Статья "Активизация познавательного интереса к предмету через внеклассную деятельность"
статья по алгебре по теме

Бахмутская Елена Владленовна

Методические рекомендации по активизации познавательного интереса к предмету математики через внеурочную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st-s.docx33.93 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательного интереса к предмету через внеклассную деятельность. (Швечко Л.И., Бахмутская Е.В.)

Введение.

Перед преподавателями всегда вставал вопрос развития самостоятельности и творческой активности, учащихся во внеурочной работе на основе дифференциального обучения и индивидуального подхода, а так же подготовки и проведения различных видов внеклассной деятельности: математических утренников и вечеров, математических недель, викторин и конкурсов. Практика внеклассной работы, так же как и индивидуальный  подход к учащимся на уроках  способствуют развитию и становлению личности в условиях единой школы, повышению уровня обучения.

Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться», «самовыражаться», «самоутверждаться» в соответствии со своей шкалой ценностей. Таким образом, внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения учащимися социально-культурных ценностей общества. Освоить которые можно через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга. Цель внеклассной деятельности – это самореализация личности во внеурочное время. Часы, отводимые на внеклассную деятельность учащихся, используются на различные формы её организации, отличные от урочной системы обучения. Занятия проводятся во второй половине дня. Форма проведения занятий различная: экскурсии,  конференции, диспуты, поисковые и научные исследования.

Не секрет, что в средней школе интерес к внеклассной деятельности  среди учащихся заметно падает, т.к.  на первом месте для подростка оказывается общение со сверстниками, которое занимает всё свободное время. И тогда перед педагогами остро встает вопрос, как же привлечь внимание учащихся среднего звена к совместной деятельности после школы?
Следует правильно понимать и реализовывать эту цель: создание условий для положительного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Последовательно и планомерно решать поставленные при этом задачи:
- использовать активные и творческие формы работы;

- регулярно демонстрировать достижения деятельности учащихся;

- воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели.

Основными задачами активизации познавательного интереса к предмету при организации внеурочной деятельности детей являются:

 

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности по предмету;
  • оказание помощи в поисках «себя» в предмете;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности по предмету;
  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении предметной деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков по предмету;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширение рамок общения с социумом.

 Виды внеклассной деятельности по предмету:

привести примеры на каждый вид

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • проблемно-ценностное общение;
  • досугово- развлекательная деятельность;
  • художественное творчество;
  • трудовая  деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • краеведческая деятельность (на уроках математики возможно использование поговорок и пословиц, отражающих самобытность народа)

Внеклассная деятельность проводится во внеурочное время. Она направлена на развитие творческих способностей обучающихся; повышение интеллектуального уровня школьников; приобретения ими опыта взаимодействия и сотрудничества. Внеклассная деятельность укрепляет межличностные отношения между учителем и учениками.  

 Внеклассная деятельность настраивает педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной деятельности, плодотворное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа помогает ребенку «открыть» для себя  другую школу, создает условия для положительного сотворчества школьных учителей, учащихся, их родителей, работников детских учреждений дополнительного образования и окружающего их социума.

Современное общество смыслом и целью образования назвало развитие личности школьника, а первоочередной задачей образовательной политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.

Реализация программ внеурочной деятельности  будет способствовать:

  • овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
  • формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
  • формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Принципы организации внеклассной деятельности

Для достижения главной цели в построении модели внеурочной деятельности коллектив школы действует на основе таких методологических подходов, как: гуманистический, системный, вариативный, креативности, успешности, в соответствии со следующими принципами:

Принцип гуманистической направленности. При организации внеклассной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у обучающихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.

Принцип системности. Создается система внеклассной деятельности от начальной школы к средней, в которой устанавливаются взаимосвязи между:

  • всеми участниками внеурочной деятельности (обучающимися, педагогами, родителями, социальными партнерами);
  • основными компонентами организуемой деятельности(целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным);
  • урочной и внеурочной деятельностью;
  • региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.

Принцип вариативности. В образовательном учреждении культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.

