Обобщение и систематизация знаний по теме «Решение показательных уравнений и неравенств» в 11 профильном классе
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему

Овчинникова Наталья Александровна
Урок обобщает знания и умения учащихся по применению методов решения показательных уравнений и неравенств; развивает навыки самостоятельного применения знаний в знакомой и измененной ситуации; заинтересовывает учащихся в решении нестандартных показательных уравнений и неравенств для подготовки к ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение и систематизация знаний

по теме «Решение показательных уравнений и неравенств» в 11 профильном классе

Цели урока:

Обучающие:

  • повторить свойства показательной  функции, применение свойств при решении показательных уравнений и неравенств;
  • решение комбинированных уравнений и неравенств, сводящихся к решению  тригонометрических, дробно-рациональных уравнений и неравенств, неравенств с модулем;
  • повторить возможные случаи потери корней при решении уравнений, а также случаи приобретения посторонних корней.

Развивающие:

  • развивать навыки самостоятельного применения знаний в знакомой и измененной ситуации;
  • учить анализировать, выделять главное, доказывать и опровергать логические выводы.

Воспитательные:

  • формирование нравственных качеств, аккуратности, дисциплинированности, чувства собственного достоинства, ответственного отношения к достижению цели;
  • формировать навыки коллективного труда.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение и актуализация опорных знаний.
  3. Тест по проверке умения решать простейшие показательные уравнения и неравенства
  4. Решение комбинированных уравнений и неравенств.
  5. Подведение итогов. Задание на дом.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение и актуализация опорных знаний:

Проводится в форме фронтальной работы с классом.

Задания устного опроса можно разделить на две части: повторение теоретического материала и умения применять эти знания при выполнении различных заданий.

  • Какую функцию называют монотонной?
  • Какую функцию называют возрастающей? Какую функцию называют убывающей?
  • Какая функция называется показательной? Каковы область определения и множество значений показательной функции?
  • Какую показательную функцию называют возрастающей? (убывающей?)
  • Важен ли характер монотонности показательной функции при решении уравнений?
  • Как используется характер монотонности при решении показательных неравенств?

Устные упражнения:

  1. Какие из перечисленных показательных функций являются возрастающими, и какие убывающими:

          ;             ;       ;

  1. Сравните:

         и   ;        и   ;          и   .

  1. Решите уравнения:

         а)                б) 2х-2 = -2                в)  

                                               

  1. Решите неравенства:

          а)             б)           в)  

3. Тест по проверке умения решать простейшие показательные уравнения и неравенства

Учащиеся выполняют тест на подготовленных бланках, в таблице ответов ниже номера задания записывают  цифру, которая соответствует правильному ответу.

Вариант 1

1) Решите уравнение:          

1) 6             2) 2                      3) 5                           4) 1

2) Решите неравенство:      

1)               2)                  3)            4)    

3) Решите уравнение:  

1)  4                          2)5                          3)    3                               4) 6

4) Решите неравенство:    

1) (1;5)                2) (1;+)          3)      4) (0;1)

Вариант 2

1) Решите уравнение:    

1) 6                       2) 2                             3) 5                              4) 1

2) Решите неравенство:    

1) -3                  2) [7;+∞)             3) (-∞;-1]                 4) [1;+∞)

3) Решите уравнение:     

1)                       2) -3                        3) -                  4) 3

4) Решите неравенство:  

1) (0;1)              2) (-∞;1)            3)                 4) (1;2)

Фронтальная проверка теста:

ученики по порядку называют задание и дают на него ответ с обоснованием. Во время проверки ученики корректируют свои знания по этой теме. По окончании проверки каждый выставляет себе оценку и сдает бланк учителю.

4. Решение комбинированных уравнений и неравенств

   

   Каждое задание решает группа учащихся. Затем один из группы записывает решение на                     доске и поясняет его.

1).                      

Решение:

Преобразуем показатели степеней:

   геометрическая прогрессия,   ,             

Получим:       

,    ,    

Ответ:  

2).        

Решение:

Перейдем к одному основанию и воспользуемся свойствами степеней:              

            Из монотонности показательной функции следует:

     

     

     

      ,                  Решением системы является:  х = 9  

     Ответ: 9

3).        

Решение:

      ,       

Пусть  

Тогда    

 

            

Ответ:  

4).                              

Решение:

Перейдем к одному основанию и воспользуемся формулами тригонометрии:

   

Пусть , тогда уравнение примет вид                                                                                      

                                                 

Ответ:  

5).                   

Решение:

Воспользуемся условием равносильности:

Так как  ,     то данное неравенство равносильно системе:

                     

                   

         

Ответ:  

5. Подведение итогов. Задание на дом

   

    Выводы, оценки.

    Решить уравнения и неравенства:

а)    ,      б)  

в*)    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Решение показательных уравнений и неравенств"

Разработка открытогоурока в 10 классе с целью актуализации опорных знаний при решении показательных уравнений и неравенств. При этом проверка усвоения темы идёт на обязательном уровне. Учащиеся демонс...

Урок по теме "Решение показательных уравнений и неравенств". 11 класс.

Данная разработка содержит  конспект урока обобщения и систематизации знаний по теме: "Решение показательных уравнений и неравенств" для 11 класса, общеобразовательной школы , а также презен...

Презентация на тему "Решение показательных уравнений и неравенств"

Повторить виды показательных уравнений и методы их решения.Повторить и закрепить навыки решения показательных неравенств.Закрепить навыки решения систем показательных уравнений...

Урок систематизации и обобщения знаний умений и навыковпо теме "Решение логарифмических уравнений и неравенств"

Цели урока:1. Обучающие цели: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Логарифмическая функция», закрепление методов решения уравнений и неравенств с использованием ИКТ, подгото...

Методические рекомендации к урокам алгебры и начал анализа в 10 классе по теме: "Решение показательных уравнений и неравенств"

Материал содержит обобщение основных способов решения показательных уравнений и неравенств...

Урок в 11 классе на тему "Решение показательных уравнений и неравенств"

Урок в 11 классе на тему "Решение показательных уравнений и неравенств"...