ПРОГРАММА факультативного курса по алгебре «Подготовка учащихся 9 класса к ГИА»
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

Бутырина Людмила Максимовна

ПРОГРАММА факультативного курса по алгебре «Подготовка учащихся 9 класса к ГИА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_gia.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ялгинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения учителей математики и физики

Председатель МО

________/Ахметова Н.Д. /

Протокол № __ от

«_____»_______2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ «Ялгинская СОШ»

________/Малышкина Н.В./

«_____»_______2014 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Ялгинская СОШ»

_________/ О.С.Михайлова/

 «___»_____________2014г

ПРОГРАММА  

факультативного курса по алгебре 

«Подготовка учащихся 9 класса к ГИА»

 Подготовила: Бутырина Людмила Максимовна

                                                              

                                                                                 

        

2014-2015

Пояснительная записка

       Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Поэтому наряду с решением основной задачи расширенное изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в ВУЗе.

       Учащиеся, выбравшие данный факультатив, во время уроков работают по учебнику Ш. А. Алимова  «Алгебра 9» и изучают алгебру по программе для общеобразовательных учреждений 3 часа в неделю.

       Основная цель факультатива - это  подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по алгебре в 9 классе.

       Основное назначение новой системы – введение открытой, объективной, независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути образования.

       Так как ГИА отличается от обычных экзаменов, то помимо дополнительной математической подготовки, требуется научить учащегося  работать с тестами, заполнять правильно бланки ответов.

              Факультативный курс «Подготовка учащихся 9 класса к ГИА» входит в образовательную область «Математика» и представляет углубленное изучение теоретического материала укрупненными блоками. Курс рассчитан на учеников, желающих основательно подготовиться к ГИА. Занятия проводятся в форме обзорных лекций, на которых сообщаются теоретические факты и практикумов по решению задач.

       При работе будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное.

В процессе решения каждой задачи целесообразно четко различать четыре ступени:

  1. изучение условия задачи;
  2. поиск плана решения и его составление;
  3. осуществление плана, т.е. оформление найденного решения;
  4. изучение полученного решения – критический анализ результата решения и отбор полезной информации.

Основные методические особенности курса:

  1. Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали»  от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
  2. Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
  3. Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;
  4. Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
  5. Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.

Структура курса

Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры:

  • Выражения и их преобразования.
  • Уравнения и системы уравнений.
  • Неравенства.
  • Координаты и графики.
  • Функции.
  • Арифметическая и геометрическая прогрессии.
  • Текстовые задачи.

Формы организации учебных занятий

       Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений. Основной тип занятий  комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5-10 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Контроль и система оценивания

       Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и лабораторных работ.  Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности. Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в форме ГИА). Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.

Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачёта и тестирования.

Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

Лекция

Практика

1.

Выражения и их преобразования

5

1

4

2.

Уравнения и системы уравнений

5

1

4

3.

Неравенства

5

1

4

4.

Функции

5

1

4

5.

Координаты и графики

4

1

3

6.

Арифметическая и геометрическая прогрессия

4

1

3

7.

Текстовые задачи

6

1

5

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1.  Выражения и их преобразования (5ч)

Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

Тема 2. Уравнения и системы уравнений (5ч) 

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней). Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.

Тема 3. Неравенства (5ч)

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств. 

Тема 4. Функции (5ч)

Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализ графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

Тема 5. Координаты и графики (4ч)

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

Тема 6. Арифметическая и геометрическая прогрессии (4ч)

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-ого члена. Характеристическое свойство. Сумма n-первых членов. Комбинированные задачи.

Тема 7. Текстовые задачи (6ч)

Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Дата проведения

Тема

Содержание обучения

Кол-во часов

1.

Выражения и их преобразования

1.Свойства степени с натуральным и целым показателями.

5

2.Свойства арифметического квадратного корня.

3.Стандартный вид числа.

4.Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители.

5.Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

2.

Уравнения и системы уравнения

1.Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и приводимых к ним).

5

2.Способы решения различных уравнений (дробно-рациональных и уравнений высших степеней).

3.Различные методы решения систем уравнений (графический).

