Урок по алгебре "Числовая последовательность", 9 класс
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме

Худякова Ирина Анатольевна

Урок "Числовая последовательность", 9 класс. По учебнику Мордковича А.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chis._posled-t.rar137.06 КБ

Предварительный просмотр:

                         Конспект урока алгебры, 9 класс.

Тема  «Числовые последовательности».

Цели урока:

- закрепить знание способов задания числовой последовательности;

- изучить свойства числовых последовательностей и научиться применять их в  

                                                                                  ходе выполнения упражнений;

     - развить логическое мышление учащихся;

     - проверить знания учащихся (самостоятельная работа в виде теста).

Оборудование: мультимедиапроектор, ПК, презентация, доска, мел, указка.

     

Урок - закрепления  по теме «Числовые последовательности. Определение числовой последовательности и способы её задания», поэтому ведущая роль принадлежит учащимся.

Ход урока.

 I. Сообщение темы и цели урока.

1).  закрепить знание способов задания числовой последовательности;

   2). изучить свойства числовых последовательностей и научиться применять их в  ходе выполнения упражнений;

 3).  Самостоятельная работа в виде теста.

II.Вопросы.

Вопросы проектируются на экран мультимедиапроектором:

     1. Назовите способы задания числовой последовательности и опишите каждый из способов

Ответ: - Аналитический (Последовательность задана аналитически, если указана формула её n-го члена уn = f(n)

                -  Словесный (Последовательность описана словами, а не формулами)

                - Рекуррентный (Он состоит в том, что указывается правило, позволяющее вычислить n-ый член последовательности, если известны её предыдущие члены)

Тест    (Тест выполняется в течении урока на листочках. В ответ записывать букву, которая соответствует правильному решению. В результате получится  задуманное слово)

Вопросы проектируются на экран мультимедиапроектором:

1. Найти второй член последовательности, заданной рекуррентным способом

  уn  = 1,         yn = yn-1 + 2      (n = 2,3,4, …)

И  (2)                   Ф  (3)                М  (5)

2. Выберите член последовательности (уn ), который следует за  yn+9 

Е  (у10)                    О  (уn+8)                     И  (yn+10)

3. Выберите член последовательности (уn ), который предшествует члену y2n 

Б  (у2n -1)              О  (у2n +1)                      Р  (уn)

III. Устные упражнения.

Работа устно с мультимедиапроектором. 

Задание 1  Составьте математическую модель следующей задачи.

  Сосулька  тает со скоростью 5 капель в минуту. Сколько капель упадёт на землю через 1 мин, 2 мин, 3 мин, 17 мин и т. д. от начала таяния сосульки?  Является ли эта математическая модель числовой последовательностью?  

Ответ: y = 5n

y1 = 5*1 = 5

y2 = 5*2 = 10

y3 = 5*3 = 15

y4 = 5*4 = 20 эта математическая модель является последовательностью

Задание 2  Найдите несколько начальных членов возрастающей последовательности всех натуральных чисел, кратных семи. Укажите её восьмой, десятый, тридцать седьмой, n-ый члены.  

Ответ: х = 7n

х1 = 7*1 = 7                                                 х8 = 7*8 = 56

х2 = 7*2 = 14                                               х10 = 7*10 = 70

х3 = 7*3 = 21                                               х37 = 7*37 = 256

             х4 = 7*4 = 28

                                               

Тест    

4. По заданной формуле n-го члена последовательности вычислите первые 3 члена последовательности              yn = n2 – 4

О  (-3, 0, 5)               Н  (-2, 0, 2)                    Д  (3, 0, 5)

5. Найти третий член последовательности

              yn = n + 1

                      n2 – 8

Н  (4)                         О  (-2)                  К   1

                                                                     4

6. Найти четвёртый член последовательности    уn  = 2n

О  (8)                А  (16)                С  (20)

 Задание 3    Подобрать формулу n-го члена последовательности  2, 3, 4, 5, …

Ответ: yn = n  + 1

y1 = 1 + 1 = 2

y2 = 2 + 1 = 3

            y3 = 3 + 1 = 4

            y4 = 3 + 1 = 5

Тест    

7. Подберите формулу n-го члена последовательности  3, 6, 9, 12, 15, …

Ч  (3n)               В  (n + 3)             Т  (2n + 1)

IV. Работа по теме урока. (отображается на проекторе)

Числовая последовательность – частный случай числовой функции, а потому некоторые свойства функций рассматривают и для последовательностей. Ограничимся свойством монотонности.

Н-р:    1, 3, 5, 7, … ,2n – 1, …              последовательность возрастающая

Вопрос: Какая последовательность называется возрастающей?

Опр.1 Последовательность (уn) называют возрастающей, если каждый её член (кроме первого) больше предыдущего: y1 < y2 < y3 < . . . < yn < yn+1 < . . .

Пример 1 (на доске) Доказать, что последовательность является возрастающей yn = 2n

Ответ: 2, 4, 8, 16, 32, …

Н-р:    1, 1 , 1 , 1 , … , 1 , …  последовательность убывающая

               2   3   4          n

Опр.2 Последовательность (уn) называют убывающей, если каждый её член (кроме первого) меньше предыдущего: y1 > y2 > y3 > . . . >yn > yn+1 > . . .

