урок в 9 классе "Уравнения и неравенства с параметрами"
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
Урок в 9 классе "уравнения и неравенства с параметрами"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 658 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 9 классе «Решение уравнений и неравенств с параметром»
Тема: Решение уравнений и неравенств с параметром
Тип урока: урок–лекция, материал концентрируется в блоки и преподносится как единое целое, контроль проводится по предварительной подготовке уч-ся.
Цели:
- Расширить и систематизировать знания учащихся
- Рассмотреть приёмы и методы решения уравнений и неравенств, содержащих параметр
- Направить на углубленное изучение предмета и овладение его содержанием на повышенном уровне сложности
- Приобрести в рамках предпрофильной подготовки навыки решения задач, содержащих параметры.
Задачи:
Обучающие:
- расширение и углубление сложности задач, решаемых учащимися.
Развивающие:
- развитие логического мышления, интуиции, познавательных и творческих способностей учащихся,
- развитие умения анализировать ситуацию, разрабатывать способ решения, проводить рассуждения, обоснования.
Воспитательные:
- повышение интереса к математике,
- расположение к самостоятельной организации работы.
Формы и методы работы:
- Использование приёмов, активизирующих работу школьников свободный выбор заданий для самостоятельной работы, дифференцированные задания для домашней работы;
- Использование групповых форм работы;
- Формой контроля обучающая самостоятельная работа, итоговое тестирование, исследовательская работа.
Ход урока:
- Постановка цели урока.
- Актуализация знаний, умений и навыков.
Учитель: Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто приводит к решению уравнений, содержащих параметр.
Решить уравнение (неравенство) с параметром – это значит установить соответствие, позволяющие для любого значения параметра найти соответствующее множество решений уравнения (неравенства).
- Изложение материала.
Можно выделить различные типы уравнений и неравенств с параметром:
Линейные уравнения и неравенства. (1 блок)
Рассмотрим примеры решения:
1. Решить уравнение: ax=2x+5.
Переносим неизвестные слагаемые в левую часть и приведём подобные слагаемые: (a–2)x=5.
Чтобы найти корни необходимо поделить уравнение на (a–2), при а=2, выражение а–2=0, т. к. делить на нуль нельзя, то данное уравнение имеет решение только при :
Ответ: при а=2 решений нет, при :;
2.При каком значении параметра а уравнение 2а(a–2)x= а–2 не имеет решений?
Решений не имеет уравнение 0·х=b, где . Поэтому 2а(a–2)=0, а , отсюда следует, что а=0
Ответ: а=0
3. При каком значении параметра а уравнение (а2–4)х=а2+а–6 имеет бесконечно много решений?
Уравнение будет иметь бесконечно много решений при:
Решив первое уравнение системы, получим а1,2=. Корни 2-го уравнения: а1=–3, а2=2.
Таким образом, одновременно оба равенства обращаются в 0 при а=2
Ответ: а=2
- Задания для самостоятельного решения с последующей самопроверкой.
Учащимся на выбор предлагаются задания. Каждый выбирает любые 1–2 или несколько заданий для решения.
- При каком значении параметра а уравнение 2а(a–2)x= а–2 имеет бесконечно много решений?
- При каком значении параметра (а2–4)х=а2+а–6 уравнение не имеет решений?
- Решить неравенство ax<2x+5 при всех значениях параметра а.
- При каком значении параметра а неравенство 2aх<1–х выполнятся при любых значениях х?
- При каком значении параметра a неравенство a2 x< а + x не имеет решений?
Обсуждение решений вместе с учащимися. При необходимости проверить с помощью проектора. Оформить решения в виде слайдов.
- Изложение материала.
Квадратные уравнения и неравенства. (2 блок)
Число корней квадратного уравнения определяют по знаку дискриминанта:
Если D>0 то уравнение имеет два различных корня;
Если D=0 то уравнение имеет один корень (или два совпадающих);
Если D<0 то уравнение не имеет корней;
Это правило используется и при решении квадратных уравнений и неравенств, содержащих параметр.
1. При каких значениях параметра а уравнение 4x2–4ax+1=0 имеет два корня?
Найдем дискриминант исходного выражения.
D=16а2–4·4·1=16а2–16; Так как уравнение имеет два корня, не обязательно различных, то D=16а2–16≥0, а2–1≥0
Ответ: а
2.При каких значениях параметра b уравнение(b-1)x2+(b+4)x+b+7=0 имеет один корень?
При b=1 уравнение становится линейным. Подставив b=1 в исходное уравнение, и получим: 5x +8=0; x=16.
