Сравнеия по модулю (научно-исследовательская работа по математике)
творческая работа учащихся по алгебре (7 класс) по теме

Суркин Сергей Владимирович

Предлагаю вашему вниманию статью из научно-исследовательской работы для учеников 6-7 классов на тему : "Сравнения по модулю"

Определение сравнения было сформулировано в книге К. Ф. Гаусса «Арифметические исследования». Эту работу, написанную на латинском языке, начали печатать в 1797 г., но книга вышла в свет лишь в 1801 г. из-за того, что процесс книгопечатания в то время был чрезвычайно трудоемким и длительным. Первый раздел книги Гаусса так и называется: «О сравнении чисел вообще».

Сравнениями очень удобно пользоваться в тех случаях, когда достаточно знать в каких-либо исследованиях числа с точностью до кратных некоторого числа. Например, если нас интересует, на какую цифру оканчивается куб целого числа , то нам достаточно знать  лишь с точностью до кратных числа 10, и можно пользоваться сравнениями по модулю 10.

Основная цель работы: исследовать сравнения по модулю и методы их решения.

Данная тема представляет определённый интерес, т.к. известно, что сравнения играют важную роль в теории чисел и алгебре.

Задачи исследования:

  1. познакомиться с понятием деление с остатком;
  2. познакомиться с понятием сравнимых чисел по модулю m;
  3. изучить свойства сравнений;
  4. познакомиться с понятием обратного элемента и способом его нахождения;
  5. изучить решение сравнений первой степени;
  6. показать практическое применение сравнений.

Основные методы решения поставленных задач: метод наблюдения за числами; метод подбора и проб; чтение дополнительной литературы; метод обобщения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

И.А. Лаздин, С.В. Суркин

СРАВНЕНИЯ ПО МОДУЛЮ

Научный руководитель: С.В. Суркин

Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 16 имени Н.Ф. Семизорова

sergey-vsur@yandex.ru

Два целых числа, разность которых кратна данному натуральному числу , называются сравнимыми по модулю . (Слово «модуль» происходит от латинского modulus, что по-русски означает «мера», «величина».) Утверждение « сравнимо с  по модулю » обычно записывают в виде  и называют сравнением. Вот примеры сравнений: , , . Сравнение по модулю 1 выполняется для любых двух целых чисел, так как всякое число кратно 1. Два числа сравнимы по модулю 2, если они одной четности, т.е. либо оба четны, либо оба нечетны.

Определение сравнения было сформулировано в книге К. Ф. Гаусса «Арифметические исследования». Эту работу, написанную на латинском языке, начали печатать в 1797 г., но книга вышла в свет лишь в 1801 г. из-за того, что процесс книгопечатания в то время был чрезвычайно трудоемким и длительным. Первый раздел книги Гаусса так и называется: «О сравнении чисел вообще».

Сравнениями очень удобно пользоваться в тех случаях, когда достаточно знать в каких-либо исследованиях числа с точностью до кратных некоторого числа. Например, если нас интересует, на какую цифру оканчивается куб целого числа , то нам достаточно знать  лишь с точностью до кратных числа 10, и можно пользоваться сравнениями по модулю 10.

Основная цель работы: исследовать сравнения по модулю и методы их решения.

Данная тема представляет определённый интерес, т.к. известно, что сравнения играют важную роль в теории чисел и алгебре.

Определение сравнений. Определение. Если а и b — два целых числа и их разность а — b делится на натуральное число m, то говорят, что a и b сравнимы по модулю m.

Мы выражаем это записью

a ≡ b (mod m), (1)

которая читается так: а сравнимо с b по модулю m.

Делитель m мы предполагаем натуральным; он называется модулем сравнения. Наше высказывание (1) означает, что

a — b = mk, где k — целое число. (2)

Пример 1.

1) 23 ≡ 8 (mod 5), так как 23 — 8 = 15 = 5 ∙ 3;

2) 47 ≡ 11 (mod 9), так как 47–11 = 36 = 9 ∙ 4;

3) —11 ≡ 5 (mod 8), так как — 11 — 5 = —16 = 8 ∙ (-2);

4) 81 ≡ 0 (mod 27), так как 81 — 0 = 81 = 27 ∙ 3.

