Статья "Нестандартные формы работы на уроках математики"
статья по математике на тему

Кононова Анна Юрьевна

Занимаясь вопросом использования игр на уроках информатики, могу сказать: играть любят все. Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Главная цель нестандартных уроков - возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nestandartnye_formy_raboty_na_urokakh_matematiki.docx40.91 КБ

Предварительный просмотр:

Нестандартные формы работы

на уроках математики

Занимаясь вопросом использования игр на уроках информатики, могу сказать: играть любят все. Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Главная цель нестандартных уроков - возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.

К нестандартным формам обучения можно отнести:

- тематические праздники;

- ролевые уроки;

- деловые игры;

- игровые моменты на уроках математики;

- конкурсы;

- эстафеты.

Игровые уроки, а также игровые моменты, включенные в урок (в любой из его этапов) активизируют деятельность учащихся на уроке, развивают интерес к предмету, воспитывают чувство ответственности за коллектив в процессе творческой работы.

Однако любая игра только внешне кажется беззаботной и лёгкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал максимум своей энергии, ума и выдержки, а от учителя большой подготовки.

Примеры нестандартных форм работы, используемых на уроках математики

Эстафеты.

Как правило, проводятся в начале урока. Активизируют работу учащихся на уроке.

У доски. Класс делится на три команды (по рядам). На доске записаны задания для каждой команды. Участники выходят к доске и решают примеры. Оценивается быстрота и правильность.

На месте. Смысл тот же, но задания записаны на листке бумаги. Карточки выдаются каждой команде. Задания передаются от одного ученика к другому по сигналу учителя.

Например.

На уроке по теме. «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» проводилась следующая работа.

Цель: подготовить учащихся к активной работе на уроке.

Эстафета (по рядам).

Задание. Привести данные дроби к новому знаменателю.

I ряд

II ряд

III ряд

60

36

42

Оценить баллами. Команда, набравшая большее количество баллов, получает «5»; остальные «4».

Задания шифровки.

Как правило, проводятся в конце урока в виде самостоятельной работы на закрепление нового материала или в качестве контроля над знаниями, умениями и навыками учащихся по уже изученному материалу. Учащимся предлагаются задания и шифр к ним. Каждому правильному ответу соответствует буква. Затем из букв составляется слово.

Например.

На уроке по теме «Действия с рациональными числами» учащимся была предложено такая самостоятельная работа.

Решив эти задания, ты сможешь расшифровать слово.

Шифр

1) –3,5-7,3;

2) -+;

3) -64·;

4) -81:(-);

5) 2,57-;

6) -3,5+(-).

г = -10,8          д = 99

я = -4,2            р =

а = -96             н = 25

ш = 16             у = -2,93

ш = 16             у = -2,93

с =           о = -81


Кроссворды.

Предлагаются задания, как на составление кроссвордов, так и на их отгадывание. Эта работа закрепляет знания терминологии и способность пользоваться дополнительной литературой. Составление кроссвордов, особенно учебных, - очень непростое дело. Ведь речь идет не об определениях, а об описании понятий. И основная задача при этом – дать корректное, понятное и узнаваемое описание.

Например.

На уроке-зачете по геометрии был предложен такой кроссворд.

о

с

т

р

ы

й

м

е

о

у

ж

т

у

п

о

й

г

в

н

р

б

о

е

ы

п

е

р

п

е

н

д

и

к

у

л

я

р

н

ы

е

з

р

с

т

о

я

с

е

р

е

д

и

н

а

к

м

е

к

а

к

а

я

т

л

у

ч

р

ь

и

н

г

р

а

д

у

с

ы

а

е

Вопросы.

По горизонтали:

1. Угол, градусная мера которого меньше 900 .

2. Угол, градусная мера которого больше 900.

3. Две пересекающиеся прямые, образующие четыре прямых угла.

4. Точка отрезка делящая его пополам.

5. Часть прямой, которая имеет начало, но не имеет конца.

6. Единица измерения углов.  

По вертикали:

7. Два угла, у которых одна сторона общая, а две другие являются продолжениями одна другой.

8. Часть прямой, ограниченная двумя точками.

9. Геометрическая фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из этой точки.

10. Два угла, у которых стороны одного являются продолжениями сторон другого.

11. Луч, исходящий из вершины угла и делящий его на два равных угла.

12. Угол, градусная мера которого равна 900.

Рисуем по координатам.

Например.

При изучении темы «Координатная плоскость» в 6 классе используются следующие задания. Учащимся предлагаются координаты точек, отметив которые на координатной прямой, а затем, соединив их отрезками они получают рисунок. Т.о. у школьников появляется дополнительный стимул для изучения этой темы, ведь это не только полезно, но и интересно.

Уроки-игры.

На таких уроках, как правило, проводятся командные игры (класс делится на группы).

Например.

  1. Контрольная работа – лабиринт. Тема «Решение уравнений».

Учитель составляет маршрут для каждого ученика. Маршруты расставлены по партам. В начале урока ученики получают первое задание, получив ответ, они находят стол, на маршрутном листе которого есть этот ответ. Садятся за нужный стол и решают новое задание, которое берут из маршрутного листа. И т.д.

  1. Урок – игра «Поле чудес».

Команды отгадывает слово (математическое понятие, имя известного математика), решая задания.

  1. Урок – игра «Счастливый случай».

Игра состоит из нескольких туров. Первый тур. Приветствие. Второй тур. «Блиц опрос». Команды (по очереди) отвечают на 15 вопросов за определенный промежуток времени. Третий тур. «Заморочки из бочки». Учащимся предлагаются занимательные задачи. Четвертый тур. «Кто быстрее». Командам нужно как можно быстрее восстановить ход «цепочки вычислений». Далее подведение итогов.


Оценка работы учащихся на таких уроках.

Работа школьников на таких уроках оценивается  «+». Набрав, пять «+» ученик получает пятерку. А также оценка зависит от объема материала, который охватывает игра. Оценка может быть 3 или 4, очень редко (для отдельных тем) 5; т. к. теоретические знания ещё не являются свидетельством того, что учащийся умеет применять их на практике. Но, если игра включает и практические задания, то её можно оценивать и из пяти баллов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные формы проведения уроков математики в школе как средство повышения уровня познавательной активности учащихся

Еще с давних времен существует процесс обучения молодого поколения, т. е. передача опыта старшим поколением младшему. И всегда существовала проблема поддержания у учащихся интереса к изучаемому матери...

Физкультминутка в игровой форме на уроках математики

Физкультминутка в игровой форме на уроках математики...

Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»

Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...

«Использование игр и игровых форм на уроках математики»

Сегодня главное в образовании - развитие, формирование общей культуры человека, способного, в частности, самостоятельно добывать и перерабатывать информацию. Важнейшим условием достижения нового качес...

План самообразования"Применение игровых форм на уроках математики"

"Применение игровых форм на уроках математики"...

Деловая игра одна из форм современного урока математики

Выступление и презентация к выступлению на педагогическом совете....

Статья "Нетрадиционные формы проведения уроков математики".

Надеюсь, читателей заинтересуют мои нааработки по видам нетрадиционных урорков....