разработка урока по математике 5 класс "Прямоугольный параллелепипед"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Чооду Азиймаа Дмитриевна

по учебнику Виленкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse.docx90.8 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_v_5_klasse.pptx649.85 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с.Кызыл-Арыг Тандинского кожууна РТ

Конспект открытого урока по математике

 «Прямоугольный параллелепипед»

5 класс

по учебнику  Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова

учитель: Чооду А.Д.

                   


Конспект открытого урока по математике в 5 классе.

Тема урока: «Периметр и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».

Тип урока:  Ознакомление с новым материалом

Основные цели:

  • Повторить и закрепить знания учащихся о составных частях прямоугольного параллелепипеда.
  • Решить задачи на нахождение суммы  длин  всех ребер прямоугольного параллелепипеда.
  • Формирование умения свободно решать задачи на нахождение площади поверхности прямоугольного параллелепипеда.
  • Развитие внимательности, логического мышления, умения систематизировать и применять полученные знания.

Оборудование: ПК,  проектор (возможно использование интерактивной доски), модель прямоугольного параллелепипеда, учебник  Математика: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, дидактические материалы по математике для 5 класса.- 2 –е изд. Чесноков А.С., Нешков К.И.

Демонстративный материал: презентация, составленная в программе Microsoft Power Point

Раздаточный материал: оценочные листы для каждого ученика.

Ход урока

Орг.момент. Учащиеся подписывают оценочные листы.

 І. Устный опрос

На доске слайд 1.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы « Прямоугольный параллелепипед», вспомним и повторим, что мы уже знаем о прямоугольном параллелепипеде, научимся находить суммы длин его ребер и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда.

- Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед? 6

- Какую форму имеют эти грани? прямоугольника

- Сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда? 12

- Сколько у него вершин? 8

Появляется слайд 2.

- Какая фигура изображена на рисунке? Параллелепипед.

Дополните меня:

Точка К – его? Вершина параллелепипеда.

Отрезок АВ – его? Ребро параллелепипеда.

Прямоугольник ABKM – его? Грань параллелепипеда.

 

Слайд 3.

Назовите:

  1. Все грани прямоугольного параллелепипеда.
  2. Все ребра этого прямоугольного параллелепипеда.
  3. Какие ребра являются сторонами грани ABDC?
  4. Какие вершины принадлежат задней грани? Какие ребра равны ребру AM?
  5. Какая грань равна грани ACPM?

Как называются эти грани?

Как называются остальные грани?

ІІ. Изучение нового материала

На доске слайд 4 Решение №791.

рис 2 урок.png

Что нужно найти? (периметр параллелепипеда).

Какова цель урока? (Научится вычислять периметр параллелепипеда).

На доске слайд 5

Вспомним формулу Р прямоугольника. Что показывает в записи формулы число 2?

- Как найти сумму длин ребер прямоугольного параллелепипеда?

На доске слайд 6

Записать формулу  нахождения суммы длин всех ребер прямоугольного параллелепипеда:

L = 4(a+ b + c)

- Что показывает в запись формулы число 4?

Решает один ученик у доски №791.

№ 791. – Что известно в задаче?

               - Какой вопрос задачи?

                - Что для этого надо сделать?

                - Как найдем?

a= 12 см

b = 3 см

c = 5 см                     4(a+b+c) = 4(12 +5 +3) = 80 (см)

Ответ: 80 см понадобится проволоки для каркаса прямоугольного параллелепипеда.

Слайд 7. Проверка Д/з (На дом было задано изготовить модель прямоугольного параллелепипеда и раскрасить одним цветом его равные грани).

         - Из чего состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда?

         - Сколько цветов для этого понадобится?

         - Как называются грани заштрихованные одним цветом?

           - Что вы скажете о площади этих граней?

           -  Как найти S поверхности прямоугольного параллелепипеда?

На доске слайд 8

Задача: 

Пусть прямоугольный параллелепипед имеет следующие измерения:

a = 5 см

b = 3 см

с = 6 см

слайд 9

Какие ребра равны?

Как найти площадь нижней грани S ACPM?

  1. 5  3 = 15 см²

Какая грань имеет такую же площадь?

  1. S BDOK = 15 см²
  2. S MKOP = 3  6 = 18 см²

Какая грань имеет такую же площадь?

  1. S ABCD = 18 см²
  2. SABKM = 5 · 6 = 30 см²

Какая грань имеет такую же площадь?

  1. S CDOP= 30 см²

Как найти S поверхности всего параллелепипеда?

Sп = 18 · 2 + 15 ·2 + 30 · 2 = 2(18 +15 + 30) = 126 см²

Появляется слайд 10.

Решение № 770 (а)

Учащимся предлагается задача для закрепления данного материала, где учитель с учащимися проговаривает алгоритм решения данной задачи.

