Конспект урока по математике "Различные задачи на движение"
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

Двнный м атериал может быть использован в 9,11 класса при  решении текстовых задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razlichnye_zadachi_na_dvizhenie.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике в 9классе

Обобщающее повторение по теме « Различные задачи на движение»

Тип урока: повторение материала, изученного в 5-9классах по теме «решение текстовых задач на движение» и систематизация знаний 

Цели урока: научить распознавать типы задач на движения

 Систематизировать и обобщить теоретические знания по теме урока.

Разобрать различные способы решения задач на движение по воде, на суше

Определить уровень подготовленности учащихся к экзамену по данной теме

Задачи:
1. Развитие навыков решения текстовых задач с целью подготовки к успешной сдаче экзамена по математике (модуль «Алгебра» №22);
2. Создание условий для развития познавательного интереса к предмету, творческой и мыслительной деятельности обучающихся,   развития логического мышления, умению проверять и оценивать результаты деятельности.
3.Формирование сознательной дисциплины на уроке и  повышение уровня учебной мотивации обучающихся при помощи использования компьютерных технологий.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска.

Структура  урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы, цели, задач урока, плана урока и мотивация учебной деятельности (2 мин).
2. Актуализация знаний учащихся. Повторение теоретического материала. ( устный опрос с использованием презентации) (4мин)

3. Решение двух зада у доски на движение по реке и  на суше навстречу друг другу (7мин)

4. Работа в группах – выполнение разноуровневых заданий (15мин)

5. контроль, самоконтроль и оценивание знаний. Разбор других способов решений.   Решение дополнительного номера.(12мин)

6. подведение итогов урока(3мин)

7.Задание на дом (с комментариями) (2мин)

Ход урока.

1. Сообщение темы, цели, задач урока, плана урока и мотивация учебной деятельности   (учитель акцентирует внимание, что будем разбирать задачи из тренировочных вариантов ГИА).

2. Повторение теоретического материала. ( устный опрос с использованием презентации с показом верных ответов)

а)                                                        б)                              ←V2 V1→            

   V1 →                  ←V2                                                A_____________C____________В

А-----------------------В                                        V удаления?

V сближения ?

         V1→  

в) А_________________________В    V2       > V1         V удаления?

          V2   --------→

 

г )    V2   --------→                        V1→  

А_______________В____________________С   V2       > V1      V сближения?

д)          

   V 1→              V2---→         V3 ---→       

А______В__________С_____________Д               Vсредняя =S весь  : t всего пути

Движение по воде

Vтела по течению = Vсобственная тела  + Vтечения

Vтела против  течения = Vсобственная тела  - Vтечения

Vтела по течению - Vтела против  течения  =  2 Vтечения

3. Задача 1.( текст задачи на экране)

Плот плывет от А до В 40 часов, а катер 4 часа, Сколько часов плывет катер от В до А ?

( совместное обсуждение задачи и решение у доски)

Пусть S км - путь от А  до В

  1. S/40 км/ч - скорость плота, т.е. скорость течения
  2. S/4 км/ч - скорость катера по течению
  3. S/4 - S/40=9S/40 ( км/ч) –собственная скорость катера
  4. 9S/40- S/40= S/5 км/ч - скорость катера против течения
  5. S: S/5=5 (ч )- катер идет против течения.

Другие способы решения.

а ) Можно весь путь принять за 1.

б )  Пусть х км/ч - собственная скорость катера, у км/ч-скорость течения.  Тогда ( х + у ) км/ч  - скорость катера по  течению,  ( х - у ) км/ч  - скорость катера против  течения. ( х+у)4 (км) и 40у (км) – расстояния между А и В.  Они равны. Получаем уравнение  ( х+у)4=40у, отсюда х=36у/4, х=9у. Найдем время движения катера против течения 40у/(х-у)=40у/(9у-у)=5.

Ответ:5часов.

(есть и другие способы)

Задача2 (текст на экране) .  Из городов A и B навстречу друг другу выехали мотоциклист и велосипедист.

Мотоциклист приехал в B на 2 часа раньше, чем велосипедист приехал в A, а

встретились они через 45 минут после выезда. Сколько часов затратил на

 путь из B в А велосипедист?

( совместное обсуждение:  задача на движение навстречу друг другу, разные единицы времени, 45мин=45/60 =3/4часа. ) Расстояние от А до В берем за 1. Скорость мотоциклиста 1/ t , скорость велосипедиста 1/( t+2) ) составляем уравнение (⅟t+ ⅟t+2) ¾= 1 , отсюда (⅟t+ ⅟t+2)=4/3,  3(2+2t)=4t2 +8t

2t2+t-3=0, t1=1, t2=-1,5<0 , 1+2=3 часа затратил велосипедист.

4.Самостоятельная работа в группах по 4 человека. Учитель раздает карточки с  разноуровневыми заданиями.  Все задания и еще дополнительные изображены на экране.  Еще раз акцент на типовые задания №22 из ГИА .

Задачи для самостоятельной работы.

1. Моторная лодка прошла против течения реки 84 км и вернулась в пункт

отправления, затратив на обратный путь на 8 часов меньше. Найдите скорость

течения, если скорость лодки в неподвижной воде равна 10 км/ч. Ответ дайте в км/ч

2. Первые 360 км автомобиль ехал со скоростью 60 км/ч, следующие 180 км  - со скоростью  90км/ч, а затем 200км – со скоростью100км/ч. Найти  среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути.

3.  Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 50 км, одновременно

выехали автомобилист и велосипедист. Известно, что в час автомобилист проезжает

на 60 км больше, чем велосипедист. Определите скорость велосипедиста, если

известно, что он прибыл в пункт В на 2 часа 40 минут позже автомобилиста. Ответ

дайте в км/ч.

4. Лодка движется по течению реки со скоростью 16км/ч  3часа, а обратно – 5часов. Определите скорость течения реки.

5.Автомобиль ехал 1,5 часа со скоростью 40км/ч, 2,5 часа – со скоростью 60км/ч, а оставшуюся часть пути со скоростью 75км/ч. Определите среднюю скорость автомобиля, если на весь путь он потратил 5часов.

6 .  Расстояние между городами A и B равно 435 км. Из города A в город B со

скоростью 60 км/ч выехал первый автомобиль, а через час после этого навстречу ему

из города B выехал со скоростью 65 км/ч второй автомобиль. На каком расстоянии от

города A автомобили встретятся? Ответ дайте в километрах.

7. Пароход идет вниз по течению 2ч, вверх-3ч. Сколько времени  между теми   же  пунктами будет плыть бревно?

8. Поезд, двигаясь со скоростью 70км/ч, проезжает мимо платформы за 45сек.Определите длину платформы( в метрах), если длина поезда 600м.

9. Велосипедист начал догонять пешехода, когда между ними было 2,1км, и догнал его через 0,25ч. Найдите скорость велосипедиста, если скорость пешехода была в 3,4раза меньше скорости велосипедиста.

10( дополнительный) Весной катер идет по течению реки в 1,8 раза быстрее, чем против течения. Летом течение становится на 0,5 км/ч медленнее, поэтому летом катер идет  по течению в 5/3 раз быстрее, чем против течения. Определите собственную скорость катера.

11.(дополнительный) Из пункта А в пункт В вышел пешеход со скоростью 5 км/ч. Одновременно с ним из А в В выехал велосипедист со скоростью 10 км/ч. Велосипедист доехал до В, повернул назад и поехал с той же скоростью навстречу пешеходу. Через сколько часов после начала движения они встретятся, если расстояние между А и В равно 30 км?

1группа: ЗАДАЧИ №1, 2, 3

2группа: ЗАДАЧИ № 4, 5, 6

3группа: ЗАДАЧИ № 7, 8, 9

5.Учитель заранее подготовил карточки, в которые учащиеся записывают решения, ответы и сдают. Затем на экране появляются решения задач. Обучающиеся занимаются самопроверкой, оценкой своих знаний, обсуждают другие способы решений. Делают выводы.

6.1) внимательнее читать условия задачи, обращать внимание на единицы измерения, в каких единицах требуется указать ответ.

 2) вычислительные  ошибки можно найти, сделав проверку в уравнении.

3)не забывать про арифметические способы решения текстовых задач, они иногда оказываются более красивыми и короткими.

4) полезно делать схему движения, а иногда переформулировать условие задачи и тогда решение будет короче (как например в задаче 11 )

5)не путать среднюю скорость и среднее арифметическое чисел

В конце урока были выставлены оценки и каждому ученику выдана памятка по типу задач на движение.

7.домашнее задание: задачи№12, 13, 14

На следующем уроке рассматриваем задачи на движение по кругу, в гору, с горы.

№12 Два мотоцикла стартуют одновременно  в одном направлении из двух диаметрально противоположных точек круговой трассы, длина которой 16км.Через сколько минут мотоциклисты поравняются в первый раз, если скорость одного из них на 15км/ч больше скорости другого? (ответ:32)

№13.  Дорога между пунктами A и B  состоит из подъёма и спуска, а её длина

равна 8км.  Турист прошёл путь из A в B  за 5.часов Время его движения на

спуске составило 1час.  С какой скоростью турист шёл на спуске, если скорость его

движения на подъёме меньше скорости движения на спуске на 3км/ч ? (ответ:4 )

№14  Два автобуса выезжают одновременно навстречу друг другу из пункта A и B  и

встречаются в 12 часов дня. Если скорость первого автобуса увеличить в два раза, а

скорость второго  оставить прежней, то встреча произойдет на 56 минут раньше. Если

же увеличить в два раза скорость второго автобуса, оставив прежней скорость

первого, то встреча произойдет на 65 мин раньше. Определить время встречи, если

увеличены вдвое скорости обоих автобусов.(ответ:10часов 29 мин.)

Решения задач.

№1 Пусть х км/ч скорость течения, тогда скорость лодки по течению 10+х км/ч, против течения 10-х км/ч. Время по течению 84/(10+х) ч, против 84/(10-х)ч, что на 8ч больше, чем по течению. Составляем уравнение.

84/(10-х) – 84/(10+х)=8, отсюда 840+ 84х-840+84х=800-8х2 

Х2 +21х-100=0,  х1 =4, х2 =-25<0

Ответ: 4 км/ч

№2  Среднюю скорость найдем по формуле Vсредняя =S весь  : t всего пути

1 ) 360+180+200 =740(км)-весь путь

2 )360:60+180:90+200:100=10(ч) время всего пути

3 )740:10=74км/ч средняя скорость

№3 Пусть х км/ч скорость велосипедиста, тогда скорость автомобилиста х+60км/ч . 2ч 40мин. =8/3часа.  50/х – 50/(х+60) = 8/3,

150(х+60)-150х=8х(х+60), 8х2 +480х-9000=0, х2 +60х-1125=0 , х1=15, х2 =-75<0.·

Ответ:15км/ч

№4 1 Пусть х км/ч скорость течения, тогда 16-х (км/ч)- собственная скорость лодки. Скорость лодки против течения 16-2х (км/ч). Расстояние между пунктами равно16·3=48км.  Составляем уравнение 48=(16-2х) ·5, 10х=80-48,

Х=3,2км/ч

Ответ:3,2км/ч

№5 1)40 ·1,5=60(км) –путь за 1, 5часа

        2)60·2,5=150(км) путь за 2,5ч

       3 ) 5-( 1,5+2,5)=1(ч) оставшееся время

      4) 75·1=75(км) оставшийся путь.

      5) 60+150+75=285(км) весь путь

     6)285:5=57(км/ч) –средняя скорость на всем пути.

№6  1) 60·1=60(км) путь первого автомобилиста за 1час

        2) 435-60=375(км) осталось

        3) 60+65=125(км/ч) скорость сближения

       4) 375:125=3(ч) встретятся

       5) 60(1+3)=240(км) от пункта А  встретятся.

    Ответ: 240км.

№7 Примем путь за 1

  1. 1:2=½ (пути) пройдет пароход по течению за1 час
  2. 1:3=⅓ (пути) пройдет пароход против течения за1 час
  3. ½ - ⅓ =⅙ удвоенная скорость течения
  4. ⅙:2=⅟12(пути)  проплывает бревно за 1час
  5. 1:⅟12 =12(ч) плывет бревно между пунктами.

Ответ: 12 часов.

№8 45сек.=45:3600= 0,0125(ч),  600м=0, 6км

1)70·0, 0125=0,875(км) прошел поезд за 0,0125часа

2) 0,875-0,6=0,275(км)=275м

Ответ:275метров

№9 Пусть скорость пешехода х км/ч, тогда скорость велосипедиста 3,4х км/ч.

0,25х км прошел пешеход, пока его не догнал велосипедист.

3,4х·0,25 км проехал велосипедист, пока не догнал пешехода. Составляем уравнение 3,4х·0,25 – 0,25х=2,1,  0,25(3,4х-х) =2,1,   0,6х=2,1,

 х =3,5 (км/ч ) скорость пешехода. 3,5·3,4=11,9(км/ч) скорость велосипедиста.

Ответ: 11,9км/ч

№10 Пусть х км/ч –собственная скорость катера, у км/ч –скорость течения весной. Весной скорость по течению х+у (км/ч) в 1,8 раза больше, чем скорость против течения х-у (км/ч) . Составим уравнение х + у = 1,8(х-у)

Летом скорость течения у-0,5 км/ч, скорость катера по течению х+у-0,5(км/ч), против течения х-(у-0,5) км/ч. Составляем уравнение х+у-0,5= 5/ 3 (х-у+0,5)

Получили систему уравнений  {  х + у = 1,8(х-у)

                                                            { х+у-0,5= 5/ 3 (х-у+0,5)

{  2,8у=0,8х,   {   7у=2х     {    7у=8у-4   {   у=4

{  8у=2х+4      {  4у=х+2     {     х=4у-2    {    х=14

Ответ: 14 км/ч скорость катера.

№11 В задаче речь идет по сути дела о движении навстречу друг другу с удвоенного расстояния.

  1.  30·2 = 60 (км) удвоенное расстояние между А и В;
  2. 10 + 5 = 15 (км/ч ) скорость сближения
  3. 60:15 = 4 (ч).

Ответ: через 4 часа встретятся.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика,5 класс.Конспект урока по теме"Задачи на движение"

Конспект урока математики в 5 классе по теме "Задачи на движение" с учетом требований ФГОС ....

Конспект урока по математике "Задачи на движение по реке"

Урок по математике. Задачи на движение по реке. Самоанализ урока....

Конспект урока по теме «Задачи на движение»

Цель урока:- формировать умения записывать условие задачи в виде краткой записи и с помощью обозначений, формировать навык применения полученных знаний в жизненных ситуациях;- содействовать совершенст...

Подготовка к ОГЭ. Конспект урока "Решение текстовых задач на движение".

Разработка урока «Решение текстовых задач» (ОГЭ  по математике: задачи на движение)...

Конспект урока по теме Задачи на расчёт скорости движения в 6 классе коррекционной школы 8 вида

Конспект урока по теме Задачи на расчёт скорости движения в 6 классе коррекционной школы 8 вида....

Конспект урока алгебры "Решение задач на движение с помощью уравнений"

Тема урока: «Решение задач с помощью уравнений»(математическая и читательская грамотность)Цель: содержательная: научиться составлять уравнения по условию задачи и решать их.деятельностная:...

Конспект урока по математике "Задачи на движение"

Течнологическая карта урока по математике в 5 классе....