Пример 2 (на доске)Доказать, что последовательность является убывающей

 yn=  1   n

      3

Ответ: 1,  1 ,   1 ,   1 ,    1 , …  

                        3     9     27   81

Н-р:    1, _  1 ,  1 ,  _  1 , … , (- 1)n-1 1 , …  немонотонная последовательность

                        2    3        4                      n

Вывод: (обобщим примеры 1 и 2и сделаем вывод)

1. Если n >1, то последовательность    yn = an возрастает

2. Если 0< n < 1, то последовательность   yn = an убывает.

№387 (стр.88)(Работа оформляется на доске и в тетрадях.)

Ответ: простые числа:    2, 3,  5,   7,   11,   13,   17

Квадраты простых чисел: 4, 9, 25, 49, 121, 169, 289

№385(а,в) (Работа оформляется на доске и в тетрадях.)

   а). Решение: yn = 3n  + 4                              в). Решение: yn = 7n  - 2

   y1 = 3*1 + 4 = 7                                                       y1 = 7*1 - 2 = 5

    y2 = 3*2 + 4 = 10                                                     y2 = 7*2 - 2 = 12

                 y3 = 3*3 + 4 = 13                                                      y3 = 7*3 - 2 = 19

                 y4 = 3*4 + 4 = 16                                                      y4 = 7*3 - 2 = 26

Ответ: 7, 10, 13, 16, … возрастающая        Ответ: 5, 12, 19, 26, … возрастающая       

№385(а,в) (самостоятельно с проверкой)

   а). Решение: yn = - 2n  - 3                              в). Решение: yn = 4 - 5n  

   y1 = - 2*1 - 3 = - 5                                                       y1 = 4 - 5*1 = - 1

    y2 = - 2*2 - 3 = - 7                                                     y2 = 4 - 5*2 = - 6

                 y3 = - 2*3 - 3 = - 9                                                      y3 = 4 - 5*3 = - 11

                 y4 = - 2*4 - 3 = - 11                                                    y4 = 4 - 5*3 = - 16

Ответ: - 5, - 7, - 9, -11, … убывающая      Ответ: - 1, - 6, - 11, - 16, … убывающая       

 

Задание  Исследовать на монотонность числовые последовательности

   а). хn = n2  + 1

          Ответ: 2, 5, 10, 17, …   возрастающая

   б). хn = - 6n  + 3

          Ответ: - 3, - 9, - 15, - 21, …   убывающая      

   в). хn = (- 1)n  

          Ответ: - 1, 1, - 1, 1, …   немонотонная    

Тест    

8. Исследовать на монотонность последовательность  yn = 2n - 2

Ь  (убывающая)          И  (немонотонная)           Ч  (возрастающая)

9. Какая из следующих последовательностей является убывающей

И   n + 1             М  1 -  1              Ч    5n  

         n                             2n                  n + 1

ОТВЕТЫ ТЕСТА  ФИБОНАЧЧИ

            Леонардо Фибоначчи - Это итальянский математик XIII в.

Автор «Книги абака» (1202г.), в которой говорилось о десятичной системе счисления.

  Позже он установил связь с последовательностью чисел, которую он рассмотрел при решении задачи о размножении кроликов.  Здесь первые два числа единицы, а каждое последующее равно сумме двух предыдущих.

  Поэтому рекуррентную последовательность ещё называют последовательностью Фибоначчи.

Дополнительно № 404(а) , № 405(а)

VI. Рефлексия

Учитель предлагает ученикам ответить письменно на вопросы:

- Мои чувства во время урока?

- Где испытывали трудности?

 - Ваше настроение после урока?

- Что на уроке вам понравилось?

VII. Домашнее задание.

№ 922(в,г), № 923(в,г), 924(2, 3) стр. 233,234


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Последовательное соединение" (физика 8 класс)

урок разработан с применением технологии деятельностного метода, тип урока : овладение новыми знаниямиК уроку разработана презентация...

Методическая разработка урока физики в 8 классе "Исследование последовательного соединения проводников"

Изучение нового материала с использованием фронтального эксперимента....

Презентация к уроку по теме "Последовательное и параллельное соединение элементов электрической цепи".(8 класс).

Представленная презентация позволяет разнообразить изложение нового материала....

Урок по теме "Последовательное соединение проводников" 8,9 класс

Урок по теме "Последовательное соединение проводников" 8,9 класс, конспект урока, презентация. Перышкин, Громов...

урок алгебры в 9 классе по теме "Последовательности"

Урок разработан  к учебнику Макарычева "Алгебра, 9" по теме "Последовательности"  + презентация к данному уроку....

урок алгебры в 9 классе по теме "Последовательности"

Урок разработан  к учебнику Макарычева "Алгебра, 9" по теме "Последовательности"  + презентация к данному уроку....


 

Комментарии

Содержательная разработка урока. С удовольствием воспользовалась.