Конспект урока математики по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Колесова Елена Анатольевна

Урок выполнен в технологии деятельностного подхода в условиях ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolesovaea_praktiko-znachimaya_rabota_po_teme.docx43.05 КБ

Предварительный просмотр:

Практико-значимая работа по теме:

«Конспект урока математики по теме:

 «Сложение и вычитание десятичных дробей»

(5 класс)

                                                                                            Выполнила:

Колесова Елена Анатольевна,

                                                                    учитель МБОУ СОШ №14

                                           г.о. Коломна

Коломна

2014


Содержание

Пояснительная записка.        

Конспект урока математики в 5 классе        

Заключение.        

Источники, используемые при подготовке к уроку        

Список литературы        

Учебно-методического комплект        

Каталог электронных ресурсов по теме проекта.        


Пояснительная записка.

Сегодня образование России переживает период перехода в новое качество: социально значимыми становятся способности к самостоятельному выбору, построению или освоению новых способов деятельности. Значит, традиционная модель обучения не обеспечивает в полной мере формирования у детей способностей к самоопределению и самореализации, готовности к саморазвитию в современных социально-экономических условиях.

Технология деятельностного метода дает возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию; анализировать ее на основе системы теоретических знаний, людьми, обладающими навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях; способных принимать решения на основе проведенного анализа.

Они смогут корректировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями; смогут провести самоанализ выполняемой деятельности и адекватно себя оценить. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях, таков социальный заказ на сегодняшний день.

В связи с тем, что на момент изучения арифметики десятичных дробей у учащихся уже сформированы навыки вычислений с обыкновенными дробями возникает возможность провести уроки по данной теме в форме самостоятельного открытия детьми новых правил. Алгоритмы действий с десятичными дробями выводятся учащимися как частные случаи соответствующих алгоритмов действий с обыкновенными дробями.

По этой же причине учащиеся более осознанно воспринимают правила действий с десятичными дробями. Так, при сложении (вычитании) десятичных дробей учащиеся, зная, что при сложении смешанных чисел отдельно складываются целые и отдельно дробные части, понимают, почему десятичные дроби записываются указанным в алгоритме способом и могут объяснить, почему в ответе «запятая» оказывается «под запятыми».

Задания для формирования умения применять построенный алгоритм сложение и вычитания десятичных дробей очень разнообразны: игровые, требующие перебора вариантов, расширяющие кругозор учащихся и пр.

Кроме того, что данный вид заданий помогает активизировать их деятельность на уроке в конце учебного года, эти игры предполагают взаимодействие учащихся друг с другом и могут стать средством для формирования коммуникативных УУД.

Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

Данный урок является уроком в технологии деятельностного метода по программе «Школа 2000…»

Основными целями урока являются:

1.Формирование способности к сложению и вычитанию десятичных дробей, точному и последовательному выстраиванию рассуждений, оцениванию собственной деятельности на уроке.

2.Повторение и закрепление записи, сравнения и чтения десятичных дробей.

Данный урок является 1 уроком темы: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Урок основан на принципах педагогики сотрудничества, включает элементы следующих технологий: деятельностного метода, групповой и игровой деятельности, ИКТ, уровневой дифференциации.

Урок представляет интерес для тех, кто переходит в 5 классе на новые ФГОС, желает поработать в технологии деятельностного метода.

Конспект урока математики в 5 классе

по учебнику Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон в технологии деятельностного метода по программе "Школа 2000..."

Тип: Открытие нового знания.

Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Класс: 5 «В».

Методы: словесные, наглядные, практические.

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с дополнительными заданиями, маркеры, маркерная доска, доска, мел, учебник.

Основные цели:

  1. Сформировать способность к сложению и вычитанию десятичных дробей, точно и последовательно выстраивать рассуждения, оценивать собственную деятельность на уроке.
  2. Повторить и закрепить запись, сравнение и чтение десятичных дробей.

Ход урока:

1 Этап Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

  1. включить учащихся в УД;
  2. определить содержательные рамки урока: продолжение работы с десятичными дробями.

– Здравствуйте, ребята!

– Какую серьёзную тему мы изучаем в этой четверти? …десятичные дроби

– Чему мы уже научились? …читать, записывать, переводить, сравнивать, округлять и изображать на числовой прямой.

УУД: личностные (смыслообразование)

2 Этап   Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель:

  1. актуализировать учебное содержание необходимое и достаточное для восприятия нового материала: запись чисел в виде десятичной дроби, сравнение выражений;
  2. актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, классификация;
  3. зафиксировать индивидуальное затруднение.

Задание 1:

         Запишите число 12 в виде десятичной дроби тремя способами.

Задание 2: 

Назовите число, представленное в виде суммы разрядных слагаемых: 2 + 0,5 + 0,06 + 0,0004

Задание3:

Не выполняя вычислений, сравните выражения:

2,003+1,02 и 2,31+1,21

Задание 4:

Можно ли утверждать, что выражения имеют одинаковые значения?

1)                и        4,01+5,07;

2)                        и        7,9  3,7;

3)                        и        1,2+2,5.

– Как вы думаете, чему мы еще должны научиться? Куда мы будем двигать дальше в изучении десятичных дробей? …выполнять действия

– С каких действий начнём? …сложения и вычитания

– Откройте тетради и запишите тему урока: Сложение и вычитание десятичных дробей.

Задание 5:

Выполните действия:

1) 13,6 + 5,14

2) 4,002 – 1,5

– Можем ли мы выполнить это задание?

– Как это можно сделать? …представить дроби виде обыкновенных дробей?

Выполните задание и запишите ответ в виде десятичной дроби. На выполнение задания 3 мин.

УУД: познавательные общеучебные (осознанное построение речевого высказывания).

3 Этап Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Цель:

организовать коммуникативные взаимодействия, в ходе которых выявляется и фиксируется задание вызвавшее затруднение в УД.

Анализ результатов.

– Кто выполнил оба задания, одно задание, не справился с заданиями?

– Почему? …не хватило времени

– Почему? …долго переводить из десятичной дроби в обыкновенную и обратно

– Подходит нам такой метод? …нет

– Какой известный метод позволяет быстрее производить вычисления над большими числами? …в столбик

– Можно применить его к десятичным дробям? …да, т.к. их записи похожи

Сформулируйте гипотезу о новом методе сложения и вычитания десятичных дробей

Гипотеза: Десятичные дроби, как и натуральные числа можно складывать и вычитать «в столбик».

УУД: 

ПоУУД: осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные УУД: целеполагание (постановка учебной цели)

Коммуникативные УУД.

4 Этап Построение проекта выхода из затруднения. 

Цель:

  1. организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
  2. зафиксировать новый способ действия в знаковой форме и с помощью алгоритма.

Групповая работа: В группах по 4 человека ребятам необходимо проверить гипотезу и попробовать сформулировать алгоритм. На альбомном листе запишите свои вычисления в столбик. Один человек от группы производит защиту своей гипотезы.

  1. 1,2+0,3607
  2. 38,5 – 3,85

Как определить какая группа права? Как доказать? Проверить через обыкновенные дроби.

Группа, которая выполнила вычисления, верно, описывает свой алгоритм.

  1.              2)

Вместе формулируем алгоритм:

1)Уровнять в дробях количество знаков после запятой;

2)Записать их «в столбик» так, чтобы запятая оказалась под запятой;

3)Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;

4)Поставить запятую под запятой.

– Молодцы, вы сами сформулировали алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей и можете убедиться в этом, открыв учебник на странице 179. 

Каждый ученик получает алгоритм.

– Что будем делать дальше? …учиться использовать алгоритм.

УУД: 

ПоУУД: информационный поиск, знаково-символические действия, выбор способов решения.

Коммуникативные: построение речевых высказываний, учебное сотрудничество

 

5 Этап Первичное закрепление во внешней речи

Цель:

Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

– Выполним №836 (а, г, е, ж, м) вместе.

Ученик у доски проговаривает каждый пункт алгоритма.

УУД: 

Регулятивные: планирование, составление последовательности действий.

6 Этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

Проверить свое умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки. 

– Проверить как вы усвоили алгоритм нам поможет самостоятельная работа №836 (б, д, з, и, к) с самопроверкой по образцу.

б)

12,7

д) +

7,50

з)

91,900

и) +

   6,300

к)

2,1045

    3,5

0,75

   0,919

49,756

0,8700

  9,2

8,25

 90,981

56,056

1,2345

Отметьте правильные ответы и исправьте карандашом ошибки, рядом с каждой ошибкой поставьте её номер.

УУД: 

Регулятивные: контроль (сличение с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий), коррекция, оценка (осознание качества и уровня усвоения)

7 Этап Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

Тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: решением задач и уравнений

– Где можно использовать знания, полученные сегодня на уроке? …решение задач и уравнений.

№845(1) - уравнение

Х+5,95=761,5

Х=761,5-5,95

Х=755,55

№868 - задача

Решение:

1) 8,36+4,14=12,5 (кг) – красной краски

2) 12,5+8,36=20,86 (кг) – зелёной и красной краски вместе

3) 20,86-6,32=14,54 (кг) жёлтой краски

Ответ: 14,54 кг.

№864 – самостоятельно с проверкой по образцу

Решение:

1) +

2,9

0,7

3,6 (т) – масса бегемота

2) -

8,1

3,6

4,5 (т)- масса слона

 

Ответ: 4,5 т.

* Дополнительное задание: Восстановите пропущенные цифры:

   6*7,5*           *,**1            3,**5           3,7*02

      3*,*6          0,125           *,62*           *,*3**

   729,47         0,876           7,004          1,8194

Образец для самопроверки:                         

   697,51          1,001           3,375            3,7502

    31,96          0,125           3,629            1,9308

   729,47          0,876           7,004            1,8194

УУД: 

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: самоопределение.

8 этап Рефлексия деятельности на уроке.

Цель:

  1. зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  2. оценить собственную деятельность на уроке;
  3. поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
  4. зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей УД;
  5. Обсудить и записать ДЗ.

