Зачет как одна из форм контроля знаний учащихся в старших классах
методическая разработка по алгебре по теме

Ооржак Буянмаа Бопуевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachet.docx38.63 КБ

Предварительный просмотр:

Зачет как одна из форм контроля знаний учащихся в старших классах

Ооржак Буянмаа Бопуевна

Учитель математики МБОУ «Хову-Аксынская СОШ»

        Для комплексного решения проблем повышения качества подготовки учащихся применяются различные методы контроля их знаний. Одной из таких методов контроля является зачет. Зачёты позволяют объективно оценить результаты учебной деятельности каждого ученика, своевременно выявить пробелы в знаниях, организовать корректировку обучения для предотвращения неуспеваемости, способствуют выработке системы знаний как основы развития школьников. Зачёт, как контроль, выполняет образовательную, воспитательную, развивающую функции. При организации работы в группе учащиеся анализируют ответы товарищей, дополняют и исправляют их. Так лучше усваивается материал, совершенствуются знания, т.е. прослеживается образовательная функция. При подготовке к зачёту у учащихся формируется чувство ответственности, дисциплинированности, т.е. проявляются воспитательные функции зачёта. Развивающая функция выражается в формировании устойчивого внимания, памяти, самоконтроля и самооценки.

        На протяжении последних лет своей педагогической деятельности использую зачетную систему контроля знаний учащихся. Работу в данном направлении начала вести с того, что стараюсь добиться на уроках духа доброжелательности. Ведь известно, что тот предмет который преподается в атмосфере дружелюбия и увлеченности, ребята любят всего.   Хочу представить частично разработанную и апробированную зачетную систему, как методический подход , направленный на интенсификацию познавательной деятельности учащихся.  При этом надо учитывать, что воспитательная и образовательная функции  в процессе обучения  проявляются эффективнее при работе над зачетными заданиями, задачами, составленными с учетом учебных возможностей учащихся. Любой контроль должен быть направлен на проверку планируемых результатов обучения, тех знаний и умений, которые учащиеся должны усвоить в рамках данной темы (раздела или курса), а также уровня усвоения этих знаний и умений.  Основная задача учителя на зачете – создание положительной психологической атмосферы для максимального раскрытия способностей учащихся и координирование их деятельности.  Я выбрала такой вид зачёта как тематический. Он проводится в конце изучения темы и направлен на проверку усвоения материала в целом. В начале изучения темы вывешиваю в классе список задач, отвечающих уровню обязательной подготовки по данной теме (вопросы по теории и ключевые задачи), подчёркивая, что подобные им необходимо будет решать на зачёте.     С этого момента ученики начинают готовиться к зачету, оформляют тетрадь, куда заносят ответы на теоретические вопросы, решение предложенных задач.   Зачет проводится во внеурочное время или же в часы, которые выделены учителю как резерв времени.

          Зачет можно проводить как письменно, так и устно. При устном ответе следует обращать внимание на правильность построения предложений, на знание математической терминологии, на умение обосновывать тот или иной вывод.

           Зачет состоит из двух частей: теоретической и практической. Сам зачет может проходить по разному: либо индивидуально, либо по группам (группы учитель формирует по своему усмотрению).  Зачеты можно проводить с помощью учащихся консультантов (те учащиеся которые активно работают на всех уроках, показали глубокое понимание материала и получили соответственный инструктаж учителя).

         Цель этих занятий – активизировать познавательную деятельность учащихся. В ходе таких занятий закрепляются, совершенствуются, систематизируются их знания, выявляется общий уровень их развития и подготовленности, уровень сформированности знаний и умений, способность заниматься самостоятельно.

Перед зачетом может  проводиться самостоятельная работа. В нее включены  типичные вопросы изученного материала и более сложные, требующие использования теорий в нестандартной ситуации. Учащиеся, получившие за самостоятельную работу оценку «отлично»,  тоже помогают проводить зачеты.

         Консультант принимает    зачет трех, четырех учеников. Задание на зачете выполняется на листочках, которые затем  сдаются учителю для контроля качества  приема зачета. Очень важно, что при проведении зачета каждый ученик проговаривает обоснование решения задач, доказывает теоретический материал, чего без зачетной системы добиться практически невозможно.

         Наиболее трудная, но очень  важная сторона  зачетной системы - воспитательная. Необходимо воспитывать у учащихся принципиальность, ответственность за свою работу. Консультанты должны быть тактичны со своими подопечными, оценивать работу товарища справедливо, не вызывая чувство обиды. Назначая консультанта в группу для проверки, учитель обязан учитывать взаимоотношения между учениками, чтобы не вызвать конфликтов.

Работа каждого ученика оценивается по нескольким параметрам:

  1. Состояние рабочей тетради и подготовка к зачету;
  2. Знание вопросов теории;
  3. Сформированность  навыков решения обязательных задач;
  4. Умение  решать задачи повышенной трудности;

Если учащиеся хорошо справились с зачетом, то на следующем уроке проводится итоговая контрольная работа по теме. А если нет, то перед контрольной работой проводится урок коррекции знаний. На нем еще  раз рассматриваются отдельные задачи, вызвавшие наибольшую трудность у учащихся.

        Учитель устанавливает характер ошибок, продумывает задания, которые устраняют их. На том уроке еще раз особое внимание уделяется слабым ученикам, что положительно скажется на результатах итогового урока (контрольная  работа), этот урок направлен на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся, выявленных на зачете. Такая организация  занятий требует тщательной подготовки со стороны учащихся, так как каждый из них будет опрошен, а результаты зачета повлияют на итоговую оценку по теме.

