Разработка урока по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Ендан Раиса Монгушовна

Конспект  урока по математике.  5 класс.

   Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Цели урока: 1.Закрепить у учащихся вычислительные приемы сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями;

                                 2. Развивать речь учащихся. Учить читать математические записи, принимать участие в беседе, отвечать на вопросы;

                              3. Развивать у детей познавательные процессы:

а) логическое мышление (при решении арифметических задач, установлении взаимосвязи между данными числами и искомым)

                              4. Формировать у детей приёмы умственных действий. Учить учащихся анализировать, устанавливать закономерности, делать выводы и обобщения.

Наглядность: Презентация урока.

Тип урока: комбинированный.

                Материалы необходимые к уроку:  на  флеш  карте:  запись музыки для релаксации.

                    На доске написано: «Настоящий математик тот, кто разбирается  в дробях» (Л.Ф.Магницкий)

       Материалы о дробях:

  1.  В русском языке слово «дробь» появилось в восьмом веке, оно происходит от глагола «дробить»- разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики дроби так и назывались «ломаные числа». У других народов название дроби также связано с глаголами «ломать», «разбивать», «раздроблять». На тувинском языке «уурмек сан».

2. С древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, время, площади, вести расчеты за купленные или проданные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби.

               « Математические бусы» со стихами:

  Из дробных чисел сделаны бусы!

  А в тех кружках, где чисел нет, поставь их,

  Чтоб нужный получить ответ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока по математике.  5 класс.

   Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Цели урока: 1.Закрепить у учащихся вычислительные приемы сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями;

                                 2. Развивать речь учащихся. Учить читать математические записи, принимать участие в беседе, отвечать на вопросы;

                              3. Развивать у детей познавательные процессы:

а) логическое мышление (при решении арифметических задач, установлении взаимосвязи между данными числами и искомым)

                              4. Формировать у детей приёмы умственных действий. Учить учащихся анализировать, устанавливать закономерности, делать выводы и обобщения.

Наглядность: Презентация урока.

Тип урока: комбинированный.

                Материалы необходимые к уроку:  на  флеш  карте:  запись музыки для релаксации.

                    На доске написано: «Настоящий математик тот, кто разбирается  в дробях» (Л.Ф.Магницкий)

       Материалы о дробях:

  1.  В русском языке слово «дробь» появилось в восьмом веке, оно происходит от глагола «дробить»- разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики дроби так и назывались «ломаные числа». У других народов название дроби также связано с глаголами «ломать», «разбивать», «раздроблять». На тувинском языке «уурмек сан».

2. С древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, время, площади, вести расчеты за купленные или проданные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби.

               « Математические бусы» со стихами:

  Из дробных чисел сделаны бусы!

  А в тех кружках, где чисел нет, поставь их,

  Чтоб нужный получить ответ.

Ход урока:

1.Организационный момент. Проверить готовность детей к уроку.

2.Проверка домашнего задания.

3.Актуализация знаний учащихся.  Игра «Расшифровка»

4. Повторение и закрепление изученного материала.

     а). Решение задач.

     б). Нанизываем математические бусы.

      в). Практическая часть.

5. Подведение итогов урока.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что называют «дробью»?
  2. Приведите примеры дробей и  назовите числитель и знаменатель дроби.
  3. Какие дроби называются «правильными»? Привести примеры.
  4. Какие дроби называются «неправильными»? Привести примеры.
  5. Расскажите  правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
  6. Привести примеры сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

  1. Ребята. Проверьте, готовы ли вы к уроку! Здравствуйте, садитесь.
  2. Сядьте правильно и удобно, следите за осанкой, ножки правильно стоят.

Мы сегодня закрепляем умение сравнивать дроби, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.

 Проверка  домашнего задания:

 № 1016 (а), №1017 (у доски) , №1023 (устно).

Рассказ детей об истории возникновения дробных чисел:

  1. где впервые появились дроби
  2. где использовали
  3. как в древности называли дробные числа славяне
  4. в современном математическом языке как называют и как по тувински называются дробные числа
  5. где в жизни используют дроби

Математический диктант.

(нулевой уровень)

  1. Сравни дроби: 3/11 и 5/11 , 2/19 и 4/19, 5/9 и 7/9 , 1/4 и  3/4
  2. Напишите:

а) все правильные дроби со знаменателями 7.

б) все неправильные дроби с числителем 8.

(Уровень 1)

Запишите в виде обыкновенной дроби:

а) три шестых четверти,

б) одна треть

в) половина

г) три четверти,

д) семь десятых, одиннадцать сотых

е) Одиннадцать сорок восьмых.

(Уровень 2)

Что показывает знаменатель дроби? Что показывает числитель дроби?

(Тетради сдают на проверку)

Учитель: открыли тетради, пишем число и классная работа.

На доске записаны , какие задания выполним на уроке.

           Ножки правильно стоят, языки у нас молчат.

Выполним №983. Для удобства вычислений переведем 3 часа в минуту.

 Сколько минут в одном часу? 3(ч)х 60= 180 мин.

Оформляем задачу:

Запланировано-180 мин

Продолжался  - ? мин,

180: 10х 13= 234 мин

234-180 =54 мин      Ответ: продолжался 54 минуты.

