Урок алгебы в 7 классе по теме "Линейная функция у=кх"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Шель Татьяна Борисовна

Технологическая карта урока и презентация.Урок введения новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_algebry.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  алгебры

«Линейная функция у= kx»

7 класс

                           Учитель:    Шель Татьяна Борисовна

Тема урока:  « Линейная функция у= kx».

Цели урока: (формирование УУД):

Личностные:

  • формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные: развитие у учащихся умений:

  • находить  необходимую информацию;
  • анализировать информацию;
  • формулировать гипотезы;
  • устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Предметные:планируется, что к окончанию урока ученики будут распознавать линейную функцию у= kx, её график и преобразовывать    

геометрическую модель функции в аналитическую;

способствовать развитию у обучаемых исследовательских умений и навыков;

создать условия, обеспечивающие формирование у обучаемых навыков самоконтроля.

Тип урока:  урок «открытия» нового знания.

Форма урока:  урок-исследование.

Оборудование: проектор, компьютер; карточки для индивидуальной работы.

Преподавание алгебры в 7-м  классе ведется по учебнику  А.Г.Мордковича «Алгебра, 7 класс». По учебному плану на изучение отводится 4 часа в неделю, 140 часов в год.  На изучение «Линейная  функция у= kx»  отводится 3 часа, это первый урок в изучении темы.

          Урок проведен по технологии деятельностного  обучения,  план урока представлен в виде технологической карты.На уроке  использовалась интерактивная доска,  проверка осуществлялась с помощью «закрытых окон».  Слайды презентации представлены в приложении 4.

Технологическая карта урока алгебры в 7 классе «Линейная функция у= kx»

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Л - личностные

П - познавательные

Р - регулятивные

К-коммуникативные

1.Мотивация учебной деятельности.

создать мотивацию к учебной деятельности на уроке на личностно значимом уровне

- приветствую учащихся;

-визуально проверяю готовность учащихся к уроку;

- предлагаю эпиграф урока: (слайд 2)

«Легче найти доказательство, приобретя  сначала некоторое понятие о том, что мы ищем, чем искать такие доказательства без всякого предварительного знания».                                                  Архимед.

-спрашиваю, какое слово кажется «лишним» на уроке алгебры? Где мы с ним встречались?

- обращаю внимание на то, что  алгебра и геометрия  точные науки,  доказательства необходимы;

- приветствуют учителя;

- занимают рабочие места;

- читают эпиграф;

- выделяют слово «доказательство», с которым встречались на уроках геометрии;

Л – самоопределение к деятельности, предполагающее осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации;

эмоциональное восприятие материала;

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

актуализировать знания учащихся, необходимые для «открытия нового знания»: определение линейной функции, значение коэффициентов

m и  k; график линейной функции;

-предлагаю назвать предыдущую тему урока;

-предлагаю повторить определение линейной функции;

- организую самопроверку домашней работы (слайд3)

- предлагаю за каждое верное задание поставить 1 балл в оценочном листе; (см приложение 1)

- предлагаю уточнить значение коэффициентов m и  k;

-слайд 4.  Предлагаю установить связь между графиками  функций и формулами, их задающими;

-слайд 5.  Предлагаю установить принцип деления линейных функций на две группы;

- подвожу учащихся к выводу, что линейная функция при m=0 образует отдельную группу функций и это необходимо изучить (особая группа- особые свойства);

-называют тему «Линейная функция и её график», озвучивают определение;

-осуществляют самопроверку домашней работы, оценивают её;

- отвечают на вопросы;

- отмечают, что во втором столбике записаны линейные функции, у которых m=0;

П –понимание математических рисунков, анализ, сравнение, использование знаково-символических средств;

Р - контроль по образцу и внесение корректив;

К – учебное сотрудничество и совместная деятельность с учителем и сверстниками;

3. Постановка учебной задачи

организовать фиксацию образовательной цели и  темы урока;

-прошу сформулировать проблему урока;

- спрашиваю, как выглядит уравнение, задающее линейную функцию, если m=0;

