Опыт использования проблемно-диалоговой методики обучения при интеграции предметов гуманитарного и естественно-научного циклов
статья по алгебре (7 класс) на тему

Самойленко Анна Станиславовна

Опыт использования проблемно-диалоговой методики обучения при интеграции предметов гуманитарного и естественно-научного циклов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт использования проблемно-диалоговой методики обучения при интеграции предметов гуманитарного и естественно-научного циклов

Самойленко А.С. МБОУ Гимназия № 39

Напомню в начале, уважаемые коллеги, что Федеральный  государственный  образовательный  стандарт определил в  качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные.  Добиваться их на уроке учителю помогают грамотно формируемые универсальные  учебные  действия:  регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные.  Раньше всё  это  назвалось:  знания,  умения  и  навыки, формируемые, применяемые и сохраняемые в  тесной  связи  с  активными  действиями самих  учащихся. (слайд 2)

^ Регулятивные УУД

(целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка)

^ Личностные УУД

(самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание)

^ Познавательные УУД

(умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности,

^ Коммуникативные УУД

(постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества)

Как и другие коллеги, получив предложение о проведении интегрированного урока для участников республиканского семинара, мы с Асией Ханифовной были в недоумении: как можно в принципе соединить историю с математикой? Даже администрация засомневалась в успешности подобного эксперимента.

Получив от методической службы четкое задание: продемонстрировать и оценить на уроке степень сформированности  метапредметных результатов учащихся, мы с Асией Ханифовной решили сконцентрироваться на 6-ти: (слайд 3,4) Извлекать необходимую информацию из источника. Учиться высказывать свои предположения. Делать предварительный отбор информации: ориентироваться в учебнике, добывать новые знания из источников, созданных в различных знаковых системах; выделять главное в тексте, уметь конкретизировать выделенные главные положения фактами. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Теперь попробуйте представить все это хотя бы мысленно в контексте выбранной нами темы: (слайд 5 ) «Внешняя политика Ивана Грозного: взятие Казани». … Решению возникшей педагогической проблемы помогли 2 фактора: 1) нам стало безумно интересно; 2) историки несколько лет работают по проблемно-диалоговой методике УМК «Школа 2100».

(слайд 6 ) Основной принцип работы на уроке – это совместная деятельность учителя и учащихся на всех этапах. Весь процесс нашей совместной работы по подготовке и реализации плана урока дал мне возможность понять очень важные моменты. Согласно этой методике, дети обязательно должны знакомиться с темой, которую будут изучать на уроке, самостоятельно. И если они этого не сделают, то урок просто не получится. Наш урок проводился в 7д классе, который, как вы знаете, считается довольно слабым в параллели. Однако, к подготовке к уроку ребята подошли на удивление ответственно и показали себя с лучшей стороны.

Для того, чтобы математика логично вписалась в изучаемый исторический материал, мне, должна признаться, пришлось этот материал основательно проработать. Объем информации, получаемый детьми на уроке, был очень значительный. (слайд 7,8 – все вопросы, которые обсуждались на уроке). В результате мной была выбрана тема, оптимальная для интеграции и для учащихся 7 класса – это решение уравнений и задач с помощью уравнений. За основу заданий по математике были взяты:

1) дата взятия Казани (составлены уравнения, результатами которых была именно эта дата). (слайд 9)  Дети получили задание по рядам, у каждого ряда – свои уравнения, решив которые и поставив ответы по порядку, все получили важную дату (слайд 10) – 1552, Взятие Казани.

 2) историческая информация (о численности воинов различной национальности в войске Ивана Грозного, об укреплении Казанской крепости), (слайд 11,12,13,14) по которой придуманы и составлены задачи на составление уравнений). (показать отрывки урока)

При подведении итогов ребятам было задано несколько значимых вопросы: (слайд 15) что нового они узнали на уроке? Какие знания при этом использовали? При ответах на эти вопросы ребята особенно подчеркнули, что были очень удивлены, как математика гармонично дополняла историю и помогла раскрыть интересные исторические факты.

Мои личные впечатления от урока только самые положительные:

Во-первых, очень приятно было работать с Асией Ханифовной,

Во-вторых, я познакомилась с эффективной интерактивной методикой «изнутри» и

В-третьих, сделала для себя вывод, что соединить практически несоединяемые уроки оказывается не так сложно, если подключить самый главный в нашем арсенале инструмент - активное педагогическое творчество.

На новые свершения нас вдохновляют и (слайд 16) отзывы, полученные об уроке от очень взыскательных гостей:

«Урок методически выверен на формирование УУД. Хорошо вписалась математика.» зам.директора по НМР, МБОУ лицей № 60

«Продумана интеграция предметов, гармонично переплелись история и математика»

Директор МБОУ СОШ № 29

Присутствующие гости также оставили свои оценки, и по критериям получилось, что уровень урока «очень высокий» (ср.балл = 9 из 10 возможных).

Опыт активного СОтрудничества и Сотворчества убедил нас в том, что «образование – это то, что навсегда останется с нашими ребятами, когда они забудут все, чему научились в школе». А это утверждал  великий А.Энштейн.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция предметов гуманитарного цикла

О интеграции предметов музыки и изобразительного искусства...

Исследовательская работа "Интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла"

Исследовательская работа "Интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла"...

Доклад" Интеграция предметов гуманитарного цикла"

Республиканская научно-практическая конференция" Традиции и инновации в образовании".Выступление с докладом на  тему:" Интеграция предметов гуманитарного цикла"...

ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МХК

Действующие учебные планы и программы предусматривают знакомство ребят с различными компонентами культуры, с различными ее пластами и функциями. Объект...

Опыт использования проблемно-диалоговой методики обучения при интеграции предметов гуманитарного и естественно-научного циклов

Опыт использования проблемно-диалоговой методики обучения при интеграции предметов гуманитарного и естественно-научного циклов...

Обобщение опыта по теме " Обучение русскому языку и литературе путем интеграции предметов гуманитарного цикла с использованием компьютерных технологий"

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА УЧИТЕЛЯРУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ и МХКМУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ –СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №63ПРИВОКЗАЛЬНОГО РАЙОНА г. ТУЛЫ...