Урок-обобщение "Методы решения тригонометрических уравнений" 10 класс
план-конспект урока (алгебра, 10 класс) по теме

Бобовникова Ольга Геннадьевна

Рассмотриваются общие подходы решения тригонометрических уравнений; закрепляются навыки и проверяется умениение решать тригонометрические уравнения разными способами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-обобщение

Тема:   «Общие методы решения тригонометрических уравнений».

Цель:

  • образовательные – обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы, создать условия контроля усвоения знаний и умений
  • развивающие – содействовать развитию у учащихся мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать; формировать и  развивать  общеучебные  умения и навыки:  обобщение, поиск способов решения; отрабатывать навыки самооценивания знаний и умений, выбора  задания, соответствующего их уровню развития.
  • воспитательные – вырабатывать внимание, самостоятельность при работе на уроке; способствовать формированию активности и настойчивости, максимальной работоспособности.

         Задачи:

  • развивать умение обобщать, систематизировать, делать вывод;
  • активизация самостоятельной деятельности;
  • развивать познавательный интерес;
  • формирование умения рационально, аккуратно оформлять задание на доске  

                 и в тетради

Тип урока:

  • урок обобщения и систематизации знаний

Методы обучения:

  • частично-поисковый, проверка уровня знаний, самопроверка, системные обобщения

Формы организации:

  • индивидуальна, фронтальная

Приемы:

  • обобщения;
  • сравнения;
  • создание проблемной ситуации;
  • самопроверки;

Ход урока:

1.Организационный момент (обеспечить внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически настроить учащихся к общению)

Учитель: Здравствуйте, садитесь! Сегодня мы проводим урок-обобщение по теме  «Общие методы решения тригонометрических уравнений».

1.2. Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель: Ребята, кто сегодня отсутствует? Все готовы к уроку? Сконцентрируйтесь, начинаем нашу работу!

1.3. Озвучивание целей урока и  плана его проведения.

Учитель: Тема нашего урока – решение тригонометрических уравнений.

Цель урока сегодня - рассмотреть общие подходы решения тригонометрических уравнений; закрепить навыки и проверить умение решать тригонометрические уравнения разными способами.

В начале урока мы вспомним основные формулы тригонометрии и их применение для упрощения выражений.

Далее работа будет чередоваться: вспомним формулы решения простейших тригонометрических уравнений, и на их основе посмотрим как происходит выборка корней при решении заданий ЕГЭ в части С1. Вспомним виды тригонометрических уравнений. Решим тригонометрические уравнения по известным алгоритмам, однородные тригонометрические уравнения первого  и второго порядка, а также неоднородные  уравнения первого порядка. Проведём разноуровневую проверочную работу, задания которой вы будете выбирать самостоятельно, учитывая свои знания,  умения и навыки. Проверим решения, и вы выставите себе оценку.  

Затем  получите домашнее задание и подведем итоги урока. Итак, приступаем.

2. Устная работа. 

*На доске заранее подготовлены уравнения. Справа на доске написаны ответы на листках формата А4 на магнитах. Надо правильно расположить их, в соответствии с решением. Ученики выходят по одному и выполняют задание.

Учитель: Задание – используя основные формулы тригонометрии, упростите выражение:

А) (sin a – 1) (sin a + 1)                                            - cos2 a

Б) sin2 a – 1 +  cos2 a                                                     0

В) sin2 a + tg a ctg a +  cos2 a                                        2

Г)                                                     |1- tg х|

2. Основная часть урока (чередование фронтальной и индивидуальной форм работы с последующей проверкой задания).

2.1 Учитель: Тригонометрические уравнения вызывают наибольшие затруднения в ЕГЭ, в частности, в задании С1, необходимо не только решить уравнение, но и правильно выбрать корни.

Задание №1: Решить уравнение, указать корни, принадлежащие промежутку (-4;4)

*Один из учеников записывает решение уравнения на закрытой доске, отбор корней идет совместно с объяснениями учителя:


Ответ:

2.2 Учитель:  Ребята, а теперь вспомним основные методы решения тригонометрических уравнений.

*На экране проецируются основные виды тригонометрических уравнений, методы их решений 

1. Введение новой переменной.

2sin2x – 5sinx + 2 = 0.

Пусть sinx = t, |t|≤1,

Имеем: 2t2 – 5t + 2 = 0.

Получаем и решаем tg  = z,

2. Разложение на множители

2sinx cos5x – cos5x = 0;

cos5x (2sinx – 1) = 0.

3. Однородные тригонометрические уравнения.

I степени

a sinx + b cosx = 0, (a,b ≠ 0).

Разделим на cosx ≠ 0.

Получаем ии решаем: a tgx + b = 0; …

II степени

a sin2x + b sinx cosx + c cos2x = 0.

1) если а ≠ 0, разделим на cos2x ≠0

имеем: a tg2x + b tgx + c = 0.

2) если а = 0, то

имеем: b sinx cosx + c cos2x =0; разделим на cos2x ≠0

получаем и решаем

b tgx + c = 0

4. Неоднородные тригонометрические уравнения.

Уравнения вида:

asinx + bcosx = c

где  abc – коэффициенты;  x – неизвестное.

Введение вспомогательного угла

2.3 Учитель:  Вспомнив теорию, давайте решим несколько  тригонометрических уравнений по известным алгоритмам.

*Задания можно выводить на экран, у меня они были подготовлены на листах формата А3 и крепились к доске на магнитах. Каждое задание выполняется по одному ученику на доске, с объяснением. Первым двоим, не рядом сидящим, при правильном решении и оформлении ставится оценка.

Задание №1.

Решить уравнение  sin2 х + 5 sin х - 6 =0.

Учащиеся решают уравнение,  вводят замену

sin х = z, ,

решая квадратное уравнение

z2 + 5 z - 6 = 0,

находят

z1  = 1

z2  = -6 (не удовлетворяет условию)

Решением уравнение

sin х = 1

 х =  π/2  +2 π k, k Z.

Ответ: π/2  +2 π k, k Z.

Учитель:  Продолжим решать тригонометрические уравнения, применяя нужный метод.

Задание №2

Решите уравнение  2 sin x+ 3 cos x = 0.

Учащиеся решают уравнение.

2 sin x+ 3 cos x = 0 | : cos x ≠ 0

2 tg x + 3 =0

tg x = -1,5

х= arctg (-1,5) + πk,  k Z

х = - arctg 1,5 + πk,  k   Z

Ответ: - arctg 1,5 + πk,  k   Z.

Задание №3

Решите  уравнение 2 sin2 х  - 3 sinх  cos х - 5 cos2х =0

Учащиеся решают уравнение

2 sin2 х  - 3 sinх  cos х - 5 cos2х =0

2 sin2 х  - 3 sinх  cos х - 5 cos2х =0  | : cos2х ≠ 0

2 tg 2x - 3 tg x - 5 = 0

замена    tg x = t

2 t2 – 3 t – 5 =0

t1  = -1;  t2  = 2,5

Выполняем обратную замену и решаем уравнения

1) tg х = -1

х = -π/2 + πk , k   Z.

2) tg х = 2,5

х = arctg 2,5+ πn,  n  Z.

Ответ: -π/2 + πk , arctg 2,5+ πn,  n, k   Z.

Задание №4.

Решить  уравнение  sin x +  cos x = 1

Учащиеся решают уравнение

sin x +  cos x = 1  │ :2

Ответ:

3. Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой результатов работы

Учитель:  А теперь  выберите два уравнения и самостоятельно решите их.

*Работа выполняется под копирку. Оригинальный вариант сдается учителю для проверки и выставления отметки, а второй - остается у учащихся для самопроверки.

На экране проецируется задание.

На оценку

1 вариант

2 вариант

«3»

«4»

«5»

3 sin x+ 5 cos x = 0

5 sin2 х  - 3 sinх  cos х - 2 cos2х =0  

3 cos2х + 2 sin х cos х =0

5 sin2 х  + 2 sinх  cos х - cos2х =1

2 sin x -  5 cos x = 3

1- 4 sin 2x + 6 cos2х  = 0

2 cos x+ 3 sin x = 0

6 sin2 х  - 5 sinх  cos х + cos2х =0  

2 sin2 x – sin x  cosx =0

4 sin2 х  -  2sinх  cos х - 4 cos2х =1

2 sin x - 3 cos x = 4

2 sin2 х  -  2sin 2х  +1 =0

Учитель:   Ребята, проверьте свое решение с  ответами и поставьте оценку.

*Ответы записываются на доске с обратной стороны, пока учащиеся работают. После того, как собраны работы, проводится самопроверка, и учащиеся выставляют себе предварительную оценку.

1 вариант

2 вариант

«3»

«4»

«5»

- arctg 5/3+ πk,  k   Z.

π/4 + πk;   - arctg 0,4 + πn,   k, n   Z.

π/2 + πk;   - arctg 1,5 + πn,   k, n   Z.

π/4 + πk;   - arctg 0,5 + πn,   k, n  Z.

 arctg ( - 1 ± √5) + πk,   k   Z.

π/4 + πk;    arctg 7 + πn,   k, n   Z.

- arctg 2/3+ πk,  k   Z.

arctg 1/3+ πk;    arctg 0,5 + πn,   k, n   Z.

πk;    arctg 0,5 + πn,   k, n   Z.

-π/4 + πk;   - arctg 5/3 + πn,   k, n   Z.

arctg ( 2 ± √11) + πk,   k   Z.

π/4 + πk;    arctg 1/3 + πn,   k, n   Z.

4. Учитель: Для закрепления навыков решения тригонометрических уравнений я предлагаю вам выполнить домашнее задание дифференцированного содержания:

*Дифференцированное домашнее задание. Задание выводится на экран, в электронном журнале загружается файлом

Решите уравнения

Оценка «3»:

  1.  

Оценка «4»:

Оценка «5»:

  1.  
  2. Найдите наибольший отрицательный корень уравнения

 

5. Учитель: Подведем итоги урока. Сегодня на уроке мы вспомнили числовые значения тригонометрических функций, вспомнили формулы решения простейших тригонометрических уравнений, рассмотрели общие подходы решения тригонометрических уравнений, закрепили навыки и проверили умения решать тригонометрические уравнения, познакомились со способом отбора корней при решении тригонометрических уравнений.

Я уверена, что у вас сложилось более полное представление о тригонометрических уравнениях и разнообразии способов их решения, и с решением тригонометрических уравнений большинство из вас справится.

- Что нового узнали на уроке?

- Испытывали ли вы затруднения при выполнении самостоятельной работы?

- Испытывали ли вы затруднения при выборе самостоятельной работы?

- Какие проблемы у вас возникли по окончании урока?

Учитель: Спасибо вам за насыщенную работу на уроке. Я благодарю всех, кто принял активное участие в работе. Урок окончен. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока алгебры в 10 классе по теме Решение тригонометрических уравнений"

Обобщающий урок по алгебре в 10 классе по теме "Решение тригонометричкских уравнений". Одна из задач урока:развитие навыка применять знания в нестандартных ситуациях, нацеливание на решение задания С1...

Конспект и презентация урока алгебры в 10 классе по теме "Общие методы решения тригонометрических уравнений"

Урок систематизации знаний по теме "Решение тригонометрических уравнений" можно проводить как в 10 классе ( при изучении соответствующего материала), так и в 11 класе (при подготовке к ЕГЭ)....

Урок алгебы в 10 классе по теме "Решение тригонометрических неравенств методом интервалов"

Метод интервалов особенно  эффетивен при  решении  неравенств, содержащих  тригонометрические функции. На   данном уроке   дается алгоритм  решения тр...

решение тригонометрических уравнений с применением тригонометрических формул

конспект урока в 10 классе и презентация к нему по теме "решение тригонометрических уравнений с помощью тригонометрических формул". Цели урока: знакомство обучающихся со способами решения тригонометри...

Обратные тригонометрические функции. Решение тригонометрических уравнений.

Вопросы, включенные в программу курса недостаточно изложены  в школьных учебниках, поэтому необходимо расширить количество часов, отводимых на их  изучение  и круг задач, связанных как ...

Конспект урока «Решения тригонометрических уравнений с помощью тригонометрического круга»

Конспект урока в 10 классе по теме «Решения тригонометрических уравнений  с помощью тригонометрического круга» с использованием интерактивных презентаций по объяснению и тренажеры по проверке усв...