Формирование творческого мышления учащихся на уроках математики
статья по алгебре по теме

Балакирева Елена Викторовна

 

Что такое творчество? В 1959 году американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия творчества: “Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта”.

Ошибкой было бы начинать приобщать ученика к творчеству лишь после того, как он овладеет основами наук. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий, т.е. креативное мышление должно стать основой  интеллектуального.

 

Ребенок по своей природе существо весьма любознательное, полное стремления познавать все новое, неизвестное, неизведанное.

 

Я преподаю математику в классах среднего звена, где дети еще верят в сказку и с большим удовольствием сочиняют, рисуют – творят. Учитель математики, начиная работать с пятиклассниками, легко увлечет их своим предметом, если сумеет представить мир чисел как нечто сказочное, загадочное, манящее.

Свою работу  я нацелила на развитие творческого мышления детей через уроки математики.    

 А девизом  моей деятельности стали слова: ТВОРЧЕСТВО РАБОТАЕТ НА БУДУЩЕЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_tvorcheskogo_myshleniya_uchashchihsya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование творческого мышления учащихся»

«Искалечить     орган мышления     гораздо легче,     чем   любой другой     орган человеческого  тела,   а  излечить его очень трудно.  А   позже  — и совсем    невозможно.     И   один   из   самых «верных»   способов    уродования   мозга            и     интеллекта —       формальное заучивание   знаний.»

                            советский философ    Э. В. Ильенков

...Осенью молодым домашним уткам чуть-чуть подрезают крылья. Перелетать с места на место на короткие расстояния можно, а, скажем, улететь в теплые края - нельзя. Крылья у птиц обязательно отрастут, но станут короче, как хвост у ящерицы. И если обрезать крылья еще и еще раз, птицы никогда не смогут летать высоко и далеко.

Дети как птицы. У них тоже растут крылья. И если мы будем эти крылья  укорачивать, детям в большом полете будет трудно.

А можно помочь им вырастить крылья?

Можно и нужно.

Надо искать и находить такие  доступные средства и формы, которые побуждают учеников  к активной деятельности. Ведь как раз мы учителя математики имеем пожалуй преимущество перед другими учителями в возможности калечить мозг учеников, заставляя их заучивать математические истины без понимания и смысла.  Воспитывать вдумчивого, творчески мыслящего, заинтересованного в своем труде человека – одна из основных задач, стоящих перед школой.  Вот поэтому я для себя выбрала творчество

Что такое творчество? В 1959 году американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия творчества: “Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта”.

Ошибкой было бы начинать приобщать ученика к творчеству лишь после того, как он овладеет основами наук. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий, т.е. креативное мышление должно стать основой  интеллектуального.

 

Ребенок по своей природе существо весьма любознательное, полное стремления познавать все новое, неизвестное, неизведанное.

Я преподаю математику в классах среднего звена, где дети еще верят в сказку и с большим удовольствием сочиняют, рисуют – творят. Учитель математики, начиная работать с пятиклассниками, легко увлечет их своим предметом, если сумеет представить мир чисел как нечто сказочное, загадочное, манящее.

Свою работу  я нацелила на развитие творческого мышления детей через уроки математики.    

 А девизом  моей деятельности стали слова: ТВОРЧЕСТВО РАБОТАЕТ НА БУДУЩЕЕ

                    На практике творческое мышление, как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех  других познавательных     процессах:

                   восприятии,

                         внимании

                              воображении

                                        памяти

                                            речи.

 Творчество – есть умение найти нестандартный ход, прорыв за рамки стереотипности. Так вот с помощью различных игр, сочинений и сказок, применения дидактического материала, проведения нестандартных уроков учащиеся приобретают  знания, которые позволят «войти» на этот путь

                                                                   Д.Пойа

           Как научиться мыслить более творчески? В ответ на этот вопрос можно предложить целый ряд рекомендаций. Многие психологи советуют записывать все приходящие в голову идеи, как хорошие, так и плохие.

          И мы стали собирать все ученические работы.  Получилась целая копилка - красочно оформленная, с кроссвордами, загадками, поговорками, стихами…ее мы очень часто используем в нашей работе. Сейчас, конечно, можно купить книжки с готовыми  работами на разные учебные темы. Но, во-первых, ребятам интереснее работать с тем материалом, что сделан их же сверстниками. А во-вторых, и самим авторам работ будет приятнее сочинять, составлять эти работы, если они будут использоваться в живом деле. Тем более, что каждая работа подписана автором, а это добрая память.

