Рабочая программа курса "Решение текстовых задач" (7 класс)
рабочая программа по алгебре (7 класс) по теме

Агеева Юлия Владимировна

Текстовые задачи - наиболее яркий в школьном курсе алгебры пример применения аппарата уравнений. Текстовые задачи активно используются и как цель, и как средство обучения, математического развития обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon resh_tekst_zad_7_kl_.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

       Рабочая программа

Пояснительная записка

В организации учебно-воспитательного  процесса важную роль играют задачи. В обучении математики они являются и целью, и средством обучения и математического развития школьников. Организуя решение задач, следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и осваивается преимущественно в процессе решения задач.

Кроме того, текстовые задачи являются наиболее ярким в школьном курсе алгебры практическим примером применения аппарата уравнений. Значение этих задач в том, что это – простейшая, но достаточно четкая модель применения математики к изучению действительности. Текстовые задачи активно используются и как цель, и как средство обучения, математического развития учащихся. Их использование обеспечивает лучшее усвоение включенных в программу теоретических вопросов, формирование умений применять теоретические знания на практике. При решении задач развивается логическое и математическое мышление учащихся, пробуждается их интерес к предмету, воспитывается терпение, настойчивость, самостоятельность. Немаловажное значение имеют текстовые задачи для развития смекалки и сообразительности, гибкости мысли, интуиции. И, наконец, через задачи учащиеся видят в окружающей действительности факты и закономерности, которые могут быть описаны математически; они учатся реальную жизненную ситуацию переводить в символическую математическую форму.

Решение текстовых задач способствует развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подготовки.

Основной целью следует считать решение интересных и оригинальных задач, расширяющих и углубляющих знания учащихся, получаемые на уроках. Если умело поддерживать любознательность учеников, предлагая им задания, соответствующие их знаниям, помогая в необходимых случаях, то это привьет им вкус к самостоятельному мышлению и поможет развитию их математических способностей.

Цели и задачи:

1. Способствовать развитию математического мышления и сообразительности у учащихся.

2. Развитие и повышение интереса учащихся к изучению математики.

3. Подготовка к олимпиадам.

4. Развитие математического кругозора, любознательности, интуиции, наблюдательности, настойчивости у учащихся.

5. Расширение кругозора учащихся.

6. Развитие творческих и математических способностей учащихся.

7. Привитие навыков самостоятельной работы.

8. Развитие интуиции, логического мышления учащихся при решении задач.

9. Повышение уровня математической подготовки учащихся.

10. Расширение и углубление знаний учащихся, получаемых на уроках.

Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума математического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к математике.

Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор рациональной системы методов и приемов обучения. Необходимо реализовать сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизировать применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов, использование технических средств. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда  -  планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов.

Содержание данного предмета рассчитано на 34 часа учебного времени.

Календарно-тематическое планирование уроков

№ урока

Тема урока

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Решение задач с помощью уравнений

Решение задач с помощью уравнений

Решение задач по теме: «Площади и объемы»

Занимательные задачи

Решение задач

Задачи на движение

Задачи на движение

Задачи на нахождение

дроби от числа и числа по его дроби

Задачи на нахождение

процентов от числа и числа по его процентам

Логические задачи

Логические задачи

Задачи на совместную работу

Решение олимпиадных задач

Решение олимпиадных задач

Задачи на переливания и взвешивания

Решение задач

«Молодежного математического чемпионата»

Задачи на отношения

Задачи на пропорции

Задачи на прямую пропорциональность

Задачи на обратную пропорциональность

Решение задач по теме: «Масштаб»

Решение задач по теме:

 «Длина окружности и площадь круга»

Решение задач по теме: «Шар»

Решение задач

международного конкурса «Кенгуру»

Решение задач с двумя объектами с помощью уравнения

Решение олимпиадных задач

Решение задач с помощью уравнений

Решение задач с помощью уравнений

Решение задач

межрегиональной заочной олимпиады «Авангард»

Логические задачи

Решение задач с помощью систем уравнений

Решение задач с помощью систем уравнений

Решение задач

математической олимпиады «Царицыно»

Урок-путешествие «Страна Математика»

Перечень рекомендуемой литературы

1. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы / авт.-сост. Ю.В.Щербакова. – М.: Глобус, 2008.

2. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка в 5 классе: Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1980. – 79 с.

3. Математика: Учеб.- собеседник для 5 - 6 кл. сред. шк. / Л. Н. Шеврин, А. Г. Гейн, И. О. Коряков, М. В. Волков. – М.: Просвещение, 1989.

4. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы / А.В. Фарков. – 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.

5. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: учеб. пособие для 5 – 6 кл. общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2006.

6. Математика: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова и др.; Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. – М.: Просвещение, 1998.

7. Я. И. Перельман. Занимательные задачи и опыты. Минск «Беларусь», 1994.

8. Клименченко Д. В. Задачи по математике для любознательных: Кн. для учащихся 5-6 кл. сред. Шк. – М.: Просвещение, 1992.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности"

Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности" составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта п...

Рабочая программа по физике (11 класс) + модуль "Решение задач"

Настоящая программа для 11  класса основной общеобразовательной школы   составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по физик...

рабочая программа поэлективному предмету 11 класс химияПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ФИЗИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ

Данный элективный курс предназначен для учащихся 11   классов, с целью подготовки их к сдаче вступительных экзаменов по химии в вузы химико-физического профиля и государственного аттес...

Рабочая программа по геометрии 10 класс Факультатив: Практикум Решение задач

Умения и навыки учащихся, формируемые факультативным курсом: навык самостоятельной работы с таблицами и справочной литературой и другими источниками:  учебниками;  Интернет-ресурсами.составл...

Рабочая программа "Решение нестандартных задач по алгебре и началам анализа" (профильный курс 3 часа в неделю) 11 класс

Для тех, кто предполагает получить в дальнейшем высшее образование, связанное с естественными науками, техникой и социально-экономическими дисциплинами, математическая подготовка носит более фундамент...

Рабочая программа « Решение геометрических задач» элективный курс для 10-11 классов базовый уровень, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории

Рабочая программа   « Решение геометрических задач»  элективный курс для 10-11 классов базовый уровень, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории...

Рабочая программа Модуль «Решение задач по генетике» 9 класс

Программа  модуля предназначена для учащихся 9 класса , носит межпредметный характер  и  рассчитана на 10 часов.Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмет...