внеурочное мероприятие "Математическая кухня" диплом 3 степени на физико-математическом фестивале 2012г. Чувашия
методическая разработка (алгебра, 5 класс) по теме

внеурочное занятие по математике в 5 классе

 

Ход урока.

 

 

  1. Организационная часть:

Три ученицы, одетые в национальные костюмы, с караваем в руках встречают гостей: 

 1 уч. «Здравствуйте, гости дорогие!»

 2 уч. «Мы давно вас поджидали и урок не начинали»

 3 уч. «Хлеб Вам, да соль!»

  1. Постановка целей урока:

Учитель: «Дорогие гости и дети! Мы начинаем наш урок под названием «Математическая кухня». Ряпино - старинное , русское село. Долгие годы в нём совместно в мире и согласии проживают люди разных национальностей: русские, украинцы, мордва и чуваши.

Это занятие направлено на воспитание взаимопонимания, взаимоуважения, ответственности, доброжелательности, сдержанности, уступчивости, коммуникабельности, терпимости;

 на знакомство с русской ,чувашской и мордовской кухнями через решение различных математических задач.

Сегодня мы будем решать задачи, связанные с блюдами разных национальных кухонь. Мы с Вами живём в многонациональном государстве. Даже в нашем маленьком селе живут люди разных национальностей. И естественно, что кухни разных национальностей оказывают влияние друг на друга. В результате чего у них появилось много общих блюд .Но в то же время каждая нация сохранила свою оригинальность.

  1. Устная работа (актуализация знаний)

 

 3.1  готовим холодное блюдо салат «АЛИСА»  По ответам примеров читается название салата( рецепт приготовления салата взят из книги «Чувашская кухня» стр.13)

 

 

продукты

 

 Вес ( гр.)

 

 

С

 

И

 

А

 

Л

помидоры свежие

                 

 

20,2+20,7

 

40,27

4,09

 

 

40,9

 

4,027

яблоки

72,4-22,4

49,1

31,9

500

50

сметана

106:10

0,106

10,6

106

1,06

сахар

25*0,4

10

9,1

10,10

100

зелень

0,58:0,2

0,29

11,54

2,9

29

 

Ученики демонстрируют карточку с той буквой , под которой стоит правильный ответ и получаем слово «АЛИСА»  (презентация , слайд № 7)

 

 

3.2. салат готов, подали на стол, можно и угощаться; от этого салата мы положим:

1 ученику—3/12 части

2 уч.         __1/12 части

3 уч.         ---2/12 части

4 уч.      __ 3/12

какая часть салата осталась в салатнице?

 

3.3.  назовите координаты точек: А, В, С, Р, М :

(презентация , слайд № 8)

 

 

 

  1. Решение упражнений:

 

ПЕРВЫЕ БЛЮДА   (холодные )

4.1. учитель : исстари на Руси готовили холодный суп «ОКРОШКА» (рецепт взят из книги «Рассказы о русской кухне» стр. 62) :

1.мясо варёное              50,2г

2.язык варёный             40,5г

3.ветчина нежирная      60г

4.лук зелёный                60г

5.огурцы                         153г

6.яйцо                              20,5г

7.сахар                            9,8г

8.квас                              600.

Определите вес окрошки, получившейся из этих продуктов, Какую часть окрошки составляет квас, чего больше в окрошке: яиц или сахара и на сколько?

(презентация , слайд № 9)

 

ПЕРВЫЕ БЛЮДА   (горячие )

4.2.  учитель зачитывает способ приготовления блюда «КАКАЙ-ШУРПИ»из книги «Чувашская кухня» стр.47

Задача: для приготовления 1000г супа «какай-шурпи» необходимо 640г воды, мясных продуктов должно быть в 17 раз больше, чем пшена, сколько надо взять пшена, чтобы приготовить это блюдо?

 Список продуктов:

1.свиные ноги                 50,5г

2.рубец                             49,3

3сердце                            49,5г

4.печень                            20,7г

5.лёгкие                            150г

6.говядина                        20г

7.пшено                            20г

8.лук репчатый                200г

9.специи                            ___

После решения задачи ученики знакомятся с полным списком продуктов , необходимых для приготовления этого блюда (презентация , слайд № 10)

 

 

 ВТОРЫЕ БЛЮДА

4.3.  далее готовится следующее блюдо из мордовской национальной кухни

«Тувонь сывель максо марто» (печень, жаренная со свининой) из интернет- ресурса http://www.inftech.ru/, http://zubova-poliana.narod.ru/.