Принцип креативности. Во внеклассной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

Принцип успешности и социальной значимости. Усилия педагогов во  внеклассной деятельности направляются на формирование и активизацию  у детей потребности в достижении успеха по предмету. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

Взаимосвязь результатов и форм внеклассной деятельности

Каждому уровню результатов внеклассной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно близких форм).

Первый уровень результатов, может быть, достигнут относительно простыми формами, второй уровень — более сложными, третий уровень — самыми сложными формами внеурочной деятельности.

Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности внеклассной деятельности. Педагог, не владеющий формами внеклассной деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.

  1. Методические рекомендации по подготовке учащихся к

внеклассной работе.

Специфика внеклассных занятий состоит в том, что они проводятся по программам, выбранным учителем и, обычно, согласованным с учениками и корректируемым в процессе обучения с учетом их индивидуальных возможностей, познавательных интересов и развивающихся потребностей. Участие в большинстве видов внеурочных занятий является необязательным, за результаты работы ученик отметок не получает, хотя его работа также оценивается, но другими способами: устными поощрениями, награждением грамотами, книгами, сувенирами и т.д.

Само участие ученика в факультативе, в кружковой работе, в математических состязаниях и олимпиадах уже является дифференциацией обучения в школе. Тем не менее, и к этой категории школьников целесообразно для максимального развития их индивидуальных способностей и интересов, удовлетворения потребностей широко применять дифференциацию обучения на факультативных и кружковых занятиях и индивидуальный подход в организации и руководстве их самообучения.

В подготовительной работе учащихся к внеклассным занятиям необходимо выделить два направления: организационный и дидактический.

1. Организационная деятельность поможет возбудить у школьников интерес к внеурочным занятиям математикой, привлечь их к участию в массовых мероприятиях и отдельных состязаниях, к занятиям в математическом кружке или факультативе.

2. Дидактическая же роль подготовительной работы состоит в том, чтобы помочь ученику в преодолении трудностей, возникающих при дополнительных занятиях математикой во внеурочное время, помочь закрепиться в кружке или факультативе, поддержать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься математическим самообучением, тем самым создавая базу каждому для дальнейших личных успехов.

Многообразны виды и приемы подготовительной работы с учащимися.

Дидактические игры на уроке математики между рядами, от них легко перейти к командным состязаниям между классами, среди победивших рядов. Команды встречаются после уроков. Не придется особо приглашать болельщиков, они сами придут. А если вывесить заранее объявление о предстоящих состязаниях, или объявить о нём через школьный информлисток, то придут болельщики и из других классов.

Подготовительную работу к организации математического кружка необходимо проводить более тщательно. Это использование индивидуальных бесед, в ходе которых выясняются интересы и потребности школьников, исторические экскурсии, решение занимательных задач, рассказы о содержании работы кружка и возможные программы.

В результате подготовительной работы количество пришедших на первое занятие будет вполне удовлетворительным. А вот на следующее занятие могут прийти не все. Это во многом будет зависеть от методики проведения первого занятия, его эффективности с учётом индивидуальных особенностей учеников, так как среди них будут, как способные, так и менее способные к математике, как хорошо подготовленные, так и слабоуспевающие. Обычно для последней категории школьников можно найти интересные и доступные для них задания, не допуская отсева, всемерно осуществляя на практике дифференциацию обучения и индивидуальный подход.

Проведение всякого внеклассного мероприятия требует подготовки. Подготовительная работа к каждому из них имеет различную продолжительность и трудоёмкость.

Больше всего сил и времени у учителя и учащихся требует подготовка математического вечера. Поэтому математические вечера в школе проводят сравнительно редко (один раз в четверть или полугодие).

Подготовка к викторине имеет другой характер. Здесь в основном готовится учитель. Можно подготовить на компьютере материал для показа на экране с вопросами и заданиями для учащихся.
 Также эффективны конкурсы по решению задач и различные математические состязания, в том числе и межпредметного содержания. Конкурс желательно проводить в несколько заочных туров и заключительный очный. Решение задач участники конкурса могут давать любые, но за каждый способ решения одной и той, же задачи очки начисляются отдельно. Это поощряет поиски новых оригинальных путей решения задачи, использование теоретического материала из рекомендованных учителем по определенной теме математических книг.

Условия задач помещаются на стенде. Там же указываются конкурсные требования, сроки сдачи письменных работ, место и время обсуждения представленных решений.

Мы считаем, что  учителю необходимо в подготовительную работу в той или иной мере задействовать учеников.

Во всех случаях привлечение и родителей учеников к подготовке (и проведению) внеклассных мероприятий педагогически оправдано.

Значительной подготовительной работы требует организация и проведение факультативов.

Прежде всего, целенаправленно и настойчиво следует вести пропаганду математических факультативов. Подготовку к формированию групп факультативов необходимо проводить заблаговременно, в конце учебного года, с тем, чтобы к 1 сентября иметь уже укомплектованные на основе строгой добровольности группы.

В целях популяризации математических факультативов среди учащихся и их родителей можно использовать математические вечера, устные математические журналы, стенную печать, школьные радиопередачи, беседы, встречи, конференции.

Математические вечера в школе при соответствующей их организации можно использовать в качестве массового и действенного средства популяризации предмета. Этой цели служат и тематика вечера, и само участие в его проведении школьников, уже посещающих внеклассные занятия. Можно указать некоторые темы вечеров: «Мир и Математика вокруг нас», «Математическая Вселенная», «А ну ка, сосчитай!», «Мир статистики» и другие.

2. Организация классов с полным охватом учащихся

внеклассной деятельностью по предмету.

В малокомплектных школах, при строгом соблюдении принципа добровольности, можно организовать класс с полным охватом учащихся внеклассной работой по математике. Но это будет не класс с углубленным изучением математики, в котором математика изучается по особой программе, отличной от программы общеобразовательной школы. Внеклассные занятия по математике и предметные часы проводит один учитель. В таком классе учителю легко установить более тесную и естественную связь между внеклассными занятиями и обязательным курсом математики, непосредственно показать применение идей и методов, изученных на внеклассных занятиях, к решению многих задач обязательного курса математики. Подбор задач, решаемых на уроках, поможет при ведении внеурочных занятий; на уроках же можно проводить, в подходящих случаях, подготовительную работу для обеспечения самостоятельности усвоения учащимися наиболее интересных заданий на внеурочном занятии.

Одной из причин отсева с внеклассных занятий является то, что учащиеся не видят практического применения изученного материала своей основной математической деятельности, не удовлетворяют своих практических математических потребностей.

Опыт показал, что во внеклассной математической деятельности наряду с сильными учащимися необходимо участие и недостаточно подготовленных учеников. У таких учеников повышенный интерес к математике и потребность заниматься ею более углубленно может возникнуть только при возможности оказаться на «равных» при определённых формах и методах проведения  внеклассного занятия.

Как подтверждено психологическими исследованиями и опытом преподавания, среди таких учеников встречаются и довольно способные, талант которых может проявиться довольно ярко. Многие из них, имея потребность в изучении математики, к концу IX класса добивались неплохих результатов.

Поэтому нельзя отказывать ученику, посещать внеклассные занятия по математике, только на основании невысоких отметок по предмету. Ему нужно оказать помощь в удовлетворении возникшей потребности, в углубленном изучении математики.

Эта помощь будет заключаться в основном в различных видах индивидуальной работы, в том числе и подготовительной работы к усвоению изучаемого материала и привитии навыков самостоятельного приобретения математических знаний.

3. Организация самообучения школьников с учётом

индивидуальных интересов и потребностей на внеклассных занятиях.

Самостоятельная познавательная деятельность учеников может носить как характер просто воспроизведения, так и преобразовательный, творческий. При этом в применении к учащимся под творческой подразумевается такая деятельность, в результате которой самостоятельно открывается нечто новое оригинальное, отражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт школьника.

Хотя бывают случаи, когда деятельность учеников выходит за рамки выполнения обычных учебных заданий и носит творческий характер, а её результатом становится продукт, имеющий общественную ценность: оригинальное доказательство известной теоремы, доказательство новой теоремы, составление новой программы для компьютера и т.п.

