«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики»
план-конспект урока по алгебре (7 класс) по теме

Смагина Александра Николаевна

              Учитель и ученик… Даже человеку, далёкому от педагогики, понятно, что без взаимодействия этих составляющих невозможен образовательный процесс, а следовательно, невозможно развитие общества, которому необходимы грамотные специалисты и творческие люди. Поэтому особая роль предназначена учителю.

          “Авторитет, личность педагога, его разнообразные достоинства являются залогом успеха учащихся”, – утверждал В.М. Лизинский. И как не согласиться с данным высказыванием! Ведь главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, творчеству, воспитывая, таким образом, активно мыслящую личность.

           Интерес же к предмету вырабатывается, на мой взгляд, тогда, когда ученику понятно то, о чем говорит преподаватель, когда интересны по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают школьника к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат не только делать выводы и обобщения, но и видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают их индивидуальные особенности. Вот почему учитель должен стремиться к обновлению системы преподавания, направленному на повышение мотивации школьников к учебному процессу.          Возможно, поэтому ведущую роль в современном образовательном процессе занимает информатизация, дающая колоссальные возможности, поскольку может очень эффективно применяться не только в передаче знаний, но и способствовать саморазвитию ученика.

      Использование информационных технологий в процессе преподавания математики даёт то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствуя развитию самостоятельности.

Цели и задачи использования ИКТ

Цели использования компьютера на уроках математики следующие: развитие межпредметных связей математики и информатики; формирование компьютерной грамотности; развитие самостоятельной работы учащихся на уроке; реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.

Мои задачи как учителя математики следующие:

  • Обеспечить фундаментальную математическую подготовку детей;
  • Формировать информационную и методическую культуру, творческий стиль деятельности учащихся;
  • Подготовить учащихся использовать информационные технологии и другие информационные структуры.

Применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.

Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:

  • сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
  • эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;
  • индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
  • раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
  • осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.

Виды реализации ИКТ

Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей», считаю, что математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа.   На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы боле эффективно.

 

Формы использования ИКТ

В процессе преподавания математики, информационные технологии могут использоваться в различных формах. Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков:

  • мультимедийные сценарии уроков;
  • проверка знаний на уроке;
  • подготовка к ГИА и  ЕГЭ 
  • внеурочная деятельность

Мультимедийные сценарии уроков Одно из преимуществ использования ИКТ является резкое увеличение времени самостоятельной работы. Такой процесс обучения позволяет развивать мышление, активизировать мыслительные процессы. Работа будет творческой, если в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи вновь добываемых знаний.

Практикую проведение таких уроков как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного.

Представленный мною урок «Решение систем линейных уравнений с двумя переменными» - урок закрепления изученного материала и изучения нового.

На уроке используется презентация, которая помогает наглядно сделать проверку графического диктанта.

 Использование компьютерного тестирования позволяет ученику получить объективную оценку.  Тестирующая часть составлена таким образом, что после выполнения задания ученик сразу же получает реакцию на верный или неверный ответ. По завершении теста отметку учащимся за выполнение ставит компьютер. Работа с тестами в кабинете информатики понравилась ученикам, т.к. компьютер нельзя обвинить в предвзятости или необъективности. Положительным моментом можно считать и тот факт, что  отметку за свою работу ученики видят сразу после ее выполнения.

Программа «Живая геометрия» - это набор инструментов, который предоставляет все необходимые средства для построения геометрически фигур и их исследования. Она дает, возможность анализировать, «открывать» и проверять геометрические факты на основании достаточно большого количества опытов самостоятельно каждым учеником. Программа позволяет "оживлять" чертежи, плавно изменяя положение исходных точек. 

В программе  ADVANCED GRAPHER учащиеся практическим способом  изучают многие задачи, связанные с исследованием функций:

  • взаимное расположение графиков линейных функций
  • графический способ решения системы линейных уравнений 
  • графический способ решения уравнений
  • построение графика квадратичной функции
  • графический способ решения систем уравнений
  • преобразование графиков
  • нахождение касательной к графику функции
  • исследование функции при помощи производной и построение графика функции
  • нахождение площади фигуры

     С помощью программы удобно показывать все преобразования графика: растяжение, сжатие, переносы вдоль координатных осей.

       Пошаговая  инструкция, позволяет даже самому слабому ученику справиться с заданием. Применение данной программы сокращает время, затрачиваемое на построение системы координат и графика данной функции. С данной программой мы начинаем работать с 5 класса и, на этом уроке показывается применении данной программы для решения систем линейных уравнений.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx2.28 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий на уроках математики

Информационные технологии, вторгшиеся в современную жизнь, меняют наши представления  о мире, знании и о самих себе. Основная задача современного образования – не только давать знания,...

Использование современных информационных технологий на уроках математики

Одно из требований, предъявляемых к современному человеку - высокий уровень информационной культуры. Развитый интеллект, широкий кругозор, умение грамотно работать с любой информацией, использов...

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

ПРОЕКТ "«Использование современных информационных технологий на уроках математики»

Этот проект я создавала на курсах повышения квалификаций. Основной продукт проекта ссылки на сайты, в которых можно найти полезные материалы для проведения уроков математики по теме "Делимость чисел" ...

Использование современных педагогических технологий на уроках математики

Доклад на педсовет.  Из личного опыта работы учителя математики....

Обобщение педагогического опыта работы учителя математики Наниз Р.Е. «Использование современных инновационных технологий на уроках математики»

Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникационных технологий, которые всё плотнее входят в нашу жизнь. Обучение через применение информационно-ком...