Урок математики в 5 классе. Это гордое слово "Победа"!
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Николаева Нина Алексеевна

Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по курсу математики 5 класса.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Повторение, систематизация знаний учащихся  по темам курса 5 класса;
  2. Умение применять математические знания к решению нестандартных практических задач;
  3. Демонстрация тесной связи предметов (истории и математики).

Развивающие:

  1. Расширение кругозора учащихся;
  2. Развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
  3. Повышение информационной культуры учащихся, интереса к  математике, истории;
  4. Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету математика.

Воспитательные:

1. Создать условия для продолжения работы по формированию

гражданских и патриотических качеств учащихся через обращение к    памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

2. На конкретных фактах и примерах показать, что небывалый в истории подвиг советского народа и армии был настолько велик и величественен, что он вдохновляет и нынешних россиян служить своему Отечеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Днепровская средняя общеобразовательная школа»

Урок математики в 5 классе. Это гордое слово «Победа!»

Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по курсу математики 5 класса.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Повторение, систематизация знаний учащихся  по темам курса 5 класса;
  2. Умение применять математические знания к решению нестандартных практических задач;
  3. Демонстрация тесной связи предметов (истории и математики).

Развивающие:

  1. Расширение кругозора учащихся;
  2. Развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
  3. Повышение информационной культуры учащихся, интереса к  математике, истории;
  4. Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету математика.

Воспитательные:

1. Создать условия для продолжения работы по формированию

гражданских и патриотических качеств учащихся через обращение к    памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

2. На конкретных фактах и примерах показать, что небывалый

в истории подвиг советского народа и армии был настолько велик и величественен, что он вдохновляет и нынешних россиян служить своему Отечеству.

 Оборудование урока: ПК, проектор, интерактивная доска, презентация, карта военных лет, карточки с заданиями.

Ход урока.

1. Организационный момент:

  • настрой на рабочий лад;
  • сообщение темы урока;
  • сообщение плана урока.

2. Подготовка к активному и сознательному усвоению, закреплению, систематизации знаний. Изложение материала с показом презентации.

Слайд №2.

Учитель: «В жизни каждого из нас есть праздники и памятные даты,

которые имеют особое значение. А есть такие случаи, когда стирается грань, когда личное становится общим, общее воспринимается как очень близкое, очень личное. 9 Мая, День Победы — это тот самый пример такого праздника. Это наш общий праздник, праздник каждого из нас, праздник всех

российских семей. Естественно, у каждого из нас есть и собственное отношение к этому празднику. И, как правило, это связано с нашими близкими родственниками, дедами, прадедами, которые воевали, прошли через горнило войны».

                                                             Президент России Д.А. Медведев

Слайд №3.

Прошло 65 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне, но до сих пор нашу память тревожит прошлое. Горькое прошлое. Героическое прошлое. Течет река времени, все дальше и дальше от нас эта война, а в памяти народной и поныне безмерные страдания военных лет и беспримерное мужество народа.

Сегодняшний урок математики посвящаем победе Советского народа над фашистами.

Слайд №4.

Девиз урока. Тот, кто сегодня помнит прошлое своей страны, достоин будущего.

Слайд №5.

Празднуя очередную годовщину великой Победы, мы снова и снова вспоминаем, какие суровые испытания выпали на долю нашей страны с той минуты, когда фашистские полчища вероломно, без объявления войны хлынули через наши границы. Война, навязанная нам, была самым крупным вооруженным нашествием ударных сил империализма. В ее огне, полыхавшем от Баренцева до Черного морей, решалась судьба первого в мире социалистического государства, будущее сотен миллионов людей, судьба всей мировой цивилизации. (карта)

Слайды №6 – №7.

1941 год, июнь, 22…

Война началась рано утром в 4 часа мощными ударами воздушных и механизированных армий Германии.

Слайд №8.

Задача .

Уже в первый день немецкая авиация разбомбила _______         аэродромов и уничтожила на земле и воздухе ________   советских самолетов.

Свыше 2/3 из них на аэродромах  _________

Выполните вычисления и заполните пропуски в тексте.

Аэродромов: 125 · 8: 25 +26

Самолетов: 6000 · 0,15 + 300

Слайды №9  – №10.

