Использование опорных задач и алгоритмов при подготовке к ЕГЭ обучающихся с низкими учебными возможностями.
методическая разработка (алгебра, 11 класс) по теме

Подготвка к ЕГЭ по математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                              О.М. Карпова

БОУ г.Омска «Открытая(сменная)

 общеобразовательная школа №13»

Использование опорных задач и алгоритмов при подготовке к ЕГЭ обучающихся с низкими учебными возможностями.

Подготовка к школьным выпускным экзаменам – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно построен этот процесс зависит наш результат.

 В чем заключается подготовка к тестированию ЕГЭ по математике и как эффективнее его провести?

Я работаю в вечерней школе, и не для кого не секрет, что большая часть наших обучающихся с очень серьезными пробелами в знаниях, низким темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала.

         Поэтому, необходимо решать    сложную педагогическую задачу:  усвоение всеми обучающимися базового уровня по материалу курса математики. В этих условиях ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке более слабых обучающихся. Они находятся в дискомфортном положении не справляющихся с учебой. Выход из этой ситуации: в осуществлении дифференцированного подхода.

         Выделение элементарного уровня овладения математическими умениями позволяет формировать умения применять известные способы и приемы решения задач в усложненных и новых ситуациях, а также поднимать уровень, соответствующий повышенным оценкам, естественным образом.

 С чего начинать? В начале каждого учебного года провожу входные мониторинговые контрольные работы для выявления остаточных знаний обучающихся. Исходя из результатов, строю свою дальнейшую работу по устранению пробелов знаний обучающихся.                                                        

Обучающиеся  еще в 10 классе заводят папку для подготовки к ЕГЭ.

Структура этой папки такова:

 - первый файл содержит результаты входного мониторинга и выявленные пробелы знаний;

 -второй файл содержит индивидуальный план работы над выявленными пробелами в знаниях.

Например, если у обучающегося выявлены пробелы в теме:  «Логарифмическая  функция».

Составляем план работы по этой теме:

 -повторить определение логарифма;

 -при помощи подборки для устного счета, отработать нахождение логарифмов;

 -повторить свойства логарифмов;

 -решить подборку задач на применение этих свойств (В7);

 -повторить алгоритм решения логарифмических уравнений;

 -решение логарифмических уравнений (В3);

 повторить алгоритм решения логарифмических неравенств;

 -решение логарифмических неравенств (В3, С3).

 

-третий файл содержит Демо-версию теста ЕГЭ по математике.

  Знакомя обучающихся с Демо-версией теста ЕГЭ по математике, обращаю внимание на структуру теста, на то, что обучающиеся должны «видеть» тест. Для этого, учу работать по плану, который имеется в папке у каждого обучающегося.

  План работы с тестом:

 -отбираем те задания которые легко могут решить;

 -считаем, сколько таких заданий( помня о минимальном проходном балле);

 -определяем, еще несколько заданий, алгоритм решения которых известны обучающимся, чем больше таких заданий, тем лучше;

 -решаем отобранные задания,

 советую, для экономии времени пропускать задание, которое не удается выполнить сразу, и переходить к следующему. К выполнению пропущенных заданий можно вернуться, если останется время.

 -четвертый файл содержит материалы для устного счета.

   Здесь находится материал позволяющий отрабатывать вычислительные навыки обучающихся: арифметические действия над положительными и отрицательными числами, возведение в степень, совместные действия над обыкновенными и десятичными дробями, перевод обыкновенных дробей в десятичные и наоборот.

 Этот файл пополняется в процессе изучения новых тем, а также выявления пробелов знаний обучающихся.

   Далее папка разбита на блоки от В1-В14.Каждый блок содержит подборку базовых задач, а также алгоритмы и образцы выполнения заданий.

 На уроках и элективных курсах разбираем задачи по отдельным блокам и все решения обучающиеся вкладывают в соответствующий раздел, чтобы при необходимости вернуться к решению той или иной задачи и вспомнить ход ее решения.

  Особое внимание обращаю на алгоритмы решения задач. Даю их на уроках-лекциях, а в дальнейшем отрабатываем их на практических занятиях, используя различные формы работы - фронтальный, групповой, в парах, индивидуальный.

  В целях контроля, за усвоением алгоритма, очень часто провожу самостоятельные работы, цель которых – не выставление оценок, а выявление тех обучающихся, которые не понимают, как решается та или иная задача. Этим обучающимся оказывается помощь: объясняю еще раз или один из обучающихся (консультант) оказывает помощь в объяснении решения задачи.

   При организации работы, часть обучающихся получают задания, направленные на достижение обязательных результатов обучения, причем, некоторые имеют перед собой образец выполнения задания, а другие только алгоритм решения, более сильные обучающиеся получают задания на продвинутом уровне. Оценивая - не спешу выставлять оценки в журнал, всегда даю возможность получить более высокую отметку, для этого обучающийся должен сделать работу над ошибками самостоятельно или с моей помощью, а затем решить аналогичное задание на уроке. Главное, что со временем обучающиеся перестают бояться  «двоек», задают вопросы, справляются с задачами обязательного уровня. Обстановка на уроке становится доброжелательной, спокойной.

  Обучение алгоритмам дает возможность достичь обязательного уровня обучения наиболее слабыми обучающимися. Система алгоритмов – позволяет в определенной мере автоматизировать учебный процесс на этапе формирования навыков в решении типовых задач и создает широкие возможности активной самостоятельной работе обучающихся.

  Завершают папку, задания второй части: С1 – С6.

  К решению  заданий второй части приступает очень  маленький процент  обучающихся. Это объясняется нашим контингентом,  и то, что эти задания необходимо решать  обобщая весь спектр своих знаний по математике, которых порой не хватает. Тем не менее находятся обучающиеся, которые справляются с заданиями С1 и С3.

   Такая рабочая папка позволяет систематизировать:

 - правила и формулы;

 - упражнения и задачи.

   В конце первого и второго полугодия выполняются рубежные и итоговые контрольные работы, которые  анализируются и исходя из результатов, проводится корректировка индивидуальных планов каждого обучающегося.

  Для того, чтобы увидеть уровень подготовленности к сдаче экзамена, в  выпускных классах, ежегодно дважды в год проводим пробное ЕГЭ в декабре и в апреле. Технология проведения пробного ЕГЭ максимально приближена к условиям проведения экзамена. Результаты тестового контроля дают достоверную информацию об объеме усвоенного материала. Сравнимость результатов тестирования, систематическая работа с « запавшими» вопросами способствует росту качества знаний обучающихся по математике.

  Размышляя о результатах, обучающиеся уже сегодня могут прогнозировать свое будущее, свои шансы на получение аттестата и дальнейшее обучение.

 

     


В конце первого и второго полугодия  выполняются рубежные и итоговые контрольные работы, которые анализируются и исходя из результатов, проводится корректировка индивидуальных планов каждого обучающегося.

Например, если у обучающегося выявлены пробелы в теме:                              « Логарифмическая функция»

Составляем план работы по этой теме:

-повторить определение логарифма;

-при помощи подборки для устного счета, отработать нахождение логарифмов;

-повторить свойства логарифмов;

-решить подборку задач на применение этих свойств (В7);

-повторить алгоритм  решение логарифмических уравнений;

-решение логарифмических уравнений (В3);

-повторить решение логарифмических неравенств;

-решение логарифмических неравенств (В3, С3).

 Папка позволяет:

-систематизировать правила и формулы;

-систематизировать упражнения и задачи.

На уроках и элективных курсах разбираем задачи по отдельным блокам и все решения обучающиеся вкладывают в соответствующий раздел, чтобы при необходимости вернуться к решению той или иной задачи и  вспомнить ход ее решения.

Особое внимание обращаю на алгоритмы решения задач. Даю их на уроках-лекциях, а в дальнейшем отрабатываем их на практических занятиях, используя различные формы работы - фронтальный, групповой, в парах, индивидуальный.

 В целях контроля за усвоением алгоритма, очень часто провожу самостоятельные работы, цель которых - не выставление оценок, а выявление тех обучающихся, которые не понимают как решается та или иная задача. Этим обучающимся оказывается помощь: объясняю еще раз или один из обучающихся (консультант) оказывает помощь в объяснении решения задачи.

         При организации работы, часть обучающихся получают задания, направленные на достижение обязательных результатов обучения, причем, некоторые имеют перед собой образец выполнения задания, а другие только алгоритм решения, более сильные обучающиеся получают задания на продвинутом уровне. Оценивая – не спешу  выставлять оценки в журнал, всегда даю возможность получить более высокую отметку, для этого обучающийся должен сделать работу над ошибками самостоятельно или с моей помощью, а затем решить аналогичное задание на уроке. Главное, что со временем обучающиеся перестают бояться  «двоек»,задают вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ГИА учащихся с низкими учебными возможностями.

В этой работе делюсь опытом работы по подготовке к ГИА учащихся с низкими учебными возможностями....

Мастер- класс с учащимися, имеющими низкую мотивацию и низкие учебные возможности в условиях вечерней школы

мастер- класс  показан на основе буклета с учащимися, имеющими низкую мотивацию и низкие учебные возможности в условиях вечерней школы. ...

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося с низкими учебными возможностями

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося с низкими учебными возможностями...

Проблемы мотивации учащихся с низкими учебными возможностями при подготовке к ОГЭ по математике.

В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и ...

Работа с учащимися низких учебных возможностей

Работа с учащимися низких учебных возможностей...

Выступление на методическом объединении: «Организация работы с обучающимися, имеющими низкие учебные возможности»

Выступление на методическом объединении:«Организация работы с обучающимися, имеющими низкие учебные возможности»...

Выступление на методическом объединении: «Организация работы с обучающимися, имеющими низкие учебные возможности» Презентация

Выступление на методическом объединении:«Организация работы с обучающимися, имеющими низкие учебные возможности»Презентация...