«Разложение многочленов на множители»
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Урок - математический турнир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7kl_alg.rar877.16 КБ

Предварительный просмотр:

Семеновкер Марина Борисовна

Конспект урока по алгебре в   7классе.

          Тема урока      «Разложение многочленов на множители»

Тип урока: урок – математический турнир.

Цель урока – повторение и систематизация изученного материала, применение знаний на практике.

Задачи:

образовательные: обобщение  знаний учащихся о разложении  многочленов на множители способом   группировки,    вынесением  общего множителя за скобки, с  помощью формул сокращённого умножения  и умение применять их при решении примеров;

воспитательные: воспитание   умения работать в коллективе и чувства личной ответственности перед товарищами по команде;

развивающие: развитие  памяти, логического мышления,  интереса к алгебре.

Оборудование:  компьютер;  проектор; презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент

Сегодня  урок по теме « Разложение многочленов на множители»  пройдет в форме математического  турнира между тремя командами. Победит та команда, которая получит большее количество баллов.

 Выберите  жюри из сильных  учеников  (по одному от команды) и капитанов команд.

II. Проверка домашнего задания (с самооценкой)

(Выполняется самостоятельно с экрана компьютера. По результатам проверки выставляется оценка: если ошибок нет – «5», одна ошибка – «4», 2 ошибки – «3». Оценка «2»  за домашнее задание не выставляется).

III.Математический турнир

1 – й  тур. Работа по карточкам

(Во время теоретической разминки 3 человека получают карточки с заданием и записывают решение на листочках. Как только заканчивается разминка, работа по карточкам тоже заканчивается (см. приложение).)

2-й тур. Теоретическая разминка

(Команды получают задание на листах, команда, давшая более полные и верные ответы, получает 5 баллов.)

Задания:

1). Какие способы разложения многочленов на множители вам уже  известны?

 (вынесение общего множителя за скобки, разложение на множители способом группировки, с помощью формул сокращенного умножения и комбинированные приемы.)

2)  Разложение многочлена на множители – это…

1.Представление в виде  суммы многочленов

2. Представление в виде произведения двух или нескольких  одночленов

3. Представление в виде разности одночленов

4. Представление в виде произведения двух и более многочленов

Найти из предложенных вариантов продолжение определения и обвести  номер второй части определения.

3).Алгоритм отыскания общего множителя нескольких одночленов. Записать пропущенные слова.

1.Найти наибольший        общий  делитель коэффициентов всех одночленов, входящих в многочлен, - он и будет общим числовым множителем.

2.Найти переменные, которые входят в каждый член многочлена, и выбрать для каждой из них  наименьший (из имеющихся)  показатель степени.

3.Произведение  коэффициента, найденного на первом шаге, и степеней, найденных на втором шаге, является общим множителем, который выносят за скобки.

4) В алгоритме разложения многочлена на множители способом группировки определить последовательность выполнения действий.

1.Вынести в каждой группе общий множитель ( в виде многочлена) за скобки. 

2. Сгруппировать члены так, чтобы слагаемые имели общий множитель.

3. Вынести в каждой группе общий множитель ( в виде одночлена) за скобки    

Команды проставляют нумерацию.   Ответ: 231

5)  Следующий способ - разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения.

Учитель читает левую часть какой-либо формулы (один раз), а команды  записывают номер соответствующий формулы из правого столбца; у них получается число 513423

1. Квадрат суммы двух выражений.

)

2. Произведение суммы 2-х выражений и неполного квадрата.

3. Разность квадратов двух выражений.

4. Разность кубов двух выражений.

5. Квадрат первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражения, плюс квадрат второго выражения.

6. Произведение разности двух выражений и их суммы.

6)  Произвести классификацию данных многочленов по способу разложения.

Команды  производят разбиение многочленов по способам разложения многочленов на множители.

1) x(y-3)+y(y-3);  ;  ; .

А.Вынесение общего множителя за скобки:

Б. Способ группировки:

В. С помощью формулы сокращенного умножения:

Г. Нельзя разложить на множители:                                                                                                                            

Ответы: А1; Б3; В2; Г4

3-й тур. Практическая часть.

«Своя игра»

Правила игры:

  1. В игре участвуют три команды, которые, пользуясь приведенной схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость.
  2.  Игру начинает команда,  первой поднявшая табличку со своим названием. В случае правильного ответа команда получает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если же команда дает неправильный ответ, то та же сумма снимается со счета команды и право ответа на этот вопрос переходит к другим командам.

