проект урока математики 6 класс
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Шестакова Нина Ивановна

Проект урока математики в 6 классе пор теме " Координаты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_otkrytogo_uroka_6_klass_matematika.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проект открытого урока в 6 классе «Координаты»

Учитель: Н.И.Шестакова

Используется учебник «Математика, 6»  УМК авторов Виленкин

Место урока: первый урок в теме, рассчитанной на6 часов. Урок должен выполнить задачу ознакомления учащихся с понятием координат, сформировать их представления  о  координатах, как способе указания и определения  положения некоторого объекта.

Содержательный аспект:

  1. Координаты имеют место в жизни ученика в разных ситуациях (место в зрительном зале, адрес проживания, игра «Морской бой», шахматы, географические координаты)
  2. Ученикам известно понятие координат точки на координатной прямой.

Содержание данного урока и его место в курсе позволяет применить деятельностный подход к изучению материала, использовать групповую форму работы при составлении опорного конспекта по теме. На следующих уроках продолжится формирование умения находить координаты клетки и саму  клетку по заданным координатам на поле  игры «Морской бой», умение работать с координатной плоскостью, изобретение собственных систем координат.

    Непосредственно актуален этот проект в плане возможностей развития общеучебных  умений и навыков  учащихся, в ходе его реализации вы сможете увидеть динамику формирования общеучебных умений:

  • Читать текст осмысленно, понимать прочитанное;
  • Высказываться монологически;
  • Вести учебный диалог;
  • Отвечать на вопросы;
  • Выделять главную мысль;
  • Составлять структурные и логические схемы

Дидактически актуален возможностью продемонстрировать деятельностный подход к построению урока и личностно ориентированный урок в обучении математике учащихся младших классов средней школы.

Проблемное поле проекта:

  1. Содержательная проблема урока.                                                                                            

 Используя личный опыт учащихся, сформировать  их представления  о системе координат  в   математике.

  1. Дидактико-технологические проблемы. Необходимость разрешения противоречия между чаще употребляемыми для детей этого класса фронтальными средствами обучения, обеспечивающими выполнение плана урока, и индивидуально-групповыми средствами обучения и воспитания, адресованными каждому ученику, позволяющими приобрести личностный опыт  работы с новым материалом.
  2. Исследовательские проблемы. Необходимость перехода от традиционного урока к уроку личностно-ориентированному, учитывающему личный опыт, возможности и развитие каждого ребенка.

Цели педагогические:

  • Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с понятием «координатная плоскость»
  • Формировать умение работать с текстом (понимать, выделять главное, структурировать)
  • Развивать мотивационную сферу с помощью привлечения личного опыта обучающихся; развитие психических свойств (памяти, произвольного внимания, коммуникативности)

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Первичная актуализация

В тетрадях ребят появились только слова «Координатная прямая», «Координаты точки», то есть никаких ассоциаций, связанных с жизненным опытом не возникло. Тогда учитель выносит на экран первый слайд и просит объяснить, каким образом адрес человека может быть связан с темой урока. После короткого обсуждения в группах, у ребят возникли и другие ассоциации, как например игра в «Морской бой» и шахматы.

  1. Системная актуализация

Следующий слайд был уже логически ожидаем. Задав ребятам вопрос «Нужны ли какие-то дополнительные условия?» я услышала предложение от двух групп, что нужно договориться, какое число называть первым, а одна из групп предложила переименовать числовые обозначения на буквенные. Так как последнее для нас оказалось невыполнимым из-за технических трудностей, то договорились первым называть номер клетки по горизонтали. Следующие слайды «Географические координаты» вызвали в классе оживление. Выяснилось, что в классе есть ребята, которые уже прочитали книгу Жюль Верна,  «Дети капитана Гранта», остальным было предложено обязательно прочитать её в ближайшее время.  После работы в группах с глобусом (рассмотрели по одной точке от группы) перешли к координатной прямой. Ребята быстро и правильно ответили на вопросы учителя: Что такое координатная прямая, как превратить прямую линию в координатную прямую. На слайде «Координатная прямая»  она была представлена в несколько неожиданном для учеников виде – лентой времени. Найдя начало отсчета, единичный отрезок, мы определили местоположение на этой прямой нескольких объектов, начав с себя и закончив Декартом.

  1. Усвоение нового материала.

После обсуждения проблемной ситуации «Как определять положение точки на плоскости» одна из групп предложила рассматривать не одну прямую, а две: по горизонтали и по вертикали, как в игре «Морской бой». Обсудив предложение, ребята пришли к понятию «Система координат». Учителю только осталось показать последний слайд, ввести термины и предложить домашнее задание. На 5-6-й пункты проекта времени не осталось.

  1. Домашнее задание: Составить рассказ по опорной схеме к уроку.

            № 656, 657 / № 658, 659 (на 4-5)

           По желанию подготовить сообщения о Декарте, или другое, связанное с темой.

                 

  1. Окончание урока..

Этапы

Деятельность  учителя

Деятельность  учеников

Примечания

Целеполагание

Планирование

Реализация плана

Подведе ние итогов

Домашнее задание

Вопрос учителя: «Какие ассоциации возникают у вас, когда произносится слово «координаты»?  

Прошу записать в тетради  слова и короткие фразы, показывающие те знания, которые существуют у детей по теме к данному моменту. Прошу обсудить в группе и выбрать то, что написано у большинства ребят группы. Затем каждая группа предъявляет свой результат. Найдите в учебнике на с.201 определение координат.

На экран выносится первый слайд из ряда:

а)Адрес  (город, улица, дом, квартира)

объяснить, каким образом адрес человека может быть связан с темой урока.

б) Игры. Шахматы. «Морской бой». Предлагается  ребятам поле для игры в «Морской бой» с нарисованными на нём кораблями. Разрешается  каждой группе сделать по два хода. Задача: утопить как можно больше кораблей всем  классом.

 -Посмотрите, какое интересное поле у нас. Что вы заметили?

-Какой вопрос  сейчас вас больше всего интересует?

в) Географические координаты. --Вспомните, что вы знаете

-о географических координатах?

- в чем особенности географических координат;

-как построена координатная сетка;

-как ею пользоваться?

-Задайте координаты   точки на глобусе, одна из групп может задать вопрос любой другой группе. При наличии времени можно рассмотреть ещё  1 – 2 точки.

г) Координатная прямая.

 -Что такое координатная прямая

-как превратить прямую линию в координатную прямую?

-какое число принимаем за начало отсчета.

-как записать координату точки,  

        

Итак, ответы,  на какие вопросы вы бы хотели найти?

Давайте составим план наших действий.

-Что поможет выполнить действия по плану?

Обсудите в группах

-«Как определять положение точки на плоскости» Учителю только осталось показать последний слайд, ввести термины и предложить домашнее задание. На 5-6-й пункты проекта времени не осталось.

После обсуждения в группе, записываем на доске:

Основное понятие – координатная плоскость

Вспомогательные понятия  – ось абсцисс, ось ординат, начало отсчёта.

Предлагается задание: записать координаты точек к слайду

Предлагается

 слайд к уроку, на котором пример возможной опорной схемы к теме. Проговариваем ещё раз, каким образом записываются координаты точки на координатной плоскости.

 

-Итак, кто обобщит то, что мы выяснили?  

Выполним задание

контролирующего теста

 

заполнить анкету обратной связи

Составить рассказ по опорной схеме к уроку.

 -№ 656, 657 / № 658, 659 (на 4-5)

 - По желанию подготовить сообщения о Декарте, или другое, связанное с темой.

Ученики записывают в тетради  слова и короткие фразы, показывающие те знания, которые существуют у детей по теме к данному моменту. Прошу обсудить в группе и выбрать то, что написано у большинства ребят группы. Затем каждая группа предъявляет свой результат

Обозначения клеток и по горизонтали и по вертикали выполнено только с помощью цифр, без использования букв

какое число называть первым: по горизонтали или по вертикали?

Ребята в группах выполняют задание . Варианты ответов

Обсуждение в группах; заслушивание ответов

- как координатная плоскость связана с координатной прямой

Сколько надо начертить координатных прямых, чтобы получилась координатная плоскость

Как их надо расположить  плоскости по   сравнению  с  прямой.

Что необходимо сделать, чтобы определить положение точки на плоскости?

-Установим связь между координатной прямой плоскостью

-Как начертить координатную плоскость

-Учебник, интернет, рассказ учителя

Работа в группах

Варианты ответов

Делают запись в тетради

Индивидуальная работа

Учитель пишет на доске, что говорят представители групп.

После короткого обсуждения в группах, у ребят возникли и другие ассоциации, как например игра в «Морской бой» и шахматы.

Договариваемся об очередности названия цифр. Договорились первым называть номер клетки по горизонтали Итоги игры обсуждаются сразу - же.

Каждая группа получает глобус. После работы в группах с глобусом (рассмотрели по одной точке от группы) перешли к координатной прямой.

На слайде «Координатная прямая»  она была представлена в несколько неожиданном для учеников виде – лентой времени. Найдя начало отсчета, единичный отрезок, мы определили местоположение на этой прямой нескольких объектов, начав с себя и закончив Декартом.

Если ребята не смогут ответить на этот вопрос, то учитель предлагает прочитать текст учебника на с.205, первый абзац.

Одна из групп предложила рассматривать не одну прямую, а две: по горизонтали и по вертикали, как в игре «Морской бой». Обсудив предложение, ребята пришли к понятию «Система координат».

Выписать опорное  и вспомогательные понятия

Составляем опорную схему к уроку

Задания контролирующего теста: Заполните пропуски в предложениях:

-Плоскость, на которой задана система координат, называют____

-Точку пересечения координатных осей называют ________

-Горизонтальную ось называют _______

-Вертикальную ось называют ________

-При указании координат сначала указывают _____________

-У точки В(2;3) ордината равна __

-Точка С(0;2) лежит на оси ----

-Координатные__________ нумеруются против часовой стрелки

-Точка А(-3;-4) находится в _ четверти

Если ордината точки равна нулю, то эта точка лежит на оси _________

Анкета обратной связи

  • Мне открылись:
  • Новые связи:
  • Важные действия:
  • Новые чувства:
  • Важные качества:
  • Новые имена:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме: "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении массы" 6 класс

Представленный проект урока был подготовлен для защиты на курсах повышения квалификации в ПАПО г. Москва 2010г....

Проект урока математики в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы"

Проект урока математики в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы"....

Проект урока математики в 5 классе по теме "Задачи на части" (УМК Дорофеева Г.В.)

Предмет: математикаКласс: 5Тема урока: Задачи на части№ урока по теме: урок №1 в теме «Задачи на части» .Дата :15.11Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: учить решать задачи данного в...

Проект урока математики в 8 классе по теме «Арифметический квадратный корень из степени и его свойства» с учетом ФГОС 2 поколения (2012 г.)

Самоанализ урока математики На протяжении своей педагогической деятельности я работаю в сельской школе, условия которой  позволяют детально изучить уровень развития, познавательные...

Проект урока математики в 5 классе "Окружность и круг"

Проект урока математики в 5 классе "Окружность и круг" (И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович)...

Проект урока математики в 6 классе по теме "наибольший общий делитель" c элиментами системно-деятельностного подхода

Проект урока математики в 6 классе по теме "наибольший общий делитель" в системно - деятельностном подходе...