Последний пример показывает, что вообще, вместо того, чтобы говорить: число а делится на число m, мы можем записать a ≡ 0 (mod m), так как это означает, что а — 0 = а = mk, где k — некоторое целое число.

Например, вместо того, чтобы сказать, что а — четное число, мы можем записать a ≡ 0 (mod 2).

Таким же образом видно, что нечетное число является числом, удовлетворяющим сравнению  а ≡ 1 (mod 2).

Обобщим свойства сравнений:

  1. a ≡ b (mod m), b ≡ c (mod m),  a ≡ c (mod m)
  2. a ≡ b (mod m)  b ≡ a (mod m)
  3. a1 ≡ b1 (mod m), a2 ≡ b2 (mod m), … , ak ≡ bk (mod m) =>

a1+…+ak b1+…bk(mod m)

  1. a+b ≡ c (mod m)  a ≡ c–b (mod m)
  2. a ≡ b (mod m)  a+mt ≡ b+mk(mod m) (t, k  Z)
  3. a ≡ b (mod m), c ≡ d (mod m)  ac ≡ bd (mod m)
  4. a ≡ b (mod m)  ak ≡ bk(mod m)
  5. a ≡ b (mod m)  ak ≡ bk(mod m)
  6. Если a ≡ b (mod m), (a, b) = c, (c, m) = 1  (mod m)
  7. a ≡ b (mod m)  ak ≡ bk (mod mk)
  8. a ≡ b (mod m), a = a1d, b = b1d, m = m1d  a1 ≡ b1(mod m1)
  9. a ≡ b (mod m1), a ≡ b(mod m2), …, a ≡ b(mod mk)  

a ≡ b (mod НОК(m1,…,mk))

  1. a ≡ b (mod m), d\m  a ≡ b(mod d)
  2. d\a, d\m, a ≡ b(mod m)  d\b
  3. a ≡ b (mod m)  (a, m) = (b, m)

Нахождение обратного элемента

Задача нахождения обратного элемента: найти b=a-1 (mod n), где a и n заданы, b неизвестно.

 Элемент b называется обратным к a по модулю n, если a∙b≡1(mod n). Тогда пишут, что b ≡ a–1 (mod n). Справедлива

Теорема обратимости:

Существует  a-1 (mod n) (a, n) = 1.

То есть, обратный элемент для числа существует тогда и только тогда, когда это число взаимно простое с модулем.

Найти обратный элемент можно с помощью расширенного алгоритма Евклида:

Пусть a > n;  a, n Расширенный алгоритм Евклида находит числа x, y: ax+ny = НОД(a, n).

Вычисляет цепочка равенств:

a = nq1 + r1;

n = r1q2 + r2;

r1 = r2q3 + r3;

…..

rk−2 = rk-1qk  + rk;

rk−1 = rkqk+1.

Используя эту цепочку, восстанавливаем:

rk = rk-2 – rk-1qk= rk-2 – (rk-3 – rk-2qk-1)qk = … =ax+ny.

Получаем сравнение ax+ny≡1(mod n). Поскольку ny≡0(mod n), то ax≡1(mod n), а значит полученное с помощью расширенного алгоритма Евклида число x как раз и есть искомый обратный элемент к числу a по модулю n.

Пример 2.

Вычислить элемент, обратный а по mod n, если  a=9; n=29;  

Решение:

Воспользуемся расширенным алгоритмом Евклида:

29=9∙3+2

9=2∙4+1

2=1∙2+0

Обратный ход:

1=9-2∙4=9∙1-(29-9∙3)∙4=9∙13-29∙4.

Проверка:

13∙9=117. 117≡1(mod( 29)).

Ответ: обратный элемент = 13.

