Открытый урок по литературе и математике в 5 классе "Урок - путешествие Дюймовочки в страну эльфов по сказке Х.К. Андерсена ".
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Шурчкова Людмила Васильевна

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 5а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.

ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб

 

 

Конспект открытого урока по литературе и математике в 5а классе

учителей школы Шурчковой Людмилы Васильевны и

Тимошенко Елены Анатольевны

ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района СПб

 

Дата урока:

Тема урока: Урок-путешествие Дюймовочки в страну эльфов по сказке                              Х.К. Андерсена

Место урока в системе уроков: заключительный

Цель урока: формирование представления о единстве школьных дисциплин в понимании целостности окружающего мира

Задачи урока:

Образовательные:

-формировать умения давать полный связный ответ, четко формулировать свою мысль;

- систематизировать и обобщить знания по теме;                                                                                                                      - повторить и закрепить формулы на решение задач нестандартного вида.

Развивающие(коррекционные):                                                                                                                                        - развивать способность внимательно читать текст произведения; пополнять активный словарный запас;

- развитие умения мыслить логически, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать творческие способности, фантазию, воображение, память.

 

Воспитательные:

- создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручке.

- прививать интерес к чтению; решению задач;                                                                                  - воспитывать доброе отношение к людям.

Тип урока: комбинированный, повторительно-обобщающий.

Форма урока: путешествие в сказку

Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Возрастная категория: 5а класс

Вид урока: урок-путешествие в сказку

УМК:

- Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.  /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002

- Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» /О.А.Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003

-математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Виленкина Н.Я. - М.: Издательство «Мнемозина»,2007

- раздаточный материал;

- технические средства обучения

 

Технология:

- вопросы репродуктивного характера;

- коллективная;

- игровая;

- компьютерные средства обучения.

 

Оборудование урока: портрет сказочника, выставка книг, рисунков учащихся,  видеофильм, компьютер, презентация

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 5а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.

ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб

Конспект открытого урока по литературе и математике в 5а классе

учителей школы Шурчковой Людмилы Васильевны и

Тимошенко Елены Анатольевны

ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района СПб

Дата урока:

Тема урока: Урок-путешествие Дюймовочки в страну эльфов по сказке                              Х.К. Андерсена

Место урока в системе уроков: заключительный

Цель урока: формирование представления о единстве школьных дисциплин в понимании целостности окружающего мира

Задачи урока:

Образовательные:

-формировать умения давать полный связный ответ, четко формулировать свою мысль;

- систематизировать и обобщить знания по теме;                                                                                                                      - повторить и закрепить формулы на решение задач нестандартного вида.

Развивающие(коррекционные):                                                                                                                                        - развивать способность внимательно читать текст произведения; пополнять активный словарный запас;

- развитие умения мыслить логически, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать творческие способности, фантазию, воображение, память.

Воспитательные:

- создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручке.

- прививать интерес к чтению; решению задач;                                                                                  - воспитывать доброе отношение к людям.

Тип урока: комбинированный, повторительно-обобщающий.

Форма урока: путешествие в сказку

Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Возрастная категория: 5а класс

Вид урока: урок-путешествие в сказку

УМК:

- Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.  /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002

- Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» /О.А.Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003

-математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Виленкина Н.Я. - М.: Издательство «Мнемозина»,2007

- раздаточный материал;

- технические средства обучения

Технология:

- вопросы репродуктивного характера;

- коллективная;

- игровая;

- компьютерные средства обучения.

Оборудование урока: портрет сказочника, выставка книг, рисунков учащихся,  видеофильм, компьютер, презентация

       

Доброта спасет мир

         Ход урока

I.Организационный момент.

Друзья мои! Мы очень рады!

Войти в приветливый ваш класс.
И для нас уже награда –
Вниманье ваших добрых глаз.
Пускай сегодня наша встреча,
Оставит след в душе у вас.
Общенье, радость и познанье,
Пусть вам подарит наш урок.

Здравствуйте, ребята! Вы слышали? Сегодня у нас не просто урок – сегодня мы приглашены в гости к сказке. Сказка желает проверить нас, что мы о ней знаем, ведь у нас сегодня заключительный урок по сказке. Но сказка не любит случайных посетителей. Чтобы попасть в неё, нужно всё о сказке рассказать. Ставни сказки закрыты на замок, и открыть их будет непросто. Итак, попробуем!

П. Повторение пройденного материала.                                                                                                                      

- Что такое сказка? (Это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии);

- Что такое фольклор?

- Чем отличается сказка народная от литературной?

Видите, ребята! Ставни не открываются. Видимо, что-то мы ещё не назвали. Как вы думаете, что нужно ещё назвать, чтобы попасть в гости к сказке? (автора и название).

- Попробуйте отгадать, в гости, к какому автору мы сегодня пришли?

Итак,  было это давным-давно, в 1805 году. В небольшой  северной стране, окруженной с трех сторон водой, в Дании, на острове Фюн, в городе Оденсе,  родился мальчик. Никто не мог и подумать в те далекие времена, что через несколько лет он прославит свой народ, свою прекрасную страну, полную гор, лесов, морей. Прославит сказками.

Речь идёт о…….. Г.-Х. Андерсене  (1805-1875)

- Но ставни наши ещё закрыты. Что ещё нужно знать? (название)

- А теперь посмотрите на слайд и дайте правильный ответ.  А какой сказке Г.К.Андерсена мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

Маленькая девочка
Ростом с ноготок.
Рождена из зернышка,
Родной дом ее цветок.
Кто это? (Дюймовочка)

Правильно, ребята, речь сегодня пойдёт о сказке Х.К.Андерсена «Дюймовочка».

- Ребята, а какие ещё сказки вы знаете и читали Х.К.Андерсена?

- Верно. Вот теперь ставни наши открылись, и мы отправляемся в гости к сказке.

Учитель: Да, ребята, путешествуя Дюймовочка, проходила путь, то есть расстояние, а какая формула существует для нахождения пути, с какими еще величинами она связана? Кто может мне ее назвать? А какие еще величины входят в формулу и как их можно найти?

Ш. Урок-путешествие в сказку

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в сказку                             Г.Х. Андерсена “Дюймовочка»

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.                                                                                  

Пусть герои сказок                                                                                                                               дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
побеждает зло.

(Ю. Энтин)

“Доброта спасет мир”– к этому стремятся авторы сказок, этого ждут те, кто читает сказки.

Эпиграфом к уроку будут слова “Доброта спасет  мир”:

Учитель: Что же требуется от вас:
Отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.

Итак, друзья, начинаем наше путешествие в сказку

Учитель: А чтобы отправиться в приключение вместе с Дюймовочкой, надо решить задачи, а для этого мы  вас разделили на пары.

Слайд №1(отрывок из сказки)

Задача 1.

Цветок, в котором жила маленькая девочка, в день вырастал на 3 см. Какова была длина цветка после двухнедельного роста?

Решение:

1)   7 ∙ 2  =  14 (дней)

2)   3 ∙ 14  =  42 (см)

Ответ: длина цветка после двухнедельного роста 42 см.

Слайд №2(отрывок из сказки)

Задача 2. 

Какой рост Дюймовочки в сантиметрах?

Решение:

1 дюйм = 2 см 5 мм.

Ответ: рост Дюймовочки 2 см 5 мм.

        

Учитель: Ребята, но случилась беда, Дюймовочку похитила старая жаба. А для чего она это сделала? (Чтобы выдать её замуж за своего безобразного сына).

Учитель: Скажите, ребята, а кто дал возможность Дюймовочке бежать от старой жабы и её сына? (Маленькие рыбки, мотылёк)

А как мы можем узнать, смогла ли старая жаба догнать Дюймовочку на листке кувшинки?

Учитель: Что нужно для этого сделать? (решить задачу)

Слайд №3(отрывок из сказки)

Задача 3.

Листок кувшинки с Дюймовочкой двигался по реке. Скорость течения реки 9 км/ч. Скорость, с которой плыла старая жаба, чтобы догнать Дюймовочку, в 3 раза меньше скорости течения реки.

С какой скоростью плыла старая жаба?

С какой скоростью должна плыть старая жаба, чтобы догнать Дюймовочку?

Решение:

9,3 : 3 = 3,1 км/ч

Ответ: скорость старой жабы 3 км/ч.

Чтобы догнать Дюймовочку, старая жаба должна плыть со скоростью больше 9,3 км/ч.

Учитель: И так, ребята, кто же подхватил Дюймовочку и унес к себе? ( Майский жук). А как вы думаете, знакомству с Дюймовочкой все жуки были довольны?

Учитель: Так вот, для того чтобы узнать, сколько жуков были недовольны Дюймовочкой, мы решим задачу.

Слайд №4 (отрывок из сказки)

Задача 4.

Появление Дюймовочки среди жуков вызвало интерес. Недовольных ею жуков было на 5 жуков больше, чем равнодушных. Сколько было недовольных жуков, если равнодушных было 12.

Решение:

12 + 5 = 17 жуков.

Ответ: недовольных жуков было 17.

Учитель: Дюймовочка оказалась одна в лесу (Звучит музыка). Давайте поможем ей, а для этого надо узнать героя по описанию.

1.  — Ты можешь жить у меня всю зиму, только убирай хорошенько мои комнаты да рассказывай мне сказки — я до них большая охотница. (Полевая мышь)

     2.  Он был тоже мокрый и безобразный – точь-в-точь, как и его мамаша.  (Сын жабы)

     3. У неё только две ножки – говорили одни. У нее даже нет щупалец – сказали другие. Какая она тонкая. Она совсем как человек! Она очень некрасивая – решили жуки. (Дюймовочка)              

     4.  Раз в неделю приходит навестить меня мой сосед. Он очень богат.                         Живёт куда лучше меня. У него большой дом под землёй, и он носит чудесную бархатную шубку. (Крот)

     5.  В чашечке сидел маленький человек, беленький и прозрачный, как будто он был из стекла. За плечами у него дрожали легкие крылышки, а на голове блестела маленькая золотая корона. (Эльф)

6. Она уж совсем ожила, только была еще очень слаба и еле-еле  открыла глаза, чтобы посмотреть на девочку. (Ласточка)

Учитель: После долгих скитаний Дюймовочку приютила полевая мышь. Со временем она решила её познакомить и выдать замуж. За кого? (богатого крота).

Слайд №5(отрывок из сказки)

Задача 5.

У крота в норе были три комнаты. Одна комната 24 дм2 , другая на 8 дм2  больше первой. Третья комната в 2 раза меньше первой. Найдите площадь норы.

Решение:

1)  24,4 + 8,6 = 32 дм2

2)  24,4 : 2 = 12,2 дм2

3)  8,6 + 33 + 12,2 = 53,8 дм2

Ответ: площадь норы крота 53,8 дм2.

IV.Здоровьесберегающая пауза:                                                                                                                                                                        - А теперь, ребята, сделаем зарядку для глаз.

Учитель: Какая участь ждала Дюймовочку, если бы она вышла замуж за крота? (Она не видела бы солнышко. Ей было бы скучно)

Учитель: А чтобы так не случилось, узнаем героя по его речи.

1) -Не капризничай, а то я укушу тебя! Видишь, какой у меня белый зуб! Садись и готовь себе приданое! (Мышь из сказки «Дюймовочка).
2) - Вот мой сынок! Он будет твоим мужем. Вы славно заживете с ним у нас в тине. (Старая жаба)

3) - Не хочу учиться, хочу жениться!!! ( Сын жабы)

4) - Спасибо тебе, милая крошка! — Я так хорошо согрелась! Скоро я совсем поправлюсь и опять полечу на солнышко. (Ласточка)

Учитель: Ребята, правильно ли поступила Дюймовочка, когда начала заботиться о ласточке? (Правильно)

Учитель:  Что можно сказать о характере девочки? (Дюймовочка добрая)

 -Как понимаете выражение «Человек с большим сердцем? (Добрый и отзывчивый человек)

-Есть ли такие качества у Дюймовочки? (Да)

Слайд №6 (отрывок из сказки)

Задача 6.

Ласточка поправилась за три дня. В первый день она съела 5 зернышек. А в каждый из следующих дней на одно зернышко больше. Сколько зернышек съела ласточка за три дня.

Решение:

1)  5 + 1,5 = 6,5 (зернышек съедено за 2 день)

2)  6,5 + 1,5 = 8 (зернышек съедено за 3 день)

3) 5 + 6,5 + 8 = 19,5 зернышек.

Ответ: ласточка за три дня съела 19,5 зернышек.

V. Итоги урока:

Рефлексивные вопросы, заданные учителем.

- Понравилась  ли  вам урок-путешествие в сказку?

- Что  особенно  понравилось на уроке?

-Что получилось, а что не получилось на уроке?

- Чему  вы научились  у  этой  маленькой  девочки? (Быть добрыми, отзывчивыми к окружающим)

   Молодцы, ребята! Вы все сегодня работали хорошо!

    А как вы думаете, это конец сказки? Нет, не конец. Мы ещё не знаем, как будет жить Дюймовочка среди эльфов, будет ли она счастлива?

 VI. Домашнее задание:

1. Напишите продолжение этой сказки и придумайте задачу.

Спасибо вам за приятное путешествие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 5 классе "Путешествие в Страну синтаксиса и пунктуации"

Урок - игра предназаначен для обучающихся 5 класса. Использован нестандартный подход к усвоению и обощению изученного материала....

Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 6а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...

Методическая разработка учебного проекта по литературе для 5 кл.в соответствии с ФГОС второго поколения "Сказки Г.Х.Андерсена"

Учебный проект проводится на спаренном уроке в два этапа. Первый -викторина в форме Брейн-ринга.  Просматривается  презентация. Второй- театрализованные инсценировки сказок Андерсена, подгот...

Презентация открытого урока по географии для старших классов: "Путешествие по странам".

Пример проведения открытого урока по географии с учащимися 9 класса коррекционной школы. Презентация содержит дополнительный материал по трем странам: Италии, Франции, Японии - и является результатом ...

Урок-путешествие Дюймовочки в страну Эльфов.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Предметматематика, биология, география, литератураКласс5Тема и номер урока в темеУрок-путешествие Дюймовочки в страну Эльфов. 1 урок в темеГлавная дидактическая цель: повышение уро...

Открытый урок по литературе в 5 классе. Урок – путешествие по сказке Андерсена «Снежная королева»

Обобщающий урок по сказке Х.-К. Андерсена «Снежная королева» (По программе Б.А.Ланина.5 класс)...

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...