План нападения на СССР был рассчитан на молниеносную войну и предполагал разгром вооруженных сил СССР. В первые месяцы войны Советской Армии приходилось отступать. В начале июля 1941 года враг подошел к Смоленску. Германия нанесла главный удар, стремясь овладеть «воротами Москвы» – Смоленском.  Здесь развернулось крупное в первые месяцы войны сражение.

Горела земля под ногами захватчиков. Битва за Смоленск и Смоленское сражение, длившиеся с 10 июля 1941 года по 10 сентября 1941 года, сорвали попытку врага с ходу прорваться к Москве. И пока фашисты бились на смоленской земле, Москва готовилась к защите.

Город мой! Про тебя скажет каждый,

Кого не спроси,

Это летопись битв

Это повесть о судьбах Руси!

Это каменный щит –

Что хранил ее сердце –  Москву!

С чем тебя я сравню?

Как еще назову!

Советские бойцы сражались под Смоленском,  проявляя массовый героизм. Не было на Смоленщине ни одного клочка земли, где не стоял бы до последнего патрона, до последнего дыхания советский солдат.

Недаром враг, приблизившись едва,

Нарвался на удар прямой и дерзкий,

Ведь первый клич, что за спиной Москва,

Здесь прозвучал, в сраженье под Смоленском.

Слайд №11.

Значительную роль в успешном отражении атак немецких войск играла советская артиллерия. В начале Смоленского сражения Красная Армия получила замечательное оружие – установки реактивных минометов. Их появление на полях войны было полной неожиданностью для немцев.

Создание этого нового грозного оружия явилось большой помощью советским солдатам, ласково назвавшим реактивные минометы ____.

Слайд №12.

Задание.

Устно решите примеры, замените числа буквами и вы узнаете название реактивных минометов

Ю  2,45 ∙10                                         Ш 0,00789 ∙10 000

Т  0, 357 ∙100                                     А 0,3 ∙1000

К 218,9 ∙100

21890

300

35,7

24,5

78,9

300

К

А

Т

Ю

Ш

А

Слайды №13 – №15.

Кровопролитные бои шли в окружении. Единственным путем доставки пополнения людьми и техникой была переправа через Днепр.

Большие надежды возлагались на танки.

Задача
Максимальная скорость танка Т-34, который был лучшим в мире в годы войны, 55км /ч, а скорость фашистского танка того же класса T-III- 40км/ч. Успеют ли наши танки захватить переправу, если, по данным разведки, фашистские танки находятся от нее на расстоянии 22км, а наши – 25км? При этом надо учесть, что на пути советских танков есть труднопроходимый участок длиной 3км, который можно преодолеть только со скоростью 30км/ч.

Задача.

Для переправы 80 танков через реку шириной 720м, имеется одно переправочное средство. Продолжительность одного рейса переправочного средства – 15 минут, обратно переправочное средство возвращается пустым за 5 минут, одновременно переправляются два танка. Время погрузки и выгрузки танков с переправочного средства учтено. Для сокращения времени переправы танков часть танков можно переправить под водой по одной трассе. Скорость движения танков под водой – 72м/мин. Определить время переправы танков через реку.

Успех Смоленского сражения был обеспечен, прежде всего, исключительным массовым героизмом, самоотверженностью и боевой доблестью бойцов, командиров и политработников, воинским искусством полководцев и военачальников Красной Армии.

Слайды №16 – №17.

В ходе Смоленского сражения родилась Советская гвардия. Советские войска прорвали оборону, разгромили противника и освободили город в Смоленской области – первый во всей Европе город, освобожденный Советской Армией. Название города вы можете узнать, решив устно примеры

Задание. Устно решите примеры, замените числа буквами и вы узнаете название этого города

Я 215:10                                            Е 2346,9:10000

Н 98, 7:100                                        Л  0,3:100

Ь 1418:1000

0, 23469

0,003

1,418

0,987

21,5

Е

Л

Ь

Н

Я

Слайды №18 – №20.

Но дорогой была цена Смоленского сражения – безвозвратные потери составили 486 171 человек, а раненых  –  273 803 человека. Значительными были и потери противника. В огне Смоленского сражения воины Красной Армии приобрели опыт, без которого нельзя было воевать против сильного врага.

Слайд №21.

В час великих испытаний понятным и близким для всех стал призыв: «Родина-мать зовет!». Откликаясь на него, тысячи советских людей уходили добровольцами  на фронт, туда, где решалась судьба родины. По инициативе трудящихся формировались дивизии народного ополчения, истребительные полки и батальоны. Женщины, старики и подростки заменяли уходящих на фронт и самоотверженно трудились на заводах и колхозных полях, на строительстве оборонительных сооружений

Слайд №22.

С 30 сентября по 5 декабря 1941 года Красная Армия вела тяжелые, кровопролитные бои под Москвой. Сложная обстановка потребовала эвакуации из Москвы ряда важнейших предприятий. Создавались новые рубежи обороны на ближних подступах к Москве. Формировались дивизии народного ополчения, город готовился к уличным боям.

Задача. На строительство оборонительных сооружений было мобилизовано 450 000 жителей столицы, 75% из них составляли женщины. Сколько женщин участвовало в этом строительстве?

Слайд №23.

Задача. Оборона занимает прямоугольный участок местности. Стороны прямоугольника равны соответственно 12,5км и 24км. Одна из наибольших сторон прямоугольника является передним краем обороны. Определить площадь участка обороны в гектарах.

1км = 100га

Слайд №24.

Задача.

С 22 июля по 22 декабря 1941 года в налетах на Москву участвовало

8 000 немецких самолетов. К городу прорвалось только 2,8%. Сколько самолетов не прорвалось к Москве?  

Слайд №25.

Задача.  Всего за время войны в налетах на Москву участвовало 8 823 самолета. К городу прорвалось только  337. Сколько процентов самолетов противника не прорвалось к Москве? Ответ округлите до десятых.

Слайд №26.

Задача. Максимальная скорость советского истребителя военного времени «ЯК-3» 720км/ч, немецкого истребителя «Мессершмидт-109» на 120км/ч меньше скорости «ЯК-3» и на 30км/ч больше скорости другого истребителя «Фокке -Вульф 190-А». Найдите скорость немецких истребителей,  сравните их со скоростью «ЯК-3».

Слайд №27.

Задача. Используя ответ предыдущей задачи, сравните максимальные скорости советских истребителей «МИГ- 3», «Ла-7»  640 и 680км/ч соответственно со скоростью немецких истребителей.

Слайд №28.

В результате упорной обороны и контрударов в конце ноября – начале декабря последние попытки противника прорваться к Москве были сорваны. Советские войска переходили в наступление в трудных условиях, когда численное превосходство в живой силе, танках, самолетах было на стороне противника.

Слайд №29.

Задача. В таблице дано соотношение сил СССР и Германии на Московском направлении осенью 1941 года. Сравните численные данные. Сделайте вывод.

Боевые силы и средства

Красная Армия

Германские войска

Личный состав

1 250 000

1 800 000

Количество танков

990

1700

Количество орудий

7600

14000

Количество самолетов

667

1390

Слайд №30.

Задача. На завершающем этапе Московской битвы Советская Армия нанесла противнику тяжелое поражение: из строя были выведены 16 дивизий и 1 бригада. 1 дивизия состоит из 17000 человек, а 1 бригада из 30000 человек. Сколько живой силы было потеряно противником?

В битве под Москвой фашисты потеряли более полумиллиона

солдат, 1300 танков, 2500 пушек, более 15000 автомашин.

Была разрушена легенда о непобедимости фашистской армии. Полчища немецко-фашистских войск, наводившие ужас на правительства и народы Европы, были остановлены на подступах к Москве.

Слайд №31.

А под Ленинградом (сейчас это Санкт-Петербург) сомкнулось кольцо фашистского окружения. Город остался без продовольствия, топлива и сообщения с другими городами.

Слайды №32 – №33.

Но ленинградцы, несмотря на голод, холод, болезни продолжали не пускать врага в родной город. Работали заводы, выпускающие снаряды, дежурили бригады добровольцев, спасавшие памятники, дворцы, дома от зажигательных бомб, которые фашистские самолеты сбрасывали на город.

Каждый день сотни и тысячи ленинградцев умирали от голода, замерзали на улице и в не отапливаемых домах, погибали под бомбежками. Но люди выстояли, они сохранили красивейший город мира – свой Ленинград, свой Санкт-Петербург!