Сравнения первой степени

Сравнения первой степени имеют вид    (6). Перенеся свободный член в правую часть сравнения, и меняя обозначения коэффициентов, получим

                              .   (7)

При решении таких сравнений рассматривают два случая:  и .

        Теорема 1. Если , то сравнение (7) имеет единственное решение.

        Теорема 2. Если  и число не делится на , то сравнение    не имеет решений.

        Теорема 3. Если    и , то сравнение (7) имеет  решений.

Решение сравнений первой степени

Рассмотрим 2 способа решения сравнений первой степени, в основе которых лежит приведение сравнения первой степени к равносильному сравнению с коэффициентом при , равному единице.

Проиллюстрируем решение сравнения этими способами на следующем примере:

Решить сравнение 25х≡15(mod 17)

1 способ

2 способ

НОД(25,17)=1

Значит сравнение имеет единственное решение.

25х≡15 (mod 17)

5х≡3 (mod 17)

5х≡3+17 (mod 17)

5х≡20 (mod 17)

х≡4 (mod 17)

НОД(25,17)=1

Значит сравнение имеет единственное решение.

25х≡15 (mod 17)

5х≡3 (mod 17)

Найдем обратный элемент к 5, используя алгоритм Евклида:

17=5∙3+2

5=2∙2+1

2=2∙1+0

1=5 – 2∙2 = 5 – 2 ∙ (17 – 5∙3) = 5∙7 – 17∙2

таким образом обратным для 5 по модулю 17 будет 7.

5х≡3 (mod 17)

7∙5х ≡ 7∙3 (mod 17)

х ≡ 21 ≡ 4 (mod 17)

Практическое применение сравнений

Задача 1.  Решить сравнение  6x ≡ 5 (mod 35).

1 способ

2 способ

Вычислим НОД(6, 35)=1, следовательно, сравнение имеет единственное решение.

6х≡5 (mod 35)

6х≡5+35 (mod 35)

6х≡40 (mod 35)

3х≡20 (mod 35)

3х≡20+35 (mod 35)

3х≡55 (mod 35)

3х≡55+35 (mod 35)

3х≡90 (mod 35)

х≡30 (mod 35)

Ответ: x ≡ 30 (mod 35)

Вычислим НОД(6, 35)=1, следовательно, сравнение имеет единственное решение.

 Вычислим обратный элемент к 6 по модулю 35, пользуясь расширенным алгоритмом Евклида:

35 = 6∙5+5,

6 = 1∙5 +1

5 = 5∙1+0

1 = 6–5=6–(35–6∙5)=6–35+6∙5= 6∙6–35

6-1 ≡ 6 (mod 35).

Домножим правую и левую части исходного сравнения на 6:

6-1∙6x ≡ 6-1∙5(mod 35)

1∙x ≡ 6∙5(mod 35)

Ответ: x ≡ 30 (mod 35)

Задача 2.

Решить сравнение 18x = 6 (mod 24).

1 способ

2 способ

Вычислим НОД(18, 24)=6, следовательно сравнение имеет 6 решений.

Правая и левая части сравнения, а также модуль, делятся на 6. Разделим исходное сравнение на 6 и получим равносильное сравнение:

3x ≡ 1 (mod 4).

3х≡1+4 (mod 4)

3х≡5 (mod 4)

3х≡5+4 (mod 4)

3х≡9 (mod 4)

х≡3 (mod 4)

Ответ: получили 6 решений по модулю 24:

x≡ 3 (mod 24);

x≡ 7 (mod 24);

x≡ 11 (mod 24);

x≡ 15 (mod 24);

x≡ 19 (mod 24);

x≡ 23 (mod 24).

Вычислим НОД(18, 24)=6, следовательно,  сравнение имеет 6 решений.  

Правая и левая части сравнения, а также модуль, делятся на 6. Разделим исходное сравнение на 6 и получим равносильное сравнение:

3x ≡ 1 (mod 4).

Вычислим НОД (3, 4)=1.

Вычислим обратный элемент к 3 по модулю 4, пользуясь расширенным алгоритмом Евклида:

4 = 1∙3 + 1;

3 = 3∙1 + 0

1=4–3  3-1 = –1(mod 4).