     Выделим основные компоненты зачетного урока:

  1. Уровневая дифференциация заданий;
  2. Оценочная деятельность учителя;
  3. Диагностика результата;
  4. Коррекция знаний и умений.

      В своей работе применяю  элементы технологии развивающих игр. Например, «Финансово-экономическая игра»- разновидность зачета в моей практике. Она проводится в течении всего учебного года (можно в течении нескольких месяцев). Наиболее эффективно в старших классах.

Описание игры: В начале учебного года на уроках математики ученикам объявляется, что они теперь не просто ученики, а сотрудники банка. Предлагается придумать название банка. На протяжении первой четверти сотрудникам банка на свой счет предстоит набирать баллы (рубли). В конце четверти учитель  - директор банка проводит аукцион, на котором ученики на заработанные баллы выкупают акции. Акции дают право в течении второй четверти пользоваться льготами. В конце второй четверти акции сдаются и на новые баллы снова устраиваются аукцион.  Выкупленные акции действуют в течении третьей четверти и так до конца учебного года. Чтобы вести учет баллам каждый ученик в конце классной тетради по математике заводит свой личный банковский счет, куда каждый день заносит заработанные в классе и дома баллы. В конце каждой учебной недели ученик подсчитывает полученные баллы за неделю. Эти результаты заносятся учителем на специальный  журнал против фамилии каждого ученика. Итак, на последние дни четверти у каждого ученика имеются заработанная  им сумма баллов, которая  перед аукционном обналичиваются условные денежные знаки. В классе имеется свой бухгалтер. Задача бухгалтера подсчитать итоговое количество баллов учеников, перед аукционном выдать им наличные «деньги» (деньгами являются нарисованные в определенном стиле рубли) , принять вклады. Оставшиеся после аукциона деньги пропадают. Акции, дающие право на льготы:  

  1. Акция не ставить два
  2. страховая акция (во время болезни каждый день получать пять баллов)
  3. акция не ставить три
  4. акция повышения баллов на 30%
  5. акция повышения баллов на 50%
  6. акция дающая право из домашней работы делать половину
  7. акция дающая право пользоваться калькулятором
  8. акция дающая право на объяснение одного задания в письменных работах
  9. акция дающая право на спорных оценках почать лучшую
  10. акция дающая право пользоваться шпаргалкой
  11. акция дающая право разрешающее списывать у любого кто даст

 Условие проведение аукциона: Номинальная стоимость каждой акции 100 рублей.

Каждый шаг торгов 10 рублей.

3. Нельзя объединять капиталы.

4. приобретенные акции возврату и обмену не подлежать.

5. Акция действительна в течении одной четверти.

6. Перед аукционом можно сделать вклад в банк под 25% четвертных

 Эта  игра – как разновидность зачета, который оценивает отношение учащегося к учебному труду. Положительная сторона – учащиеся стараются набрать больше баллов, что способствуют систематической подготовке к урокам, более глубокому осмыслению материала. (Честность, дом зад меньше баллов сам раб больше)

Как получить баллы?

Баллы можно получить из домашней и  самостоятельной работы, по тематическим зачетам и контрольным работам, а также во время уроков.

                


Вопросы  и примеры перед зачета.

Тема: «Показательные уравнение»

Теория:

Определение показательной  функции

  1. График функции y=ax ,при a<1 и 0
  2. Основные свойства показательной функции
  3. Примеры
  1. 3x =81
  2. =81
  3. 7x+2=-7
  4. -x=1
  5. -5=
  6. 25x+2-1052=8
  7. 0,04x-260,2x+2=0
  8. 42-x-22x-3-1=0
  9. 9x+6x=4x+0,5
  10. =1
  11. 1-|x|=36


Для зачета:

Вариант I

  1. Сформулируйте определение показательной функции. Изобразите схематических график функции y=a при o1
  2. Решите уравнение:
  1. 5x=125 (1б)
  2. 3x+2= (1б)
  3.  (1б)
  4.  (1б)
  5.  (1б)
  6.  (2б)
  7.  (2б)*
  8.  (3б)*
  9.  (3б)*
  10.  (6б)*
  11. =1 (2б)*
  12.  (2б)*

Вариант II

  1. Сформулируйте основные свойства показательной функции. (1б)
  2. Решите уравнение:
  1.  (1б)
  2.  (1б)
  3.   (1б)
  4.   (1б)
  5.   (1б)
  6. (2б)
  7. 56 (2б)
  8.   (3б)*
  9. 4.96 (4б)*
  10.   (6б)*
  11.   (2б)*
  12.   (2б)*


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачеты как форма контроля знаний учащихся и методика их проведения

из опыта работы: контроль знаний составляет важную часть учебного процесса , его систематичность и планомерность способствуют повышению качества обучения. Уроки-зачеты можно отнести к одному из перспе...

Тестирование как одна из форм контроля знаний

Работа рассказывает о видах и формах тестирования...

Тестирование как одна из форм контроля знаний обучающихся при подготовке к итоговой аттестации.

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение  учителем  объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности обучающихся. Несомнен...

Доклад ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Доклад  "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА  КАК ОДНОЙ  ИЗ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ  НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА " подготовлен к заседанию цикловой методической комиссии, 2017 год...

Тестирование как одна из форм контроля знаний.

Определение, достоинства и недостатки тестов, требования, виды тестов, фактор времени....