– Что нового узнали на уроке?

– Какую цель ставили в начале урока?

– Цель достигнута?

– Что помогло справиться с затруднением?

– Какие знания пригодились при выполнении заданий?

– Кто в классе внес больший вклад в открытии нового знания?

Оцените свою работу. Для этого:

  1. Выпишите номера истинных для вас высказываний:
  1. Я понял, как складывать и вычитать десятичные дроби».
  2. «Я могу найти сумму и разность десятичных дробей, используя алгоритм».
  3. «В самостоятельной работе у меня не было ошибок».
  4. «В самостоятельной работе у меня были ошибки:…» - «На каком шаге алгоритма я допустил ошибку?»
  1. Какую работу нужно выполнить дома?

Домашнее задание: выучить алгоритм, №892, №894, №897(1).

УУД: 

Регулятивные: оценка (осознание качества и уровня усвоения).

Личностные: самоопределение (благодарят партнера), самопознание.

Заключение.

Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить: осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека; формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки; понимание роли информационных процессов в современном мире; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

Содержание курса «Математика» способствует воспитанию трудолюбия, уважения к интеллектуальному труду, стремления к познанию. Материал учебников обогащён культурными и ассоциативными связями с литературой, живописью, историей, в них находят своё отражение знаменательные свершения и события нашей Родины.

Освоение курса «Математика» вносит существенный вклад в духовно-нравственное развитие и воспитание личности через формирование базовых национальных ценностей.

В курсе «Математика» в соответствии с требованиями ФГОС значительное место отведено развитию чувства сопричастности к своей Родине, народу, истории и гордости за них; осознанию важности труда, через ознакомление с миром профессий; осознанию ценности семьи, как основы духовно-нравственного развития и воспитания личности; бережному отношению к окружающему миру; здоровому и безопасному образу жизни. Достижению этой цели способствует как текстовый, так и иллюстративный материал.

Благодаря урокам с использованием современных образовательных технологий формируется представление о метапредметных связях математики с другими предметами. Это помогает школьникам усваивать учебный материал в комплексе, формирует современное представление о способах применения знаний в повседневной жизни.

Источники, используемые при подготовке к уроку

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с
  2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
  4. Примерные программы по математике. – М.: Просвещение, 2010. – 67 с.
  5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М: Педагогика, 1989.
  6. Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер, 2006. 384 с.
  7. Окунев А. А. Спасибо за урок, дети! М.: Просвещение, 1998. 340 с.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2007.
  9. Методологические основы курса Л.Г. Петерсон. «Деятельностный метод обучения: образовательная система « Школа 2000...», издательство М., «ACADEMIA» АПК и ППРО), 2007
  10. Программа «Учусь учиться» по математике для 5-6 классов средней школы по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…»,Автор/создатель: Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г.,2007

Учебно-методического комплект

  1. Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г., Математика, 5 класс. Части 1, 2. Издательство «Ювента» - 2011.
  2. Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г., программа «Учусь учиться» курса математики для 5-6 классов средней школы, Москва, 2007.
  3.  Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г., «Математика 5-6 классы. Методические материалы к учебникам», Москва, 2005.
  4. Смирнова Е. С. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. Москва 2004.
  5. Кубышева М. А. Сборник самостоятельных и контрольных работ. Москва 2005.

Каталог электронных ресурсов по теме проекта.

  1. http://festival.1september.ru
  2. http://nsportal.ru/ap/shkola/algebra/library/issledovatelskaya-rabota-po-matematike-5-klass
  3. http://do.gendocs.ru/docs/index-39837.html?page=14
  4. http://schoolguide.ru/index.php/midschool-matem/matematika-dorofeev-peterson/5class.html
  5. http://www.school-collection.edu.ru
  6. http://www.fcior.edu.ru
  7. http://rudocs.exdat.com/docs2/index-576175.html
  8. http://do.znate.ru/docs/index-31266.html
  9. http://www.prosv.ru/print.aspx?ob_no=28152
  10. http://www.it-n.ru
  11. http://www.sch2000.ru
  12. http://forum.materinstvo.ru/index.php?showtopic=1447450
  13. http://www.proshkolu.ru/user/trubnikova1960/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе. Тема: Вычитание десятичных дробей.

Урок математики в 5 классе. Тема: Вычитание десятичных дробей....

План-конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" (урок-путешествие "СОЧИ - 2014")

Тип урока: урок решения задач.Форма проведения урока: урок – путешествие.Цели урока сформулированы с учётом программных требований, содержания материала, уровня знаний и умений учащихся.Структура урок...

Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей

Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей...

Конспект урока математики 5 класс «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Цель: Создание условий для конструирования алгоритма сложения и вычитания десятичных дробейЗадачи:Активизировать знания учащихся о проблемах сохранения окружающей среды.Побудить учащихся к открыт...

Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 6 классе

Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 6 классе разработан с элементами использования ресурсов "Учи.ру"....

Конспект урока математики по теме; "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями".

Конспект урока по теме; "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"....