статья "Активизация познавательной деятельности учащихся"
статья по алгебре на тему

Пожидаева Людмила Васильевна

статья предназначена для обменам опытом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Пожидаева Л.В.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Митрофановская средняя общеобразовательная школа, село Митрофановка

   Главным условием формирования познавательной активности школьников являются содержание и организация урока. Отбирая материал и продумывая приемы, которые будут использованы на уроке, прежде всего,  оцениваю их с точки зрения возможности возбудить и поддерживать интерес к предмету.

     Одной из основных и первоначальных задач при обучении математики является выработка у ребят навыка хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес как к счету, так и к урокам вообще. Поэтому в работе использую различные приемы, направленные на выработку вычислительных навыков учащихся и в тоже время не злоупотребляющих трудолюбием ребят. Отработке вычислительных навыков способствует игра «Рыбалка»: из четырех предложенных на рыбках примеров ребята 1 варианта «вылавливают» примеры с ответом, например, 8, а  учащиеся 2 варианта отбирают примеры с ответом, например, 9.

    Следующий вид заданий – круговые примеры, которые позволяют ребятам осуществлять самоконтроль, а учителю облегчают проверку работ.

    Нравится учащимся, когда им даешь задание на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, на восстановление частично стертых записей. Недописанная фраза, недорешенная задача, недосказанное условие в задаче стимулируют работу ребят. Любят учащиеся всех возрастов, когда уроки оживлены задачами – шутками, заданиями на внимание. А сочинительство задач, сказок – это одно из интересных  занятий.

      Всевозможные формы кодирования ответов привлекают внимание ребят не меньше, чем интересная задача. Чаще предлагаю учащимся следующие задания.

  1. Программированный опрос.
  2. На доске рядом с примерами предлагаю ответы, закодированные буквами. Учащиеся решают пример, выбирают верный ответ и записывают в тетрадь букву – код, соответствующий верному ответу. По окончании счета у ребят появляется слово, связанное с темой урока или с новыми понятиями, которые будут изучаться на уроке.
  3. Ответы закрыты карточками. Ребята дают ответ, открывают его, перевернув карточку, прикрепляют ее рядом с ответом. На обратной стороне карточки буквы, образующие слово (похвалу).

       При устном счете со всем классом использую различные игры, провожу соревнования между рядами. В частности, по принципу круговых примеров строятся игры «Математическое домино», «Математические барьеры». На уроках  также  использую математическое лото двух видов: карточка с ответом выкладывается на карту с примерами;  примеры даются на доске, а ребята жетоном накрывают карточку с ответом.

   Большой арсенал игр предлагает нам телевидение. Это и «Счастливый случай», и «Поле чудес».  Применяю различные формы  выбора  заданий: например, броском кубика, на гранях которого указаны номера заданий, либо по выбору геометрических фигур, под которыми указаны номера упражнений, что позволяет выявить психологические особенности ребенка (добрые обычно выбирают круг), либо вытягивание номеров, закодированных буквами (в конце урока из этих букв предлагаю ребятам составить слово).

      Использую и другие методы, позволяющие активизировать познавательную  деятельность учащихся.

  1. Групповой метод при решении задач. Работа в группах.

         2.Различные формы работы с книгой.«Читать -  это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чём  главное дело» (К. Ушинский). Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания  начинаю с 5 – го класса, так, как ученики начальной школы не имеют привычки работать с материалом учебника, а  уже в 5 классе учебник содержит много теоретического материала, над которым нужно работать, возбудить желание читать. Использую  на уроке (если есть время)  и дома следующие задания:

  • найти в тексте то, о чём не говорилось на уроке;
  • прошу объяснить значение тех или иных слов;
  • сколько раз в тексте встречается слово (например, дробь, сложение), всегда ли в одном и том же значении, что еще оно может обозначать;
  • найти определение некоторых терминов, правил;
  • конкурс на самое точное и краткое определение.

Все эти приемы активизируют мыслительную деятельность учащихся, приучают их к осмыслению логики усваиваемого материала.

       3.Использование всевозможных видов поощрений (жетоны, слова, вручение удостоверений «лучшему математику», дифференциация домашнего задания).

      4.Самостоятельная работа с использованием аналогий, сравнений.

      5.Использование на уроках элементов историзма, занимательности (уроки-сказки, уроки - путешествия, уроки- кроссворды).

      6.Использование проблемных ситуаций.

     7.Наглядность, доступность, оригинальность решений различными способами, самостоятельность в получении знаний, выборе метода решения задачи, связь науки с практикой, анкетирование, тестирование.

     8.Наблюдение за речью, рецензирование по схеме- плану.

     9.Изложение материала блоками.

     10.Составление опорных схем, которые составляем с учащимися в самом начале изучения большой темы, чтобы затем пользоваться ими, пока не исчерпана тема. Они уменьшают нагрузку на память.

     В пятых- шестых классах очень важно не только дать детям твердые знания начал математики, но и  не отпугнуть строгостью царицы наук, увлечь их этим предметом.  Большое значение имеет организационный момент каждого урока.