Учитель отображает на доске правильное решение для проверки. Ребята проводят самооценку своего решения. Все вместе обобщаем полученные результаты.

- Как найти площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, если его измерения a, b,c?

Появляется слайд11.

Sп = 2 ab + 2 bc + 2 ac = 2(ab + bc +ac)

Что мы научились вычислять? (Мы научились вычислять площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда).

Физ.минутка.

На доске слайд 12 Самостоятельная работа

Дидактический материал  

1 вариант

a= 6 см

b= 2 см

с = 3 см

Р=?

Sп = ?

2 вариант

a = 8 дм

b = 6 дм

с = 2 дм

Р = ?

Sп = ?

Появляется слайд 13. Взаимопроверка

ІІІ. Домашнее задание.

Слайд 14. п. 16,  № 813, Придумать задачу НА НАХОЖДЕНИЕ периметра прямоугольного  параллелепипеда, ответ которого известен: Р= 24 см.

Рефлексия. Нарисуйте смайлик, характеризующий ваше настроение на уроке.


Приложение 1

Лист оценки урока 20.12.2013

Ф.И. учени__   _______________________

Класс 5

Задание

Выполнил(а) ставим +, не выполнил(а) ставим -

Оценка учителя

Устный опрос

Решить №791

Выполнение Д/з

Решение №792 а

Самостоятельная работа

Оценка за урок

Приложение 2

Самоанализ урока математики в 5 классе по теме «Периметр и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».

Дата: 20.12.2013

Урок: 2

   В данном классе я работаю четвертый месяц. В классе 9 человек, из них 2 человека с низким уровнем мотивации к обучению.

   Тип урока: урок открытия новых знаний.

   Цель: создать условия для повторения элементов прямоугольного параллелепипеда; получить по аналогии формулы периметра прямоугольника формулу для вычисления периметра прямоугольного параллелепипеда,  вывести формулу площади поверхности прямоугольного параллелепипеда.

Задачи урока через планируемые результаты.

   ЛИЧНОСТНЫЕ. Формировать у обучающихся положительное отношение к учебной деятельности, интерес к изучаемому материалу. Формировать объективную самооценку и взаимооценку. Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

   ПРЕДМЕТНЫЕ. Знать и уметь называть элементы параллелепипеда; научиться вычислять периметр и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. Развивать умение сравнивать, наблюдать, делать выводы.

  МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. 

Регулятивные. Обучающиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; адекватно воспринимать оценку одноклассниками своей работы.

Коммуникативные. Обучающиеся учатся договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости. Обучающиеся получат возможность научиться формулировать собственное мнение, строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения учебных задач.

Познавательные. Обучающиеся учатся осуществлять поиск нужной информации в учебном пособии; понимать знаки, символы, уметь их применять; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Ход урока.

I этап. Включение в деятельность (сообщение темы урока, постановка учебных задач)

Каждому ученику выдается оценочный лист.  

АОЗ через устный опрос учащихся. Учащиеся повторили элементы прямоугольного параллелепипеда, заканчивая предложение и отвечая на вопросы учителя.

II этап. Организация деятельности по выполнению учебных задач.

   Этап открытия детьми новых знаний. 1)Знакомство с периметром параллелепипеда обучающиеся выполнили самостоятельно, по аналогии с формулой вычисления периметра прямоугольника. Решение примера 791. Ая решала у доски. Самостоятельная работа включает учащихся в активную деятельность.

2)Домашнее задание было выполнить модель прямоугольного параллелепипеда и закрасить равные грани одинаковым цветом. Такая форма работы включает учеников в продуктивную творческую деятельность, позволяет перерабатывать информацию для получения необходимого результата. В результате общих усилий классом была получена формула площади поверхности прямоугольного параллелепипеда.

На закрепление выполняли №792а. Решение примера оценивалось самооценкой.

III этап. Самооценка, взаимооценка. Рефлексия.

На этом этапе ребятам предложено самостоятельная работа, которую оценивал сосед по парте. По каждому этапу урока ученик выставлял себе «+» или «-» в оценочном листе, с помощью этого листа каждый ученик выставил себе оценку за урок.

  Урок заканчивается рефлексией. Саймилики.

На уроке пять учащиеся активно работали на всех этапах урока, не стеснялись высказывать свои мысли. Все задания урока позволили работать над формированием УУД. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию интереса к учению. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности, и был посилен для учеников 5 класса. Учебная информация была привлекательна для детей, за счет чего повысилась возможность учеников в достижении поставленных задач. Я считаю, что на данном уроке цели, поставленные мною, были частично достигнуты.

Оценки за урок: «3» - 2 (Алдар, Сайкат)

«4» - 6, отсутствовал по болезни 1 (Ондар-оол).

