Исследовательский проект как средство формирования математической компетентности
статья по алгебре по теме

Максимова Мария Борисовна

Данная статья разъясняет как исследовательская деятельность в математике позволяет создать условия для формирования математической компетентности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл research-proekt.docx454.39 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект как средство формирования математической компетентности.

Максимова Мария Борисовна, учитель математики ГБОУ Гимназия № 166 Центрального района Санкт-Петербурга

Быть компетентным –  это значит уметь поставить перед собой цель; спланировать действия по ее достижению; выполнить эти действия и получить результат.

Компетенция отличается от знаний – компетенция существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней. Компетенция отличается от навыка - компетенция всегда связана с осознанием деятельности. Навык – действие выполняемое  автоматически. Т.е. компетенция – это осознанная, мотивированная деятельность с использованием имеющихся знаний и навыков.

Каждый учитель ставит перед собой цель вырастить из своих учеников грамотных, логически думающих, умеющих действовать, компетентных людей!

Исследовательский проект является прекрасным средством достижения этой цели. Он создает условия для творческой, осознанной, самостоятельной деятельности учащегося. Т.е., при работе над таким исследовательским проектом создаются необходимые условия для формирования математической компетентности.

Можно также выделить следующие задачи научно-исследовательской работы:

  • Создание устойчивой мотивации к обучению
  • Развитие у школьников механизма самообразования
  • Развитие самоорганизации

При организации работы школьников над исследовательскими проектами учитель выступает в роли научного руководителя – консультанта. Он помогает ученику разбить проект на этапы, организовать работу над каждым этапом и грамотно предъявить результаты.

Возможные этапы исследовательской работы:

  • Постановка проблемы и выдвижение гипотезы
  • Сбор фактического материала
  • Систематизация и анализ полученных данных
  • Проверка гипотезы
  • Доказательство гипотезы или ее опровержение

Своим ученикам мы предлагаем следующие темы исследовательских проектов:

  • Замечательные числа
  • Математические закономерности в природе
  • Математика и красота (симметрия в искусстве)
  • Диофантовы уравнения

    И др.

Прекрасный список возможных тем исследовательских проектов по математике можно посмотреть на сайте учителя математики Разинковой Е.А. (http://math-for-you.ucoz.ru/) или на сайте «Обучонок» (http://obuchonok.ru/node/431).

Примером исследовательской работы, проводимой в нашей школе, является проект «Математические закономерности в природе». Это большой проект, реализуемый не только на уроках, но и на занятиях кружка математики. Ориентирован на учащихся 5-6 классов. Является примером межпредметного взаимодействия, т.к. при его реализации используются знания из разныч учебных дисциплин.

Очень наглядная закономерность: числа Фибоначчи:

0,  1,  1,  2,  3,  5,  8,  13,  21,  34,  55,  89 и т.д. Пример такой закономерности часто встречается в природе – в виде спиралей.

В целом, проектная деятельность – это прекрасное средство  для формирования математической компетентности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области изобразительного искусства

Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, которыйнаименее ресурсозатратным спо­собом создаёт условия деятельности, максимально п...

Презентация к статье "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"

Презентация красочно и содержательно иллюстрирует статью "Метод поектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"...

Организация проектной и исследовательской деятельности как средство формирования познавательной компетентности обучающихся

Презентация к выступлению на научно-практической конференции "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях сельской школы"....

Педагогический педсовет «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

В данном разделе предствален педагогический совет по теме  «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»  и представлен опыт учителей-предметников по проектной...

Презентация педагогического педсовета «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

В данном разделе предствален педагогический совет по теме «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся» и представлен опыт учителей-предметников по проектной деятельност...

КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ...

Статья "Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетентностей учащихся"

Статья "Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетентностей учащихся"...