     Иногда провожу оргмомент в виде математической зарядки. Заранее готовлю несколько карточек с простейшими примерами. К примерам готовлю на  одних карточках ответы верные, на других- неверные. Каждое упражнение зарядки состоит из двух движений. Поочередно показываю классу карточки, ученики в ответ делают определенные движения. Например, если ответ верный – руки вверх, неверный – руки вперед. Сначала дети не могут собраться, не попадают в ритм. Но постепенно сосредотачиваются, а темп зарядки убыстряется. И в результате через две-три минуты получается класс, полностью подготовленный к работе.                          

     Зарядка  состоит из двух-трех упражнений и проводится по самым разным темпам. Составление комплексов упражнений полезно поручить детям. Они это делают с большим удовольствием.

     Очень помогают активизировать учащихся во время урока так называемые быстрые диктанты. От обычных математических диктантов их  отличают три особенности. Первая – задания не одинаковы по трудности. Сначала предлагаются очень легкие, потом все сложнее и сложнее. Второе отличие – изменяющийся темп диктанта. Сначала он медленный, затем убыстряется. Третья особенность – одновременно с классом у доски работают два ученика. Это дает возможность  детям проверить свои ответы.

       Еще одним средством активизации познавательной деятельности являются творческие задания. На уроках и для домашних заданий я часто использую творческие задания такого характера, как:

        Подготовка коротких докладов к урокам (например, о жизни и деятельности выдающихся математиков). Важным стимулом познавательного интереса, связанным с содержанием обучения, является исторический аспект школьных знаний. Историзм как стимул формирования познавательного интереса имеет большое значение на уроках математики. Чтобы у учащихся не возникло представление, что математика – наука безымянная, знакомлю их с именами людей, творивших науку, богатыми в эмоциональном отношении эпизодами их жизни. Здесь уместным будут слова Ж.А. Пуанкаре «…Всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета…»

        Составление задач по определенной теме, с иллюстрациями. (Некоторые из них можно решать на уроке, так как учащиеся не любят решать задачи, но всегда с удовольствием и интересом решают задачи собственного сочинения). При составлении задач вырабатывается навык творческой работы, давая возможность внести свой вклад в поиск рационального условия задачи, вы не только побуждаете их работать упорнее, но развиваете желательный склад ума.

      Составление ребусов, кроссвордов на определенную тему, которые могут быть использованы при устном счете или для «угадывания» темы урока

Использование практической направленности и межпредметных связей на уроках математики является еще одним приемом активизации познавательной деятельности.

В программе по математике указано, что математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время всё шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык, всё более внедряется в традиционно далёкие от неё области. Поэтому считаю важным вопрос осуществления  межпредметных связей, что способствует повышению познавательного интереса. Известно, что прочность и практическая значимость приобретённых знаний во многом зависит от того, насколько они применяются не только в той области, где эти знания приобретены, но и в других ситуациях.

        Психологами давно доказано, что взаимосвязанное, логическое изучение учебных предметов наиболее благоприятно для лучшего усвоения учебного материала, повышения интереса учащихся к изучаемым предметам, для развития их мыслительных способностей.

       На своих уроках я стараюсь показать, что знания математики необходимы во всех областях, а также знания других предметов можно использовать в математике.

Например: 1. «На земном шаре обитают птицы - безошибочные составители прогноза погоды на лето. Если вы правильно решите примеры, записанные на доске, то вы узнаете одну из них». Замените частные буквами, и вы узнаете такую птицу. (Фламинго из песка строят гнёзда в форме усеченного конуса, в верхнем основании делают углубления, в которые откладывают яйца. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнёзда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода, если засушливое, то более низкими).

2. Или решив пример, вы получите массу черепахи-гиганта, живущей на островах Тихого океана. Она такой величины, что дети могут кататься, сидя на ее панцире.

(Самая крупная в мире черепаха весит 600 кг. Она называется дермохелис. Из ее панциря изготавливают украшения, а мясо и яйца идут в пищу).

3.  Решив пример, вы узнаете, в каком году Петр I завез в Россию картофель.

Использование на своих уроках информации по другим предметам позволяет мне осуществлять межпредметные связи, воспитывать у учащихся любознательность, стремление познавать новое, расширить их кругозор. Поэтому подобные фрагменты я включаю во многие уроки.

     Медики предлагают гипотезу, что математика продлевает жизнь, давая возможность на долгие годы сохранять ум свежим, а человека работоспособным, энергичным. И моя задача, как учителя - убедить в этом учеников.

      «Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием». Для учителя математики радость заниматься математикой, но ещё большая радость, если удаётся воспитать ученика, любящего математику, или хотя бы такого, который с интересом ее изучает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся      Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает со...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

Использование интернет-ресурсов для активизации познавательной деятельности учащихся по биологии в урочной и во внеурочной деятельности.

Использование возможностей сайта Дневник.ру для активизации познавательной деятельности учащихся.Совместная работа учителя и учащихся на страницах созданной группы "Любители б...

Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"

Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"...

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."

В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...

Познавательный интерес как эмоциональная регуляция познавательной деятельности учащихся

В статье рассматривается сущность познавательного интереса. Описывается влияние познавательного интереса на познавательную активность обучающихся. Рассматривается поведение учителя как основного побуд...