Конспект урока в 9 классе "Квадратные уравнения"
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

В конспект урока включены методы введения формул квадратного уравнения, материала о выделении полного квадрата. Различны формы урока: объяснение, самосточтельнеое изучение материала, тестирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_kvadratnye_uravneniya.zip12.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 9 классе. Алгебра.         Наумова Н.И.

Тема: Решение квадратных уравнений. Способы решения.

Цель: 1.Актуализировать знания учащихся по изучаемой теме «Решение квадратных    

            уравнений».

           2.Содействовать формированию познавательной деятельности учащихся в

            обобщение способов решения квадратных уравнений.

           3.Способствовать формированию умения выделить главное в изучаемой теме,

            наиболее общее и существенное в способах решения квадратных уравнений.

           4.Содействовать умению осуществлять самоконтроль и самокоррекцию.

Задачи урока: 1.Обобщить изученные способы решения квадратных уравнений.

                         2.Систематизировать знания учащихся в умении решать квадратные

                         уравнения разными способами.

                         3.Проверить полученные знания средствами информатизации и

                          осуществить самоконтроль.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков средствами

              информатизации.

 Организационный момент:

  1. Объявление темы и целей урока.
  2. Презентация: «Решение квадратных уравнений. Способы решения».

Задачи урока:

Информация о квадратных уравнениях:

Квадратные уравнения – это основа, фундамент, на котором покоится величественное здание – алгебра. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных уравнений, с которыми вам предстоит познакомиться в старших классах.

        На уроке мы с вами поговорим лишь о некоторых способах решения квадратных уравнений.

  1. /Учащиеся называют способы, на экране выплывают соответственно изученные способы./
  1. Решение квадратных уравнений по формуле.
  2. Решение квадратных уравнений с использованием теоремы Виета.
  3. Разложение на множители.
  4. Выделение полного квадрата.
  5. Графическое решение квадратных уравнений.

  1. 1) Решение квадратных уравнений по формулам:

Квадратное уравнение ах²+вх+с=0, а≠0, умножим обе части уравнения на 4а и имеем: 4а²х²+4авх+4ас=0

           ((2ах)²+2ах2в+в²)-в²+4ас=0

           (2ах+в)²= в²-4ас

            2ах+с=±√ в²-4ас

            2ах=-в±√ в²-4ас

            х= -в±√ в²-4ас

                      2а                ; в²-4ас=D – дискриминант.

      2) От знака дискриминанта D зависит количество корней.

D > 0, - 2 корня

D = 0, - 1 корень

D < 0, - корней нет.

       3) А теперь проверим свои знания в решении уравнений.

Решим уравнения:                                Варианты ответов:

а) 4х²+7х+3=0,                                а) -¾; -1; б) 1; ¾; в) 4; 3

б) 4х²+20х+25=0,                                а) 0; 5; б) -2,5; в) корней нет

в) х²-6х-40=0                                а) 8; 5; б) 5,6; в) -4; 10.

        4) Проверь себя:

а) верно;  б) подумай;  в) торопишься;

а) подумай;  б) верно;  в) торопишься;

а) торопишься;  б) подумай;  в) верно.

5. 1) Решение уравнений с использованием теоремы Виета. Как известно, приведенное квадратное уравнение имеет вид х²+рх+q=0, его корни удовлетворяют теореме Виета, которая при а=1 имеет вид  х1х2=q,

                                     х12= -р.

     2) По коэффициентам р и q можно определить знаки корней.

а) Если q > 0, то уравнение имеет 2 одинаковых по знаку корня и это зависит от коэффициента р.

    Если р > 0, то оба корня отрицательны:

х²+8х+7=0, т.к. р=8, q=7, то х1= -7; х2= -1.

    Если р< 0, то  оба корня положительны:

х²-3х+2=0, т.к. р= -3, q=2, то х1=1, х2=2.

б) Если q < 0, то уравнение имеет два разных по знаку корня, причем больший по модулю корень имеет положительный знак, если р < 0, х²-8х-9=0, т.к. р= -8, q= -9, то х1=9, х2= -1, и отрицательный знак, если р > 0, х²+4х-5=0, т.к. р=4, q= -5, то х1= -5, х2=1.

      3) Не решая уравнения, определить знаки его корней. /Устная работа/

1) х²-2х-15=0,        1) (+; -)        (5; -3)

2) х²+2х-8=0,        2) (+; -)        ( -4;2)

3) х²-12х+35=0,        3) (+;+)        (5;7)

4) 3х²+14х+16=0,        4) ( -; -)        

5) х²-5х+6=0,        5) (+;+)        (2;3)

6) х²-2х+1=0,         6) (+;+)        (1)

6. Следующий способ: Разложение квадратного уравнения на множители по формуле а(х-х1)(х-х2), где х1 и х2 - корни

а) х²+10х-24=0,

    х²+12х-2х-24=х(х+12)-2(х+12)=(х-2)(х+12)=0 => х1=2, х2= -12

б)6х²+х2=0

   6х²+х2=6х²+4х-3х-²2=(6х²-3х)+(4х-2)=3х(2х-1)+2(2х-1)=(2х-1)(3х+2)=0 =>х1=1/2; х2=-2/3.

7.Самостоятельная работа/выполнение в тетради с последующей взаимопроверкой/.

   Разложить на множители.

   4х²+7х-2=0              х²-4х+4=0

   х²+2х-8=0                х²+4х+4=0

   х²-3х=0                    6х²-7х+2=0

   х²-81=0                    х²-3х+2=0.

8.Метод выделения полного квадрата.

  Уравнение х²+6х-7=0 решим ,выделив полный квадрат.

   х²+6х-7=х²+2х3+9-9-7=(х+3)-16=0

      т.е. (х+3)=16       х+3=4 или х+3=-4

                                   х1=1           х2=-7.

9.Графический способ решения квадратных уравнений.

    1.Приведённое квадратное уравнение х²+рх+g=0

    2.Перепишем его так: х²=-рх-g.

    3.Построим графики зависимости у=х² и у=-рх-g.

    4.График первой зависимости – парабола.

    5.График второй зависимости – прямая.

    6.Найдём точки пересечения параболы и прямой. Абсциссы точек пересечения

     являются корнями квадратного уравнения.

 Решим графически уравнение :4х²-12х-8=0.

 Построим параболу у=х² и прямую у=3х+2.

10.Решим графически уравнение х²-2х-3=0

    х²=2х+3 ,у=х²-парабола, у=2х+3- прямая.

Строим прямую по двум точкам: А(-1,5;0) и В(0;3).

Парабола и прямая пересекутся  в 2 точках с абсциссами  х1=-1 и х2=3.

/Графики представлены для рассмотрения./

11. Какова же связь квадратичной функции и квадратного уравнения?

     Квадратичная функция.

  Решая квадратное уравнение, мы  находим нули функции ,т.е. квадратичную функцию

приравниваем 0 и решаем уравнение f(х)=0.

Действительно, корни этого уравнения являются нулями функции у=f(х).

12. Определить нули функции, если они есть: у=х²+4х-5.

       У=0; х²+4х-5=0.

   Строим график функции и определяем абсциссы  точек, в которых  график этой функции либо пересекут ось абсцисс, либо касается её, либо не имеет общих точек. При определении нулей функции в первую очередь определяем знак D и знак коэффициента  а.

 13.Тестовое задание:       

      Определись в своих знаниях и проверь свои умения.

Какой из приведённых на рисунке графиков квадратичной функции  у=ах²+вх+с соответствует данному условию:    1)D >0, а > 0                                                

  1. D>0,  а < 0    
  2. D <0,  а > 0

                                                            4)        D<0,  а < 0

         5)D=0,  а > 0.

/Даны графики функций /

 Верные варианты ответов: 1(1), 2(5), 3(6), 4(2), 5(4).

/Инструкция по самооценке: подсчитать верные ответы без ошибок-5,

            с 1 ошибкой -4, и т. д./

14.Задание на дом: № 163, 187, 188.

15.Заключение:

    Знание способов решения квадратных уравнений и умение работать с графиками поможет нам в дальнейшем при решении неравенств  второй степени с одной переменной и решение систем квадратных уравнений.

  Рефлексия: Чем мы занимались на уроке? Что нового узнали? Что вам понравилось?

    Что полезное возьмёте себе на вооружение при дальнейшем изучении тем, связанных с функциями и уравнениями?

16.Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Решение квадратных уравнений»

Тема и номер урока в теме: Решение квадратных уравнений, 1 урок Базовый учебник: Алгебра, 8 класс, Ш.А.Алимов, М., «Просвещение», 2009 год Цель урока: открытие учениками совместно с учителем...

Конспект урока. Тема: "Решение уравнений высших степеней" 8 класс

Полное описание урока. Как решать уравнения выше второго порядка? Есть ли алгоритм решения? На эти и другие вопросы отвечает данный материал....

Конспект урока "Решение иррациональных уравнений методом замены переменных"

Представлен конспект урока по  теме: «Решение иррациональных уравнений методом замены переменных». Основная цель данного урока познакомить учащихся с решением иррациональных уравнений...

Конспект урока по математике. "Уравнение". 5 класс.

Урок по теме "Уравнение" - урок обощения и систематизации знаний....

План - конспект урока "Решение квадратных уравнений"

Предаставлен план-конспект урока объясгнения нового материала с использованием ЭОР и ИКТ и презентация ....

Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."

Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."...