Личностно ориентированное обучение на уроках математики
статья по алгебре на тему
В данной статье рассматриваются цели личностно ориентированного обучения на уроках математики и дается обобщение опыта по данной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно ориентированное обучение на уроках математики
Дифференциация – это способ осуществления личностно ориентированного обучения
Личностно ориентированное обучение обычно связывают с гуманизацией образования, с индивидуализацией обучения, с осуществлением уровневой и профильной дифференциацией и даже с дистанционным обучением, делая особый акцент на эти педагогические понятия, иногда фактически подменяя одним из них общее понятие личностно ориентированного обучения.
Одним из важнейших требований предъявляемых человеком к любой деятельности, в частности учебной, является создание психологического комфорта для его занятий этой деятельностью. Включающего и понимание ее цели и значимости этой цели лично для него, и ощущение реальной достижимости цели именно для него, и желание получить адекватную его достижения оценку результатов его деятельности со стороны учителя, со стороны товарищей и это не менее важно.
В плане создания такого комфорта математика находится, особенно в старших классах, в особенно трудном положении в сравнении с остальными школьными предметами. Наряду с субъективными трудностями предмета, требующими для их преодоления высокого уровня интеллектуального развития, в частности фактически совершенного владения языком и логикой, в старших классах, ученики которых зачастую уже имеют более или менее устойчивые интересы, далеко не всегда совпадающие с математикой или смежными, близкими предметами, приходится бороться с общим негативным отношением к математике как к совокупности утверждений, формул и приемов, которые надо запомнить «скинуть» на экзамене и потом немедленно «забыть», поскольку для дальнейшей жизни это никому не нужно, за исключением профессионалов.
И в создании такого отношения к математике у учащихся способствует обычное, традиционное обучение математике, в котором главная и, по существу единственная цель – освоение стандарта и сдача соответствующего экзамена, цель понятная ученику как индивидууму, принимается им по необходимости.
Целью личностно- ориентированного обучения является развитие личности ученика, стремление к переходу к саморазвитию, самопознанию, к выбору индивидуальной траектории обучения. Формирование интереса к собственному я, кто я на самом деле, могу ли я, если захочу, быть успешным, но не хуже других в математике. То есть, познание себя как субъекта математической учебной деятельности, самостоятельный выбор учебных целей, задач и форм учебной работы, проявление своего творческого потенциала в учебных заданиях и учебных ситуациях.
При личностно ориентированном обучении ученик становится подлинным центром образовательного процесса.
Одна из важнейших составляющих психологического комфорта в математической деятельности – это постоянное ощущение радости от преодоления трудностей. Ученик как личность просто должен «скучать» от рутины, воспринимая ее лишь как необходимый шаг к более интересному, к трудностям, преодоление которых и доставляет подлинную радость, повышает самооценку ученика его оценку со стороны окружающих.
Разумеется, такое положение вещей – лишь идеал, к которому следует стремиться, т.к. для многих учащихся сама рутина представляет трудности, но главное для саморазвития – это стремление сделать сегодня больше, чем вчера, а завтра больше, чем сегодня. В этом и состоит критерий эффективности обучения – каждая личность имеет свои интересы свои способности, и ориентация обучения на личность ученика предопределяет уровень знаний, умений, навыков и «компетентностей», необходимых ученику. Согласование стандартов и интересов учеников возможно при личностно ориентированном обучении – когда даже рутина может быть превращена учителем в творчество. Когда даже сама атмосфера урока, его содержательная и методическая наполненность не только вооружают учащихся конкретными знаниями и умениями, но и вызывают интерес у учащихся искренний интерес, подлинную уверенность, формирует их творческое сознание.
Учитель на личностно ориентированном учении не формирует личность, а создает условия для ценностных проявлений внутреннего мира ребенка, он не ведет, а идет рядом, сотрудничает с ребенком, переживает его проблемы, вслушивается в него и принимает его таким, каким он пришел.
Учитель воздерживается от нравственных оценок личности, он дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины. Здесь важно все: голос, мимика, манеры поведения, позиция учителя по отношению к ученикам, умение не создавать изменение психологической напряженности.
Умение ставить вопросы, побуждающие детей мыслить и использовать знания в новой ситуации – одно из проявлений мастерства учителя. Ответы ребят выслушиваются, а ответы предполагают и не слишком рациональные решения, и прямые ошибки. Учитель, выслушивая их, не выносит оценочных суждений, но в процессе общих обсуждений создает установку на готовность отвечать, не боясь ошибиться, не стесняясь своего, пусть не совсем удачного, решения задачи.
Таким образом, я стараюсь организовать работу учащихся, исходя из принципов личностно ориентированного обучения:
- ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;
- ребенок учится от другого ученика, так же как и от учителя на уроке;
- ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют;
- ребенок успешен в учении, когда его родители активно участвуют в школьной жизни;
- ребенок успешен в учении, когда он здоров.
В процессе работы я определила для себя следующий «алгоритм» личностно ориентированного урока. И хочу с вами поделиться, и уверена что это вам поможет в работе.
Чтобы из традиционного урока стал личностно ориентированным нужно помнить о следующих аспектах:
- Учащийся должен иметь возможность быстрой перегруппировки рабочих мест.
- Использовать технику снятия напряженности; корректировать план урока с учетом конкретной учебной ситуации.
- Должен использовать оптимальные формы введения в новый материал, опирающийся на личный опыт действия, мышления, ощущения;
- блочная подача - погружения;
- организация самостоятельной работы по опорным и справочным материалом;
- введение нового материала через создание проблемной ситуации;
- Урок должен включать в себя различные формы работы и способы получения и усвоения знаний должны присутствовать элементы взаимо -и самообучения; само -и взаимоконтроля.
- Этапы работы учащихся над учебной задачей (проблемой) могут варьироваться с учетом учебной ситуации;
- самостоятельная работа с литературой;
- изучение материала внутри группы с использованием внутригруппового контроля (парного или с помощью сильных учеников);
- самоконтроль с помощью тестов и др.
- способ усвоения знаний – каждая группа по желанию;
- акцентировать внимание на способах работы с материалом (закрепляется и отрабатывается техника познавательной деятельности).
- Должно иметь место быстрое реагирования на непонимание и ошибку («скорая помощь» учителя, опоры – подсказки, взаимоконсультации учащихся).
- Дети должны иметь возможность обмениваться информацией; должна присутствовать свобода передвижения в классе во время проработки темы.
- Учитель должен стимулировать само - и взаимооценку.
- Учащиеся должны иметь возможность оценивать урок, выбрать те моменты и формы, которые им понравились для дальнейшей работы.
- Урок должен способствовать сохранению психического и соматического здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/06/picture-95509.png)
Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий
В статье рассказывается об олыте работы по теме самообразования: "Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/23/picture-168139-1356253738.jpg)
Личностно - ориентированное обучение на уроках математики.
На своих уроках я применяю элементы современных образовательных технологий: здоровьесберегающие приемы, личностно-ориентированный подход, игоровые технологии, комбинирую несколько образовательны...
Личностно ориентированное обучение на уроках математики
Школа не может развиваться "из себя", она испытывает на себе все глобальные и локальные изменения в социуме. И это прочно связано с дифференцированным обучением....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-185367-1358834623.jpg)
Технология личностно ориентированного обучения на уроках математики
Технология личностно ориентированного обучения на уроках математики...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-185367-1358834623.jpg)
Технология личностно ориентированного обучения на уроках математики
Технология личностно ориентированного обучения на уроках математики...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/01/picture-228347-1364828740.jpg)
Инновационный проект «Личностно – ориентированное обучение на уроках математики»
Инновационный проект «Личностно – ориентированное обучение на уроках математики».Живодерова Н.В., учитель математики, МСОШ № 30, г. НижневартовскАдресация проекта:проект может быть использ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/20/picture-276603-1387558099.jpg)
Авторская работа по теме:"Личностно-ориентированное обучение на уроках математики"
В данной работе раскрыт основной замысел личностно-ориентированного урока, где раскрывается индивидуальный опыт ученика, накопленный им не только под влиянием специально организованного обучения, но и...