Ленинградская блокада длилась  900 дней.

Задача. Во время блокады ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250г, для служащих, иждивенцев и детей – вдвое меньше.

Вопрос.  Какова норма хлеба для детей?

Главной задачей ВМФ СССР в годы Великой Отечественной войны явилось всемерное содействие приморским флангам фронтов Красной Армии, на которой лежала основная тяжесть борьбы с немецкими захватчиками. Города-герои Ленинград, Сталинград, Киев, Одесса, Севастополь, Керчь, Новороссийск были свидетелями тесного боевого взаимодействия армии и флота.

Бои шли не только в воздухе и на суше, но и на море.

Слайд №34.

Задача. Разведчику, двигавшемуся в составе эскадры, дано задание обследовать район моря на 70миль в направлении движения эскадры. Скорость эскадры – 35 миль в час, скорость разведчика – 70 миль в час. Требуется определить, через, сколько времени разведчик возвратится к эскадре?

Слайд №35.

Задача. Разведчик получил приказ произвести разведку впереди эскадры по направлению ее движения. Через 3 часа судно это должно вернуться к эскадре. Спустя сколько времени после оставления эскадры разведывательное судно должно повернуть назад, если скорость его составляет 60 узлов, а скорость эскадры  40 узлов?

Слайд №36.

Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу –  это подвиг беспредельного мужества  и стойкости советских людей, верности Родине.

За годы войны в тылу врага находилось более 6 тыс. партизанских отрядов, в которых сражались с врагом свыше 1 млн. человек. Они уничтожили, ранили, захватили в плен более 1 млн. фашистов и их пособников. Вывели из строя свыше 4 тыс. танков и бронемашин, 65 тыс. автомашин, 1100 самолетов, разрушили и повредили 1600 железнодорожных мостов, пустили под откос более 20 тыс. железнодорожных эшелонов.

Более 127 тыс. патриотов награждены медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й и 2-й степени.

Свыше 184 тыс. удостоены орденов и медалей Советского Союза.

249 человек получили звание Героя Советского Союза

Задание: запишите цифрами числа, встречающиеся в тексте.

Слайды №37 – №41 .

Сотни тысяч женщин и девушек сражались на фронтах войны в качестве медсестер, летчиц, разведчиц, танкисток, снайперов, зенитчиц, и т. д. Многие из них награждены орденами и медалями Советского Союза, а также удостоены звания Героя Советского Союза.

Всего в боевых действиях в годы войны участвовало 34 476 700 советских  военнослужащих. В Армию и на Флот было призвано 490 тысяч женщин.

Слайды №42 – №55

В ночь с 8 на 9 мая 1945 года в Берлине была подписана безоговорочная капитуляция. Со стороны Советского Союза её подписал заместитель Верховного Главнокомандующего Советскими Вооружёнными Силами Маршал Советского Союза Г.К.Жуков, со стороны Германии –  фельдмаршал Кейтель.

Слайд №56.

65 лет прошло с того дня, как закончилась война. Но в памяти народной навсегда остались те, кто принёс нам Победу в мае 1945 года

Данные о гибели гражданского населения:

- преднамеренно истреблено – 7 млн. 420 тыс. 135 человек

- погибло на принудительных работах в Германии – 2 млн. 164 тыс. 313 человек

- погибло от жестоких условий оккупации – 4 млн.100тыс. человек

Данные о гибели среди военных:

- убито в  боях, умерло от ран, пропало без вести – 11 млн.

944 тыс. 100 человек.

Всего: 26 млн. 600 тыс. человек

Слайд №57.

 Задача. Общий ущерб, нанесенный народному хозяйству СССР во второй мировой войне, составляет 2 триллиона 600 миллиардов рублей. Подсчитайте, сколько школ можно было бы  построить на средства, потерянные нами в годы Великой Отечественной войны, если считать, что на строительство новой школы затрачивалось по тем временам 8 миллионов 600 тысяч рублей.

3. Заключительное слово.

Слайды №58 – №68

65 лет назад всю землю озарил великий праздник мира —

Победа в Великой Отечественной войне. Нелегкой ценой она

досталась.  Но мы не забыли о тех 1418 днях и ночах, которые продолжалась Великая Отечественная война. Почти 27 миллионов жизней советских людей унесла она. Потоками крови и слез была омыта за эти нескончаемо долгие четыре года наша многострадальная земля. И если бы собрать воедино горькие материнские слезы, пролитые по погибшим сыновьям, то образовалось бы море Скорби,  и потекли бы от него во все уголки планеты реки Страдания.

Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил это зло. Этот подвиг будет жить в наших сердцах вечно.

Мы – наследники Великой Победы – преклоняемся перед ратным подвигом солдат Отчизны. Низкий поклон всем, вынесшим на своих плечах тяготы и лишения военного лихолетья, превозмогавшим боль, кровь и смерть. Низкий поклон и благодарность потомков всем, кто поднял страну из руин, кто всей своей жизнью показал, каким должно быть поколение Победителей.

Почти в каждой семье кто-то погиб, пропал без вести, умер от ран. Минутой молчанья почтим память тех, кто свои жизни отдал борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь. Прошу всех встать.

Нам, современному поколению, дорого будущее планеты. Наша задача – беречь мир, бороться, чтобы не убивали людей, не гремели выстрелы, не лилась человеческая кровь. Небо должно быть голубым,  солнце ярким, теплым, добрым и ласковым, жизнь людей безопасной и счастливой.

Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам.

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся и мертвым, и живым.

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся друзья.

Всем миром, всем народом, всей землей

Поклонимся за тот великий бой!.

4. Домашнее задание. Слайды № 69 –№70.

1. Наиболее известные операции Великой Отечественной войны.

Ленинградская битва: 10 июля 1941г. — 9 августа 1944г.

Московская битва: 30 сентября 1941г. — 20 апреля 1942г.

Сталинградская битва: 17 июля 1942г. — 2 февраля 1943г.

Курская битва: 5 июля — 23 августа 1943г.

Берлинская операция: 16 апреля — 8 мая 1945г.

Сравните по продолжительности основные периоды войны. Постройте диаграмму.

2.Задача.

Во время боя командир отправил 0,4 всех своих солдат на переднюю линию боя, а остальных солдат разделил на два отряда для обороны левого и правого флангов. На левом фланге в отряде было в 5 раз больше солдат, чем на правом. Сколько солдат было на правом и сколько на левом фланге, если всего у командира в подчинении было 800 солдат? Каков процент солдат находился на левом и правом флангах от общего количества солдат?

Слайд №71.

Литература.

1. Великая Отечественная война: Цифры и факты: Кн. для учащихся старших классов и студентов / Г. Ф. Кривошеев, В. М. Андроников и др.; Под ред. Г. Ф. Кривошеева. — М., 1995.

2. Великая Отечественная война, 1941-1945: кн. для чтения: в 2 ч. Ч. 2 / [авт.-сост.: И. А. Дамаскин, П. А. Кошель, Ю. А. Никифоров; науч. ред. О. А. Никифоров]. - М. : Олма-Пресс, 2005. - 479 с. : ил., табл., карты, фот.

3. Великая Отечественная война. 1941-1945: кн. для чтения: в 2 ч. Ч. 1 / [авт.-сост.: И. А. Дамаскин, П. А. Кошель, Ю. А. Никифоров; науч. ред. О. А. Никифоров]. - М. : Олма-Пресс, 2005. - 479 с. : ил., карты, табл., фот.
4. Мультимедиа CD ROM «От Кремля до Рейхстага» Московское    городское объединение архивов 2000.

 5. Интернет - ресурсы.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС

1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Урок математики 5 класс.Технологическая карта к уроку

технологическая карта урока математики 5 класс. Тема: Делимостьь чисел.Свойства делимости.(в соответствии с ФГОС)...

Урок математики 6 класс VIII вид Тема урока: Скорость, время, расстояние (путь).

Разработка урока коррекции и систематизации знаний по изученной теме с элементами краеведения по теме «Скорость, время, расстояние (путь)»; карта учета умений учащихся 7  класса; интеллект-карта...

урок математики 6 класс "Решение задач с помощью пропорций" конспект урока и призентация

решение задач на прямую и обратную пропорциональность с последующим построением диаграмм....

урок математики 6 класс Бунимович тема урока "Решение задач с помощью уравнений"

урок составлен полностью в соответствии с требованием ФГОС, разработка содержит технологическую карту, презентацию...