Конспект урока по алгебре "Понятие квадратного корня из неотрицательного числа" для учащихся 8 класса
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме

Материал содержит конспект урока, презентацию к уроку и анализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока59.04 КБ
Файл Анализ урока17.58 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку644.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Понятие квадратного корня из неотрицательного числа.

Цель урока:

Дать понятие о корне из числа, научить находить   по определению.

Задачи урока:

  1. Повторить и закрепить знания учащихся об  рациональных числах.
  2. Ввести понятие квадратного корня их неотрицательного числа а и определение арифметического квадратного корня из числа а.
  3. Закрепить эти понятия в ходе выполнения упражнений.
  4. Рассмотреть правила вычисления квадратного корня из неотрицательного числа.
  5. Формировать умение вычислять квадратный корень из чисел и выражений.
  6. Развивать логическое мышление учащихся.
  7. Вырабатывать навыки устного вычисления.

План урока:

  1. Организационный момент (1 минута).
  2. Актуализация опорных знаний учащихся (5 минут).
  3. Объяснение нового материала (10 минут).
  4. Закрепление нового материала (20 минут).
  5. Итог урока (2 минуты).
  6. Домашнее задание (2 минуты).

Ход урока

  1. Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

А). Проверка домашнего задания.

Проверить ответы домашнего задания. Если возникли вопросы по каким-либо примерам, разобрать их на доске.

Б). Устная работа

1. Что называется степенью числа с натуральным показателем? Основанием степени? Показателем степени?

        Вычислить:

                                        

 =                                              

=                                                    

2. Найти значение  при х = 3; х = 4; х = - 5; х = 0; х = ; х = - 4 .     

3. Решить уравнение:

а)                   г)  

б)                    д)

                е)

  1. Объяснение нового материала.

Учитель объясняет тему согласно параграфу учебника. Учащимся в тетрадь надо вписать определения квадратного корня, подкоренного числа, извлечения квадратного корня.

1). Вводная беседа.

1. Сколько арифметических действий вы знаете?

Сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень. 5 действий.

2. Назовите обратные им действия.

Сложение и умножение имеют по одному обратному действию, которые называются «вычитание» и «деление». Пятое действие – возведение в степень имеет два обратных действия: 1. нахождение основания  2. нахождение показателя.

Определение «нахождение основания» называется извлечением корня. Второе действие – логарифмирование. Его мы будем изучать в 11 классе.

Займемся 1 – м действием. Так, наряду с задачей вычисления площади квадрата, сторона которого известна, с давних времен встречалась обратная задача: какую длину должна иметь сторона квадрата, чтобы его площадь равнялась b?

2). Введение определения.

Решим задачу:

Площадь квадратного листа равна 49 м2. Чему равна длина стороны квадрата?

Решение:

Пусть сторона листа – х м.

Площадь S=x2 м2.

Так как 7 2 = 49 и (–7) 2 = 49, то корнями уравнения x2 = 49 являются числа 7 и – 7. Условию задачи удовлетворяет только один из корней – число 7. Итак, длина стороны квадрата равна 7 см.

Определение: Квадратным корнем из числа а называют число, квадрат которого равен а.

Число 7 – неотрицательный корень уравнения x2 = 49 называют арифметическим квадратным корнем из 49.

Определение: Арифметическим квадратным корнем из числа а называется неотрицательное число, квадрат которого равен а.

Это число обозначают  , число а при этом называют подкоренным выражением.

Пример:

Записать в тетрадь:

Равенство  является верным, если выполняются два условия:

1) b ≥ 0,         2) b² = а.

При а < 0 выражение  не имеет смысла. Действительно, квадрат любого числа есть число неотрицательное. Например, не имеют смысла выражения

Арифметический квадратный корень обозначается значком  - радикал, корень.

Примеры

 

.

.

.

Из истории. Ещё 4000 лет назад вавилонские ученые составили наряду с таблицами умножения и таблицами обратных величин (при помощи которых деление чисел сводилось к умножению) таблицы квадратов чисел и квадратных корней чисел. При этом они умели находить приблизительное значение квадратного корня из любого целого числа.

  1. Закрепление

1). Закрепление определения квадратного корня.

№ 298 устно

№ 299 устно

 

Вычислить: № 300

                    № 301

2). Закрепление нахождения значения корня.

№ 305 (а, б, в, г)

3). Работа по таблице квадратов.

Пользование таблицей. (Форзац учебника)

№ 306

4). О знаке радикала

Начиная с 13 века, итальянские и другие европейские математики обозначили корень латинским словом Radix (корень) или сокращенно R. Используемый в настоящее время знак корня произошел от обозначения, которое применяли немецкие математики 15—16 веках. Они обозначили квадратный корень точкой впереди числа или выражения. В скорописи точки заменялись черточками, позже перешедшими в символ . Так, в рукописи, написанной в 1480 году на латинском языке, один такой символ точки перед числом () означал квадратный корень, два таких знака () означали корень четвертой степени, а три знака – кубический корень. Вероятно, из этих обозначений впоследствии и образовался знак , близкий к современному символу корня, но без верхней черты. Этот знак встречается впервые в немецкой алгебре “Быстрый и красивый счет при помощи искусных правил алгебры, обычно называемых Косс”, изданной в 1525 году в Страсбурге. Лишь в 1637 году Рене Декарт соединил знак корня с горизонтальной чертой.

5). Вводим операцию

Из определения арифметического квадратного корня следует, что при любом а, при котором выражение  имеет смысл, верно равенство

              Вычислить: № 309

                           

 6). Самостоятельная работа обучающего типа.

Три уровня сложности по возрастающей – на выбор учащегося.

1 вариант

х

25

0,36

0,0001

-16

2+

256

 

 

 

 

 

 

 

 

2 вариант

а

3

9

-7

36

-13

-11

2

в

6

16

11

64

-12

11

 

 

 

 

 

 

 

 

3 вариант

а

4

0

5

10

12

в

0

-6

-12

24

9

2

-6

 

 

 

 

 

 

 

  1. Итог урока.
  1. Сформулируйте определение арифметического квадратного корня.
  2. При каких значениях а выражение имеет смысл?
  3. Имеет ли уравнение   корни при , и если имеет, то сколько?
  1. Домашнее задание.

 12 читать, учить определения.

№№  312

          313

            314

         

         

Самостоятельная работа обучающего типа.

Три уровня сложности по возрастающей – на выбор учащегося.

Ф. И. учащегося __________________________

1 вариант

х

25

0,36

0,0001

-16

2+

256

 

 

 

 

 

 

 

 

2 вариант

а

3

9

-7

36

-13

-11

2

в

6

16

11

64

-12

11

 

 

 

 

 

 

 

 

3 вариант

а

4

0

5

10

12

в

0

-6

-12

24

9

2

-6

 

 

 

 

 

 

 


Для ответов                                                                        Для ответов

1 вариант                                                                                      1 вариант

х

25

0,36

0,0001

-16

2+

256

 

 

 

 

 

 

 

 

х

25

0,36

0,0001

-16

2+

256

 

 

 

 

 

 

 

 


2 вариант                                                                                            2 вариант    

а

3

9

-7

36

-13

-11

2

в

6

16

11

64

-12

11

 

 

 

 

 

 

 

 

а

3

9

-7

36

-13

-11

2

в

6

16

11

64

-12

11

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 


3 вариант                                                                                              3 вариант

а

4

0

5

10

12

в

0

-6

-12

24

9

2

-6

 

 

 

 

 

 

 

а

4

0

5

10

12

в

0

-6

-12

24

9

2

-6

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа обучающего типа.                                         Самостоятельная работа обучающего типа.

Три уровня сложности по возрастающей – на выбор учащегося.                 Три уровня сложности по возрастающей – на выбор учащегося.