Игра «Расшифровка» (Из истории дробей)

  1. Расшифруй фамилию известного русского математика 18 века автора стихов:

Но несть тот арифметик,

Иже в целых ответчик,

А в долях ничтоже

Отвещатевозможе.

Тем же о ты радеяй,

Буди в частях умеяй.

  В древности,  умение  оперировать  дробями  воспринималось  как, чудо.  Поэтому,  всегда  и  везде знание дробей пользовалось особым почетом и уважением.

       Расположив дроби в порядке возрастания узнаем автора:


8/19  ,  17/19, 4/19  ,2/19 , 9/19 , 11/19 , 14/19 ,10/19  ,1/19.


8/19

17/19

4/19

2/19

9/19

11/19

14/19

10/19

1/19

Н

Й

Г

А

И

К

И

Ц

М

Ответ: МАГНИЦКИЙ.

  1. Расположи частные в порядке убывания, и ты узнаещь как называли половину

в Древней Руси.

8:27

17:27

1:27

10:27

14:27

7:27

11:27

И

П

А

Т

О

Н

Л

Ответ: ПОЛТИНА

Учитель: Давайте вспомним, в каких тувинских народных сказках имеется упоминание дробных числах. Сказка о Караты-Хаане и бедном мальчике с тремя знаниями.

 Учитель: « Ребята, бедный Оскус-оол хочет решить задачу о Караты-Хаан.

Давайте поможем ему решить задачу »

ФИЗМИНУТКА. (смотри  приложение).

              Решение задачи о Караты-Хаане и бедном Оскус-ооле.

Однажды Караты-Хаан решил написать сам себе поздравления на Шагаа, потому что никто не хотел писать ему поздравления. Он написал себе 18 открыток и 27 писем. Телеграмм он послал в 5 раз больше, чем писем и открыток вместе. В 1\9 поздравлений он пожелал себе здоровья, в 2\5поздравлений — счастья, а в остальных поздравлениях он пожелал себе сластей и гостинцев. Сколько,  каких пожеланий прислал сам себе Хаан?

   Решение задачи:

 Открыток-18

  Писем     -27              

 Телеграмм - ? в  5 раз больше, чем  

Пожелания  здоровья - ? в 1\9 всего                    

 поздравлений.

Счастья - ?  в  2\5 всех  поздравлений

Сластей и гостинцев - ?  в остальных поздравлениях.  

1). 18+27=45 открыток и писем

2). 45х 5=225 телеграмм

3). 45 +225=270 всего поздравлений

4). 270:9х1=30 пожеланий здоровья

5). 270:5х2=54х2=108 пожеланий счастья

6).270-(30+108)=270-138=132 пожеланий  сластей и гостинцев.

Ответ: 45; 225; 270; 30; 108; 132

Раздаточный материал  разным уровнем подготовки детей «Математические бусы». Например:

?

=

_

?

=

+

При выполнении задания нужно поставить  музыку, для  

релаксации.

Практическая работа: Прямоугольник согни его пополам. Затем раздели его с помощью перегибания на 4 равные части, на 8 равных

частей. Как изменяется каждая часть, когда их число увеличивается?

 Вот и закончилось наше путешествие, что вам понравилось кто, по вашему мнению, стала принцессой, вручаем корону! А принцу волшебную палочку.

Запишите домашнее задание №1001 ,№1011 (1), 1012.

Подведение итогов урока:  ( Рефлекция.)  Пожалуйста, оцените себя, как вы усвоили данную тему. Для  этого закройте глаза и зажмите пальцы в кулак. На счет три откройте глаза и на пальцах одной руки покажите ту отметку,   сколько вы себя оцениваете по этой теме.

Выставить оценки с комментированием.

СПАСИБО ЗА УРОК.

Приложение. ФИЗМИНУТКА.

Раз подняться подтянутся

Два согнутся, разогнутся

Три в ладошки три хлопка

Головою три кивка

На четыре руки шире

А на пять руками помахать.

Список использованной литературы:

1.Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов и другие.

Математика 5 класс, Москва 2009 год.

2.Петерсон  Математика 4 класс.

3.Программа «Детство» раздел «Формирование

математических представлений»

Разработку урока составила Ендан Раиса

Монгушовна, учитель математики МБОУ

СОШ № 2 имени Т.Б.Куулар п.г.т.  Каа-Хем.

2009-2010 учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике "Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

конспект урока по математике "Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для учащихся 5 классов. тип урока: изучение нового материала. литература: 1.     Математи...

Конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями", 7 класс

Конспект урока математики в 7 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"....

Разработка урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

В содержание урока включены следующие решения:использованы элементы интеграции математического содержания с литературой, также ученикам предложено полное толкование слова «дробь», что должно дать цело...

Разработка урока с элементами исследования "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". 5 класс.

Тема: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.Тип урока: урок изучения нового материала с элементами исследовательской деятельности.Формы работы: групповая, индивидуальная...

Разработка урока в 5-ом классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Данный урок является уроком - обобщения знаний учащихся по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". В данном уроке представлен блок заданий для закрепления навыка складывать и в...