Домножим правую и левую части сравнения на –1:

3-1 3x=–1∙1 (mod 4)  x≡ –1 (mod 4).

Или x≡ 3 (mod 4).

Ответ: получили 6 решений по модулю 24:

x≡ 3 (mod 24);

x≡ 7 (mod 24);

x≡ 11 (mod 24);

x≡ 15 (mod 24);

x≡ 19 (mod 24);

x≡ 23 (mod 24).

Задача 3.  Найти остаток от деления 11210 на 5.

Решение:

Найти ответ на вопрос задачи, это еще и указать целое число (от 0 до 4), которое сравнимо с 112 по модулю 5. Как известно, 112 2(mod 5). Тогда по свойству 7 имеем, что

11210 210(mod 5).

        Очевидно, что 210 = 1024.  Поскольку 1024  4(mod 5), то         11210 4(mod 5).

Ответ: 4.

Приведем сокращенную запись решения.

112 2(mod 5)

 по свойству 7   11210 210(mod 5)  1024(mod 5) 4(mod 5).

Ответ: 4.

Задача 4.  Найти остаток от деления 1025 + 3117 на 10.

Решение:

Теперь уже будем записывать решение в краткой форме.

102 2(mod 10)  по свойству 7  1025 25(mod 10)   32(mod 10)  2(mod 10).

311 1(mod 10)  по свойству 7  3117 17(mod 10)   1(mod 10).

По свойству 3

                        1025 2(mod 10)

                        3117  1(mod 10)

                        _______________

                1025 + 3117 2 + 1(mod 10)  3(mod 10)

Ответ: 3.

Задача 5.  Доказать, что при любом натуральном n число                          37n+2 + 16n+1 + 23n делится нацело на 7.

Решение:

37 2(mod 7), так как 37 = 5∙7 + 2.

16 2(mod 7), так как 16 = 2∙7 + 2.

23 2(mod 7), так как 23 = 3∙7 + 2.

Тогда по свойству 7

37n+2 2n+2 (mod 7).

16n+1 2n+1 (mod 7).

23n   2n (mod 7).

По свойству 3, 37n+2 + 16n+1 + 23n2n+2 + 2n+1  + 2n (mod 7).

Однако,  2n+2 + 2n+1  + 2n = 2n(22 + 2 + 1) = 7∙2n

Это значит,  37n+2 + 16n+1 + 23n7∙ 2n (mod 7). Но число 7∙2n делится на 7 нацело, значит, его остаток при делении на 7 равен 0. Следовательно, 7∙2n(mod 7) 0 37n+2 + 16n+1 + 23n. Это значит, что 37n+2 + 16n+1 + 23n делится на 7 нацело. Нужное утверждение доказано.

Задача 6.  При каких натуральных n 8n+3 делится нацело на 13.

Решение: Для ответа на поставленный вопрос необходимо решить сравнение 8n+3≡0 (mod 13). Находим НОД(8,13)=1, значит сравнение имеет единственное решение:

8n+3 ≡ 0 (mod 13)

8n ≡ - 3 (mod 13)

8n ≡ -3 +13 (mod 13)

8n≡10 (mod 13)

4n≡5 (mod 13)

4n≡5+13 (mod 13)

4n≡18 (mod 13)

2n≡9 (mod 13)

2n≡22 (mod 13)

n≡11 (mod 13)

Значит 8n+3 делится на 13, тогда и только тогда, когда n =13k+11

Задача 7.  Найдите все пары чисел х и у, удовлетворяющих уравнению 7х-23у=131.

Решение:

Поскольку 23≡2 (mod 7), получаем сравнение 2у≡ -131(mod 7) или     2у≡ 9≡2(mod 7), т.е y≡1(mod 7).

Итак, у=7k+1, подставляя это выражение в изначальное уравнение, получаем:

7х+23(7k+1) = 131

7х=154+23∙7k

х = 22+23k

Ответ: (22+23k; 7k+1)