Задача: для приготовления этого блюда берут:

свинина………………………………….9 частей

печень……………………………………7 частей

лук репчатый…………………................ 4 части

жир……………………………………….1 часть

гарнир……………………………………30 частей

перец, соль……………………………….по вкусу

Сколько граммов мясных продуктов необходимо для приготовления 255 граммов блюда «Тувонь сывель максо марто» (печень, жаренная со свининой) ?

Ответ: Свинина – 45 г, печень – 35 г, лук репчатый – 20 г, жир – 5 г, гарнир – 150 г, перец, соль (презентация , слайд № 11)

Свинину и печень нарезают брусочками и, обжаривают до готовности. Репчатый лук очищают от шелухи, мелко шинкуют и слегка пассеруют. После этого мясные продукты заправляют пассерованным луком, солью и перцем. Подают с жареным луком.

 

 

4.4. в чувашской кухне есть мясное блюдо «ШИРТАН»( «Чувашская кухня» стр.83). в рецепте приготовления блюда говориться : «Выход готового продукта составляет 50% к массе сырья. Масса одного ширтана не более 2, 5 кг». Сколько сырья необходимо взять для приготовления одного ширтана? (презентация , слайд № 12)

 

4.5. Учитель: есть такая пословица «Щи да каша-пища наша».Каша есть в любой кухне. Нет такого человека, который бы никогда не пробовал каши. Каши бывают разные. Всё зависит от вида круп и добавок.

ученикам необходимо выполнить задание -сварить кашу, (раздаются индивидуально карточки с названиями каш и списком продуктов, необходимых для приготовления каши в кг ) (презентация , слайд №…)

 

     Виды каш:

Каша гречневая «пуховая»

Каша морковная и репная

Каша овсяная с говядиной

Каша овсяная

Каша пшённая

Каша тыквенная

Каша гречневая с творогом

Каша рассыпчатая с яйцом пшенная

Каша манная или  «Машина каша»

Каша рисовая

Каша с картофелем

 

Выполнив задание по карточке , ученики сообщают учителю номер карточки и ответ. По этим данным учитель определяет место каждой буквы. В результате чего на доске появляется слово « Гуръевская».

 

Р

 

у

 

ь

 

г

 

к

 

я

 

а

 

е

 

в

 

с

 

 

 

С

0,280

0,279

0,314

0,239

0,275

0,703

0,265

0,2526

0,330

0,310

 

 

1   2  3  4    5    6    7   8    9   10    -  № варианта

Г   у  р  ь    е     в    с   к     а    я    -  название   каши   

(презентация , слайд № 13и № 14)

 

 

 

 НАПИТКИ

 

4.6. учитель зачитывает рецепт приготовления русского  напитока «Кисель молочный»  (книга  «Рассказы о русской кухне» стр.38)

4.7. устный счет.

Учитель: чтобы узнать название следующего напитка, необходимо выполнить 4 задания (ответы этих задач являются координатами соответственно следующих точек  В, С, К, А.  витоге на доске читается слово  «КВАС»)

а) задание: Собственная скорость пловца равна 2,8км/ч, а скорость течения реки 1,9км/ч. Найдите скорость пловца против течения реки. (т.В(0,9))

б) найдите значение выражения 2х-х+2 при х=0,3  (т.С(2,3))

в) найдите среднее арифметическое чисел  0,5; 0,4; 1,5

    ( т.К(0,8))

Г) вычисли цепочку:0,125_*8_  +35_  :9_   -2,7_=

( т.А(1,3))   (презентация , слайд №15)

 

  1. Домашнее задание.

Учитель: «Худ обед ,коли хлеба нет».

1. Найдите всевозможные рецепты приготовления пасхального КУЛИЧА (занятие проходило накануне «Пасхи»);

2.Приготовьте буклет «Пиво- чувашский национальный напиток»;    

 

  1.  Подведение общих итогов.