Ф. И. учащегося __________________________                                        Ф. И. учащегося __________________________                

1 вариант                                                                                      1 вариант

х

25

0,36

0,0001

-16

2+

256

 

 

 

 

 

 

 

 

х

25

0,36

0,0001

-16

2+

256

 

 

 

 

 

 

 

 


2 вариант                                                                                            
2 вариант   

а

3

9

-7

36

-13

-11

2

в

6

16

11

64

-12

11

 

 

 

 

 

 

 

 

а

3

9

-7

36

-13

-11

2

в

6

16

11

64

-12

11

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

а

4

0

5

10

12

в

0

-6

-12

24

9

2

-6

 

 

 

 

 

 

 


3 вариант                                                                                              
3 вариант

а

4

0

5

10

12

в

0

-6

-12

24

9

2

-6

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Анализ урока по алгебре в 8  классе по теме:

«Понятие квадратного корня из неотрицательного числа»

Учитель математики: Сахарова Л. А.

Данный урок идет первым в теме «Квадратные корни» в курсе алгебры 8-го класса.

Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Его логика соответствует структуре урока данного  типа. Включает следующие этапы урока:

  1. Организация начала занятий.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
  4. Изучение нового материала.
  5. Первичная проверка усвоения знания.
  6. Первичное закрепление знаний.
  7. Контроль и самопроверка.
  8. Информация о домашнем задании.
  9. Подведение итогов.

Началу урока предшествовала хорошая организация учащихся, полная готовность и быстрое включение их в деловой ритм занятия.

Проверка домашнего задания  была проведена в виде разбора на доске заданий, вызвавших затруднения при их выполнении, с целью ликвидации ошибок и пробелов в знаниях и умениях ученика.  

Все остальные этапы были объединены основной дидактической целью – дать понятие о корне из числа, научить находить  по определению. Упражнения, используемые на уроке, помогали мне реализовать данные дидактические цели. Объяснений нового материала началось с проблемной задачи, решение которой привело к понятию квадратного корня. Содержание материала соответствовало уровню знаний учащихся и программе. Ценно, что оно опиралось на личный опыт детей. Использовались  элементы  задачного подхода, проявлялась автономность суждений детей. Все это способствовало проявлению творческой активности учащихся на уроке. Обучение проводилось на более высоком уровне трудности, где я знакомила ребят с той информацией, которая будет изучаться позднее, на последующих уроках, т. е. ориентировала их на перспективу. На уроке я постаралась создать субъективные отношения. Дети своими мыслями, высказываниями вмешивались в учебный процесс. Я только помогала им упорядочить свои знания, делать вывод. На уроке мною использовались разнообразные методы обучения (словесные, наглядные, практические, логические и другие), что способствовало лучшему усвоению учебного материала.

В проверке усвоения знаний учащимися новой темы я пыталась выявить глубину и понимание ими новых понятий. Для этого на уроке были созданы нестандартные ситуации, требующие от детей мыслительной деятельности, умения установить связи и воспроизвести новые понятия, умения выделить их существенные признаки.

Информация о домашнем задании была дана мною в конце урока  и сопровождалась инструктажем ее выполнения.

Все части урока были связаны между собой единой дидактической целью, переходы от одного к другому проводились плавно, почти незаметно. Каждый этап был как бы ступенькой к восприятию последующей, более сложной, т. е. постепенно возрастал уровень даваемого материала детям. Все эти приемы помогали мне в достижении триединой дидактической цели, а значит, урок носил образовательный характер.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Понятие квадратного корня из неотрицательного числа» Цель урока: д ать понятие о корне из числа н аучить находить по определению

Слайд 2

Задачи урока: Ввести понятие квадратного корня их неотрицательного числа а и определение арифметического квадратного корня из числа а. Закрепить эти понятия в ходе выполнения упражнений. Рассмотреть правила вычисления квадратного корня из неотрицательного числа. Формировать умение вычислять квадратный корень из чисел и выражений. Развивать логическое мышление учащихся. Вырабатывать навыки устного вычисления. Понятие квадратного корня из неотрицательного числа

Слайд 3

План урока: Организационный момент Актуализация опорных знаний учащихся Объяснение нового материала Закрепление нового материала Итог урока Домашнее задание Понятие квадратного корня из неотрицательного числа

Слайд 4

Актуализация опорных знаний № 1. Вычислить:

Слайд 5

№ 2. Найти значение при х = 3; х = 4; х = - 5; х = 0; х = ; х = - 4 . № 3. Решить уравнение: Актуализация опорных знаний