Чооду А.Д.

20.12.2013


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Прямоугольный параллелепипед

Слайд 2

Устный опрос Точка К? Отрезок АВ? Прямоугольник ABKM? A B K M P C O D

Слайд 3

BBBBM Устный опрос Назовите: а) все грани этого прямоугольного параллелепипеда b ) все ребра с) какие ребра являются сторонами ABDC ? d) Какие вершины принадлежат задней грани? Какие ребра равны ребру AM ? e) Какая грань равна грани ACPM ? Как называются эти грани? Как называются остальные грани? A M P C B K O D

Слайд 4

Решение № 791 Из проволоки сделали каркас прямоугольного параллелепипеда (рис.79 учебника). Сколько понадобилось для этого проволоки?

Слайд 5

Периметр прямоугольника Р = 2 ( a + b ) a b

Слайд 6

C умма длин всех ребер прямоугольного параллелепипеда c a c Р = 4 ( a + b + c) b

Слайд 7

Домашняя работа Из чего состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда? Сколько цветов для этого понадобится? Как называются грани заштрихованные одним цветом? Что вы скажете о площади этих граней? Как найти S поверхности прямоугольного параллелепипеда?

Слайд 8

Задача Прямоугольный параллелепипед имеет следующие измерения: a = 5 см b = 3 см c = 6 см Найти: S ACPM ? S MKOP ? S ABKM ? S п ? D B O K A C P M

Слайд 9

Решение задачи 1) S ACPM = 5 ·3 = 15 (см)² S BDOK ? 2) S MKOP = 3 ·6 = 18 (см)² S ABDC ? 3) S ABKM = 5 ·6 = 30 ( c м)² S CDOP ? 4) S п.=18 · 2 + 15 ·2 + 30 ·2 = 2( 18 + 15 + 30) = =126 (см)² A C P M B D K O

Слайд 10

№ 792 а) Дано: a= 6 см b= 8 c м с= 4 см Найти: S п Решение: 1) 6 ·8 = 48 (см)² 2) 8 ·4 = 32 (см)² 3) 6 ·4 = 24 (см)² 4) S п = 2 ·48 +2 ·32 + +2 ·24 = =2(48 + 32 + +24) = 208 (см)² Ответ: S п = 208(см)²

Слайд 11

ФОРМУЛА НАХОЖДЕНИЯ ПЛОЩАДИ ПОВЕРХНОСТИ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА S п = 2 ab + 2 bc + 2 ac = = 2( ab + bc +ac) a b c

Слайд 12

Самостоятельная работа 1 вариант a= 6 см b= 2 см с = 3 см Р=? S п = ? 2 вариант a = 8 дм b = 6 дм с = 2 дм Р = ? S п = ?

Слайд 13

Самостоятельная работа 1 вариант a= 6 см b= 2 см с = 3 см Р=4 ·(6+2+3) = 4 ·11= 44 см S п = 2(6 ·2 + +2 · 3+6·3) = 72 (см)² Ответ:Р =44 см S п = 72 (см)² 2 вариант a = 8 дм b = 6 дм с = 2 дм Р = 4·(8 +6+2) = 64дм S п = 2(8·6+6·2+ 8·2)= = 152 (дм)² Ответ: Р =64 дм S п=152 (дм)²

Слайд 14

Домашнее задание п. 16, № 813, Придумать задачу НА НАХОЖДЕНИЕ Периметра прямоугольного параллелепипеда, ответ которого известен: Р= 24 см.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по математике «Прямоугольный параллелепипед» 5 класс

Вашему вниманию предлагаю конспект урока по математике "Прямоугольный параллелепипед" в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова с презентацией....

Разработка урока по математике в 5 классе по теме "Параллелепипед"

Урок разработан в соответствии с ФГОС ООО с использованием технологии критического мышления....

Разработка урока по математике "Прямоугольный параллелепипед" для учащихся 5 класса

Разработка урока составлена по сингапурской методике обучения. Дети сидят в группах по четыре человека. На уроке применяются структуры РЕЛЛИ РОБИН, КОНЕРС, КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД  и т.д.Урок изучения но...

Разработка урока по геометрии "Призма. Параллелепипед"

Разработка урока по геометрии на тему "Призма. Параллелепипед" для 11 класса  содержит в себе повторение формул планиметрии 9 класса (площади фигур), решение простейших тестовых задач - как матем...

Открытый урок по математике "Прямоугольный параллелепипед"

Урок изучения нового материала проведен в 5 классе (ФГОС)....

Сценарий урока по математике "Прямоугольный параллелепипед, пирамида"

урок на развитие пространственного мышления в 5 классе...

Методическая разработка урока по математике. Тема: «Параллелепипед»

Методическая разработка урока по математике для 1 курса студентов СПО....