 

 

Список использованной литературы

  1. книга  «Рассказы о русской кухне»
  2. книга «Чувашская  кухня»
  3. из интернет- ресурса http://www.inftech.ru/, http://zubova-poliana.narod.ru/.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеурочное занятие по математике в 5 классе «Математическая кухня» Журавлёва Тамара Валентиновна Чувашская Республика Порецкий район с. Ряпино МБОУ « Ряпинская ООШ»

Слайд 2

Это занятие направлено на воспитание взаимопонимания, взаимоуважения, ответственности, доброжелательности, сдержанности, уступчивости, коммуникабельности, терпимости; на знакомство с русской ,чувашской и мордовской кухнями через решение различных математических задач. Исходя из поставленных целей и задач, занятие проводится в нестандартной форме. Мероприятие поддержано авторской мультимедийной презентацией. Занятие рассчитано на 50-60 минут в условиях малокомплектной школы (при малом количестве учеников). Проводится в рамках предметной недели в конце учебного года. Реализует учитель математики 1 категории Журавлёва Т.В. Оборудование: компьютерный класс, мультимедиа.

Слайд 3

Это занятие решает следующие основные цели и задачи: 1 . Образовательные : отработка знаний и умений, приобретенных при изучении математики; усиление практической направленности обучения; применение знаний в изменённой ситуации; формирование навыков работы с информацией. 2. Развивающие: формирование умения осуществлять самоконтроль; рационально планировать работу; развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления; 3. Воспитательные: воспитание познавательного интереса к математике, умение применять знания на практике.

Слайд 4

Мотивация урока: стимулировать интерес к изучению математики. Приёмы: создание на занятии ситуации занимательности, удивление; создание ситуации успеха оперативный контроль над выполнением требований.

Слайд 5

Структура занятия Этапы урока Содержание Ориентировочное время (мин.) 1. Организационный момент 1 2. Постановка целей занятия 2 3. Устная работа (актуализация знаний) 10 4. Решение упражнений 29 5. Домашнее задание 1 6. Подведение общих итогов и дегустация 17

Слайд 6

Три ученицы, одетые в национальные костюмы, с караваем в руках встречают гостей: 1 уч . «Здравствуйте, гости дорогие!» 2 уч . «Мы давно вас поджидали и занятие не начинали» 3 уч . «Хлеб Вам, да соль!»

Слайд 7

холодное блюдо салат «АЛИСА» продукты Вес ( гр.) С И А Л помидоры свежие 20,2+20,7 40,27 4,09 40,9 4,027 яблоки 72,4-22,4 49,1 31,9 500 50 сметана 106:10 0,106 10,6 106 1,06 сахар 25*0,4 10 9,1 10,10 100 зелень 0,58:0,2 0,29 11,54 2,9 29

Слайд 8

найдите координаты точек, изображенных на координатном луче А(3), В(6) Р(1), М(4)

Слайд 9

холодный суп «ОКРОШКА» 1.мясо варёное 50,2г 2.язык варёный 40,5г 3.ветчина нежирная 60г 4.лук зелёный 60г 5.огурцы 153г 6.яйцо 20,5г 7.сахар 9,8г 8.квас 600. Определите вес окрошки, получившейся из этих продуктов, Какую часть окрошки составляет квас, чего больше в окрошке: яиц или сахара и на сколько?

Слайд 10

блюдо «КАКАЙ-ШУРПИ» Список продуктов 1.свиные ноги 50,5г 2.рубец 49,3 3сердце 49,5г 4.печень 20,7г 5.лёгкие 150г 6.говядина 20г 7.пшено 20г 8.лук репчатый 200г 9.специи ___ для приготовления 1000г супа « какай-шурпи » необходимо 640г воды, мясных продуктов должно быть в 17 раз больше, чем пшена, сколько надо взять пшена, чтобы приготовить это блюдо?

Слайд 11

« Тувонь сывель максо марто » (печень, жаренная со свининой) для приготовления этого блюда берут: свинина………………………………….9 частей печень……………………………………7 частей лук репчатый…………………................ 4 части жир……………………………………….1 часть гарнир……………………………………30 частей перец, соль……………………………….по вкусу Сколько граммов мясных продуктов необходимо для приготовления 255 граммов блюда

Слайд 12

Чувашское мясное блюдо «ШИРТАН» «Выход готового продукта составляет 50% к массе сырья. Масса одного ширтана не более 2, 5 кг». Сколько сырья необходимо взять для приготовления одного ширтана ?

Слайд 13

Отгадай название каши Виды каш Каша гречневая «пуховая» Каша морковная и репная Каша овсяная Каша пшённая Каша пшенная с творогом Каша тыквенная Каша тыквенная с рисом Каша гречневая с творогом Каша гречневая с говядиной Каша пшенная с черносливом Каша манная или «Машина каша» Каша рисовая Каша пшенная с тыквой Каша гороховая с картофелем Р у ь г к я а е в с 0,280 0,279 0,314 0,239 0,275 0,703 0,265 0,2526 0,330 0,310

Слайд 14

Г урьевская 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 г у р ь е в с к а я

Слайд 15

каша «Гурьевская»: Название каши связывают с именем министра финансов России Д.Гурьева, который будто бы изобрёл её в честь победы над Наполеоном. Однако более достоверной представляется другая история. Однако более достоверной представляется другая история. …Однажды графа Гурьева пригласил отобедать к себе в имение отставной майор Оренбургского драгунского полка Юрисовский . На десерт была подана очень красиво оформленная и прекрасная на вкус каша. Попробовав её, граф был настолько удивлён и растроган, что велел позвать в столовую повара и , когда тот явился, расцеловал его. Такой вкусной каши министр ещё никогда не ел, хотя слыл большим гурманом. Завязался торг, и вскоре граф купил крепостного повара и изобретателя каши Захара Кузьмина с семьёй. Кого только не угощал Гурьев удивительной кашей, и всегда она вызывала у гостей неподдельное восхищение.

Слайд 16

Молочный кисель Рецепт: В кастрюлю налить молоко, вскипятить и добавить сахар. Кукурузный либо картофельный крахмал развести в стакане холодного молока либо кипяченой воды, налить в кипящее молоко и, постоянно мешая, кипятить кисель в течение 5 минут на слабом огне. Для аромата в кисель, до тех пор пока он горячий, допустимо добавить ванилин либо снятую теркой цедру с лимона или апельсина и тщательно смешать. Разлить горячий кисель в чашки и дать остынуть.исель молочный

Слайд 17

П У Р Е (МЕДОВКА) Пуре было обрядовым напитком и обязательно входило в состав жертвенной пищи во время молянов. Священное пуре изготовляли из смеси меда, хмеля и ячменя.

Слайд 18

Прочитай название напитка

Слайд 19

Приятного аппетита


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физико-математический КВН. Внеклассное мероприятие по физике, математике, информатике 9-11 классы

На основе соревновательной игры активизировать эвристическую деятельность учащихся;  Развить познавательный интерес к учебному материалу, индивидуальные способности учащихся;   Поднять ...

Материал переводного экзмена по физике для 10 класса физико-математического профиля

Экзаменационный материал в форме тестов, который приближен к экзамену в  форме ЕГЭ...

Материал переводного экзмена по физике для 10 класса физико-математического профиля

Экзаменационный материал в форме тестов, который приближен к экзамену в  форме ЕГЭ...

Физико-математический проект учащихся "Физика и пища космонавта"

Этот проект является познавательным материалом для учащихся 5-9 классов. Проект неоднократно выставлялся на городских и окружных конкурсах и конференциях, завоевывал призовые места. Проект содержит пр...

методическая разработка физико-математической конференции на тему "Великие ученые в области физики и математики"

разработка внеклассного мероприятия по предмету для обучающихся 10-11 классов, студентов СПО...

Рабочая программа учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10 и 11 классах физико-математического профиля, 2014-2015уч.год

Данный материал содержит рабочую программу учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10-11 классах физико-математического профиля. Авторы учебника:Ю.М.Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фё...

Диплом лауреата 2 степени в IV хоровом фестивале "Любовь, Комсомол и Весна", посвященном 100-летию ВЛКСМ

Диплом лауреата 2 степени в IV хоровом фестивале "Любовь, Комсомол и Весна", посвященном 100-летию ВЛКСМ...