Слайд 6

a a Какова сторона квадрата ? Воспользуемся формулой Ответ: Понятие квадратного корня из неотрицательного числа

Слайд 7

Определение Арифметическим квадратным корнем из числа а называется неотрицательное число, квадрат которого равен а. Это число обозначают Понятие квадратного корня из неотрицательного числа , число а - подкоренное выражение

Слайд 8

Понятие квадратного корня из неотрицательного числа Равенство является верным, если 1) 2) При а < 0 выражение не имеет смысла , так как квадрат любого числа или положителен, или равен нулю. Например, не имеет смысла выражение

Слайд 9

Операцию нахождения квадратного корня из неотрицательного числа называют извлечением квадратного корня . Эта операция является обратной по отношению к возведению в квадрат. и Понятие квадратного корня из неотрицательного числа

Слайд 10

Понятие квадратного корня из неотрицательного числа О знаке радикала В записи знак называют знаком радикала (от латинского « Radix » - корень)

Слайд 11

ЗАДАНИЕ Устно: № 298 № 299 Вычислить: № 300 № 301 Понятие квадратного корня из неотрицательного числа √ √ √ √

Слайд 12

Вычислить: № 305 (а, б, в, г) Работа по таблице квадратов. Устно: № 306 Понятие квадратного корня из неотрицательного числа √ √

Слайд 13

Из определения арифметического квадратного корня следует, что при любом а, при котором выражение имеет смысл, верно равенство Задание: Вычислить № 309 Понятие квадратного корня из неотрицательного числа √ Понятие квадратного корня из неотрицательного числа

Слайд 14

Самостоятельная работа 1 вариант 2 вариант 3 вариант Понятие квадратного корня из неотрицательного числа х 25 0,36 0,0001 -16 2 + 256 а 3 9 -7 36 -13 -11 2 b 6 16 11 64 -12 11 а 4 0 5 10 12 b 0 -6 -12 24 9 2 -6

Слайд 15

Ответы 1 вариант 2 вариант 3 вариант Понятие квадратного корня из неотрицательного числа х 25 0,36 0,0001 -16 2 + 256 5 0,6 0,01 - 9 16 4 а 3 9 -7 36 -13 -11 2 b 6 16 11 64 -12 11 3 5 2 10 - 0 3 1 а 4 0 5 10 12 b 0 -6 -12 24 9 2 -6 4 6 13 26 15 5 7

Слайд 16

Итог урока Сформулируйте определение арифметического квадратного корня. При каких значениях а выражение имеет смысл? Имеет ли уравнение корни при а >0 , a<0 , a = 0 , и если имеет, то сколько? Понятие квадратного корня из неотрицательного числа

Слайд 17

Домашнее задание Учебник (теория) §12 читать, учить определения. Учебник (задачник) №№ 312 313 314 Понятие квадратного корня из неотрицательного числа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Квадратные корни"

В данном материале показан конспект урока в виде игры "Звездный час" по теме "Квадратные корни". Урок посвящен обобщению знаний учащихся по данной теме, развитию логического мышления, привитие интерес...

конспект урока по теме "Формулы корней квадратных уравнений"

Урок закрепления с применением информационных технологий и системно деятельностного подхода....

понятие квадратного корня из неотрицательного числа

Понятие квадратного корня из неотрицательного числа...

Урок «Свойства арифметических квадратных корней», 8 класс

Анализ и оценка современных тенденций реформирования образования привели к проектированию технологий обучения на основе деятельностного подхода, одной из которых является технология проблемного обучен...

Конспект урока по теме "Квадратные корни. Арифметический квадратный корень"

Урок по теме "Квадратные корни. Арифметический квадратный коркнь" 8 класс...

Конспект урока по теме "Формулы корней квадратных уравнений".

Конспект урока по теме "Формулы корней квадратных уравнений". Урок закрепления знаний. Проведение индивидуальной работы. Представлена разноуровневая самостоятельная работа для учащихся со слабыми знан...

Конспект урока "Свойства арифметического квадратного корня"

В данной статье представлен конспект урока алгебры в 8 классе по теме "Свойства арифметического квадратного корня"...