                             

 1   СКАЗКИ

Сочинение сказок, действующими лицами которых становятся математические объекты – также один из способов развития творческого мышления учащихся. Поэтому я  предлагаю желающим придумать свою сказку. . Самостоятельно придуманная сказка с применением в сюжетной линии математических понятий позволяет прочнее и полнее запомнить эти понятия. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают и запоминают новое непроизвольно, что это новое входит в них естественно. Предлагая сочинить математическую сказку, ставится задача развития математического творчества, умения выражать свои мысли логично и последовательно. Прочитав сказки, сочиненные учениками, с удовлетворением можно отметить, что у детей развиваются умения наблюдать, сравнивать, обобщать.

Разумеется, придумывание математических сказок предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и владение грамотной русской речью, а так же уверенное владение математическими понятиями

           

   2  КРОССВОРДЫ

Образцы кроссвордов есть в каждом учебнике, а вот как самому составить его мы с ребятами постарались разобраться и научиться. Рассмотрели случаи простых кроссвордов, кроссворды с ключевым словом, с опорными картинками , сканворды, чайнворды. Все эти знания да в совокупности с детской фантазией превратились в прекрасно оформленные работы, кто-то дополнил их художественными иллюстрациями, кто-то математическими символами, т.е. опять на первый план встали работа воображения, восприятия, творческого мышления.

3  ПОЭЗИЯ (лирика)

«Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса»                  

           Ш.А. Амонашвили.

Не стоит забывать, что в каждом классе присутствуют не только «физики», но и «лирики». Стихотворения, частушки, стихотворные задачи и правила ассоциируются с уроками литературы, а у нас они присутствуют на уроках математики.  Ребята сочиняют стихотворения, которые могут быть использованы для облегчения запоминания некоторых формул, понятий. Поэтическая речь воздействует на воображение, мышление, память. Об эмоциональности нашей памяти свидетельствуют и психологи. По их мнению , то, что вызывает эмоции, запоминается и осмысливается лучше. Такая  работа  очень увлекательна, но она требует работы головы и души. Эта работа предполагает усилия не только со стороны ученика, но и учителя, который должен успевать за потребностями, возможностями и желаниями ребенка.

 4   ГЕОМЕТРИЯ ВОКРУГ НАС

С 7-го по 11-й класс в школе  изучается геометрия. Не секрет, что геометрия для некоторых из детей  входит в категорию “трудных” предметов. Это просто потому, что они не видят  практическую сторону геометрии. А геометрия и наша жизнь очень тесно между собой связаны. Все, что окружает нас в жизни, в той или иной степени связано с понятием или с законом из геометрии. Окружающая  нас  природа  и предметы  быта  имеют  различную  форму, и  часто  эта форма  напоминает  геометрические  фигуры. Поэтому с малых лет изучаем простые геометрические фигуры, находим им применение, например построение многоэтажных зданий.

    5  ЗАГАДКИ         ПОСЛОВИЦЫ

(Загадка - это замысловатый вопрос, который требует ответа. Эти вопросы выражены в краткой и занимательной форме, чаще всего в виде стихотворения.)

 Детям очень  нравится отгадывать загадки, поэтому мы  решили  собирать загадки, связанные с числами и цифрами.    Загадка – испытание сообразительности. Слово «загадка» происходит от древнерусского глагола «гадати», то есть думать, рассуждать. Загадки помогают учиться

Еще оказывается очень много пословиц, поговорок,   считалок, связанных с математикой Найденные загадки и пословицы  тоже пошли в копилку.


6  ДИДАКТИЧЕСКИЙ   МАТЕРИАЛ

Требованиям современного процесса обучения и воспитания отвечает умелое применение на уроке дидактического материала. Если слово учителя подкреплено хорошо продуманным зрительным образом, если на помощь приходят разнообразные средства, то урок становится живым и интересным для каждого ученика. А если это еще и работы самих учеников , то это вдвойне плюс.   …Раздел  «Найди ошибку» , в нем собраны карточки ребят по определенным  темам, со специально допущенными ошибками, а другим ученикам предлагается их исправить. Модели буквенных и числовых выражений. Правила в картинках – оформление такой работы способствует развитию мышления, пространственного воображения, навыков, смекалки

   7  ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Несколько минут на уроке посвящаю решению нестандартных задач, т.е. задач, алгоритм которых был учащимся не известен., занимательных задач, задач-шуток. При этом я старалась подобрать задачи, вызывающие у учащихся интерес и желание их решать. А позже ребята стали сами находить такие задачи, задачи, направленные на развитие логики и сообразительности, интуиции, пространственного воображения – всего того, что обычно называется математическим мышлением. Тематика традиционна: это задачи на натуральные числа, дроби, проценты, движение, логические задачи и многое другое. Мы  объединил их  в серию логические задачи. Каждая задача оформлялась индивидуально. Дети подбирали рисунки, для того чтобы легче было осмыслить условие задачи, записывали саму задачу, и приводили решение этой задачи. На форзаце работы каждый автор оставил на память несколько строк о себе,

8    Компьютер

В современную жизнь все больше вторгается компьютеризация. Не обошла она и нас стороной. У многих ребят дома уже есть компьютеры  .  И им мы тоже нашли применение . Я предложила ребятам свои варианты учебных слайдов , им эта идея очень понравилась и некоторые сами попробовали свои силы в этом нелегком виде творчества. В нашу копилку  мы добавили компьютерный диск , на который записываем свои работы.

                     

Главным своим  результатом я считаю повышение интереса учащихся к урокам математики, мотивированность их в изучении данного предмета, высокое место рейтинга предмета, положительная оценка деятельности учителя учащимися, стабильный уровень качества обученности  

Радость творчества может явиться для учеников стимулом к дальнейшей  творческой деятельности.

     

       ТРИ ПУТИ

ВЕДУТ К

 ПОЗНАНИЮ:

ПУТЬ РАЗМЫШЛЕНИЯ – ЭТО ПУТЬ САМЫЙ БЛАГОРОДНЫЙ 

ПУТЬ

 ПОДРАЖАНИЯ

 – ЭТО ПУТЬ

САМЫЙ

 ЛЕГКИЙ

ПУТЬ

ОПЫТА

– ЭТО ПУТЬ

 САМЫЙ

 ГОРЬКИЙ .            (  КОНФУЦИЙ )

Я в своей работе  выбрала третий  путь, путь ошибок и разочарования, но это и путь радости и открытий, которые в конце концов приносят внутреннее удовлетворение.

 А главное – удовлетворение результатом  своей «продукции», которая у нас необычна: дети, ученики.  И если ученики повторяют нас – в умении жить в обществе, находить контакт с окружающими, в увлеченности своим делом, в способности постоянно учиться, искать – значит, не зря мы делаем свое дело



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как способ развития творческого мышления на уроках математики в 5-9 классах

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у  школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любо...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В данной теме будут рассмотрены следующие вопросы: понятия творчества, мышления, творческого мышления; охарактеризованы основные виды мышления, без развития которых невозможно формирование творческого...

Формирование логического мышления на уроках математики.

О формировании логического мышления  учащихся 5-ых классов на уроках математики. (Учебник: Математика-5, Автор- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. и Якир М.С....

Проблемное обучение как способ развития творческого мышления на уроках математики в 5х классах.

В работе "Проблемное обучение как способ развития творческого мышления на уроках математики в 5х классах" описывается значимость проблемного обучения в контексте ФГОС. Показаны этапы и функц...

Формирование культуры мышления на уроках математики.

Современным детям, каждые десять минут достающим из кармана сотовый телефон со встроенным калькулятором, трудно представить себе, что около четырех тысяч лет назад цари Ура и Ассирии слагали гимны о с...

Развитие познавательной активности и творческого мышления на уроках математики в профильных классах

В своей работе стараюсь использовать разнообразные приёмы, формы и методы, способствующие развитию познавательного интереса у учащихся. Наряду с традиционной подачей учебного материала я провожу:-твор...

Обобщение педагогического опыта работы по теме:" Развитие творческих способностей учащихсяна уроке математики"

Данный опыт обобщен на заседании  МО учителей математики, информатики и физики МБОУ СОШ № 1 а. Понежукая.Актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики. При помощи специальной с...