- прошу сформулировать тему урока, записываю её на доске «Линейная функция у=kx»

- формулируют проблему урока: изучить график и свойства линейной функции при m=0;

- формулируют тему урока и записывают её в тетрадь;

П- целеполагание;

Р – постановка и удерживание учебной задачи;

К – умение слушать;

4. «Открытие нового знания»

построить проект выхода из затруднения;

организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение новых знаний;

организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково;

- предлагаю провести исследование с помощью плана (см. приложение 2); (работа в парах)

- осуществляю контроль за работой пар;

- предлагаю проверить результаты исследования:

слайд 6: предлагаю проверить правильность построения графиков (п1,2), сделать отметку в оценочном листе;

- предлагаю озвучить гипотезы в п.3, 4 (оценки в оценочный лист)

-предлагаю вернуться к эпиграфу урока и пояснить его смысл;

- обращаю внимание на то, что доказательство мы проводим для теорем, прошу вспомнить, что такое теорема и что такое доказательство;

- приглашаю ученика (по желанию) провести доказательство теоремы, предлагаю ученикам  по учебнику (стр 52) проверить правильность наших рассуждений, сделать  самооценку; еще можно найти объяснение данной темы по ссылке http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/820d62ae-6bce-41ea-923d-7184c1801fc9/112090/?interface=pupil&class=49&subject=17

- обращаю внимание, что, выполняя задания, мы чаще всего переходим от аналитической модели к геометрической. Необходимо уметь решать обратную задачу: перейти от геометрической модели к  аналитической;

-Слайд 7. Предлагаю выполнить задание (дополнительное на плане исследования): График функции y = kx  проходит через точку (2;8). Найти k и задать эту  функцию формулой.

- проводят исследование по плану, делают записи в тетрадях, проводят обсуждение в парах;

- проверяют правильность построения графиков, оценивают себя;

-выдвигают гипотезы:  графиком является прямая линия; проходит через начало координат;

- поясняют смысл эпиграфа применительно к выдвинутым гипотезам;

- отвечают, что теорема – это утверждение, справедливость которого устанавливается путем рассуждений, а сами рассуждения называются доказательством теоремы;

- ученик  доказывает теорему; ученики осуществляют проверку по учебнику, сравнивают свое доказательство, выставляют оценки;

-ученик (по желанию) выполняет задание на доске; кто выполнил его раньше, оценивает себя;

 – умение грамотно излагать свои мысли и выстраивать аргументацию;

П- выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Р – умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, сличать способ действия с эталоном;

К – умение аргументировать свою позицию и координировать её при выработке общего решения в совместной деятельности;

5 Первичное закрепление

создать условия для фиксации изученного способа действия с проговариванием во внешней речи;

- предлагаю выполнить коллективно(устно)

 №9.3в, 9.4в

- выполняют коллективно  задания;

Л – умение грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;

П – выбор наиболее эффективных способов решения  задач  в зависимости от конкретных условий;

Р – умение выбирать действия в соответствии с задачей;

К – контроль, коррекция и оценка действий партнера;

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

организовать самостоятельное выполнение заданий по графикам линейной функции с последующей самопроверкой по эталону;

-предлагаю выполнить задания  № 9.3г,9.5,  (дополнительно№9.7)(записать на доске с обратной стороны) или

Слайд 8. (для проверки)

- самостоятельно выполняют задания, осуществляют самопроверку, оценивают себя;

Л– проявление готовности к самообразованию;

П – рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Р - умение выбирать действия в соответствии с задачей;

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

организовать работу с графиками линейной функции у=kx как частным случаем линейной функции у=kx+ m;

- предлагаю задание по установлению соответствия между графиками  функций  и формулами, их задающими. В результате будет расшифрована фамилия математика, который впервые использовал термин «функция» (приложение 3)

- выполняют задание и сдают на проверку;

Л – умение контролировать результат учебной деятельности;

П – установление причинно- следственных связей;

Р – адекватная оценка трудности учебной задачи и собственных возможностей её решения;

8 Рефлексия деятельности.

Зафиксировать новый способ действий, изученный на уроке; провести анализ успешности усвоения материала и деятельности учащихся; зафиксировать затруднения, которые остались.

- акцентирую внимание учащихся на конечные результаты урока с помощью вопросов (слайд 9):

Какую проблему ставили на уроке?

Удалось ли её осуществить?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Как могут на плоскости располагаться две прямые?

( можно вернуться  на слайд 4) А вы хотите узнать отчего это зависит? Какова цель дальнейшейработы?

- оцениваю активность учащихся на разных этапах урока, сообщаю критерии оценивания:

9-11 баллов – «5»

7- 8 баллов –  «4»

5 – 6 баллов – «3»

-выражаю удовлетворенность работой класса, задаю домашнее задание:

 №9.4аб, 9.3б, 9.15Дополнительно9.17,9.18

Узнать, как называется функция y = kx

- формулируют конечный результат работы на уроке;

- формулируют цель на следующие уроки;

- подсчитывают количество полученных баллов, выставляют оценки, сдают оценочные листы;

- записывают домашнее задание.

Л – самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

П – рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса результатов деятельности;

Р – выделение того, что уже усвоено и что нужно усвоить;

К – формулирование своего мнения, учет разных мнений.

Приложение 1.Лист самооценки.

ФИ

Д.з

Д.З

устно

План исследования

№1

№2

№3

№4

№5

№9.3г

№9.5

№9.7

Приложение 2.

План исследования.

1.Построить график линейной функции  у = 2х. Выписать коэффициент k.

   Выяснить, возрастает или убывает заданная функция,  объяснить почему.

2.Построить график  линейной функции у = -3х. Выписать коэффициент k.

   Выяснить, возрастает или убывает заданная функция, объяснить почему.

3.Выяснить, какая линия является графиком линейной функции  y = kx; (гипотеза)

4. Выяснить, как расположены  эти  графики  в системе  координат;    ( что общего у этих графиков?) (гипотеза)

5.Провести доказательство утверждений, полученных в пунктах 3 и 4;

__________________________________________________________________________________________

Дополнительно.  Известно, что  график линейной функции  y = kx  проходит через

точку (2; 8).  Найти k и задать эту функцию формулой.

Приложение 3.

Расшифруйте фамилию математика, который впервые использовал термин функция. Для этого в квадратиках  впишите букву, соответствующую графику заданной функции. В оставшийся квадратик впишите букву Ц. Дополните чертеж графиком соответствующей функции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 11 классе "Множество значений функции,применение при решении нестандартных уравнений и неравенств.

Нахождение области значений функции всегда вызывает затруднения у учащихся, между тем такие задания есть в КИМ-ах ЕГЭ. Комбинированные уравнения и неравенства пугают детей, многие даже не приступают к...

Методическая разработка урока в 9 классе "Построение графиков функций содержащих модуль "

9 класс.  Урок алгебры  в классе с углубленным изучением предмета.Учитель: Семакина Н.В. Тема:  построение  и чтение графиков функций содержащих модуль. К уроку под...

Урок алгебры, 8 класс. "Преобразования графиков функций" (презентация)

Урок по теме "Преобразование графиков функций". Элементарные преобразования графиков и примеры построения графиков функций, содержащих модуль....

Сценарий урока в 11 классе "Повторение графиков функций при подготовке к контрольной работе по материалам и в форме ЕГЭ"

Проведение краевых контрольных работ  при подготовке к ЕГЭ  помогает учителю правильно распределить время при организации повторения учебного материала. Пэтому предложенный урок направлен на...

План-конспект урока в 7 классе. Тема: "Линейная функция"

План-конспект спаренного урока по алгебре в 7 классе. Тема: "Линейная функция". Прилагаются презентация, к сожалению, электронную книгу закачать не смогла....

урок алгебы 7 класс по теме Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений

Разработка урока алгебра в 7 классе по теме Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений...