«Применение ИКТ на уроках математики. Из опыта работы.»
статья по алгебре по теме

Яковлева Лилия Геннадьевна

Цель учителя помочь учащимся

-научиться  познавать

-научиться  делать

-научиться жить вместе

-научиться жить в ладу с самим собой

Наше время, перенасыщенное  всевозможной и разнообразной информацией, предъявляет  особые  требования к образованию и, конечно, учителю.  Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, что немало важно, но мы должны научить детей  думать, анализировать, учить  отбирать необходимую  информацию. А это не возможно без применения на уроках информационно-коммуникационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Применение ИКТ на уроках математики.

Из опыта работы.»

 

Яковлева Л.Г.

Учитель математики

МБОУ СОШ №49

г.Новокузнецк

Технологии в обучении

Термин "технология" заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Применение технологий направленно на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.

Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:

1. Технология объяснительно-иллюстрированного обучения

суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений.

2. Технология личностно-ориентированного обучения

направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности.

3. Технология развивающего обучения

в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.

Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения. Так, например, группа личностно-ориентированных технологий включает технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний, технологию модульного обучения и т.д. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.

Наиболее известные или наиболее применяемые технологии описаны профессором И.В. Душиной.

Примеры:

Технология формирования приемов учебной работы. Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик чего-либо. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников и достаточно хорошо освоена в практике работы многих учителей. Начинающему учителю целесообразно обратить внимание прежде всего на эту технологию.

Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов - ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении писал еще Н.Н. Баранский, подчеркивая, что "схемы научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок." Схемы связей учителя используют постоянно.

Технология формирования учебной деятельности школьников. Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, плакате и т.п.), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов. Технология предполагает, что учитель создает систему учебных задач по курсу (разделу, теме), разрабатывает проекты своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельностью школьников.

Технология дифференцированного обучения. При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.

Очень близка и тесно связана с этой технологией

"технология учебно-игровой "деятельности. Учебная игра дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Типов игр много.

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода и организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. В темах различных естесвеннонаучных курсов немало проблем, вопросов для организации учебного спора.

Модульная технология. Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает четкие указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.

Технология проектной деятельности. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности. Проекты бывают различных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д.

Таким образом, применяя данные технологии в интегрированном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия.

Мультимедиа в обучении

Что такое мультимедиа? Обучающие возможности мультимедиа

1. Что такое мультимедиа?

Слово «мультимедиа» стало популярным с 90-х годов 20-го столетия.

Multimedia - (Англ.) многокомпонентная среда, позволяющая использовать текст, графику, видео и мультипликацию.

2. Обучающие возможности мультимедиа

Возросшая производительность компьютеров сделала возможным широкое применение технологий мультимедиа в обучении.

Широкий изобразительный ряд, активное включение образного мышления в образовательный процесс помогают обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. У учителя появляется возможность совмещать изложение теоретических сведений с показом демонстрационного материала.

Мультимедиа технологии обеспечивают такое представление информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими органами чувств параллельно, а не последовательно, как это делается при обычном обучении. При комбинированном воздействии на ученика через зрение и слух, и вовлечение его в активные действия доля усвоения учебного материала может составить 75 %.

Обучающие мультимедийные программы используются для фронтального, группового и индивидуального обучения в классе, а также для самостоятельной работы дома. Они предлагают для пользователя очень много вариантов индивидуальной настройки: учащийся, осваивая учебный материал, сам устанавливает скорость изучения, объем материала и степень его трудности.

Позитивные факторы, которые говорят в пользу такого способа получения знаний, следующие:

  1. Лучшее и более глубокое понимание изучаемого материала
  2. Мотивация обучаемого на контакт с новой областью знаний
  3. Экономия времени из-за значительного сокращения времени обучения
  4. Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и позднее легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения

Информационные технологии в обучении

1. Педагогические цели использования ИТ

Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. В отечественной общеобразовательной школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных предметов.

Информатизация существенно повлияла на процесс приобретения знаний. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.

Информационная технология обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого является компьютерная техника и программные средства.

В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, участвующие в передаче учебной информации: технические средства, к ним относится компьютерная техника и средства связи, и программные средства (ПС), которые могут быть различного назначения. Для разработки уроков с компьютерной поддержкой учителю важно знать функциональные возможности и условия применения каждого из вышеназванных компонентов. Как технические, так и программные средства вносят свою специфику и оказывают определенное влияние на учебный процесс.

Ответим вначале на вопрос, для чего же используется компьютерная техника на уроках и какие методические задачи можно решить с использованием средств ИТ?

  1. Педагогические цели использования ИТ заключаются в следующем.

1. Развитие личности

  1. мышление
  2. эстетическое воспитание
  3. развитие умений экспериментально-исследовательской деятельности
  4. формирование информационной культуры

2. Выполнение социального заказа

  1. общая информационная подготовка пользователя (так называемая «компьютерная грамотность»)
  2. подготовка специалиста в определенной области

3. Интенсификация учебно-воспитательного процесса

  1. повышение эффективности и качества обучения
  2. обеспечение мотивов познавательной деятельности
  3. углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки
  1. Методические возможности средств ИТ
  1. Визуализация знаний
  2. Индивидуализация, дифференциация обучения
  3. Возможность проследить процесс развития объекта, построение чертежа, последовательность выполнения операций (компьютерные демонстрации)
  4. Моделирование объектов, процессов и явлений
  5. Создание и использование информационных баз данных
  6. Доступ к большому объему информации, представленному в занимательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа
  7. Формирование умений обрабатывать информацию при работе с компьютерными каталогами и справочниками
  8. Осуществление самоконтроля
  9. Осуществление тренировки и самоподготовки
  10. Усиление мотивации обучения (игры, средства мультимедиа)
  11. Формирование умений принимать оптимальное решение в сложной ситуации
  12. Развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного)
  13. Формирование культуры учебной деятельности
  14. Формирование информационной культуры
  15. Высвобождение учебного времени
  1. Классификация педагогических программных средств

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Под программным средством учебного назначения понимается ПС, в котором отражается некоторая предметная область, где в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие ПС, функционально поддерживающее различные виды учебного процесса, называются педагогическими программными средствами (ППС).

По методическому назначению ППС могут быть:

  1. компьютерные учебники (уроки);
  2. программы-тренажеры (репетиторы);
  3. контролирующие (тестовые оболочки);
  4. информационно-справочные (энциклопедии);
  5. имитационные;
  6. моделирующие;
  7. демонстрационные (слайд-или видео-фильмы);
  8. учебно-игровые;
  9. досуговые (компьютерные игры: аркадные, квесты, стратегии, ролевые, логические, спортивные и др. типы).

Информационная культура


1. Информационная культура

Говоря об информационных технологиях, следует учитывать не только технический и дидактический аспекты вопроса, но и факторы, влияющие на развитие, становление и формирование личности, одним из важнейших компонентов этой проблемы следует выделить культуру человека в его взаимосвязи с информацией.

Культурный уровень современного человека наряду с другими сторонами может характеризоватьcя информационной культурой, основа которой формируется в школе.

По определению одного из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюка, "информационная культура - это информационная компонента человеческой культуры". 

Критериями информационной культуры можно считать:

  1. умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
  2. эффективно осуществлять поиск нужной информации;
  3. умение перерабатывать информацию и создавать новую;
  4. умение адекватно отбирать и оценивать информацию;
  5. наличие компьютерной грамотности.

На сегодня проблема формирования информационной культуры очень актуальна. В условиях информатизации образования и общества в целом у учителя появляется дополнительная педагогическая задача по формированию информационной культуры школьников.

Проектируя медиа-уроки, учителю следует в постановке триады педагогических задач выделять задачи по формированию у школьников вышеупомянутых компонентов информационной культуры.

2. Информационная культура учителя

Информационная культура учителя, рассматривается как часть его общей культуры, ее гуманистической и технологической составляющих, как упорядоченная совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности.

В условиях информатизации образования общий комплекс профессионально-важных качеств, необходимых для успешности профессиональной деятельности, дополняется специфическими качествами, которые характеризуют уровень информационной культуры педагога.

К ним относится следующее.

Стремление:

  1. интерес к современным способам информационного обмена и поиск все новых путей интенсификации образовательного процесса на информационной основе;
  2. потребность в постоянном обновлении знаний о возможностях применения информационных технологий в профессиональной и общекультурной среде;
  3. профессиональная мобильность и адаптивность в информационном обществе.

Личностные качества:

  1. активность (профессиональная мобильность);
  2. ответственность при работе с техническими средствами, сочетание личной свободы и ответственности за информационную безопасность общества и личности;
  3. согласованность в постановке и последовательном решении педагогических задач с использованием средств информационных технологий;
  4. уверенность в правильности принятия нестандартных решений.

Позиция

  1. отношение к информации, объектам и явлениям в быстроменяющейся информационной среде, критическое отношение к информационному потреблению;
  2. стиль педагогического общения и взаимодействия с людьми внутри информационной среды, самооценка и рефлексия на уровне информационных контактов;
  3. утверждение нравственности и толерантности в компьютерной коммуникации.

Заключение

      Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах школ  сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе географии, истории, литературы, языков, математики. Некоторые предметы, введенные как обязательные ещё совсем недавно, теперь упраздняются. Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют иных подходов в организации учебного процесса.

     Наше время перенасыщенное  всевозможной и разнообразной информацией предъявляет  особые  требования к образованию и, конечно, учителю.  Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, что не мало важно, но мы должны научить детей  думать, анализировать, учить  отбирать необходимую  информацию.

Хочется закончить доклад словами:

Цель учителя помочь учащимся

-научиться  познавать

-научиться  делать

-научиться жить вместе

-научиться жить в ладу с самим собой  

Литература:

Учебно-методические материалы для учителя

  1. Intel Обучение для будущего http://www.iteach.ru/
    Образовательная программа Intel "Teach to the Future" призвана помочь учителям средней школы глубже освоить новейшие информационные технологии, расширить их использование в повседневной работе с учащимися и при подготовке учебных материалов к урокам.
  2. Учёба www.ucheba.com 
    Образовательный портал “Учёба”. Информационный ресурс, ориентированный на тех, кто профессионально связан со сферой образования. Включает:
  3.  www.posobie.ru Содержит каталог учебного оборудования, перечень учебного оборудования РАО с комментариями, минимальный перечень учебного оборудования;
  4.  www.uroki.ru Содержит экзаменационные билеты, тематические планы, поурочные планы, также разделы: методическая копилка, информационные технологии в школе;
  5. Школьный мир http://school.holm.ru/ 
    Каталог ссылок общеобразовательных сайтов.
  6.  www.metodiki.ru Содержит разделы психологии, дошкольного воспитания, дополнительного образования, управления образованием, внеклассной работы.
  7. Федерация интернет-образования www.fio.ru 
    Портал, посвященный интернет-образованию в России.Цель ФИО является содействие развитию Интернет-образования в России. На сайте изложена концепция и направления работы по реализации проекта "Поколение.ru", целью которого является информатизация среднего образования. Размещены сведения о структуре Федерации, включающей Наблюдательный и Координационный советы, Директорат, а также о региональных центрах и партнерах, осуществляющих поддержку проекта. Представлена информация обо всех учебных программах, которые проводятся в рамках проекта "Поколение.ru". Сайт ФИО является также информационным центром, где можно узнать последние события, связанные с деятельностью Федерации, прочитать официальные пресс-релизы ФИО и материалы печатных и онлайновых периодических изданий, а также получить исчерпывающую ретроспективную информацию, обратившись к архиву событий. Посетители сайта могут также ознакомиться с проектами по образовательной тематике, которые поддерживает Федерация. Это педагогический энциклопедический словарь Словарь.ru; специализированные проекты, предназначенные для педагогов, родителей, школьников -Учитель.ru, Родитель.ru, Tинейджер.ru, Писатель.ru; проект "Общественный рейтинг образовательных электронных ресурсов для средней школы".
    Сетевое объединение методистов - проект Федерации Интернет Образования. Это раздел сайта Московского центра ФИО, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников.
  8. Сетевое объединение методистов http://som.fio.ru/ 
    В помощь Учителю. Представлены обширные материалы по различным предметам для учителя. На сайте размещаются различные материалы по курсам общеобразовательной школы: английскому языку, астрономии, биологии, географии, информатике, истории, литературе, математике, обществоведению, русскому языку, физике, химии и по предметам начальной школы — уроки, тесты, методические разработки, электронные учебники, словари, статьи. Сетевым объединением методистов проводятся конкурсы, на сайте публикуются условия участия и результаты конкурсов. Размещаются материалы по применению ИКТ в образовании и официальные документы.
  9. Журнал “Вопросы Интернет образования” http://vio.fio.ru/vio_site/default.htm
    Периодические издания по вопросам использования Интернет технологий в образовании.
  10. Учитель.ru  http://teacher.fio.ru 
    Сайт создан как профессиональная виртуальная площадка для педагогов. Работа сайта организована таким образом, что любой педагог (учитель, методист, ученый, директор школы, автор учебника ) может разместить на нем свою статью, методику, материалы, учебник, пособие или принять участие в профессиональных форумах на темы, которые их волнуют.
  11. Рейтинг электронных образовательных ресурсов http://rating.fio.ru/ 
    Содержит рейтинг электронных учебников разбитый по предметах.

Сайты периодических изданий

  1. Компьютер в школе http://www.osp.ru/school/
    Журнал посвящен вопросам использования компьютерных технологий в средних образовательных учреждениях. Журнал выпускался в 1998-2000 г.г. На сайте имеется архив со всеми выпусками.
  2. Первое сентября www.1september.ru
    Сайт издательского дома “Первое сентября”. Представлена электронная версия газеты “Первое сентября” с многочисленными приложениями (предметы: Английский язык, Биология, Математика и др.) Имеется полный архив выпусков. Газета появляется на сервере накануне выхода полиграфической версии.
  3. Учительская газета www.ug.ru
    Полная электронная версия старейшего издания для учителей. Содержит новости из области образования, ссылки на образовательные ресурсы и услуги, свежие номера и архив. 
    Еженедельное издание для преподавателей школ. Информация о школьной реформе, рассказы о педагогах-новаторах, материалы по проблемам образования и воспитания. Ссылки "всё образование в Интернете" (педагогические организации, пресса, учебные заведения).

Из опыта работы:

Применение  ИКТ на уроках математики:

  1. 4 класс (начальная школа):

Программа-тест Таблица умножения (вопросы по таблице умножения задаются в случайном порядке, на экран выводится результат: общее количество вопросов, количество верных ответов). Программа может быть использована на этапе устного счета, контроля знаний.

http://zormax.narod.ru/

  1. 5-6 класс: программа построения по координатам KOODRAW (Эта программа имеет два режима:
  1. нарисует на доске изображение по введенной Вами таблице, напечатает в цвете таблицу и рисунок;
  2. составит таблицу координат по нарисованному на доске изображению.) Применяется:
  1. курс Наглядная геометрия, тема: Рисуем по координатам
  2. 6 класс при изучении темы «Координатная плоскость»

В газете «Математика» печатают координаты различных рисунков, которые могут быть использованы на уроке, причем  можно подбирать индивидуальные задания для каждого ученика, с учетом его способностей.

Кроме этого задания такого вида могут использоваться в разных качествах:

Математический диктант, в результате выполнения которого у учеников на координатной плоскости должен получиться не сложный, но определённый рисунок.

Творческая лабораторная работа, где ученику или группе учеников предлагается самим составить рисунок по точкам и записать координаты точек.

Домашнее задание, в качестве которого могут быть даны индивидуальные задания каждому учащемуся.

9-11 классы: графическая программа Advanced Grapher (англ. движение графиков) http://alentum.com/agrapher/

Advanced Grapher v2.11 

Мощная и простая в использовании программа для построения графиков и их анализа. Поддерживает построение графиков функций вида Y(x), X(y), в полярных координатах, заданных параметрическими уравнениями, графиков таблиц, неявных функций (уравнений) и неравенств. До 100 графиков в одном окне. Вычислительные возможности: регрессионный анализ, нахождение нулей и экстремумов функций, точек пересечения графиков, нахождение производных, уравнений касательных и нормалей, численное интегрирование. Большое количество параметров графиков и координатной плоскости. Имеет возможности печати, сохранения и копирования графиков в виде рисунков, многодокументный настраиваемый интерфейс. Поддерживает русский интерфейс. Пользователи из России могут в некоммерческих целях использовать программу бесплатно

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках математики (из опыта работы Центра образования)

В Центрах образования учатся те, укого проблемы с поведением и почти в 100% случаев проблемы с обучением. Когда в 9 класс приходит ученик который не знает таблицу умножения, а в классе ещё 25 человек ...

Применение электронных образовательных ресурсов на уроках математики (Обобщение опыта работы)

В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образо...

Применение метапредметных технологий на уроках математики (из опыта работы по введению ФГОС на уровне основного общего образования).

В статье рассматриваются вопросы метапредметного подхода в изучении математики на уровне основного общего образования. Автор акцентирует внимание  на метапредметных технологиях, применяемых на ур...

Активизация познавательной деятельности учащихся путём применения межпредметных связей на уроках математики /из опыта работы/

Активизация познавательной деятельности учащихся путём применения межпредметных связей на уроках математики. Из опыта работы учителя математики первой квалификационной категории....

Применение документ - камеры на уроках математики( из опыта работы)

Как выглядит это компактное и очень многофункциональное устройство было показано в моей презентации. В этой статье я рассказываю,. какими основными  функциями и возможностями обладает этот  ...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики. Из опыта работы учителя математики.

Математика – один из основных предметов школы. Математика занимает от 10% до 15% в среднем учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья...