«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ ИКТ»
статья по алгебре по теме

Закирова Ильсеяр Салихзяновна

 

 

В условиях современного  развития школы возникает острая необходимость  преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему, результатом которой будет  воспитание грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе. активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

 По требованиям ФГОС нового поколения, выпускник современной школы должен уметь учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, быть способен применять полученные знания на практике.

Естественной в учебно-воспитательном процессе становится установка на самостоятельное получение знания обучаемыми, на их самообразование и на самопознание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zakirova_na_sayt.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ  НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

С ПОМОЩЬЮ  ИКТ»

В условиях современного  развития школы возникает острая необходимость  преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему, результатом которой будет  воспитание грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе. активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

 По требованиям ФГОС нового поколения, выпускник современной школы должен уметь учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, быть способен применять полученные знания на практике.

Естественной в учебно-воспитательном процессе становится установка на самостоятельное получение знания обучаемыми, на их самообразование и на самопознание.

Сегодня одной из приоритетных направлений программы развития образования является его информатизация.

Реалии современного образования и, в частности, предмета математики, таковы, что объём информации, который необходимо освоить учащемуся,  возрастает с каждым учебным годом. Причём особенности преподавания предмета таковы (несмотря на концентрический характер структуры предмета), что практически каждый урок несет в себе новый объём информации, который ученик должен освоить (т.е. понять и принять). Времени, достаточного на осмысление и закрепление, практически не остается. Возникает проблема информационной адаптации человека в обществе. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает колоссальные трудности и теряет интерес как к процессу учения и обучения, так и к самому предмету.

Поэтому перед учителем в настоящее время встает проблема научить ребёнка различным способам познавательной деятельности, умению осваивать новые знания в любых формах и видах. Все это необходимо для того,  чтобы ученик мог быстро, а главное, качественно обрабатывать получаемую им информацию, применять её на практике при решении различных видов задач, почувствовать личную ответственность и причастность к процессу учения, готовить себя к дальнейшей практической работе и продолжению образования.

Преподавание математики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий.

Компьютер - самое мощное и самое эффективное из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагал учитель.

Использование информационных технологий повышает эффективность процесса обучения, экономит учебное время, позволяет работать обучающемуся в таком темпе, при котором он лучше усваивает учебный материал, то есть позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении, создает комфортную среду обучения. С помощью компьютера так же создается прекрасная наглядность. При этом учитель  имеет полную и объективную информацию о ходе процесса усвоения знаний в ходе занятий.

Информационные технологии – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в преподавание математики элемент новизны, повысить эффективность её преподавания, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить преподавателю задачу подготовки к занятиям.

Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков обучающихся. Проведение учебных занятий с использованием информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание обучающихся, заставляет их по-другому оценивать предлагаемую информацию.

Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Это усиливает мотивацию обучающихся к учебе, способствует эффективности преподавания математики.

Применение ИКТ в преподавании математики позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к изучению математики – неуспех.

ИКТ помогают учителю повысить эффективность передачи знаний, активно вовлекать учащихся в учебный процесс, повысить результативность обучении, а также, учесть особенности учащихся. Это дает толчок к развитию навыков самообучения, работы с источником информации, что является необходимым условием для дальнейшего интеллектуального роста учащихся.

Повысить эффективность ИКТ на уроках может применение интерактивной доски.

В отличие от обычного мультимедийного проектора, интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их.

По экрану интерактивной доски можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка позволяют экономить время на уроке: не нужно тратить время на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, выполнять решения заданий ГИА и ЕГЭ  прямо на рисунках из электронных пособий. При этом пропадает необходимость приобретать учащимся и учителю пособия по подготовке к экзаменам- электронные версии бесчисленных пособий можно легко найти в интернете.

Но на практике, к сожалению, до сих пор для многих учителей  главными, а порой и единственными орудиями труда остаются мел и доска, а имеющееся  оборудование: мультимедийные  проекторы и интерактивные доски, используют разве что во время открытых уроков. Об  эффективности применения ИКТ на уроках математики говорится часто и много, а в действительности, большинство учителей до сих пор остаются приверженцами «классических» средств обучения.

Применение информационных технологий в образовательной сфере позволяет эффективно решать многие труднореализуемые в рамках традиционной педагогики дидактические задачи. К ним, в первую очередь,  следует отнести обеспечение творческой, самостоятельной работы учащихся над учебным материалом в интерактивном, диалоговом режиме, возможность реализации дифференцированного и индивидуального подхода к обучаемым, обучение в зоне «Ближайшего развития», высокую информативность, высокоуровневую помощь и консультирование, что позволяет решить  чрезвычайно важную задачу современной образовательной системы – максимизации познавательной активности обучаемых, обучение через «делание», самообучение. Кроме того, эта технология дает возможность поставить обучающегося на позицию исследователя, предоставляет ему мощный аппарат, инструментарий моделирования, анализа и синтеза как учебной, так и опытной, экспериментальной информации и результатов учебной деятельности. Это одна из немногих технологий, которая  сама по себе или в оптимальном сочетании с другими технологиями, ускоряет дидактический процесс, способствует достижению гарантированного конечного результата обучения, построению индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся в зависимости от их способностей, склонностей, познавательных интересов, мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности на уроках математики

Ни один школьный предмет не имеет столько возможностей в воспитании мыслящей личности, сколько математика, но для достижения поставленной цели необходимо приобщение учащихся к приобретению знаний. Но ...

Развитие творческой активности на уроках изобразительного искуства

Развитие познавательной активности на уроках изобразительного искусства. Типы уроков. достижения учащихся...

Развитие творческой активности на уроках английского языка через коммуникативно - компетентностный подход в обучении в условиях введения ФГОС нового поколения

Коммуникативная компетентность – это сумма знаний, умений, навыков и других характеристик, позволяющих человеку осуществлять деятельность, связанную с использованием языка. Эффективность обучения инос...

Из опыта работы «Развитие творческой активности на уроках технологии в процессе проектной деятельности».

Проектное обучение я рассматриваю, как средство активизации творческой и  познавательной деятельности учащихся, а также как  средство повышения качества образовательного процесса. Любая прое...

Статья "Развитие творческой активности в дополнительном образовании средствами «Творческой киностудии». Из опыта работы", 2016

Из опыта работы объединения "Творческая киностудия" (МБУ ДО "РЦТДиМ "Спектр") - основы мультипликации Статья «Развитие творческой активности в дополнительном образовании средствами «Творческой ки...

"Развитие творческой активности на уроках иностранного языка"

Статья. Как заинтересовать учащихся изучением предмета....