4.Различные методы решения систем уравнений (метод подстановки, метод сложения).

5.Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.

3.

Неравенства

1. Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем.

5

2.Метод интервалов. Область определения выражения.

3.Решение квадратных неравенств и систем, включающих квадратные неравенства.

4.Решение систем неравенств.

5. Решение задач из других разделов курса, требующих применение аппарата неравенств.

4.

Функции

1. Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) .

5

2.«Считывание» свойств функции по её графику. Анализ графиков.

3.Построение графиков функций и ответы на вопросы, связанные с исследованием этих функций.

4.Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

5. Построение более сложных графиков (кусочно-заданные, с «выбитыми» точками и т.п.).

5.

Координаты и графики

1. Составление уравнения прямых и парабол по заданным условиям.

4

2.Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

3. Решение задач геометрического содержания на координатной плоскости.

4. Построение графиков уравнений с двумя переменными.

6.

Арифметическая и геометрическая прогрессия

1. Решение задач с применением формул п-го члена  и суммы первых п членов арифметической прогрессий.

4

2. Решение задач с применением формул п-го члена  и суммы первых п членов геометрической прогрессий.

3. Применение аппарата уравнений и неравенств при решении задач на прогрессии.

4. Применение аппарата уравнений и неравенств при решении задач на прогрессии.

7.

Текстовые задачи

1.Задачи на проценты.

6

2.Задачи на «движение».

3.Задачи на «концентрацию».

4.Задачи на «смеси и сплавы».

5.Задачи на «работу».

6.Задачи геометрического содержания.

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

  • Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.
  • Усвоят основные приемы мыслительного поиска.

Выработают умения:

  • самоконтроль времени выполнения заданий;
  • оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
  • прикидка границ результатов;
  • прием «спирального движения» (по тесту).

Учебно-методическая литература

Методические пособия

  1. Ященко И. В., Шестаков С. А., Семенов А. В., Захаров П. И. ГИА 2014. Математика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / И. В.Ященко, С. А.Шестаков, А. В.Семенов, П. И.Захаров . – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  2. Кузнецова Л.В. и др. Государственная итоговая аттестация. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе.
  3. Ш. А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др./ Алгебра. 9 класс: Учеб. для общеобразоват.учреждений.  – М.: Просвещение, 2013.
  4. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре  за  курс основной   школы. «Дрофа» Москва. 2002-2006.

Интернет-ресурсы

ГИА 2012. Математика. Открытый банк заданий ГИА 2012 по математике: прототипы заданий.

http://www.mathgia.ru

http://en.edu.ru/db/sect/3217/3284 - Естественно-научный образовательный портал (учебники, тесты, олимпиады, контрольные)

http://mathem.by.ru/index.html -  Математика online

http://matematika.agava.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса по географии для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

Программа факультативного курса разработана для учащихся 7 класса. Цель программы познакомить учащихся с природой края, сообщить о современных проблемах экологии.Основными принципами построения програ...

Рабочая программа факультативного курса "Элементы физики" для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа факультатива "Элеметы физики" содержит основные темы из курса физики средней школы, но в более сжатой и упрощенной форме. Курс предусматривает изучение элементарных сведений, доступн...

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9-го класса "Решение задач повышенной сложности"

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9-го класса "Решение задач повышенной сложности"...

Программа факультативного курса «Юный химик» для учащихся 8-ых классов. (1ч. в неделю, 34 ч. в год) 8 класс

Программа факультативного курса «Юный химик» для учащихся 8-ых классов. (1ч. в неделю, 34 ч. в год)      Основная цель курса- поддержать  интерес к и...

ПРОГРАММА факультативного курса по алгебре «Подготовка учащихся 10 класса к ЕГЭ»

ПРОГРАММА факультативного курса по алгебре «Подготовка учащихся 10 класса к ЕГЭ»...

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов «Систематизация курса математики 5-9 классов»

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов«Систематизация курса математики 5-9 классов»32 часаЦели: подготовить учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестац...

Программа факультативного курса по географии «Подготовка учащихся 9 класса к ГИА»

Программа факультативного курса по географии «Подготовка учащихся 9 класса к ГИА»...