При b1имеем квадратное уравнение. Квадратное уравнение имеет один корень при D=0. Находим дискриминант и приравниваем его к нулю. D=(b+4)2–4(b-1)( b+7)=–3 b2+16 b+44=0.
Решаем уравнение3 b2 –16 b–44=0, находим корни b=2; b=.
Ответ: При b=1; b=2; b= уравнение имеет только один корень.
3.При каких значениях параметра неравенство аx2–4ax+50не имеет решений?
При а=0 получаем:50. Это неверно. Значит при а=0 исходное неравенство не имеет решений.
При аисходное неравенство будет квадратным. Графиком функции у=аx2–4ax+5 является парабола. Чтобы неравенство аx2–4ax+5не имело решений нужно чтобы парабола была полностью расположена выше оси абсцисс. Условия соответствующие данному расположению параболы:
Решением системы является промежуток (0;1,25). Объединяя решения получаем ответ.
Ответ:
- Задания для самостоятельного решения с последующей самопроверкой.
Учащиеся выборочно решают самостоятельно задания:
1.При каком значении параметра а уравнение x2–ax+16=0 не имеет корней.
2. При каких значениях параметра b уравнение(2b–5)x2–2(b–1)x+3=0 имеет два различных корня?
3.При каких значениях а неравенство x2–(a+2)x+8а+1>0не имеет решений?
4. При каких значениях а неравенство x2–(a+2)x+8а+1>0 выполняется при любых значениях х?
Обсуждение решений. При необходимости проверка решений с помощью проектора. Решения оформить я в виде слайдов.
- Изложение материала
Применение теоремы Виета. (3 блок)
1.Найти все значения параметра b при которых уравнение x2–2bx+b+6=0 имеет положительные корни?
Пусть x1 и x2–корни уравнения, тогда по теореме Виета x1+ x2=2b и x1 x2= b+6. Имеем систему неравенств:
Решением системы неравенств будет промежуток
Ответ:bуравнение имеет положительные корни.
2.Найти все значения p, при которых разность корней уравнения x2+px+12=0 равна 1.
Пусть x1 и x2–корни уравнения, тогда по теореме Виета имеем систему:
Из первого и третьего уравнений выразим параметр p и подставим во второе уравнение:
Решаем квадратное уравнение:; 1– p2=–48; p2=49;Уранение имеет два корня 7 и –7
Ответ: p= разность корней равна 1.
- Задания для самостоятельного решения с последующей самопроверкой.
1.Найти все значения параметра b при которых уравнение x2–2bx+b+6=0 имеет отрицательные корни?
2. Найти все значения параметра b при которых уравнение x2–2bx+b+6=0 имеет корни разных знаков?
3. Найти все значения p, при которых разность корней уравнения 2x2–px+1=0 равна 1.
Обсуждение решений. При необходимости проверка решений с помощью проектора. Решения оформлены на слайдах.
- Создание проблемной ситуации.
Учитель: Теперь исследуем расположение корней квадратного уравнения в задачах с параметром.
На экране запись:f(x)=ax2+bx+c
–Какую информацию о графике функции можно получить, зная коэффициенты квадратного трёхчлена?
Дети отвечают:
–если а0, то ветви параболы направлены вверх, если а<0, то ветви параболы направлены вниз
– если а=0, то графиком будет являться не парабола, а прямая и соответствующее уравнение нужно решать как линейное;
–если D>0, то парабола пересекает ось абсцисс в 2-х точках
–если D<0, то парабола не пересекает ось абсцисс
–абсцисса параболы равна
Эти свойства используются нами при решении задач о расположении корней квадратного уравнения относительно заданных точек.
Задача: При каких значениях параметра а оба корня уравнения x2–ax+7=0 меньше 7.
Учитель: Попробуйте схематически изобразить параболу записать необходимые условия соответствующие этому расположению параболы. Учащиеся пытаются составить соответствующую систему неравенств и схематически изобразить график.
Проверка с помощью проектора y
7 x
Решаем соответствующую систему неравенств. Учащиеся самостоятельно находят решение системы неравенств. Сверяют ответы.
Ответ: При а оба корня уравнения меньше 7.
Учитель: Решим ещё одну подобную задачу:
Задача: При каких значениях параметра а число 7 находится между корнями уравнения x2–ax+7=0 ?
Учитель: Попробуем схематически изобразить график и составить соответствующую систему неравенств.
Проверка с помощью проектора: y
7 x
Находим решение системы неравенств.
Ответ: При а 8 число 7 находится между корнями уравнения.
- Итог урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы разобрали основные приёмы решения линейных и квадратных уравнений и неравенств, содержащих параметр, научились использовать теорему Виета при решении задач с параметрами, научились получать геометрическую интерпретацию задачи с параметром, составлять подходящую систему неравенств. Для решения данной задачи.
- Домашнее задание.
Домашнее задание состоит из 3-х разделов, различного уровня сложности.
1 раздел | 2 раздел | 3 раздел |
Линейные уравнения и неравенства | ||
3.Решить неравенство ax1– x для различных значений a. |
3.Решить неравенство 2a(а–2)x а–2 различных значений a. | 1.При каком значении а система уравнений не имеет решений? 2. При каком значении а система уравнений имеет бесконечно много решении? |
Квадратные уравнения и неравенства. Применение теоремы Виета. | ||
1.При каком значении параметра а уравнение ax2+2ax+1=0 имеет 2 корня? 2.При каком значении а неравенство x2–3ax+4 0 имеет бесконечно много решений? 3. Найти все значения а при которых сумма корней уравнения 2x2+ax+1=0 положительна? | 1.При каком значении а неравенство аx2–4ax–3 0 выполняется при любых значениях х? 2. При каком значении параметра а уравнение ax2+(2a+3) x+а–1=0 не имеет корней? 3. Найти все значения а при которых отношение корней уравнения x2+ p x+2=0 равно 2? | 1. При каком значении параметра а решение неравенства ax2+2ax+10 состоит из одной точки? 2. Найти все значения а при которых число 2разделяет корни уравнения аx2+x+1=0. 3.При каком значении а сумма + где–корни уравнения 4x2–11x+а2=0 принимает наибольшее значение? |
Учащиеся получают домашнее задание на карточках. Достаточно выполнить любые 6 заданий. При оценивании работы учитывается раздел уровня сложности, из которого были решены задачи.
Анализ усвоения материала учащимися.
Учащиеся проявляют интерес к предложенной теме, так как задачи с параметрами нечасто встречаются при изучении курса алгебры 7–9 классов. Решение задач с параметрами вызывает большие трудности, так как их изучение не является отдельной составляющей школьного курса математики. Трудности при изучении данного вида заданий связаны со следующими их особенностями: обилие формул и методов, используемых при решении уравнений и неравенств данного вида; возможность решения одного и того же уравнения, содержащего параметр различными методами.
Материал урока позволил обобщить и систематизировать задачи с параметрами, встречавшиеся ранее в курсе алгебры 7–9 классов. Были выработаны навыки решения простейших линейных и квадратных уравнений и неравенств, содержащих параметр. Учащиеся получили представление о разнообразии задач такого рода и разнообразии методов их решения, научились использовать при решении графические представления. Знакомясь условием задачи, научились применять теоретические разделы математики, необходимые для решения данной задачи.
Эти навыки безусловно будут полезны в первую очередь учащимся в рамках предпрофильной подготовки особенно тем, кто ориентирован на профиль обучения, связанный с математикой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уравнения и неравенства с параметрами
На протяжении последнего десятилетия на приемных экзаменах регулярно предлагаются так называемые задачи с параметрами: уранения, неравенства, системы уравнений и неравенств....
Решение уравнений и неравенств с параметрами
Методика решений уравнений и неравенств с параметрами. Можно использовать на факультативных занятиях и при подготовки к ЕГЭ (часть С)....
Урок по теме "Решение уравнений и неравенств с параметром"
9-й класс. Урок по теме "Решение уравнений и неравенств с параметром"Чехолкова Алла ВладимировнаЦель: Выработка навыка решения уравнений и неравенств с параметром различными способами. Разв...
Урок по теме: «Решение уравнений и неравенств с параметрами».Элективный курс.
Урок обобщения и повторения. Основная цель: Повторить и обобщить знания учащихся методов решения уравнений и неравенств с параметрами;закрепить умения применять знания при решении конкретн...
Конспект урока «Квадратные неравенства с параметром» (9 класс)
Тема урока «Квадратные неравенства с параметром» (9 класс)Цели урока:- обобщить материал по данной теме и применить его для выполнения заданий более высокого уровня сложности;- развивать память, мышле...
Урок алгебры «Ограниченность тригонометрических функций в уравнениях и неравенствах с параметром» 10 класс
Цели урока:-сформировать понятие об ограниченности синуса и косинуса как о свойстве, дающем возможность перехода к исследованию новой функции на отрезке;-актуализировать знания о методах решения задач...
Урок-семинар по теме "Решение уравнений и неравенств с параметрами", 11 класс
Представлена разработка урока-семинара по теме "Решение уравнений и неравенств с параметрами" , 11 класс, подготовка к ЕГЭ...