Рабочая программа факультатива "Занимательная математика" для 5 класса.
рабочая программа по алгебре (5 класс) на тему

Молькова Елена Николаевна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, список литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ программа

факультатива

 «Занимательная математика»

для 5 класса

Пояснительная записка

Данный элективный курс предназначен для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную направленность. «Занимательная математика» включает в себя  задания, как углубляющего, так и развивающего характера. Углубление реализуется на базе изучения некоторых тем, учитывающих перспективы создания новых стандартов школьного математического образования.

 В рамках данного курса учащимся предлагаются различные задания на составление выражений, отыскивание чисел, разрезание фигур на части, разгадывание головоломок, числовых ребусов, решение нестандартных задач на движение и логических задач. Большое количество времени отводится  для изучения пропедевтического курса геометрии, благодаря которому учащиеся будут иметь представление о свойствах разных фигур на плоскости, что позволит им избежать трудностей при изучении геометрии в седьмом классе.

Курс «Занимательная математика»  - это нетрадиционная  форма работы с учащимися, где используются конкурсы, практические задания, математические стенгазеты, дидактические игры. Игра – форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Кроме этого, наряду  с изучением математических фактов, проводится работа по формированию интеллектуальных умений и навыков. В преподавании данного курса важным является выбор рациональной системы методов и приемов обучения. Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы.

Обязательным элементом будет являться  работа со справочным материалом, дополнительной литературой.

Формы работы различны:

  1. Коллективная работа с теоретическим материалом.
  2. Коллективная работа по практическому материалу: измерение на местности,  вычисления, выдвижение гипотезы и экспериментальное её доказательство или опровержение и др.

Цели курса:

  1. Развивать начала математического и логического мышления.
  2. Расширять кругозор учащихся.
  3. Развивать устойчивый интерес учащихся к изучению геометрии и в целом математики.
  4. Формировать умения решать нестандартные задачи на движение.
  5. Воспитывать понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира.

Задачи  курса: 

 - достижение повышения уровня математической подготовки учащихся;

 - приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;

 - знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных;

 - практика решения олимпиадных заданий.  

Планируемый результат и способы его определения:

   Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.

    Для проверки степени усвоения материала по каждой теме рекомендуется проводить тематический контроль в форме проверочных самостоятельных работ, тестов, кроссвордов по темам блока занятий, устную олимпиаду и т.п.

    Такие проверочные работы должны носить не столько оценивающий, сколько обучающий характер и являться продолжением процесса обучения. Оценки за такие работы можно ставить условно – например, в баллах по числу верно выполненных заданий. Учитывая возраст учащихся, проверочные работы можно проводить в форме игр, викторин, соревнований.

Данный курс направлен на:

  1. развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;
  2. последовательное приобщение к научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;
  3. формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;
  4. формирование общеучебных умений и навыков;
  5. развитие общих геометрических представлений учащихся и подготовку их к дальнейшему систематическому изучению геометрии;
  6. развитие способности применения знаний в нестандартных заданиях.

Структура курса предполагает изучение теоретического материала и проведение практических занятий  с целью применения на практике полученных теоретических знаний.

В данном курсе дополнительно рассматриваются некоторые темы, которые вызывают наибольшие затруднения при изучении математики в пятом классе: комбинаторные задачи,  логические задачи, практические геометрические задания.

Предлагаемые задания составляются таким образом, чтобы учащиеся овладели:

  1. умением воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы;
  2. умением иллюстрировать некоторые вопросы примерами;
  3. умением использовать полученные выводы в конкретной ситуации;
  4. умением применять теорию в решении задач;
  5. умением пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.

      Задания подбираются в соответствии с определенными критериями и должны быть содержательными, практически значимыми, интересными для ученика; они должны способствовать развитию пространственного воображения, активизации творческих способностей учащихся.

Программа курса рассчитана на 34 часа. Рекомендуемый режим обучения - 1 час в неделю.

На каждом занятии предполагается изучение теории и отработка её в ходе практических заданий. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Формой итогового контроля является тестовое задание с практической  работой.

Межпредметные связи :

Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, являются фундаментом для дальнейшего изучения геометрии, а также учащиеся могут использовать их в дальнейшем при изучении математики, информатики.

В результате изучения курса, учащиеся должны:

знать/понимать:

  1. историю возникновения и развития математики, имена известных ученых;
  2. понятия основных геометрических фигур их свойства, построение на плоскости;
  3. способ измерения расстояний и высот в нестандартных ситуациях;
  4. виды симметрии и ее роль в жизни человека;

уметь:

  1. использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации;
  2. анализировать полученную информацию;
  3. планировать свою работу, последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения, фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи;
  4. выполнять и составлять некоторые математические ребусы, головоломки, решать зашифрованные примеры;
  5. решать комбинаторные задачи;
  6. выполнять задания на клетчатой бумаге;
  7. различать такие понятия, как точка, прямая, отрезок, луч, треугольник, симметричные фигуры;
  8. применять все наиболее известные меры длины для вычислений;
  9. измерять высоту  окружающих предметов;
  10. решать геометрические головоломки;
  11. измерять площадь области, используя различные методы.

                             

                                Тематическое планирование курса

Тема

Количество

часов

Форма

контроля

1

Первые шаги в геометрии.

1

Лекция, работа со справочной литературой

2

Конструирование.

2

Практическая работа, работа в группах.

3

Геометрические головоломки.

2

Практическая работа, самостоятельная работа.

4

Задачи на разрезание и складывание

фигур.

4

Работа в группах.

5

Решение логических задач.

6

Самостоятельная работа,

работа в группах.

6

Решение комбинаторных задач.

4

Взаимопроверка, самостоятельная  работа.

7

Задачи со спичками.

2

Практическая работа, работа в группах.

8

Поиск закономерностей.

4

Самостоятельная работа, тестирование.

9

Ребусы.

3

Математический диктант.

10

Магические квадраты.

3

Самостоятельная работа.

11

Творческий проект.

2

Индивидуальное задание, зачёт.

10

Итоговое занятие.

1

Тестирование.

Методическое обеспечение

  1. И.Л.Соловейчик. «Я иду на урок математики», Пособие для учителя математики «Первое сентября» 2001 г
  2.  Внеклассная работа в школе «Отдыхаем с математикой», «Учитель» 2006г. Волгоград
  3.  «Математика 5-8 классы игровые технологии на уроках», Издательство «Учитель»2007г Волгоград
  4. Газета «Математика в школе» Издательского дома «Первое сентября»

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...