной формы в математическую. Или предсказание последствий, результатов) 
  3. я умею…
  4. я могу найти (сравнить, проанализировать и т.п.)…
  5. я самостоятельно правильно выполнил…
  6. я применил изученный материал в конкретной жизненной ситуации…
  1. Можно добавить, как ученик выполнил задания:
  1. самостоятельно,
  2. с помощью учебника,
  3. с помощью учителя.
  1. Распределяются баллы в соответствии с уровнем задания (от 1 до 6 баллов).

Учащиеся заполняют технологическую карту урока после выполнения каждого задания и его анализа. Карты урока состоят из трех частей. Первая часть включает список оцениваемых учебных действий, определение баллов (от 1 до 3 баллов) по каждому виду заданий. Вторая часть предполагает самооценивание учащимися своих умений и третья - бонусная часть, позволяющая получить дополнительные баллы за аргументированную точку зрения и активность на уроке.

Заполнение технологической карты очень эффективно, так как позволяет формировать у школьников навыки рефлексии, так как требуют анализ собственной учебной деятельности и самостоятельной оценки. Подобные навыки необходимы для развития личности учащегося, самостоятельности и критичности мышления, способности к самоизменениям. Кроме того, технологическая карта ученика наглядно показывает, где школьнику нужно подтянуться, улучшить знания и умения.  

К эффективным методам обучения относится также осмысленное чтение. 

Но как развить такое важное умения?  В этом мне помог  синквейн, прием, который позволяет в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. «Синквейн» в переводе с французского означает «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщается информация по изученной теме. Знакомство учащихся  с синквейном начинаю с конкретного примера, пытаюсь их заинтересовать.

Правила составления синквейна:

  1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным)
  2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
  4. Четвертая строка – фраза  по теме синквейна
  5. Пятая строка – существительное, связанное с первым, отражающее сущность темы.

Убеждаю в том, что каждый из них вполне может быть автором. При написании синквейна необходимо особое внимание.

Такой метод позволяет, работая с учебником, добиться более глубокого осмысления темы. Составляя синквейны, ребята работают в парах или группах. При этом они учатся сотрудничать, выслушивать друг друга, делать выбор из предложенных вариантов.

Пример синквейна

1.Теорема Пифагора

2.Строгая, логичная

3.Строим, доказываем, вычисляем

4.Квадрат, построенный на гипотенузе, равен сумме квадратов, построенных на                  катетах.

5.Прямоугольный треугольник.

Для понимания значения математики и необходимости её изучения мною вместе с учителем географии разработан бинарный урок по теме «Санкт-Петербург – крупнейший промышленный центр России» для учащихся 9-ых классов с элементами профориентации. Этот урок позволяет понять значимость связи между географией, математикой и окружающей жизнью. В процессе урока ребята учатся обрабатывать информацию путем статистического исследования, анализировать изученный материал с помощью диаграмм, видеть ошибки и упущения в логике рассуждений. Этот урок имел большое практическое значение. Мною написаны две статьи: «Бинарный урок как средство формирования профессиональной направленности деятельности 9-ых классов» (напечатана в сборнике научно-методических материалов «Опытно-экспериментальная работа в образовательном пространстве района», ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования» СПб 2012),статья в сборнике « Методический аспект реализации новой системы оценивания на уроке», ГБОУ педагогический колледж№1 им.Н.А.Некрасова, СПб 2012.

Мой опыт показывает, что такой подход к организации обучения и оценке учебных достижений позволяет создать ситуацию успеха, мотивировать учащихся к изучению предмета, что в конечном итоге сказывается на хорошей результативности.

Анализируя свой опыт педагогической деятельности, я прихожу к выводу, что мне удалось пробудить интерес к математике у наших школьников, о чем свидетельствует и выбор девятиклассниками сдачу экзаменов по математике в формате ГИА в прошлом учебном году. До этого учащиеся девятых классов выбирали сдачу экзамена только в традиционной форме. В тематическом сборнике «Оценка качества образования во Фрунзенском районе (по итогам 2011-2012 учебного года)» указан средний балл по математике в нашей школе:4,5 балла (средний балл по району – 3,9 балла).

Таким образом, обобщая свой опыт, я пришла к выводу, что такой интересный и вместе с тем трудный предмет математика становится, более понятен детям, благодаря инновационным технологиям: рейтинговая накопительная система, технологическая карта, осмысленное чтение. У детей формируется устойчивый интерес к изучению предмета, а значит, создаётся ситуация успеха, который рождает сильный дополнительный импульс, содействует становлению достоинства ученика, положительного отношения к школе, науке, труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности. Успех вызывает  желание дальнейшего образования.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе

В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребенка. Ни в коем случае нельзя стращать ребенка предстоящей учебой и трудностями этой учебы. Не надо говорить о том, что у вас всегда б...

Роль мотивации в успешности овладения метода проектов

Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, его начало, направленность и активность. Технология проектной деятельности позволяет ученику приобрести самостоятельность...

Статья "Формы и методы диагностики успешности одаренных детей как средства развития мотивации в обучении"

Проблема работы с одаренными детьми волновала нас давно, но основательно наше МО гуманитарного цикла стало решать данную проблему в течение 3 последних лет. Дело в том, что в современном российс...

«Средства повышения мотиваций к успешному обучению биологии посредством системы экологического воспитания»

Итоговая работа по теме:«Формирование образовательной среды для школьников с трудностями в обучении»...

Юрикова Елена Васильевна, учитель математики МОБУ СОШ №18 г. Сочи Руденко Ирина Александровна, учитель математики МОБУ СОШ №18 г. Сочи Цукерман Статья «Работа кружков внеурочной деятельности по повышению мотивации к успешному обучению по математике»

Обучение ради запоминания некоторого количества знаний – ничто. С началом реализации ФГОС перед нами стоит задача – воспитать компетентного человека. Такой выпускник школы всегда знает,  где найт...

Конспект родительского собрания для родителей детей 6 класса «Успешность обучения: от чего она зависит?»

Цель: актуализировать проблему успешности учебной деятельности шестиклассников.Задачи• обобщить знания родителей по проблеме успешности обучения;• изучить отношение учащихся класса к учебной...