Проблемно- диалоговое обучение на уроках математики
статья по алгебре по теме

 

Всё ближе и понятнее становятся слова Циолковского К.Э.: ”Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soloveva_tv.docx19.32 КБ
Файл problemnoe_obuchenie_na_urokah_matematiki.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Соловьева Т.В.,

учитель математики  ОУ № 76 г. Екатеринбурга

)

Проблемно-диалогическое обучение на уроках математики.

В соответствии с требованиями  государственных образовательных стандартов  главное в изучении любого предмета и любого вида школьной деятельности – это не набор знаний, а система умений по использованию предметного содержания. Формирование личности, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.  То есть личности, которая легко ориентируется в быстром и бурном потоке информации, умеет наблюдать, обобщать, делать выводы, личности, у которой сформирована целостная картина мира.  Именно такая личность сможет разобраться в сложившейся ситуации нашего общества, выбрать востребованную на сегодняшний день профессию, умеет  принимать решения и отвечать за них, адаптируется в любом социуме, владеет  современными информационными технологиями. Степень раскрытия творческих способностей, умение  работать с информацией, коммуникативные компетенции, общеучебные умения  напрямую зависят от  выбора системы работы, которую выстраивает учитель на уроке и во внеклассной деятельности. На мой взгляд, основой в этой системе является технология проблемно-диалогического обучения.

ТПДО - такая организация учебных занятий  в виде диалога, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. 

Цель использования данного метода: творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учеником заданного предметного материала.

 Задачи использования: формировать у детей умения переносить полученные знания на новые, нестандартные  ситуации, стимулировать учеников к дальнейшей работе, актуализировать (сделать значимой для самого ребенка)  учебную цель, поставленную на уроке.

Место проблемного диалога – урок изучения нового материала. Эту технологию можно  использовать как основу для проведения не только уроков, но и занятий на элективных курсах, на занятиях научного ученического общества, в проектной деятельности.

В чем заключаются особенности проблемного диалога?  Слово «проблемный»  означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы  — это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения  — это этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога.

   Я использую   два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному  устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся.

       На этапе постановки проблемы это выглядит так.  Сначала я даю ученикам задание на новый материал: в буквальном смысле «сделай то, что только сегодня будем проходить».  Ученики правильно выполнить задание не в состоянии, и для них возникает проблемная ситуация. Затем я произношу  специальные реплики, которые помогают ученикам осмыслить неудачу, т.е. разворачивается  побуждающий диалог.  А в результате  ученики сами формулируют либо вопрос для исследования, либо тему урока. На этапе поиска решения я побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечиваю  открытие знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему  вопросов и  заданий, которая активно задействует  и соответственно развивает логическое мышление учеников. В этом случае на этапе постановки проблемы я пошагово подвожу  учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения  выстраиваю логическую цепочку к новому материалу,  т.е. веду  к открытию знаний.

Иначе говоря, на уроках я сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогаю  ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес. А затем в диалоге же организую  открытие знания школьниками, добиваясь подлинного понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл собственной головой.

Из опыта своей работы по использованию проблемно- диалогической технологии  можно дать еще несколько практических  рекомендаций:

  1. побуждающий диалог дает возможность  для групповой работы, а подводящий  -  для  фронтальной. В группах создается проблемная ситуация, где сталкиваются мнения учащихся, группами выдвигаются гипотезы,  часто уместна групповая проверка  выдвигаемых гипотез, группа может выполнять продуктивные задания.
  2. при  побуждении к  формулированию учебной проблемы неизбежны неточные и ошибочные ученические формулировки. Учитель нередко реагируют на них отрицательно («нет», «неправильно», «не так»), и этим формирует отрицательную реакцию ученика,   снижает его мотивацию к участию в диалоге. Откликнуться на неожиданную формулировку можно кивком головы и словами: «Так. Кто еще хочет сказать?» или «Какие ещё есть предложения (варианты)?»

Проблемная ситуация должна вносить что-то новое, необычное, интересное в учебный процесс. Это значит, что если на уроке математики учитель прочитал текст задачи, то она может не стать еще проблемой для всех учащихся (часть ее может решать, боясь получить двойку, часть может равнодушно относится к ней).

Нужно также учитывать уровни эмоциональной и мотивационной настроенности учащихся к решению проблем, в частности:

  1. изучение и решение задачи или проблемы по требованию учителя (т.е. выполнение по необходимости);
  2. изучение и решение задачи или проблемы, вызвавшей удивление, необходимость преодолеть возникшее противоречие;
  3. изучение и решение интересной для учащихся задачи или проблемы;
  4. интерес и любознательность к предмету.

В первом случае учащийся решает проблему под постоянным контролем учителя и в этом видит необходимость её решения.

На втором этапе проблема вызывает «неравнодушное» отношение к ней со стороны учащегося, необходимость самостоятельно добиться разрешения возникших противоречий.

На третьем этапе интересная задача захватывает учащегося, вызывает стремление к её решению, напряжение волевых усилий.

На четвертом этапе у учащегося развиты интерес и любознательность к предмету. Даже «серьезные» проблемы и задачи становятся для него личными.

Подготовленность учащихся к решению проблем на содержательной основе характеризуется:

а) наличием соответствующих знаний;

б) владением способами и приемами познавательной деятельности.

Основная задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания, но и в том, чтобы научить их самостоятельно решать возникающие вокруг него задачи, творчески мыслить. Поэтому учебные предметы, в частности геометрию, нужно преподавать такими приемами и методами, чтобы учащиеся стремились самостоятельным путем приобрести определенные знания. Учебные пособия по геометрии подчинены главным образом задаче формирования знаний, умений и навыков и совершенно не ориентированы на развитие творческих начал учащихся. Целесообразно подбирать блоки родственных заданий, объединенных одной математической идеей или проблемой. Каждая задача из такой серии «высвечивает» отдельную грань исследуемой проблемы. Сама же серия позволяет её всесторонне изучить. Необходимо сообщить учащимся проблему, в связи с которой приводится группа заданий. Её нужно сформулировать по возможности в краткой, выразительной форме, способной заинтересовать учащихся, нацелить на работу.

В заключение можно сказать, что метод проблемного обучения является одним из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует активизации познавательной деятельности учеников, их учебным работам придает творческий характер. Создавая благоприятные условия для индивидуального развития учеников, развивая их мышление.

Всё ближе и понятнее становятся слова Циолковского К.Э.: ”Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта”.



Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Соловьева Т.В.,

учитель математики  ОУ № 76 г. Екатеринбурга


Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний, умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает не часто. Она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям и относится технология проблемного обучения.
Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.


Технология проблемного обучения реализуется на основе следующих факторов:


– оптимальный подбор проблемных ситуаций и средств их создания;
– отбор ситуаций тесно связан с применением их в повседневной жизни;
– учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы и в различных классах;
– личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.


Логическая структура урока в логике проблемного обучения имеет не линейный характер, а более сложный: если в начале урока поставлена проблема, а следующий ход урока направлен на ее разрешение, то обращение к данной проблеме происходит в течение всего урока.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемы для учеников. Проблемная ситуация может создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Сущность моего опыта «Использование проблемного обучения на уроках математики и во внеурочной деятельности» заключается в создании условий для творческого саморазвития личности через технологию проблемного обучения.
Новизна опыта состоит в конструировании содержания и организации, разработке технологического подхода к решению заявленной темы как средства творческого саморазвития личности школьника в учебно–познавательной деятельности. Новизна реализуется в постоянной вариативности компонентов создаваемых ситуаций, в условиях обучения, заданиях и приемах их выполнения, в постоянной смене проблем, способов их доказательств и выводов.
Использование проблемных методов и приемов на уроке осуществляется по определенному алгоритму. Данная технологическая схема позволяет целенаправленно добиваться высоких результатов на уроке.

Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:


1) Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения.


8 класс. Тема: «Свойств арифметического квадратного корня».

2) Сталкивает противоречия практической деятельности.


7 класс. Темы: «Построение треугольника по трем элементам», «Неравенство треугольника».
Теорему о неравенстве треугольника вводим при изучении темы «Построение треугольника по трем элементам»,
 решая задачу на построение треугольника по трем его сторонам.

Предлагаем ученикам построить с помощью циркуля и линейки треугольник со сторонами: а) 5см; 6см; 7см; б) 9см; 5см; 6см; в) 1см; 2см; 3см;
г) 3см; 4см; 10см.
Ребята работают самостоятельно и приходят к тому, что построить треугольник в последних двух примерах не удается. Возникает проблема: «При каких же условиях существует треугольник»? Чертежи, полученные учащимися при решении этой задачи дают возможность легко сделать вывод: «Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон». Доказываем полученную теорему.

3) Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.
7 класс. Тема: «Формулы сокращенного умножения».


При изучении формулы квадрата суммы двух выражений используем два способа доказательства.


1. Алгебраический.
2. Геометрический.

4) Предлагает рассмотреть явление с различных позиций.
8 класс. Тема: «Площадь трапеции».
При выводе формулы для вычисления площади трапеции учитель предлагает учащимся воспользоваться ранее изученными формулами для вычисления площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, свойствами площадей.
Ребята предлагают различные способы:
а) провести диагональ и найти площадь трапеции как сумму площадей двух треугольников;
б) провести две высоты и найти площадь трапеции как сумму площадей прямоугольника и двух прямоугольных треугольников;
в) провести прямую, параллельную боковой стороне трапеции и найти площадь трапеции как сумму площадей параллелограмма и треугольника.

5) Побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения).
8 класс. Тема: «Четырехугольники».
К моменту изучения темы «Квадрат» учащимся знакомы такие виды четырехугольников как прямоугольник, ромб и их свойства. Прошу учащихся сформулировать определение квадрата. На что они дают два разных определения: «Квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны равны» или «Квадратом называется ромб, у которого все углы прямые». Оба определения верные. Обсуждаем почему имеет право быть каждое из них.

6) Определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские).
11 класс. Тема исследовательской работы: «Геометрия пчелиных сот».
Пчелиные соты всегда привлекали внимание исследователей своей изумительной красотой и изяществом. Авторы многих изданий наделяют пчёл геометрическими способностями.
Пчёлы на практике решили задачу строительства ячейки для размещения возможно большего количества мёда и экономии воска: при разрезе пчелиных сот плоскостью, перпендикулярной их рёбрам, видна сеть равных друг другу правильных шестиугольников, уложенных в виде паркета; пчёлы строят донышки своих ячеек в форме части трёхгранного угла, в качестве граней которого служат ромбы, а не делают дно сот плоским, т.е. обычным правильным шестиугольником.
В данной работе учащиеся исследовали следующие вопросы:
1. «Почему пчёлы строят соты именно так, почему они предпочли сеть правильных шестиугольников, а не правильных треугольников или квадратов, ведь их, казалось бы, гораздо проще сконструировать?»
2. «Почему пчёлы строят донышки своих ячеек в форме части трёхгранного угла, в качестве граней которого служат ромбы. Нельзя ли было поступить проще, сделать дно сот плоским, то есть обычным правильным шестиугольником? Какая же здесь выгода для пчёл?»
Цель данной работы – с помощью геометрии и математического анализа исследовать, как пчёлы оптимизируют свои восковые постройки, убедится во всесторонней эффективности математики.

7) Ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения), анализирует умение применять полученные знания.
«Обманные задачи»:
1. Постройте прямоугольник со сторонами 2, 3 и 5 см.
2. Больший угол треугольника равен 50°. Найдите остальные углы.
3. Две стороны треугольника перпендикулярны третьей. Определите вид треугольника.
4. Внешний угол при основании равнобедренного треугольника равен 75°. Найдите углы треугольника.
5. Диагональ ромба в два раза больше его стороны. Найдите углы ромба.
При рассмотрении сущности и особенностей проблемного обучения видим, что организация такой технологии действительно способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задуматься, искать выход из проблемной ситуации, ситуации затруднения), самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения), развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартного решения). Оно вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма, бездумности. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.
Важно и то, что проблемное обучение, приучающее учащихся сталкиваться с противоречиями, разбираться в них, искать решение, является одним из средств формирования диалектического мышления.
Использование проблемно-диалогических методов в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся.
К слабым сторонам проблемного обучения следует отнести значительно большие расходы времени на изучение учебного материала; недостаточную эффективность их при решении задач формирования практических умений и навыков, особенно трудового характера, где показ и подражание имеют большое значение; слабую эффективность их при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен принцип апперцепции (опоры на прежний опыт); при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителем, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика сформированности ключевых компетенций на уроках географии при проблемно-диалоговом обучении

    Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке означает моделирование образовательных ситуаций для освоения и осуществления деятельности на основе:-...

Конспект урока английского языка в 9 классе Проблемно-диалоговое обучение Тема: «Матери и дети»

Цель урока: развитие творческих способностей, активизация процесса мышленияЗадачи урока: повторить образование степеней сравнения прилагательных, посмотреть эпизод фильма на английском языке, проанали...

Технология проблемно - диалогического обучения на уроках математики как средство реализации стандартов второго поколения.

В связи с переходом на ФГОСнеобходимо использовать современные образовательные технологии.Одной из которых является технология проблемно - диалогического обучения....

Технология проблемно - диалогического обучения на уроках математики как средство реализации стандартов второго поколения.

В связи с переходом на ФГОСнеобходимо использовать современные образовательные технологии.Одной из которых является технология проблемно - диалогического обучения....

Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством использования технологии проблемно-диалогического обучения на уроках математики

Использование методов технологии "Проблемного диалога" Е.Л. Мельниковой позволяет организовать учебный диалог на уроке и реализовать системно-деятельностный подход...

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроке математики в 5 классе по теме "Сложение дробей. Свойства сложения", в рамках реализации ФГОС ОО.

В рамках реализации ФГОС ОО актуальным является умение учителя качественно подготовиться к уроку математики, особенно создавать конспект урока в форме технологической карты и приложение (презентацию)....

Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"

Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического  обучения на уроках математики как средство повышения  познавательной  и...