Вопросы:

Категория   «Вынесение общего множителя за скобки»

за 100.  Вынесите общий множитель у двучлена за скобки     Ответ:

за 200. Разложите многочлен на множители:   Ответ: 2a2b*(21a2-24ab-39b2)

за300. Вычислить наиболее рациональным способом: 0,23+0,22*0,8+ Ответ: 0,08.

 * (0,2 + 0,8 + 1) = 0,04 * 2 =0,08

за 400.  Решить уравнение:  y3-5y2=0.  Ответ: y1=0; y2=5.  ()

Категория  «Группировка»

за 100. Разложите многочлен на множители: 2b3-6-4b2+3b.  Ответ: (b-2)*(2b2+3) 

За 200. Найдите значение выражения:2a+b+2a2+ab при a=1, b=-2. Ответ: 0

За 300. Решите уравнение: x4-3x3-x+3=0.  Ответ:  x1=1;x2=3

За 400. Конкурс капитанов!!!

Ответ:  Задача.

Категория   «Формулы сокращенного умножения»

за 100.  Разложите многочлен на множители:  a2-225.  Ответ: (а – 15)*(а + 15)

за 200.  Разложите двучлен на множители:  4b16 -144d4

Ответ: (2b8-12d2)*(2b8+12d2)

За 300.  Решите уравнение:  x2-49=0.  Ответ: х = - 7 ; х = 7

За 400.  Что скрывается за кружком?
a
3+8=(a+ ○  )(a2 - a* ○    +  ○  2);
 m3-27=(m- ○  )(m2 + m* ○    +  ○  2)  Ответ: 2 и 3         

Категория  «Головоломки»

за 100. Какой знак нужно поставить между числами 4 и 5, чтобы результат получился больше четырех, но меньше пяти?   Ответ:  Запятую. Тогда получится 4,5

за 200. Найдите три числа, которые при попарном сложении дают в сумме двадцать, тридцать и сорок.    Ответ: 5; 15;25

за 300.  Продолжите последовательность:   3, 5, 8, 13, __   Ответ: 21; 34; 55

за 400.  Двенадцать братьев друг за другом стоят, но друг друга не видят.  Ответ: месяцы.

Категория «Задачи шутки»

за 100.  Крышка стола имеет 4 угла. Один отпилили. Сколько углов стало у стола?

Ответ: 5 углов.

За 200.  60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц?  Ответ: 2 см

За 300.  В семье четверо детей, им 5, 8, 13 и 15 лет. Детей зовут Аня, Боря, Вера и Галя. Сколько лет каждому ребенку, если одна девочка ходит в детский сад, Аня старше Бори и сумма лет Ани и Веры делится на три?   Ответ:  Аня-13лет; Боря-8 лет; Вера-5 лет; Галя-15 лет.

За 400.  Что больше произведение всех цифр или их сумма?  Ответ: сумма

IV. Подведение итогов урока

V. Домашнее  задание.

Приложение.

Работа на карточках.

1.Разложите на множители:

  1. 2m- 18m;          б) 7m + 14mn + 7n                        

                                

2. Вычислите, предварительно упростив числовое выражение с помощью формул сокращенного умножения:

                                        

Ответы:

1а)  2m(m – 3)(m + 3);   1б)  7 

       2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Разложение многочленов на множители различными способами» в 7 классе по учебнику А.Г. Мордковича

Урок направлен на закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении темы «Разложение многочленов на множители»; на то, чтобы учить детей  на основании логических рассуждений ...

Методы разложения многочленов на множители

Презентация к уроку "Методы разложения многочленов на множители"...

Алгебра 7 класс. Урок на тему: «Разложение многочленов на множители способом группировки».

Алгебра 7 класс. Урок на тему: «Разложение многочленов на множители способом группировки». Урок с использованием информационных технологий,  технологий личностно-ориентированного и проблемного об...

Урок ознакомления с новым материалом по теме "Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов"

Данный урок является первым уроком в теме "Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов". На этом уроке учащиеся знакомятся с применением комбинации различных приемов для...

Презентация к уроку ознакомления с новым материалом по теме "Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов"

Данный урок является первым уроком в теме "Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов". На этом уроке учащиеся знакомятся с применением комбинации различных приемов для...

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе по теме "Разложение многочленов на множители способом вынесения общего множителя за скобки и способом группировки"

Урок закрепления и обобщения знаний и способов учебных действий. Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, по цепочке, фронтальная. В конце урока использован эффект незавершенного действия....

Конспект урока с технологической картой по теме "Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки"

Научить учеников раскладывать многочлены на множители гораздо сложнее, чем научить умножать многочлены. Овладеть приёмами разложения многочлена на множители очень важно. Такого рода преобразования буд...