В дидактике установлено, что самостоятельная деятельность учащихся по приобретению новых знаний по собственной инициативе, сверх программы школьного предмета, возможна лишь при наличии серьёзного интереса к предмету, увлечения рассматриваемыми проблемами, переходящее в познавательную потребность приобретать сверхпрограмные знания в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями.

С помощью анкет, в ходе личных бесед можно установить, почему тот или иной ученик посещает внеклассные занятия. Для учителя полученные данные нужны для эффективного применения индивидуального подхода к школьникам во внеурочной работе, корректировки своей работы, направленной на развитие интереса учащихся в ходе внеурочных занятий. В противном случае первоначальный интерес к математике, не получая подкрепления и развития, гаснет и ученик прекращает посещать внеурочные мероприятия. Более того они перестают самостоятельно заниматься дома, фактически прекращают самообучение.

Самообразование школьника невозможно без его умения и желания работать с математической книгой.

Подбору математической литературы для самообучения учителю приходится уделять большое внимание.

Установлено, что учащиеся по-разному работают над книгой. Одни, которым не нравятся многословные учебники и пособия и предпочитают краткие дедуктивные доказательства, стараются быстрее пройти теоретический материал и приступить к решению задач. Другие больше уделяют внимания теоретическим вопросам и предпочитают книги с подробными выкладками, пояснениями, индивидуальными выводами, примерами.

С учётом избирательного отношения к математическим книгам можно рекомендовать для самообучения не одно учебное пособие, а несколько, чтобы ученики сами выбрали то, которое им больше подходит по их индивидуальным склонностям и способностям. Правда, учителю в этом случае труднее контролировать их самостоятельную работу над книгой и проводить консультации, Зато самообучение школьников будет более эффективным.

Для самостоятельного обучения важно воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их приложении. Поэтому одной из задач является приобщение учеников к решению задач по своей инициативе, сверх школьной программы.

Одним из средств является математическая олимпиада. Школьники убеждаются, на собственном опыте, что, чем больше разнообразных задач они самостоятельно решают, тем значительнее их успехи и не только в школьной, но и в областной олимпиаде. Это служит дополнительным стимулом к самообучению

Одним из условий самообучения является умение ученика планировать свою самостоятельную внеурочную познавательную деятельность по приобретению знаний. Учитель помогает ему в составлении индивидуальных планов самообучения и их реализации.

Выяснив планы учащихся, учитель осуществляет индивидуально-групповое педагогическое руководство самообучением школьников, которое проводится в соответствующих направлениях:

 корректирование (уточнение, детализация) индивидуальных планов самообучения;

 подбор учебной, научно-популярной и научной литературы по математике для самостоятельного изучения;

 Более конкретное ознакомление каждого учащегося с предполагаемой дальнейшей деятельностью и уточнение места и значения математических знаний в этой деятельности;

  Оказание практической помощи учащимся и готовящимся к поступлению в другие учебные заведения, где от него требуется более углубленная математическая подготовка.

Об эффективности самообучения учитель может составить себе представление по многим критериям. Приведём некоторые из них:

- повышение количества учащихся, изучающих дополнительную литературу;

- смещение стержневого познавательного интереса школьников в сторону математики;

- массовое применение в самостоятельных, контрольных и зачётных работах, при решении конкурсных и олимпиадных задач математических знаний, полученных в результате самообучения;

- широкое участие в различных формах математического образования в системе внешкольного обучения.

Такая информация поможет учителю своевременно вносить коррективы в свою работу по организации внеклассной деятельности учеников, способствовать повышению самостоятельности и творческой активности школьников.

  1. Методические рекомендации по активизации внеклассной

работы.

Активизация внеклассной работы по математике признана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к математике, но и желание заниматься ею дополнительно. Как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной деятельности по приобретению новых знаний, т.е. путём самообучения.

Конкурсы - одна из форм внеурочной работы, обладающей большим эмоциональным воздействием на учащихся:

«А ну-ка математики!»

Конкурс межпредметного содержания:

«А ну-ка математики»

«Математика вокруг нас»

Математические викторины:

«Что, где, почему?»

Математический утренник:

«В День знаний – мир математических знаний».

Математический вечер:

Математизация знаний в современном мире».

Математическая неделя:

«Знай и умей».

Математический КВН

Математическая эстафета.

Математический бой.

Математический бой абитуриентов.

Математический хоккей.

Массовые состязания школьников на занятиях математического кружка.

Математические игры с микрокалькулятором

Математические и логические игры на компьютере

Конкурс-состязание:

«Кто больше…»

Занятия семинары:

«Преобразование фигур на координатной плоскости»

«Площадь треугольника»

Занятия практикумы:

«Преобразование графиков функций и уравнений».

«Площадь треугольника, заданная координатами его вершин».

Заочные конкурсы по решению задач.

Математические сочинения:

«Прямая и её уравнения»

«Окружность и её уравнения»

«Эллипс и его уравнения»

«Гипербола и её уравнения»

Примерный план внеурочной деятельности на учебный год

 

п/п

Мероприятия

Класс

Сроки проведения

1

 

Интеллектуальная игра «Математический хоккей»

5-9

Сентябрь

2

 

Предметная неделя по математике

5-9

Октябрь

3

 

Внутришкольная олимпиада по математике

5-9

Ноябрь

4

 

Конкурс сочинений «Возможна ли жизнь без математики?»

5-9

декабрь

5

 

Индивидуальные занятия по математике

5-9

В течение года

6

Просмотр научных видеофильмов математической направленности «Математика в жизни человека»

5-9

Январь

7

 

Конкурс докладов «Математическая Вселенная»

5-9

Февраль

8

 

Занимательная Математика (ребусы, шарады и головоломки).

5-9

Март

9

 

Конкурс частушек и песен с числительными

5-9

Апрель

10

 

Конкурс рисунков на асфальте «Математика вокруг нас»

5-9

май

Заключение.

Предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин. В достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, значение внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих личных интересов и мотивов. На внеклассных занятиях по математике педагог  должен стараться повысить интерес учащихся к истории, культуре своего народа. Каждое задание должно иметь свою цель, в которой раскрывается то или иное новое математическое знание, формируется устойчивый интерес учащихся к традициям своего народа. Формы включения  материала в структуру внеклассного образовательного процесса могут быть различными – это зависит от конкретных условий: класса, школы, подготовки и эрудированности учителя, наличия соответствующей литературы, и других факторов.

Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшие взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все, лично от них зависящее, для сохранения  любви  и уважение к России, гордость за её историю и культуру.

ЛИТЕРАТУРА:

Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе.

Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.П. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах.

Понтрягин Л.С. Знакомство с высшей математикой.

Окунев А.А. Спасибо за урок, дети.

Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел

Рыбников К.А. Профессия – математик.

Сефибеков С.Р. Внеклассная работа по математике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательного интереса к математике через исследовательскую деятельность учащихся

Статья предназначена для всех творческих учителей, работающих с учениками по подготовке и защите исследовательских работ....

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

«Привитие познавательного интереса к предмету через использование современных информационно-коммуникационных технологий».

Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле - это желание ребенка освоить новые ...

« Формирование познавательного интереса к предмету « история » через изучение и развитие мотивации освоения знаний у учащихся 5-8-х классов»

Актуальность темы исследования обусловлена комплексом новых задач и проблем, возникших в процессе модернизации российского образования: повышение его доступности, качества и эффективности, значительно...

Развитие познавательного интереса у учащихся через игровую деятельность

Статья об организации игровой деятельности воспитанников с умственной отсталостью...

Развитие познавательного интереса к предмету математика, через внеклассную деятельность студентов математического клуба «Пи» (Путь исследования)

«Сделать учебную работу наскольковозможно интересной для ребенка ине превратить ее в забаву-это одна из труднейших и важнейших задачдидактики»К.Д.Ушинский...

Развитие познавательного интереса к предмету через дифференцированный подход при обучении физике

рассмотрены методы повышения познавательного интереса к предмету физики...